Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2016 N 13АП-10028/2016 ПО ДЕЛУ N А56-87403/2015

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2016 г. N 13АП-10028/2016

Дело N А56-87403/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): Вальц Д.Э. по доверенности от 31.03.2016
от ответчика (должника): Сафонин Е.И. по доверенности от 31.07.2015, Казаков И.В. по доверенности от 02.11.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10028/2016) Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2016 по делу N А56-87403/2015 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АльтКоммерц"
к Новороссийской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
установил:

общество с ограниченной ответственностью "АльтКоммерц" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни (далее - таможенный орган, Таможня) от 10.09.2015 по делу об административном правонарушении N 10317000-698/2015, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 руб.
Решением от 15.02.2016 арбитражный суд первой инстанции заявление удовлетворил.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, таможенный орган обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что по результатам контроля таможней установлено отсутствие на каждой единице задекларированного Обществом товара информации об изготовителе, следовательно, соотнести товар с декларацией о соответствии не представлялось возможным, в связи с чем таможенный орган пришел к выводу что Обществом при декларировании спорного товара в таможенный орган был представлен недействительный документ - декларация о соответствии N РОСС CN.АГ66.Д04000 от 06.07.2015, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между компанией "JENST0N INTERTRADE LLP" (Латвия) и Обществом 24.04.2015 заключен внешнеторговый контракт купли-продажи N 01/2015, предметом которого, в соответствии с дополнительным соглашением к указанному контракту, является товар - кружки керамические.
В порт Новороссийск 18.07.2015 прибыло судно "INDEPENDENT CONCEPT" на борту которого, в том числе находился контейнер N BMOU2100280 с товаром - "сувенирная продукция - кружки (чашки) керамические в ассортименте" в количестве 531 грузового места, весом брутто 9 919 кг. Данный товар поставлялся в рамках контракта от 24.04.2015 N 01/2015 и спецификации от 15.06.2015 N Nov-001 Отправитель груза - JINHAN WANXIANG TRADE CO., LTD (Китай) (коносамент N 140500428773).
Производитель товара - JINHAN WANXIANG TRADE CO., LTD (Китай), что подтверждается инвойсом от 16.06.2015 N Novl5/15-06-001, спецификацией от 15.06.2015 N Nov-001, сертификатом происхождения (форма А) от 22.07.2015 N G153707007240001.
На данный товар 19.07.2015 в таможенный пост "Новороссийский юго-восточный" Новороссийской таможни была подана декларация на товар N 10317110/190715/0013776 вместе с необходимым комплектом документов (Товар 1).
Поскольку товар - "посуда керамическая" (код ОКП 5990) включен в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденной Постановлением Правительстве РФ от 01.12.2009 N 982, Общество вместе с ДТ N 10317110/190715/0013776 подало декларацию о соответствии от 06.07.15 N РОСС CN.АГ66.Д04000, зарегистрированную на товар "посуда керамическая для взрослых: кружки, ложки чашки, блюдца, тарелки, миски, чайники, кувшины", производитель JINAN WANXIANC TRADE Co., LTBD (Китай).
Таможенным органом было назначено проведение таможенного досмотра товара, задекларированного по ДТ N 10317110/190715/0013776.
В ходе таможенного досмотра товара было установлено, что в контейнере N BMOU2100280 находится товар "кружки керамические" (товар 1 в ДТ), уложенные в картонные коробки, на товаре и его упаковке отсутствует информация о производители товара. В выпуске данного товара 20.07.2015 по ДТ N 10317110/190715/0013776 было отказано в соответствии со ст. 201 ТК ТС, в связи с тем, что представленная декларация о соответствии от 06.07.2015 N РОСС CN.АГ66.Д04000 не относилась к товарам "кружки керамические" (находящимся в контейнере N BMOU2100280), поскольку на их упаковках отсутствовала информация о производителе товара.
По данному факту в отношении Общества было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, 10.09.2015 таможенный орган вынес постановление по делу об административном правонарушении N 10317000-698/2015, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 руб.
Не согласившись с постановлением Таможни, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из отсутствия в деяниях Общества события вменяемого ему административного правонарушения.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный орган осуществляет выпуск товаров при условии представления лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров.
Частью 1 ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со ст. 30 Закона о техническом регулировании.
В соответствии со ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
По правилам п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза, перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативно-правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Под запретами и ограничениями согласно п. 8 ст. 4 названного Кодекса понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии со ст. 20 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении запретов и ограничений. При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров Таможенного союза.
Согласно ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (п. 1 ст. 181 ТК ТС).
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов Таможенного союза (ст. 180 ТК ТС).
На основании ст. 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных названным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с Кодексом; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза.
Положениями п. 1 ст. 188 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом. К таким документам, согласно пп. 5 п. 1 ст. 183 Таможенного кодекса таможенного союза, в том числе, относятся документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений.
Требования о представлении при таможенном декларировании документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений (документы о соответствии) также установлены пп. "а", "б" п. 9 ст. 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", п. 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 25.12.2012 N 294, исходя из которых подача таможенной декларации на продукцию (товары) должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений (документы о соответствии), к которым относятся сертификат соответствия, декларация о соответствии, сертификат соответствия Таможенного союза.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона N 184-ФЗ декларация о соответствии и сертификат соответствия (документы о подтверждении соответствия) имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и определяемой в соответствии с положениями абзаца 2 п. 1 ст. 29 Федерального закона N 184-ФЗ и с учетом положений п. 2 ст. 29 названного Закона, устанавливается таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза" и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза установлены обязательные требования (пп. "а" п. 2 Положения N 294).
Статьей 189 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, и неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 Кодекса, в соответствии с законодательством государств - участников Таможенного союза.
На основании ч. 7 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта (ст. 205 ТК ТС).
В соответствии с ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности влечет наложение административного штрафа с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Объективную сторону состава данного правонарушения образует противоправное действие лица, заключающееся в заявлении недостоверных сведений о товарах либо представлении недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Субъектом данного административного правонарушения является декларант или таможенный представитель.
Субъективная сторона данного правонарушения выражается в виновном действии лица, повлекшем несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Как указано в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 3 статьи 16.2 и статьей 16.3 КоАП РФ, следует исходить из того, что по части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ действие подлежит квалификации в том случае, когда несоблюдение указанных запретов и ограничений не связано с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах. Если же действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), то с учетом исключений, названных в части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Однако одно только отсутствие на маркировке товаров некоторых сведений не влечет недостоверность сведений, указанных в документах, и не свидетельствует о подделке данных документов, то есть не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ. При квалификации действий лица по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ необходимо устанавливать, какие запреты и (или) ограничения могли не применяться в случае заявления декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, а равно представления недействительных документов.
В соответствии с частью 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 настоящего Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Из материалов настоящего дела следует, что сведения о наименовании товара, наименовании и адресе производителя товара, весе нетто товара и другие сведения, указанные в декларации о соответствии от 06.07.15 N РОСС CN.АГ66.Д04000, совпадают со сведениями, указанными в ДТ N 10317110/190715/0013776, инвойсе от 16.06.2015 N Novl5/15-06-00, спецификации от 15.06.2015 N Nov-001 N 140500428773, коносаменте N 140500428773, сертификате происхождения (форма А) от 22.07.2011 N G153707007240001.
Как правомерно указал суд первой инстанции, таможенным органом не установлено, что представленная Обществом декларация соответствия от 06.07.15 N РОСС CN.АГ66.Д04000 содержит признаки поддельности, не представлено доказательств невозможности применения указанной декларации к декларируемому Обществом грузу с учетом представленных Обществом документов на товар в совокупности.
Доводы таможни об отсутствии на каждой единице товара информации об изготовителе, в связи с чем соотнести товар с декларацией о соответствии не возможно правомерно не принят судом первой инстанции.
Сам факт отсутствия на упаковке товара сведений о производители товара не свидетельствует о том, что декларация о соответствии от 06.07.15 N РОСС СМ.АГ66.Д04000 являлась недействительной и не относилась к товарам, находившимся в контейнере N BMOU2100280 и задекларированным по ДТ N 10317110/190715/0013776.
Одно только отсутствие на упаковке, единице товара некоторых сведений не влечет недостоверность сведений, указанных в документах, и не свидетельствует о подделке данных документов, то есть не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Доказательств, что ввезенный товар был произведен иной организацией, нежели та, которая указана в декларации соответствия и представленных Обществом документах таможенным органом не представлено.
Суд первой инстанции обосновано принял во внимание, что впоследствии спорный товар после вложения Обществом в каждую упаковку дополнительных ярлыков с указанием на то, что производителем данных кружек является JINAN WANXIANG TRADE Co., LTD (Китай), был выпущен таможенным органом в свободное обращение по ДТ N 10317110/070915/0016372.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие на товаре и его упаковке указания на производителя товара при недоказанности его приобретения у другого лица либо приобретения другого товара, не может свидетельствовать о недействительности (неотносимости к заявленному к таможенному оформлению товару) представленной Обществом в таможенный орган декларации о соответствии.
Таким образом, вывод суда о том, что Таможней не доказано наличие события вмененного административного правонарушения в действиях Общества, и как следствия состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, является обоснованным, ввиду чего постановление Таможни правомерно признано незаконным и отменено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют приведенные при рассмотрении в суде первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не находит правовых и фактических оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2016 по делу N А56-87403/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.СОМОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
В.М.ТОЛКУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)