Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 23.05.2017 N Ф09-2122/17 ПО ДЕЛУ N А60-32660/2016

Требование: О признании недействительным решения о корректировке таможенной стоимости товаров.

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обстоятельства: Таможенный орган определил цену ввозимых товаров по резервному методу ввиду неподтвержденности заявленной стоимости товаров по цене сделки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2017 г. N Ф09-2122/17

Дело N А60-32660/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Вдовина Ю.В., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Импорт Трейд" (далее - ООО "Импорт Трейд", общество, декларант) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.10.2016 по делу N А60-32660/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Фикс-Маркет" (новое наименование ООО "Импорт Трейд") - Цыпляев Г.И. (доверенность от 23.01.2016 N 5), Чащухина А.Ю. (доверенность от 01.12.2016 N 25);
- Екатеринбургской таможни - Кутищева Е.А. (доверенность от 22.12.2016 N 4), Курлис О.Э. (доверенность от 11.01.2017 N 31).

ООО "Импорт Трейд" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Екатеринбургской таможне о признании недействительным решения от 11.04.16 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации 10502110/290216/0007739.
Решением суда от 24.10.2016 (судья Водолазская С.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 (судьи Трефилова Е.М., Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы указывает на то, что им были предоставлены все документы, которые влияют на таможенную стоимость товара: контракт, дополнения к нему, инвойс, упаковочный лист, коносамент и т.д.; данные документы таможенным органом не опровергнуты, не признаны недействительными или подложными; таможенным органом при корректировке таможенной стоимости товаров нарушены требования п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18).
По мнению общества, указание в экспортной декларации средней стоимости за единицу товаров (вместо поартикульной) одного кода ТН ВЭД - это сложившаяся практика заполнения деклараций на товары в КНР.
Заявитель жалобы считает, что противоречий в условиях поставки товара нет.
Общество считает, что судом неправомерно отклонено ходатайство об истребовании у таможенного органа доказательств (копий деклараций на товары).
Заявитель жалобы полагает, что судом по надуманным причинам отклонена ссылка общества на предоставленные декларации в количестве 8 штук, которые однозначно свидетельствуют об одинаковом уровне цен на товары, указанные в ДТ 10502110/290216/0007739.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между компанией "HEBEI LONGSHENG METALS AND MINERALS CO. LTD. CHINA" (Китай) (далее - продавец) и ООО "Импорт Трейд" (покупатель) заключен внешнеторговый контракт от 31.07.2015 (далее - контракт), во исполнение которого обществу поставлен товар различных наименований, а именно - крепежные изделия (болты, шайбы) в соответствии с Инвойсом от 20.01.2016 N 1515657 НХ.
В целях таможенного оформления ввезенного товара обществом на Екатеринбургский таможенный пост (ЦЭД) Екатеринбургской таможни 29.02.2016 подана таможенная декларация на товары (ДТ) N 10502110/290216/0007739.
В графе 22 ДТ N 10502110/290216/0007739 валюта и общая стоимость товара определена 14482,65 долларов США.
Таможенная стоимость товара определена декларантом по основному методу - цене сделки с ввозимыми товарами.
В ходе таможенного контроля по указанной ДТ с использованием системы управлениями рисками таможенным органом были выявлены признаки недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.
Таможенным органом была проведена дополнительная проверка, в ходе которой обществу было предложено представить дополнительные документы, подтверждающие заявленную стоимость товара.
По результатам проверки таможенным органом был сделан вывод о том, что декларантом не подтверждена обоснованность применения заявленной стоимости товаров по цене сделки, и не доказано, что продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено, в связи с чем заинтересованным лицом было принято решение от 11.04.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров и определении таможенной стоимости по шестому (резервному методу), установленному ст. 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).
Не согласившись с названным решением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия основания для принятия оспариваемых решений.
Таможенная стоимость ввозимого товара определена обществом по первому методу определения таможенной стоимости в соответствии со ст. 4 Соглашения.
Поскольку документы, представленные декларантом в ходе таможенного декларирования, а также в ходе проведения дополнительной проверки содержали противоречивые сведения, сведения о таможенной стоимости не были основаны на документально подтвержденной информации, в связи с чем у таможенного органа имелись основания для корректировки таможенной стоимости товара.
Таможенный орган применил шестой метод определения таможенной стоимости товаров, исходив из информации, имеющейся в базе данных ФТС России, обосновав при этом невозможность применения иных методов.
По данным анализа АС "КТС" таможенным органом установлено, что товары, отвечающие признакам идентичности (физические характеристики, качество и репутация, страна происхождения, производитель), однородности (схожие компоненты, качество, репутация и наличие товарного знака, страна происхождения, производитель, выполнение тех же функций и коммерческая взаимозаменяемость), за период с не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров по ФТС России не оформлялись, что исключает возможность применения метода по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) в соответствии со статьями 6, 7 Соглашения.
Невозможность применения четвертого и пятого метода обосновано отсутствием в таможенном органе сведений, необходимых для их применения.
Согласно ч. 1 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом (ч. 3 ст. 64 ТК ТС).
В соответствии со ст. 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с гл. 27 ТК ТС (п. 1). Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (п. 2). Сведения, указанные в п. 2 этой статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей (п. 3).
Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввезенных на территорию Таможенного союза, установлен Соглашением.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 2 указанного Соглашения, основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст. 4 названного Соглашения. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст. 6 и 7 этого Соглашения, применяемыми последовательно. При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со ст. 6 и 7 Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Таможенного союза (ст. 8 Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со ст. 9 Соглашения. Декларант (таможенный представитель) имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров. В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со ст. 10 Соглашения, в соответствии с которой таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения. Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии со ст. 10 Соглашения, являются теми же, что и предусмотренные в ст. 4, 6 - 9 Соглашения, однако, при определении таможенной стоимости в соответствии с этой статьей допускается гибкость при их применении. В частности, допускается следующее: для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров за основу может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые (ввозимые) товары; при определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров на основе стоимости сделки с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных ст. 6 или 7 Соглашения требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть проданы для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезены на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (возимых) товаров для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров за основу может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных им товаров, определенная в соответствии со статьями 8 и 9; при определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров в соответствии со ст. 8 Соглашения допускается отклонение от установленного п. 3 ст. 8 настоящего Соглашения срока в 90 дней).
Исходя из этих положений, таможенная стоимость товара определяется путем применения одного из следующих методов: 1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; 2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами; 3) метода по стоимости сделки с однородными товарами; 4) метода вычитания; 5) метода сложения; 6) резервного метода.
Таможенная стоимость товара и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (п. 3 ст. 2 Соглашения, п. 4 ст. 65 ТК ТС).
Пунктом 1 ст. 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения, при выполнении следующих условий: 1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов Таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; 2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; 3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления; 4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 этой статьи.
Порядок декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, установлен приложением N 1 к названному Порядку.
На основании ст. 66 ТК ТС таможенный орган в рамках проведения таможенного контроля имеет право на осуществление контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, в соответствии со ст. 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров или решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 1 ст. 68 ТК ТС, решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 69 ТК ТС, в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы. До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. п. 1, 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза", при применении п. 4 ст. 65 ТК ТС, в силу которого таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом информации. При рассмотрении в суде спора, касающегося определения таможенной стоимости товара, таможенным органом могут быть представлены доказательства недостоверности указанной информации. Эти доказательства, как и доказательства, представленные декларантом, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу ст. 69 ТК ТС таможенный орган, осуществляя контроль таможенной стоимости товаров, вправе истребовать дополнительные документы и при наличии оснований корректировать таможенную стоимость, а декларант вправе доказывать правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости путем представления, помимо запрашиваемых, иных документов и сведений, судам необходимо исходить из того, что по общему правилу сбор и раскрытие доказательств осуществляются как таможенным органом, так и декларантом на стадии таможенного контроля до принятия соответствующего решения.
Исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды признали, что заявленные обществом сведения не основываются на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Основанием для корректировки стоимости товара в данном случае является отсутствие документального подтверждения заявленных сведений, наличие признаков зависимости продажи и цены сделки от условий, влияние которых не может быть количественно определено.
Судами установлено расхождение в указанных декларантом условиях поставки товара с условиями, установленными контрактом; в инвойсе от 20.01.2016 N 1515657НХ цены на товары были изменены в сторону уменьшения по всем ввозимым товарам, что противоречит условиям контракта. При этом изначальная контрактная цена товаров по ДТ N 10502110/290216/0007739 была уже установлена проформой-инвойсом N 1515657НХ от 30.11.2015 ниже стоимости идентичных товаров тех же артикулов, ввозимых обществом в рамках того же контракта по ДТ N 10502110/121115/0023070. При этом обществом без объяснения причин не были представлены документы об оприходовании товаров (карточка счета 41 и приходный ордер, карточка с проводкой на счет 90 по предыдущим поставкам идентичных товаров), т.е. не подтвержден учет товара по заявленным в декларации ценам.
В качестве основы для определения таможенной стоимости товаров, поступивших в адрес общества, таможенным органом использована информация о стоимости товаров, отвечающих критериям однородности. Аналоги, взятые за основу при корректировке таможенной стоимости товаров, отвечает всем критериям однородности товара, и применены таможенным органом в рамках положений статьи 10 Соглашения.
Поскольку документы, представленные декларантом в ходе таможенного декларирования и проведения дополнительной проверки содержат противоречивые сведения и несопоставимы между собой, таможенная стоимость определена таможней на основании информации о стоимости товаров, отвечающих критериям однородности (по стране происхождения товаров, по их количеству, по схожести характеристик, по материалу изготовления, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, по качеству, репутации и наличии товарного знака).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций признав, что оспариваемое решение не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя, обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки утверждению заявителя жалобы, выводы судов основаны на совокупной оценке всех представленных в материалы дела доказательств, что соответствует положениям ст. 64, 71, 168, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка общества на не принятие судом первой инстанции предоставленных им деклараций в количестве 8 шт., которые, по мнению заявителя, однозначно свидетельствуют об одинаковом уровне цен на товары, указанные в ДТ N 10502110/290216/0007739 отклоняется, поскольку данные документы на момент проверки в таможенный орган в отсутствие объективных причин представлены не были, кроме того, из данных деклараций невозможно однозначно установить, что товар поставлялся на тех же условиях.
Суд кассационной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований и возражений, судами правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции в силу предоставленных ему полномочий не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.10.2016 по делу N А60-32660/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ИМПОРТ ТРЕЙД" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Д.В.ЖАВОРОНКОВ

Судьи
Ю.В.ВДОВИН
Т.П.ЯЩЕНОК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)