Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 18.07.2016 ПО ДЕЛУ N А26-4672/2016

Разделы:
Ввоз автомобилей; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. по делу N А26-4672/2016


Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Подкопаева А.В.
при ведении протокола судебного заседания Лютко О.О.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Истор-Карелия"
к межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным постановления N у2-ап9/12 от 16 мая 2016 года и частично незаконными постановлений от 16 мая 2016 года: N у2-ап7/12, N у2-ап9/12,
при участии представителей:
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Истор-Карелия", - Титовой Е.М. (доверенность от 08.06.2016), Терещенко Е.В. (доверенность от 08.06.2016),
ответчика, межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу, - не явился,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Истор-Карелия" (далее - общества) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее - управление) о признании незаконным постановления N у2-ап9/12 от 16 мая 2016 года и частично незаконными постановлений от 16 мая 2016 года: N у2-ап7/12, N у2-ап9/12.
В отзыве на заявление управление не согласно с заявленными требованиями, указывает, что оспариваемые постановления являются законными, и просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители общества в судебном заседании заявленные требования поддержали.
От управления поступило ходатайство о рассмотрении дела по существу в отсутствие его представителя.
Заслушав представителя общества, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Из материалов дела следует, что общество является юридическим лицом (зарегистрировано Министерством внешних связей Республики Карелия 17.02.1993 г.), основным видом деятельности общества является розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, дополнительными видами деятельности общества являются оптовая торговля пивом и оптовая торговля алкогольными напитками.
Общество является владельцем магазинов беспошлинной торговли, расположенных на международных автомобильных пунктах пропуска (далее - МАПП) через российско-финляндскую границу: "Вяртсиля", "Люття" и "Суоперя".
Согласно части 2 статьи 33 Таможенного кодекса Таможенного союза владелец магазина беспошлинной торговли осуществляет хранение и реализацию в розницу товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, а также иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, либо дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними.
Общество, расположенное в г. Петрозаводске, ул. Станционная, д. 23 кв. 13, имеет действующую лицензию N 10РПА0000476 от 24 декабря 2003 года, на осуществление до 25 декабря 2016 года розничной продажи алкогольной продукции. Согласно данной лицензии, местами нахождения обособленных подразделений общества являются:
- - Республика Карелия, г. Сортавала, ст. Вяртсиля, 54 км автодороги Сортавала-Госграница, МАПП (Автомобильный пункт пропуска) (магазин);
- - Республика Карелия, г. Костомукша, территория МАПП "Люття", дом б/н, литер 1 (магазин);
- - Республика Карелия, Лоухский район, п. Пяозерский (магазин).
Кроме того общество имеет действующую лицензию, N 10ЗАП0003729 от 22 мая 2014 года, сроком действия с 22 мая 2014 года по 22 мая 2019 года, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции. В данной лицензии указано место нахождения подразделения общества, осуществляющее лицензируемые виды деятельности:
- Россия, Республика Карелия, г. Сортавала, ст. Вяртсиля, 54 км автодорог Сортавала-Госграница, МАПП, здание склада для магазина "Такс-фри", литера 1.
Судом установлено, что в период с 21 марта 2016 года по 13 апреля 2016 года управлением проведена плановая выездная проверка в отношении общества, по результатам которой составлен акт N у2-а215/12 от 13 апреля 2016 года.
06 мая 2016 года управлением составлены протоколы об административных правонарушениях: N у2-ап9/12, N у2-ап8/12, N у2-ап7/12, копии протоколов в этот же день вручены директору общества.
16 мая 2016 года должностным лицом управления вынесены постановления по делу об административном правонарушении: N у2-ап7/12, N у2-ап8/12, N у2-ап9/12, каждым из которых общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; каждым постановлением обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Законом N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Декларирование объема оборота алкогольной продукции предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 "О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (постановление N 815), а также порядком заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 (далее - порядок заполнения деклараций).
В соответствии с пунктами 7, 8 и 9 Порядка заполнения деклараций организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации, соответственно, об объеме оборота, поставки и закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложениям N 5, N 6 и N 7.
Оспариваемыми постановлениями обществу вменено в вину следующее:
1) Согласно постановлению N у2-ап9/12, в нарушение п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ, пункта 8.2 Порядка заполнения деклараций, общество отражало поставки (перемещение) алкогольной продукции в собственные структурные подразделения (магазины беспошлинной торговли), расположенные по адресам: Республика Карелия, г. Костомукша МАПП "Люття", Республика Карелия Лоухский район, пгт. Пяозерский, МАПП "Суоперя", поставка (перемещение) которой обществом фактически не осуществлялась:
- - алкогольная продукция, фактически закупленная и полученная обществом, согласно таможенным декларациям, в апреле, мае и июне 2015 года, по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, МАПП "Люття", отражена обществом в приложении N 6 к декларации как поставка (перемещение) алкогольной продукции, осуществленная с адреса места нахождения обособленного подразделения (склада), указанного в лицензии, в собственное структурное подразделение - магазин беспошлинной торговли, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, МАПП "Люття";
- - алкогольная продукция, фактически закупленная и полученная обществом, согласно таможенной декларации, в июне 2015 года, по адресу: Республика Карелия, Лоухский район, пгт. Пяозерский, МАПП "Суоперя", отражена обществом в приложении N 6 к декларации как поставка (перемещение) алкогольной продукции, осуществленная с адреса места нахождения обособленного подразделения (склада), указанного в лицензии, в собственное структурное подразделение - магазин беспошлинной торговли, расположенный по адресу: Республика Карелия, Лоухский район, пгт. Пяозерский, МАПП "Суоперя";
2) Согласно постановлению N у2-ап8/12, в нарушение п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ, пункта 8.2 Порядка заполнения деклараций, общество отражало поставки (перемещение) алкогольной продукции в собственные структурные подразделения (магазины беспошлинной торговли), расположенные по адресам: Республика Карелия, г. Костомукша МАПП "Люття", Республика Карелия Лоухский район, пгт. Пяозерский, МАПП "Суоперя", поставка (перемещение) которой обществом фактически не осуществлялась:
- - алкогольная продукция, фактически закупленная и полученная обществом, согласно таможенным декларациям, в октябре, ноябре и декабре 2015 года, по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, МАПП "Люття", отражена обществом в приложении N 6 к декларации как поставка (перемещение) алкогольной продукции, осуществленная с адреса места нахождения обособленного подразделения (склада), указанного в лицензии, в собственное структурное подразделение - магазин беспошлинной торговли, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, МАПП "Люття";
- - алкогольная продукция, фактически закупленная и полученная обществом, согласно таможенной декларации, в сентябре 2015 года, по адресу: Республика Карелия, Лоухский район, пгт. Пяозерский, МАПП "Суоперя", отражена обществом в приложении N 6 к декларации как поставка (перемещение) алкогольной продукции, осуществленная с адреса места нахождения обособленного подразделения (склада), указанного в лицензии, в собственное структурное подразделение - магазин беспошлинной торговли, расположенный по адресу: Республика Карелия, Лоухский район, пгт. Пяозерский, МАПП "Суоперя";
3) Согласно постановлению N у2-ап7/12, в нарушение п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ, пункта 8.2 Порядка заполнения деклараций, общество отразило поставку (перемещение) алкогольной продукции в собственное структурное подразделение (магазин беспошлинной торговли), расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша МАПП "Люття", поставка (перемещение) которой обществом фактически не осуществлялась:
- - алкогольная продукция, фактически закупленная и полученная обществом, согласно таможенным декларациям, в октябре, ноябре и декабре 2015 года, по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, МАПП "Люття", отражена обществом в приложении N 6 к декларации как поставка (перемещение) алкогольной продукции, осуществленная с адреса места нахождения обособленного подразделения (склада), указанного в лицензии, в собственное структурное подразделение - магазин беспошлинной торговли, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, МАПП "Люття".
Как указано в оспариваемых постановлениях, отсутствие перемещения алкогольной продукции между обособленным подразделением (складом) и магазинами беспошлинной торговли подтверждается информацией Карельской транспортной прокуратуры (письмо от 23 марта 2016 года N 23/2-4/2016) и Карельской таможни (письмо от 17 марта 2016 года N 01-23/04496).
Обществом вышеуказанное обстоятельство не оспаривается. Фактически, как указывает общество, алкогольная продукция поступала через МАПП "Вяртсиля", МАПП "Люття" и МАПП "Суоперя" в магазины беспошлинной торговли, расположенные в зоне таможенной процедуры беспошлинной торговли от поставщика, с которым у общества заключен контракт на поставку алкогольной продукции. После поступления алкогольной продукции в магазины беспошлинной торговли через вышеуказанные МАПП алкогольная продукция на территорию Российской Федерации не ввозилась, находилась в зоне таможенного контроля, в таможенной процедуре беспошлинной торговли, где реализовывалась физическим лицам, пересекающим границу Российской Федерации и Финляндии.
Как указывает общество, лицензия N 10ЗАП0003729 от 22 мая 2014 года, сроком действия с 22 мая 2014 года по 22 мая 2019 года, выданная Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции (оптовая торговля алкогольной продукцией) была получена не для оптовых поставок алкогольной продукции, а с целью закупки алкогольной продукции у иностранного поставщика. Вся алкогольная продукция, приобретаемая обществом у иностранного поставщика, сразу поступает в магазины беспошлинной торговли, находящиеся в МАПП, а не завозится на склад, находящийся на МАПП "Вяртсиля".
Поскольку лицензия на осуществление закупки, хранения и поставок дает право, а не обязывает общество без необходимости хранить алкогольную продукцию на складе (или завозить продукцию на склад, а затем отправлять ее в розничные магазины, не имеющие склада продукции), поэтому общество правомерно ввозило алкогольную продукцию непосредственно в принадлежащие обществу розничные магазины беспошлинной торговли, расположенные на МАПП "Люття" и МАПП "Суоперя".
Представитель общества в судебном заседании 11 июля 2016 г. и в судебном заседании 30 июня 2016 г. пояснила, что отразить в декларации и приложениях к декларации такую операцию, как поступление алкогольной продукции непосредственно в магазины беспошлинной торговли (то есть напрямую - от поставщика), минуя оптовый склад, невозможно. Представитель управления в судебном заседании 30 июня 2016 г. (в режиме видеоконференцсвязи) не дала ответа о возможности отразить в декларации и приложениях к ней такую операцию.
Таким образом, поскольку действующее гражданское и таможенное законодательство Российской Федерации не запрещает ввозить алкогольную продукцию, приобретаемую у иностранного поставщика, непосредственно в магазины беспошлинной торговли (минуя склад, указанный в лицензии на оптовый оборот алкогольной продукции), и при этом вся закупленная и перемещенная алкогольная продукция учитывается обществом в бухгалтерском учете, поэтому в вышеуказанных действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.13 КоАП РФ - искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
С учетом изложенного, постановления в данной оспариваемой части подлежат признанию незаконными.
Кроме того, оспариваемыми постановлениями N у2-ап7/12 от 16 мая 2016 года и N у2-ап8/12 от 16 мая 2016 года общество признано виновным в том, что:
- 18 февраля 2016 года общество представило корректирующие декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в форме электронного документа, за 3-й и 4-й кварталы 2015 года. Общество осуществило закупку у иностранного поставщика алкогольной продукции "Bridgeroad Ltd" в июле 2015 года в объеме 1516,992 дал, в августе 2015 года в объеме 1862,122 дал. Согласно представленной декларации по форме приложения N 7 за 3-й квартал 2015 года, общество закупило алкогольной продукции у иностранного поставщика "Bridgeroad Ltd" в июле 2015 года в объеме 1516,272 дал, в августе 2015 года в объеме 1859,962 дал. Таким образом, расхождение в закупленных в 3 квартале 2015 года и представленных в декларации объемах алкогольной продукции составило 2,88 дал. Кроме того, общество осуществило закупку у иностранного поставщика алкогольной продукции "Bridgeroad Ltd" в ноябре 2015 года в объеме 1237,588 дал, в декабре 2015 года в объеме 1529,420 дал. Согласно представленной декларации по форме приложения N 7 за 4 квартал 2015 года, общество закупило алкогольной продукции у иностранного поставщика "Bridgeroad Ltd" в ноябре 2015 года в объеме 1236,868 дал, в декабре 2015 года в объеме 1528,700 дал. Таким образом, расхождение в закупленных в 4 квартале 2015 года и представленных в декларации объемах алкогольной продукции составило 1,44 дал.
Таким образом, общество исказило информацию об обороте алкогольной продукции за 3-й и 4-й кварталы 2015 года.
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности не установлено. Протоколы об административных правонарушениях вручены директору общества, постановления в части, касающейся искажения информации об обороте алкогольной продукции (расхождение в закупленной и представленной в декларациях объемах алкогольной продукции) являются законными и оснований для признания их незаконными не имеется.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:

1. Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Истор-Карелия" (г. Петрозаводск, ул. Станционная, д. 23 кв. 13, ОГРН 1021000539141, ИНН 1001002676), удовлетворить частично.
2. Признать незаконными полностью постановления, вынесенные в г. Санкт-Петербурге Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу N у2-ап7/12 от 16 мая 2016 г., N у2-ап8/12 от 16 мая 2016 г.
- 3. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Истор-Карелия" о признании незаконным постановления, вынесенного в г. Санкт-Петербурге Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу N у2-ап9/12 от 16 мая 2016 г. - отказать полностью;
- 4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
А.В.ПОДКОПАЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)