Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2016 N 15АП-13855/2016 ПО ДЕЛУ N А32-47245/2015

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2016 г. N 15АП-13855/2016

Дело N А32-47245/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
при участии:
от ООО "Фрутини": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Краснодарской таможни: представитель по доверенности от 29.12.2015 - Гришко Н.В., удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2016
по делу N А32-47245/2015,
принятое судьей Хахалевой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрутини"

к Краснодарской таможне (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238)
о взыскании процентов за несвоевременный возврат незаконно начисленных и взысканных таможенных платежей

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фрутини" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня) о процентов за несвоевременный возврат незаконно начисленных и взысканных таможенных платежей по ДТ N N 10309180/151212/0001805, 10309180/261212/0001882, 10309180/180413/0000441, 10309180/250413/0000493, 10309180/201213/0001815, 10309180/221213/0001856, 10309180/271213/0001914, 10309180/291213/0001947 в сумме 121 810 рублей 68 копеек.
Заявленные требования мотивированы нарушением таможней положений статьи 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2016 с Краснодарской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фрутини" взысканы проценты за несвоевременный возврат незаконно начисленных и взысканных таможенных платежей по ДТ N N 10309180/151212/0001805, 10309180/261212/0001882, 10309180/180413/0000441, 10309180/250413/0000493, 10309180/201213/0001815, 10309180/221213/0001856, 10309180/271213/0001914, 10309180/291213/0001947 в общей сумме 121 810 рублей 68 копеек.
Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2016 отменить. В апелляционной жалобе таможня указала, что действия Краснодарской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров обществом не обжаловались, решение о корректировке таможенной стоимости, повлекшее уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей в порядке ведомственного контроля не принималось, с отдельным заявлением, вне рамок заявления о возврате, общество не обращалось. Таможня считает, что действия по возврату излишне уплаченных таможенных платежей (на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-29539/2014) произведены в установленные законодательством сроки. Срок возврата платежей по заявлению ООО "Фрутини" от 25.07.2014 не нарушен, поскольку у таможенного органа отсутствовали основания для возврата.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражало на доводы апелляционной жалобы, настаивало на законности вынесенного судом первой инстанции решения.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Фрутини". Представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Фрутини" (покупателем) и фирмой "BATMAN DIS TIC. LTD.STI" (Турция) (продавцом) был заключен контракт от 27.08.2012 N 3 на поставку товаров.
Обществом по ДТ N N 10309180/151212/0001805, 10309180/261212/0001882, 10309180/180413/0000441, 10309180/250413/0000493, 10309180/201213/0001815, 10309180/221213/0001856, 10309180/271213/0001914, 10309180/291213/0001947 в Краснодарской таможне были задекларированы: мандарины Сатусума свежие для употребления в пищу, гранаты свежие для употребления в пищу, томаты свежие для употребления в пищу. Указанный товар поставлялся в рамках вышеуказанного контракта на условиях "Инкотермс 2000".
Таможенным органом были вынесены решения о корректировке таможенной стоимости, в связи с более низкими ценами декларируемых товаров по сравнению с ценами на подобные товары по данным систем оперативного мониторинга, выявлением с использованием систем управления рисками недостоверного декларирования таможенной стоимости товара, а также непредставлением дополнительно запрошенных документов.
В результате корректировки таможенной стоимости товаров Краснодарской таможней были излишне взысканы таможенные пошлины и налоги по ДТ N 10309180/151212/0001805 в размере 84215,38 рублей, по ДТ N 10309180/261212/0001882 в размере 121116,12 рублей, по ДТ N 10309180/180413/0000441 в размере 113470,24 рублей, по ДТ N 10309180/250413/0000493 в размере 96399,41 рублей, по ДТ N 10309180/201213/0001815 в размере 59897,63 рублей, по ДТ N 10309180/221213/0001856 в размере 63504,00 рубля, по ДТ N 10309180/271213/0001914 в размере 270825,58 рублей, по ДТ N 10309180/291213/0001947 в размере 99304,85 рублей.
ООО "Фрутини" обратилось в Краснодарскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, считая незаконными принятые Краснодарской таможней решения о корректировке таможенной стоимости в отношении товаров, оформленных по ДТ N N 10309180/151212/0001805, 10309180/261212/0001882, 10309180/180413/0000441, 10309180/250413/0000493, 10309180/201213/0001815, 10309180/221213/0001856, 10309180/271213/0001914, 10309180/291213/0001947.
Краснодарская таможня отказала в рассмотрении данного заявления, о чем известила ООО "Фрутини" письмом N 20.4-04/18563 от 29.07.2014.
Общество с ограниченной ответственностью "Фрутини" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Краснодарской таможни по возврату излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N N 10309180/151212/0001805, 10309180/261212/0001882, 10309180/180413/0000441, 10309180/250413/0000493, 10309180/201213/0001815, 10309180/221213/0001856, 10309180/271213/0001914, 10309180/291213/0001947, выразившегося в отказе в рассмотрении заявления от 25.07.2014, а также обязании Краснодарскую таможню осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/151212/0001805 в размере 84215,38 рублей, по ДТ N 10309180/261212/0001882 в размере 121116,12 рублей, по ДТ N 10309180/180413/0000441 в размере 113470,24 рублей, по ДТ N 10309180/250413/0000493 в размере 96399,41 рублей, по ДТ N 10309180/201213/0001815 в размере 59897,63 рублей, по ДТ N 10309180/221213/0001856 в размере 63504,00 рубля, по ДТ N 10309180/271213/0001914 в размере 270825,58 рублей, по ДТ N 10309180/291213/0001947 в размере 99304,85 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2014 по делу N А32-29539/2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.06.2015, требования юридического лица удовлетворены.
Излишне взысканные таможенные платежи были возвращены юридическому лицу таможенным органом согласно платежным поручениям от 16.04.2015 N 855, от 16.04.2015 N 476.
Поскольку фактический возврат излишне уплаченных таможенных платежей был произведен без выплаты процентов, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с таможенного органа процентов в сумме 121 810 рублей 68 копеек.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
На основании пункта 1 статьи 129 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ (далее - Закон N 311-ФЗ) возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Оценка сумм таможенных платежей как излишне уплаченных или излишне взысканных должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение обязанности, признанной в последующем отсутствующей - производилась ли уплата на основании декларации, в которой спорная сумма таможенных платежей была исчислена декларантом самостоятельно, либо на основании решения, принятого таможенным органом по результатам проверки достоверности заявленных сведений о товаре.
При этом способ исполнения указанной обязанности (самостоятельно декларантом либо путем осуществления таможенным органом мер по принудительному взысканию) правового значения не имеет.
Излишняя уплата, как правило, имеет место, когда декларант, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму таможенных платежей самостоятельно, т.е. без участия таможенного органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Сам факт самостоятельного исполнения декларантом решения о корректировке таможенной стоимости в целях выпуска товара не является основанием для оценки таможенных платежей как излишне уплаченных.
Общество, самостоятельно перечисляя денежные средства в счет уплаты таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, будучи несогласным с этим решением и обжалуя его в суд, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате таможенных платежей.
В силу пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 названного Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Следовательно, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне взысканных таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2014 по делу N А32-29539/2014 признано недействительным решение Краснодарской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ТД N N 10309180/151212/0001805, 10309180/261212/0001882, 10309180/180413/0000441, 10309180/250413/0000493, 10309180/201213/0001815, 10309180/221213/0001856, 10309180/271213/0001914, 10309180/291213/0001947, в связи с чем, данное обстоятельство в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Таможня платежными поручениями от 16.04.2015 N 855, от 16.04.2015 N 476 перечислила на расчетный счет общества, излишне уплаченные таможенные платежи по ДТ N 10309180/151212/0001805, 10309180/261212/0001882, 10309180/180413/0000441, 10309180/250413/0000493, 10309180/201213/0001815, 10309180/221213/0001856, 10309180/271213/0001914, 10309180/291213/0001947.
В данном случае право заявителя на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Иное толкование не отвечает основам таможенного регулирования.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Письмом от 30.03.2012 N 01-11/15247 Федеральной Таможенной службы было указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366.
Определением Верховного Суда РФ от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912 осуществлено толкование норм права в связи с рассмотрением конкретного дела и в целях обеспечения единообразного их понимания и применения арбитражными судами в отношении всех дел со схожими фактическими обстоятельствами.
Верховный Суд РФ установил, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона 8 о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Расчет процентов проверен судом апелляционной инстанции, признан арифметически верным.
Таким образом, требования общества о взыскании с Краснодарской таможни процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных денежных средств в сумме 121 810 рублей 68 копеек являются законными, обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы судом признаются несостоятельными и отклоняются.
Независимо от соблюдения таможней срока рассмотрения заявления о возврате, таможенные платежи являются незаконно взысканными с момента получения ими статуса списанных в счет незаконной корректировки.
Судебная коллегия при изложенных обстоятельствах, считает возможным оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалами дела подтверждается, что взыскание денежных средств с таможенного органа за нарушение срока возврата излишне взысканных денежных средств произведено обоснованно.
Доводы жалобы судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании норм права, сводящиеся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2016 по делу N А32-47245/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)