Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2016 N 10АП-7965/2016 ПО ДЕЛУ N А41-9021/16

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2016 г. по делу N А41-9021/16


Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Бархатова В.Ю., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - акционерного общества "Санофи Россия" - Косова А.А. (представителя по доверенности от 18.01.2016),
от Шереметьевской таможни - Аксенова Е.В. (представителя по доверенности от 08.06.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 18.04.2016 по делу N А41-9021/16, принятое судьей Криворучко Е.С.,

установил:

Акционерное общество "Санофи Россия" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня) со следующими требованиями:
- - признать незаконным решение таможни, оформленное письмом от 08.12.2015 N 19-21/53501;
- - обязать таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата 47 854 641 рубля 32 копеек излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на счет общества в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.04.2016 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дополнительно сослался на пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Во исполнение внешнеторгового контракта обществом в 2013-2015 гг. в Российскую Федерацию ввезены товары - лекарственные средства для розничной продажи, применяемые в ветеринарии.
В целях таможенного оформления обществом представлены декларации таможенному органу на товары (далее - ДТ) N 10005022/221113/0079944, 10005022/031213/0083016, 10005022/010413/0019904, 10005022/250313/0017938, 10005022/140313/0015356, 10005022/180313/0016237, 10005022/110313/0014483, 10005022/110313/0014564, 10005022/140313/0015191, 10005022/140313/0015192, 10005022/280213/0011978, 10005022/280213/0011979, 10005022/040313/0012983, 10005022/130213/0008393, 10005022/280113/0004380, 10005022/160413/0023830, 10005022/180413/0024558, 10005022/230413/0025957, 10005022/170513/0030786, 10005022/270613/0041274, 10005022/080713/0043899 (товар N 1), 10005022/260813/0056008, 10005022/090913/0059882, 10005022/090913/0059887, 10005022/230913/0063368, 10005022/230913/0063369, 10005022/300913/0065366, 10005022/300913/0065367, 10005022/141013/0069001, 10005022/211013/0070832, 10005022/040614/0034893, 10005022/280714/0046810, 10005022/290914/0060252, 10005022/290914/0060256, 10005022/061014/0061869, 10005022/061014/0061870, 10005022/051114/0068503, 10005022/051114/0068511, 10005022/241114/0072981, 10005022/111214/0077169, 10005022/081214/0076324, 10005022/161214/0078307, 10005022/171114/0071183, 10005022/221214/0079803, 10005022/070414/0021346, 10005022/140514/0029734, 10005022/170314/0015953, 10005022/200514/0031250, 10005022/280614/0040451, 10005022/280614/0040452, 10005022/070814/0049106, 10005022/011214/0074605, 10005022/090914/0055881, 10005022/110315/0011412, 10005022/240215/0008608, 10005022/160315/0012454, 10005022/160415/0018861, 10005022/230315/0013986, 10005022/120515/0023471, 10005022/120515/0023470, 10005022/050515/0022316, 10005022/080615/0029006, 10005022/270515/0026581, 10005022/270515/0026580, 10005022/130715/0036381, 10005022/240615/0032386, 10005022/210815/0044808, 10005023/210915/0054218, 10005023/280915/0055819, 10005022/180215/0007658, 10005022/190115/0001635, 10005022/250315/0014442, 10005022/260115/0002944, 10005022/090715/0035732, 10005022/130815/0043034, 10005023/100915/0051583, 10005023/210915/0054220, 10005022/060215/0005234, 10005022/051015/0054900 (товар N 1), 10005022/091015/0055837, 10005022/250315/0014441, 10005022/230315/0013964, 10005022/110215/0006123, 10005022/090715/0035733, 10005022/040815/0041106, 10005023/100815/0044020.
В отношении указанных товаров при таможенном декларировании заявлены коды ТН ВЭД ТС 3002 30 000 0, 3004 90 000 2.
Ввезенные обществом лекарственные препараты для животных зарегистрированы в государственном реестре лекарственных препаратов для ветеринарного применения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации лекарственного средства для животных и регистрационными удостоверениями лекарственного препарата для ветеринарного применения, выданными Россельхознадзором и представленными обществом при таможенном декларировании товаров по перечисленным ДТ.
В целях выпуска товара общество в указанных ДТ указало налоговую ставку НДС в размере 18% и в ходе таможенного декларирования упомянутых товаров по этим ДТ уплатило НДС по налоговой ставке 18% на общую сумму 107 672 942 рублей 97 копеек., при этом представило следующие документы: заверенная копия свидетельства о государственной регистрации лекарственного средства для животных от 20.10.2008 N ПВИ-1-3.8/2520; заверенные копии регистрационных удостоверений лекарственных препаратов для ветеринарного применения, подробно поименованные в подпунктах 2 и 1 пункта 3 заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (за 2013 год, за 2014 год, за 2015 год).
По мнению общества, в связи с тем, что в отношении товаров НДС уплачен по ставке 18%, возникла излишняя уплата таможенных платежей в сумме 47 854 641 рублей 32 копеек (2013 год - 24 275 424 рублей 90 копеек, 2014 год - 10 418 705 рублей 48 копеек, 2015 год - 13 160 510 рублей 94 копеек).
Впоследствии, основываясь на положениях пункта 5 и подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), общество, считая, что при помещении данных лекарственных препаратов для животных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления НДС подлежал уплате по налоговой ставке 10%, обратилось в таможню тремя заявлениями от 20.11.2015 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (за 2013 год, за 2014 год, за 2015 год) по указанным ДТ (за 2013 год, за 2014 год, за 2015 год) с приложением комплекта документов.
Решением, оформленным письмом от 08.12.2015 N 19-21/53501, таможня возвратило обществу заявления без рассмотрения, указав в том числе на порядок внесения изменений и дополнений в ДТ и на то, что ДТ не были скорректированы.
Не согласившись с таможней, общество 09.02.2016 обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать незаконным данное решение таможни от 08.12.2015 и обязать ее устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата ему 47 854 641 рубль 32 копейки излишне уплаченного НДС.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
В силу положений статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 1).
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (часть 2).
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 Закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3).
В силу части 4 статьи 147 Закона при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи.
Как указано Верховным Судом Российской Федерации в пункте 29 Постановления Пленума от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
По смыслу данной нормы Закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
В данном случае ни одновременно с подачей упомянутых трех заявлений от 20.11.2015 о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по указанным ДТ (за 2013 год, за 2014 год, за 2015 год) по указанным ДТ (за 2013 год, за 2014 год, за 2015 год), ни до подачи таких заявлений общество не инициировало внесение соответствующих изменений в ДТ, что признал представитель общества в судебном заседании апелляционного суда.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные указания Верховного Суда Российской Федерации, оснований для удовлетворения требований общества не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 18.04.2016 по делу N А41-9021/16 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Н.В.ДИАКОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)