Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 11.03.2016 - Зудов О.Б., удостоверение.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 по делу N А32-40081/2015,
принятое судьей Меньшиковой О.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрутини"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о взыскании процентов за несвоевременный возврат незаконно начисленных и взысканных таможенных пошлин
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фрутини" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможенный орган) о взыскании процентов за несвоевременный возврат незаконно начисленных и взысканных таможенных пошлин по ГТД N N 10309180/120414/0000691, 10309180/130414/0000704 в размере 12 866,02 рублей.
Заявленные требования мотивированы нарушением таможней положений статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 заявленные требования удовлетворены. С Краснодарской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фрутини" взысканы проценты за несвоевременный возврат незаконно начисленных и взысканных таможенных платежей по декларациям на товары N N 10309180/120414/0000691, 10309180/130414/0000704 в размере 12 866,02 рублей.
Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе таможенный орган ссылался на то, что нарушений сроков возврата денежных средств допущено не было, указал, что в расчете заявителя допущена ошибка, денежные средства на счет общества были зачислены 08.05.2015, тогда как общество указало 08.08.2015.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражает на доводы жалобы, указывает, что они основаны на неверном применении норм действующего законодательства. Просило решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя общества. Представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя таможни, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Фрутини" (покупателем) и фирмой BABACANLAR SEBZE &MEYVE KOMISYONCULUGU TARIM NUR. GIDA TIC. LTD. STI (Турция) (продавцом) был заключен контракт N 9 от 16.04.2013 г. (далее по тексту КОНТРАКТ) на поставку товаров.
12.04.2014 по ТД N 10309180/120414/0000691 и 13.04.2014 по ТД N 10309180/130414/0000704 заявителем в Краснодарской таможне были задекларированы: томаты свежие для употребления в пищу (далее Товар).
Указанный Товар поставлялся в рамках вышеуказанного контракта на условиях "Инкотермс 2000". При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Общество оплатило компании продавцу денежные средства за товары, поставленные в рамках контракта и оформленные по ДТ в соответствии суммами размера общей фактурной стоимости, указанной в графе N (42) грузовой таможенных деклараций, и суммами, указанными в инвойсах компании.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости общество представило таможенному органу необходимые документы.
В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не была принята, и таможенным органом было принято решение о проведении дополнительной проверки.
В адрес общества были направлены решения о проведении дополнительной проверки, в связи с чем обществу предлагалось представить дополнительные документы, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, а именно:
- - экспортная декларация страны вывоза товара;
- - прайс-лист производителя товара;
- - пояснения относительно условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, качества и репутации на рынке ввозимых товаров;
- - бухгалтерские документы об оприходовании ввезенных товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта, ведомости банковского контроля;
- - платежные документы, отражающие стоимость товаров: платежные поручения с отметкой банка, выписки из лицевого счета, ведомость банковского контроля;
- - расчет контрактной стоимости, калькуляция себестоимости товаров; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории таможенного союза.
По запросу таможенного органа общество дополнительные документы представить не смогло по причине их отсутствия у заявителя.
Таможенным органом вынесены решения о корректировке таможенной стоимости в связи с более низкими ценами декларируемых товаров по сравнению с ценами на подобные товары по данным систем оперативного мониторинга, выявлением с использованием сур рисков недостоверного декларирования таможенной стоимости товара, а также непредставлением дополнительно запрошенных документов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решений Краснодарской таможни от 13.04.2014 о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10309180/120414/0000691; от 14.04.2014 о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10309180/130414/0000704.
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2014 по делу N А32-27103/2014 заявленные требования удовлетворены.
Возврат излишне уплаченных таможенных платежей произведен таможенным органом 08.08.2015 г. платежными поручениями N N 730, 656:
по ДТ N 10309180/120414/0000691 в размере 60 081,61 рублей, по ДТ N 10309180/130414/0000704 в размере 58 506,67 рублей.
Посчитав, что Краснодарская таможня обязана уплатить проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
На основании пункта 1 статьи 129 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 названного Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Следовательно, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне взысканных таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Арбитражного суда Краснодарского края о от 22.10.2014 по делу N А32-27103/2014 признано недействительным решение Краснодарской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N N 10309180/130414/0000704, 10309180/120414/0000691, в связи с чем, данное обстоятельство в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Независимо от соблюдения таможней срока рассмотрения заявления о возврате, таможенные платежи являются незаконно взысканными с момента получения ими статуса списанных в счет незаконной корректировки. Так, у таможни отсутствовали правовые основания для удержания соответствующих сумм с момента их списания, в связи с чем проценты также подлежат начислению с даты списания денежных средств на основании заявления о зачете денежных средств в счет уплаты таможенных платежей (со следующего дня после даты списания).
В данном случае право заявителя на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Иное толкование не отвечает основам таможенного регулирования.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допускается возможность включения в мотивировочную часть судебного акта ссылок на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Письмом от 30.03.2012 N 01-11/15247 Федеральной таможенной службы было указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912 осуществлено толкование норм права в связи с рассмотрением конкретного дела и в целях обеспечения единообразного их понимания и применения арбитражными судами в отношении всех дел со схожими фактическими обстоятельствами.
Верховный Суд Российской Федерации установил, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Материалами дела подтверждается, что взыскание денежных средств с таможенного органа за нарушение срока возврата излишне взысканных денежных средств произведено обоснованно.
Обществом в материалы дела представлен расчет процентов, из которого следует по ДТ N 10309180/120414/0000691 (сумма 60 081 рублей (период просрочки с 15.04.2014 по 08.08.2015)) подлежат начислению проценты в размере 6 518,44 рублей; по ДТ N 10309180/130414/0000704 на сумму 58 506,67 рублей (период просрочки с 15.04.2014 по 08.08.2015) подлежат начислению проценты в размере 6 347,57 рублей. Так, ООО "Фрутини" заявлено требование о взыскании процентов за допущенное таможней нарушение срока возврата излишне уплаченных платежей в сумме 12 866,02 рублей.
Однако, судом апелляционной инстанции при повторном изучении материалов дела, в представленном обществом расчете процентов установлена ошибка при указании периода просрочки.
Так, из материалов дела усматривается, что таможня возвратила излишне уплаченные обществом платежи 08.05.2015, что подтверждается платежными поручениями N N 730, 656 (л.д. 17, 18).
Решение Краснодарской таможни о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10309180/120414/0000691, вынесено 13.04.2014, по ДТ N 10309180/130414/0000704-14.04.2014.
Согласно представленной в материалы дела служебной записке начальника ОТП Краснодарской таможни, списание денежных средств по спорным декларациям произведено 14.04.2014.
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" проценты за просрочку возврата таможенных платежей подлежат начислению следующим образом:
по ДТ N 10309180/120414/0000691
с 15.04.2014 по 08.05.2015
Ставка рефинансирования 14.09.2012 по 31.12.2015-8,25%
60081,61*8,25% *388/365 = 5 269,07
по ДТ N 10309180/130414/0000704
с 15.04.2014 по 08.05.2015
Ставка рефинансирования 14.09.2012 по 31.12.2015-8,25%
58506,67*8,25% *388/2015 = 5 130,95
Таким образом, в рассматриваемом случае размер суммы, подлежащей взысканию с Краснодарской таможни в качестве процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей, составит 10 400,02 руб.
Общая сумма процентов уменьшилась на 2454,42 руб., по сравнению с суммой, взысканной судом первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части взыскания с Новороссийской таможни процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей: уменьшить сумму подлежащих взысканию с Новороссийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фрутини" до 10 400,02 руб.
Апелляционная жалоба в части доводов о соблюдении срока рассмотрения общества о возврате денежных средств отклоняется, поскольку доводы, приведенные в ней, не опровергают выводов суда первой инстанции о правомерности взыскания с таможни в пользу общества процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей и соответственно, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 по делу N А32-40081/2015 изменить, уменьшив подлежащие взысканию с Новороссийской таможни проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей до 10 400 руб. 02 коп.
В оставшейся части в удовлетворении требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.04.2016 N 15АП-3815/2016 ПО ДЕЛУ N А32-40081/2015
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2016 г. N 15АП-3815/2016
Дело N А32-40081/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 11.03.2016 - Зудов О.Б., удостоверение.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 по делу N А32-40081/2015,
принятое судьей Меньшиковой О.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрутини"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о взыскании процентов за несвоевременный возврат незаконно начисленных и взысканных таможенных пошлин
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фрутини" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможенный орган) о взыскании процентов за несвоевременный возврат незаконно начисленных и взысканных таможенных пошлин по ГТД N N 10309180/120414/0000691, 10309180/130414/0000704 в размере 12 866,02 рублей.
Заявленные требования мотивированы нарушением таможней положений статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 заявленные требования удовлетворены. С Краснодарской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фрутини" взысканы проценты за несвоевременный возврат незаконно начисленных и взысканных таможенных платежей по декларациям на товары N N 10309180/120414/0000691, 10309180/130414/0000704 в размере 12 866,02 рублей.
Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе таможенный орган ссылался на то, что нарушений сроков возврата денежных средств допущено не было, указал, что в расчете заявителя допущена ошибка, денежные средства на счет общества были зачислены 08.05.2015, тогда как общество указало 08.08.2015.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражает на доводы жалобы, указывает, что они основаны на неверном применении норм действующего законодательства. Просило решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя общества. Представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя таможни, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Фрутини" (покупателем) и фирмой BABACANLAR SEBZE &MEYVE KOMISYONCULUGU TARIM NUR. GIDA TIC. LTD. STI (Турция) (продавцом) был заключен контракт N 9 от 16.04.2013 г. (далее по тексту КОНТРАКТ) на поставку товаров.
12.04.2014 по ТД N 10309180/120414/0000691 и 13.04.2014 по ТД N 10309180/130414/0000704 заявителем в Краснодарской таможне были задекларированы: томаты свежие для употребления в пищу (далее Товар).
Указанный Товар поставлялся в рамках вышеуказанного контракта на условиях "Инкотермс 2000". При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Общество оплатило компании продавцу денежные средства за товары, поставленные в рамках контракта и оформленные по ДТ в соответствии суммами размера общей фактурной стоимости, указанной в графе N (42) грузовой таможенных деклараций, и суммами, указанными в инвойсах компании.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости общество представило таможенному органу необходимые документы.
В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не была принята, и таможенным органом было принято решение о проведении дополнительной проверки.
В адрес общества были направлены решения о проведении дополнительной проверки, в связи с чем обществу предлагалось представить дополнительные документы, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, а именно:
- - экспортная декларация страны вывоза товара;
- - прайс-лист производителя товара;
- - пояснения относительно условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, качества и репутации на рынке ввозимых товаров;
- - бухгалтерские документы об оприходовании ввезенных товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта, ведомости банковского контроля;
- - платежные документы, отражающие стоимость товаров: платежные поручения с отметкой банка, выписки из лицевого счета, ведомость банковского контроля;
- - расчет контрактной стоимости, калькуляция себестоимости товаров; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории таможенного союза.
По запросу таможенного органа общество дополнительные документы представить не смогло по причине их отсутствия у заявителя.
Таможенным органом вынесены решения о корректировке таможенной стоимости в связи с более низкими ценами декларируемых товаров по сравнению с ценами на подобные товары по данным систем оперативного мониторинга, выявлением с использованием сур рисков недостоверного декларирования таможенной стоимости товара, а также непредставлением дополнительно запрошенных документов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решений Краснодарской таможни от 13.04.2014 о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10309180/120414/0000691; от 14.04.2014 о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10309180/130414/0000704.
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2014 по делу N А32-27103/2014 заявленные требования удовлетворены.
Возврат излишне уплаченных таможенных платежей произведен таможенным органом 08.08.2015 г. платежными поручениями N N 730, 656:
по ДТ N 10309180/120414/0000691 в размере 60 081,61 рублей, по ДТ N 10309180/130414/0000704 в размере 58 506,67 рублей.
Посчитав, что Краснодарская таможня обязана уплатить проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
На основании пункта 1 статьи 129 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 названного Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Следовательно, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне взысканных таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Арбитражного суда Краснодарского края о от 22.10.2014 по делу N А32-27103/2014 признано недействительным решение Краснодарской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N N 10309180/130414/0000704, 10309180/120414/0000691, в связи с чем, данное обстоятельство в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Независимо от соблюдения таможней срока рассмотрения заявления о возврате, таможенные платежи являются незаконно взысканными с момента получения ими статуса списанных в счет незаконной корректировки. Так, у таможни отсутствовали правовые основания для удержания соответствующих сумм с момента их списания, в связи с чем проценты также подлежат начислению с даты списания денежных средств на основании заявления о зачете денежных средств в счет уплаты таможенных платежей (со следующего дня после даты списания).
В данном случае право заявителя на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Иное толкование не отвечает основам таможенного регулирования.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допускается возможность включения в мотивировочную часть судебного акта ссылок на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Письмом от 30.03.2012 N 01-11/15247 Федеральной таможенной службы было указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912 осуществлено толкование норм права в связи с рассмотрением конкретного дела и в целях обеспечения единообразного их понимания и применения арбитражными судами в отношении всех дел со схожими фактическими обстоятельствами.
Верховный Суд Российской Федерации установил, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Материалами дела подтверждается, что взыскание денежных средств с таможенного органа за нарушение срока возврата излишне взысканных денежных средств произведено обоснованно.
Обществом в материалы дела представлен расчет процентов, из которого следует по ДТ N 10309180/120414/0000691 (сумма 60 081 рублей (период просрочки с 15.04.2014 по 08.08.2015)) подлежат начислению проценты в размере 6 518,44 рублей; по ДТ N 10309180/130414/0000704 на сумму 58 506,67 рублей (период просрочки с 15.04.2014 по 08.08.2015) подлежат начислению проценты в размере 6 347,57 рублей. Так, ООО "Фрутини" заявлено требование о взыскании процентов за допущенное таможней нарушение срока возврата излишне уплаченных платежей в сумме 12 866,02 рублей.
Однако, судом апелляционной инстанции при повторном изучении материалов дела, в представленном обществом расчете процентов установлена ошибка при указании периода просрочки.
Так, из материалов дела усматривается, что таможня возвратила излишне уплаченные обществом платежи 08.05.2015, что подтверждается платежными поручениями N N 730, 656 (л.д. 17, 18).
Решение Краснодарской таможни о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10309180/120414/0000691, вынесено 13.04.2014, по ДТ N 10309180/130414/0000704-14.04.2014.
Согласно представленной в материалы дела служебной записке начальника ОТП Краснодарской таможни, списание денежных средств по спорным декларациям произведено 14.04.2014.
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" проценты за просрочку возврата таможенных платежей подлежат начислению следующим образом:
по ДТ N 10309180/120414/0000691
с 15.04.2014 по 08.05.2015
Ставка рефинансирования 14.09.2012 по 31.12.2015-8,25%
60081,61*8,25% *388/365 = 5 269,07
по ДТ N 10309180/130414/0000704
с 15.04.2014 по 08.05.2015
Ставка рефинансирования 14.09.2012 по 31.12.2015-8,25%
58506,67*8,25% *388/2015 = 5 130,95
Таким образом, в рассматриваемом случае размер суммы, подлежащей взысканию с Краснодарской таможни в качестве процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей, составит 10 400,02 руб.
Общая сумма процентов уменьшилась на 2454,42 руб., по сравнению с суммой, взысканной судом первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части взыскания с Новороссийской таможни процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей: уменьшить сумму подлежащих взысканию с Новороссийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фрутини" до 10 400,02 руб.
Апелляционная жалоба в части доводов о соблюдении срока рассмотрения общества о возврате денежных средств отклоняется, поскольку доводы, приведенные в ней, не опровергают выводов суда первой инстанции о правомерности взыскания с таможни в пользу общества процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей и соответственно, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 по делу N А32-40081/2015 изменить, уменьшив подлежащие взысканию с Новороссийской таможни проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей до 10 400 руб. 02 коп.
В оставшейся части в удовлетворении требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)