Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 05.10.2017 N Ф07-8771/2017 ПО ДЕЛУ N А21-8724/2016

Требование: Об отмене решения таможенного органа.

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело
Обстоятельства: Таможенный орган признал необоснованным предоставленное обществу освобождение от уплаты таможенных пошлин в отношении товаров - металлические банки и крышки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2017 г. по делу N А21-8724/2016


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р., при участии от Калининградской областной таможни Фроловой Н.В. (доверенность от 26.12.2016) и Нелепиной Т.А. (доверенность от 26.12.2016), рассмотрев 05.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.02.2017 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Семенова А.Б.) по делу N А21-8724/2016,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Арбат Трейд", место нахождения: 238151, Калининградская область, город Черняховск, Парковая улица, дом 2, ОГРН 1053915544506, ИНН 3917025379 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании незаконным и отмене решения Калининградской областной таможни, место нахождения: 236006, Калининград, Гвардейский проспект, дом 30, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня), от 16.09.2016 N 10012000/210/160916/Т0078.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Юнион Логистик-Сервис", место нахождения: 127550, Москва, Дмитровское шоссе, дом 27, корпус 1, ОГРН 1097746080893, ИНН 7715748118 (далее - ООО "Юнион Логистик-Сервис").
Решением суда первой инстанции от 27.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.06.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 27.02.2017 и постановление от 16.06.2017 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Как указывает податель жалобы, Общество по своему выбору поместило спорные товары (металлические банки и крышки) как иностранные под процедуру свободной таможенной зоны исключительно для цели осуществления идентификации иностранного сырья и комплектующих в готовой продукции в части документального подтверждения статуса товара для таможенных целей. На основании изложенного таможенный орган считает ошибочным вывод судов о том, что у Общества при декларировании имелись документы, подтверждающие статус товаров Евразийского экономического союза (ЕАЭС), наличие которых гарантировало полное освобождение от уплаты таможенных платежей. Также Таможня считает, что суды не дали оценки ее доводу о невозможности помещения спорного товара под таможенную процедуру свободной экономической зоны, применяемую в Калининградской области, в связи с наличием запрета к такому помещению на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2006 N 186 (далее - Постановление N 186), которым утвержден Перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую в Калининградской области. По мнению подателя жалобы, данный перечень содержит прямую норму по запрету на помещение товаров отдельных наименований под таможенную процедуру свободной экономической зоны без каких-либо исключений, такой запрет не связан с фактом вывоза (ввоза) товаров с (на) таможенной территории Таможенного союза. Таможня утверждает, что положения Постановления N 186 распространяются на товары, используемые для изготовления готовой продукции на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, статус которых для таможенных целей не может быть подтвержден заинтересованным лицом.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы кассационной жалобы, настаивая на ее удовлетворении.
Общество и ООО "Юнион Логистик-Сервис" надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в целях осуществления идентификации иностранного сырья и комплектующих в готовой продукции в части документального подтверждения статуса товара для таможенных целей Общество представило в Таможню к декларированию товары (крышки металлические, банки металлические), поместив данные товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны без уплаты таможенных пошлин, налогов, по декларациям на товары (далее ДТ) N 10012200/310516/0004344 (товар N 1), 10012200/310516/0004345 (товар N 1), 10012200/310516/0004356 (товар N 1), 10012200/310516/0004373 (товары N 1, 2), 10012200/310516/0004376 (товары N 1, 2, 3), 10012200/310516/0004383 (товар N 1), 10012200/310516/0004386 (товар N 1), 10012200/070616/0004562 (товары N 1, 2, 4). При таможенном декларировании товары классифицированы Обществом по кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД) 7310 21 110 1 и 8309 90 900 0.
В графе 37 "Процедура" ДТ указан код 78 00 103.
Подпунктом 35 пункт 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, определено, что во втором подразделе графы 37 "Процедура" ДТ указывается трехзначный код особенности перемещения декларируемых товаров в соответствии с Классификатором особенностей перемещения товаров.
Согласно Классификатору особенностей перемещения товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378, код 103 означает "товары, находящиеся на территории свободной (специальной, особой) экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, которые не могут быть идентифицированы таможенным органом как товары, помещенные под одну из таможенных процедур (для Российской Федерации)".
Данный товар, как следует из документов, представленных при таможенном декларировании, приобретен Обществом на территории Калининградской области у производителей - закрытого акционерного общества "Метарус Калининград" (далее - ЗАО "Метарус Калининград"), обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Карго ИмпЭкс Лтд." и "Калининградский тарный комбинат" для использования в производстве готовой продукции (рыбных консервов).
Нарушений при таможенном оформлении товара выявлено не было, товар был выпущен Таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой (без уплаты таможенных пошлин, налогов).
Товар использован Обществом в производстве рыбных консервов, которые задекларированы в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ИМ4078115) по ДТ N 10012200/040616/0004491, 10012200/040616/0004495, 10012200/040616/0004499 и 10012200/110616/0004678 с особенностью перемещения декларируемых товаров в соответствии с Классификатором особенностей перемещения товаров по коду 115 "товары, изготовленные (полученные) в свободной (специальной, особой) экономической зоне с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в отношении которых таможенным органом осуществлена идентификация иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не признанные товарами Евразийского экономического союза и не вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза".
Впоследствии Таможня на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) провела камеральную таможенную проверку Общества за период с 31.05.2016 по 07.06.2016 по вопросу соблюдения условий помещения товаров, классифицируемых по кодам ТН ВЭД 7310 21 110 1 и 8309 90 900 0, под таможенную процедуру свободной таможенной зоны по ДТ N 10012200/310516/0004344 (товар N 1), 10012200/310516/0004345 (товар N 1), 10012200/310516/0004356 (товар N 1), 10012200/310516/0004373 (товары N 1, 2), 10012200/310516/0004376 (товары N 1,2,3), 10012200/310516/0004383 (товар N 1), 10012200/310516/0004386 (товар N 1), 10012200/070616/0004562 (товары N 1, 2, 4).
По итогам проверки таможенный орган составил акт от 16.09.2016 N 10012000/2010 и принял решение от 16.09.2016 N 10012000/210/16/Т0078, в котором сделан вывод о нарушении Обществом требований актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации, выразившемся в несоблюдении условий помещения товаров "банки металлические" и "крышки металлические", классифицируемых по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 7310 21 110 1 и 8309 90 900 0, под таможенную процедуру свободной таможенной зоны спорным ДТ.
Как указала Таможня, данный товар не может быть помещен под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, поскольку банки, используемые для консервирования пищевых продуктов (код ТН ВЭД 7310 21 110 1), и крышки металлические для укупоривания жестяных банок с пищевыми продуктами с внутренним диаметром 72,8 мм, 83,4 мм, 99 мм (код ТН ВЭД 8309 90 900 0) входят в Перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую в Калининградской области, утвержденный Постановлением N 186. Ввиду изложенного таможенный орган признал необоснованным предоставленное Обществу освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении спорного товара.
Не согласившись с решением Таможни, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Отношения, возникающие в связи с созданием Особой экономической зоны в Калининградской области, регулируются Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ на территории Особой экономической зоны в Калининградской области применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Содержание этой процедуры определяется Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 (далее - Соглашение о СЭЗ).
Свободная таможенная зона - это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза (пункт 1 статьи 10 Соглашения о СЭЗ).
Статьей 11 названного Соглашения установлено, что под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами на территории свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, в целях осуществления резидентами предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории свободной экономической зоны, а также товары, указанные в частях 2 и 3 пункта 1 статьи 11 Соглашения о СЭЗ.
Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются иностранные товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны, созданной в соответствии с Законом N 16-ФЗ на территории Калининградской области Российской Федерации, юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области, для размещения и использования в соответствии с целями, установленными Законом N 16-ФЗ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Закона N 16-ФЗ с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории Особой экономической зоны в Калининградской области допускается совершение операций, определяемых в соответствии с Соглашением о СЭЗ. В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории Особой экономической зоны в Калининградской области допускаются передача прав владения, пользования и (или) распоряжения, в том числе розничная продажа указанных товаров, и их потребление.
В целях идентификации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, используются способы идентификации, установленные Соглашением о СЭЗ (часть 1 статьи 11 Закона N 16-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 11 Соглашения о СЭЗ под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не могут помещаться товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, и товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза. Комиссией таможенного союза может быть установлен перечень иных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Законодательством государств - членов Таможенного союза может быть установлен перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в СЭЗ, созданных (создаваемых) на территориях этих государств.
Частью 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ установлено, что условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны определяются Соглашением о СЭЗ.
Согласно части 2 статьи 10 Закона N 16-ФЗ под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не могут быть помещены товары, установленные в соответствии с Соглашением о СЭЗ, в том числе: подакцизные товары; товары в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, в том числе по предложению высшего исполнительного органа государственной власти Калининградской области.
Перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую в Калининградской области, установлен Постановлением N 186.
Как установлено судами, крышки и банки металлические приобретены Обществом на территории Калининградской области у производителей указанных товаров (ЗАО "Метарус Калининград" ИНН 3908037392, ООО "Карго ИмпЭкс Лтд." ИНН 3906142585, ООО "Калининградский тарный комбинат" ИНН 3907009603) для использования при производстве готовой продукции (рыбных консервов). Данный товар производился названными организациями с использованием импортного сырья, ввезенного и задекларированного в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны (ИМ 78).
Доказательств того, что товар, изготовленный (полученный) ЗАО "Метарус Калининград", ООО "Карго ИмпЭкс Лтд.", ООО "Калининградский тарный комбинат" с использованием иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не является товаром Таможенного союза, Таможня не представила.
Таким образом, Общество, являющееся юридическим лицом, созданным и зарегистрированным в Калининградской области, приобрело по договору поставки в готовом виде без дополнительной доработки/переработки на территории Особой экономической зоны в Калининградской области товар для дальнейшего использования в производстве рыбной консервации товара. При этом продавцы-производители товара также зарегистрированы на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, местонахождением производства товара является Калининградская область. Иными словами, спорный товар по ДТ не перемещался через таможенную границу Таможенного союза.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, из совокупности которых следует, что Общество не осуществляло ввоз товаров, классифицируемых по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 7310 21 110 1 и 8309 90 900 0, на территорию Таможенного союза, а поместило под процедуру свободной таможенной зоны приобретенные на территории Калининградской области металлические крышки и банки, которые использовались на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, с целью дальнейшего учета и осуществления предпринимательской деятельности (производство рыбных консервов), суды пришли к выводу об отсутствии у заявителя обязанности по декларированию товара по избранной таможенной процедуре.
При рассмотрении дела суды также приняли во внимание, что в дальнейшем все необходимые таможенные сборы и платежи в отношении задекларированного товара (рыбные консервы) уплачены Обществом при завершении процедуры свободной таможенной зоны и вывозе рыбных консервов за пределы Калининградской области в режиме внутреннего потребления.
Несогласие Таможни с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений таможенного законодательства и законодательства, регулирующих отношения в сфере особых экономических зон в Российской Федерации, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права к конкретным фактическим обстоятельствам данного дела.
Все приведенные таможенным органом в жалобе доводы были предметом рассмотрения судов и фактически сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были исследованы и оценены судами.
По существу доводы жалобы не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о нарушении норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на иную оценку доказательств по делу и оспаривание выводов судов по фактическим обстоятельствам спора, что не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Неправильного применения судами норм материального права, нарушений требований процессуального законодательства при исследовании и оценке судами доказательств кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.02.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 по делу N А21-8724/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.А.РОДИН

Судьи
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
О.Р.ЖУРАВЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)