Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.07.2016 N 09АП-24833/2016 ПО ДЕЛУ N А40-7638/16

Разделы:
Вывоз (экспорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2016 г. N 09АП-24833/2016

Дело N А40-7638/16

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей Мухина С.М., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2016 по делу N А40-7638/16, принятое судьей Блинниковой И.А. (шифр судьи 120-43)
по заявлению 1) ООО "Нома Петролиум"; 2) ООО "Даэрс-финанс"
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконным решение от 25.12.2015 N 10006000/400/251215/Т0031/000, о признании недействительным акт от 25.12.2015 камеральной таможенной проверки N 10006000/400/251215/А0031, на основании которого принято обжалуемое решение, о признании незаконным требование об уплате таможенных платежей от 13.01.2016 г. N 1/2,
при участии:
- от заявителя: 1) Василевич А.А. по дов. от 02.11.2015, 2) Грушенков К.Н. по дов. от 11.01.2016;
- от заинтересованного лица: Вольвач И.В. по дов. от 11.01.2016, Шахназарян Л.Ф. по дов. от 11.01.2016;

- установил:

ООО "Нома Петролиум" и ООО "Даэрс-финанс" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными требования Центральной энергетической таможни (далее - таможенный орган, ответчик) от 13.01.2016 N 1/2, о признании незаконным решение от 25.12.2015 N 10006000/400/251215/Т0031/000, о признании недействительным акт от 25.12.2015 камеральной таможенной проверки N 10006000/400/251215/А0031, на основании которого принято обжалуемое решение.
Решением суда от 30.03.2016 заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал незаконным решение от 25.12.2015 N 10006000/400/251215/Т0031/000, признал незаконным требование об уплате таможенных платежей от 13.01.2016 N 1/2. В части признания недействительным акта камеральной таможенной проверки от 25.12.2015 N 10006000/400/251215/А0031 производство по делу прекратил.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель возражал против изложенных в жалобе доводов, представил отзыв на жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 15.01.2016 Центральная энергетическая таможня в порядке части 4 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" направила таможенному представителю ООО "Даэрс-финанс" требование об уплате таможенных платежей от 13.01.2016 N 1/2 (исх. N 01-21/209 от 15.01.2016) в связи с нарушением положений и требований статей 176, 181, 183, 188 Таможенного кодекса Таможенного союза при перемещении через таможенную границу товаров, заявленных в таможенной декларации 10006021/300515/0002683.
В обоснование заявленного требования Центральная энергетическая таможня в пункте 4 апелляционной жалобы дословно приводит содержание страниц 4, 5, б, 8, 9 акта камеральной таможенной проверки N 10006000/400/251215/А0031 от 25.12.2015, который был исследован в судебном заседании Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-7638/2016-120-43.
В апелляционной жалобе, равно как в акте камеральной таможенной проверки N Ю006000/400/251215/А0031 от 25.12.2015 Центральная энергетическая таможня сознательно подменяет понятия "товар, подлежащий таможенному декларированию, декларируемый товар" и "фактически вывезенный товар".
В соответствии со статьей 163 Таможенного кодекса Таможенного союза для убытия с таможенной территории Таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного союза, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом Таможенного союза. Таким образом, вывозу товаров Таможенного союза/российских товаров с таможенной территории Таможенного союза должно предшествовать таможенное декларирование данных товаров и принятие компетентным таможенным органом решения о выпуске товаров в соответствии заявленной таможенной процедурой.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в декларации на товары указываются, в том числе в кодированном виде, помимо прочих, сведения о количестве товаров в килограммах (вес брутто и вес нетто) и других единицах измерения. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых в отношении декларируемых товаров заполнена таможенная декларация, к которым помимо прочих относятся документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; транспортные (перевозочные) документы (подпункты 2, 3 пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза). Пунктом 3 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза - после выпуска товаров.
Особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в случае, если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования, установлены статьей 194 Таможенного кодекса Таможенного союза. Порядок таможенного декларирования товаров путем подачи неполной декларации на товары установлен статьей 212 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, также говорится о декларируемом товаре, в частности в соответствии с Порядком заполнения ДТ на товары, вывозимые с таможенной территории (раздел III Инструкции) при декларировании товаров, помимо прочих, в таможенной процедуре экспорта в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также грузовых местах.
В соответствии с Порядком заполнения ДТ на товары, вывозимые с таможенной территории (раздел III Инструкции) при декларировании товаров, помимо прочих, в таможенной процедуре экспорта в графе 35 декларации на товары указывается в килограммах масса "брутто" товара, сведения о котором указываются в графе 31 ДТ, в графе 38 указывается в килограмма масса "нетто" декларируемого товара, в том числе для товара, перемещаемого без упаковки (насыпом, наливом, навалом), - общая масса товара.
В соответствии с Порядком заполнения ДТ на товары, вывозимые с таможенной территории (раздел III Инструкции) при декларировании товаров, помимо прочих, в таможенной процедуре экспорта в графе 42 декларации на товары указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ, в том числе указывается признак, подтверждающий представление либо непредставление документа при подаче ДТ, порядок внесения записи об обязательстве декларанта представить недостающие документы с указанием даты, а также указываются, помимо прочих, номера (регистрационные номера) и даты (при наличии дат) транспортных (перевозочных) документов, по которым будет осуществляться международная перевозка), номер и дата документа, подтверждающего совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки, номера и даты коммерческих документов, имеющихся в декларанта (счет на оплату и поставку товаров, счет-фактура (инвойс), счет-проформа (проформа-инвойс) и др.).
Что касается вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, то в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 164 Таможенного кодекса Таможенного союза товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории Таможенного союза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру. Товары Таможенного союза могут быть вывезены с таможенной территории Таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров. В соответствии с Порядком подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 330, при убытии товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза таможенному органу места убытия представляются, помимо прочих, транспортные (перевозочные) документы на товары, вывозимые с таможенной территории Евразийского экономического союза.
При убытии (фактическом вывозе) товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза коммерческие документы (счет на оплату и поставку товаров, счет-фактура (инвойс), счет-проформа (проформа-инвойс) таможенному органу не представляются. Аналогичные требования установлены Порядком действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденным Приказом ФТС России от 18.12.2006 N 1327, в соответствии с которым для подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации таможенному органу представляются, помимо прочих, таможенная декларация или ее копия, заверенная в установленном порядке, и экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копии, заверенной в установленном порядке, на основании которого товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации. Данным Порядком представление таможенному органу коммерческих документов (счета на оплату и поставку товаров, счеты-фактуры (инвойса), счета - проформы (проформы-инвойса) не предусмотрено.
30.05.2015 таможенным представителем ООО "Даэрс-финанс" от имени и по поручению декларанта ООО "Нома петролиум" в соответствии со статьей 212 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311 - ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Южному энергетическому таможенному посту Центральной энергетической таможни была подана неполная декларация на товары. На особенности таможенного декларирования товара таможенным представителем ООО "Даэрс-финанс" было указано графе 7 декларации на товары.
В данной таможенной декларации таможенному органу были заявлены сведения о вывозимом в соответствии с договором международной купли-продажи товаров от 20.05.2015 г. N 150520/01 российском товаре: тяжелые дистилляты, топлива жидкие для прочих целей, мазуты (прямогонный мазут топочной марки М-40) производства ООО "Славянск-ЭКО", код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 196 40 1, всего 23 000 тонн нетто, стоимостью 7 860 250 долларов США. Необходимые для исчисления вывозной таможенной пошлины сведения о количестве товара в графах 35, 38 неполной декларации на товары были заявлены на основании коммерческого счета N КО-150520/01-01 от 26.05.2015, представленного таможенному органу при подаче данной неполной декларации на товары. В отношении транспортных (перевозочных) документов в графе 44 неполной декларации на товары была внесена запись об обязательстве их представления до 13.07.2015. В день подачи неполная декларация на товары была зарегистрирована Южным энергетическим таможенным постом Центральной энергетической таможни (присвоен регистрационный номер N 10006021/300515/0002683) и выпущена в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта.
Судом первой инстанции правомерно признаны необоснованными выводы Центральной энергетической таможни, изложенные в акте камеральной таможенной проверки N 10006000/400/25215/А0031 от 25.12.2015, решении по результатам таможенной проверки N 10006000/400/251215/Т0031/000 от 25.12.2015, о нарушении ООО "Нома петролиум" положений и требований статей 181, 183, 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций", а также несоблюдения условий подачи неполной декларации на товары, установленных статьей 212 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 - ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований в апелляционной жалобе Центральная энергетическая таможня указала, что при подаче неполной декларации на товары N 10006021/300515/0002683 вывозная таможенная пошлина была исчислена и уплачена по ставке, действующей на 30.05.2015, - 88,5 долларов США за тонну, однако в связи с тем, что датой погрузки части заявленного в неполной таможенной декларации N 10006021/300515/0002683 товара в количестве 13 840,23 тонн на борт танкера "ЗЕАМЕКСИКУ" и фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза является 04.06.2015 исчисление и уплата вывозной таможенной пошлины в отношении данной части должно быть произведено по ставке, действующей на 4 июня 2015 года - 109,7 долларов США за тонну. По мнению Центральной энергетической таможни, данное требование установлено пунктом 4 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Данный довод апелляционной жалобе незаконен в силу прямого противоречия таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле, Центральная энергетическая таможня сознательно вводит суд в заблуждение.
К отношениям в связи с подачей неполной декларации на товары, регулируемым статьей 212 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", не применяются отношения в связи с временным периодическим таможенным декларированием вывозимых товаров Таможенного союза, регулируемым статьей 214 данного Федерального закона.
В решении от 30.03.2016 по делу N А40-7638/2016-120-43 Арбитражный суд г. Москвы обоснованно указал, что с учетом того, что регистрация таможенным органом неполной таможенной декларации N 10006021/300515/0002683 не была отменена, в рассматриваемом случае применению подлежат положения пункта 1 статьи 77 и/или пунктов 4, 5 статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза, в соответствии с которыми сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру, меры таможенно-тарифного регулирования применяются не на день фактического пересечения товарами таможенной границы 4 июня 2015 года, а на день регистрации таможенным органом неполной декларации на товары N 10006021/300515/0002683-30.05.2015.
В решении от 30.03.2016 по делу N А40-7638/2016-120-43 Арбитражный суд г. Москвы обоснованно указал, что с учетом недоказанности перемещения ООО "Нома петролиум" товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, требование Центральной энергетической таможни исчислить в неполной декларации на товары N 10006021 / 300515/ 0002683, зарегистрированной и выпущенной таможенным органом 30.05.2015, вывозную таможенную пошлину по ставке, действующей на 04.06.2015, незаконно в силу прямого его противоречия императивным положениям статей 77, 81 Таможенного кодекса Таможенного союза.




















































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)