Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обстоятельства: В связи с корректировкой таможенной стоимости ввезенного товара доначислены таможенные платежи, которые декларантом уплачены. Его заявление об их возврате возвращено без рассмотрения, поскольку не представлены доказательства излишней уплаты платежей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Михайловой А.И.
Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.
- от общества с ограниченной ответственностью "ИстТрансСервис": представитель не явился;
- от Владивостокской таможни: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни
на решение от 12.01.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017
по делу N А51-27224/2016
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Андросова Е.И., в суде апелляционной инстанции судьи Бессчастная Л.А., Сидорович Е.Л., Рубанова В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИстТрансСервис" (ОГРН 1052504414962, ИНН 2540112440, место нахождения: 690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Крыгина, 28, 3А)
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767, место нахождения: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21А)
о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей
Общество с ограниченной ответственностью "ИстТрансСервис" (далее - ООО "ИстТрансСервис") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Владивостокской таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10702030/110215/0008068, оформленного письмом от 24.08.2016 N 25-28/41833, об обязании возвратить излишне уплаченные платежи в размере 130 799 руб. 14 коп.
Решением суда от 12.01.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, Владивостокская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, отказав в удовлетворении заявленного обществом требования.
В представленном отзыве ООО "ИстТрансСервис" просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили.
Из материалов дела следует и установлено судами, что во исполнение внешнеторгового контракта от 10.02.2009 на таможенную территорию Таможенного союза ООО "ИстТрансСервис" ввезен товар.
В целях таможенного оформления товара подана таможенная декларация N 10702030/110215/0008068, которой определена таможенная стоимость товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в подтверждение чего обществом были представлены документы и сведения, предусмотренные таможенным законодательством, необходимые для таможенного оформления ввезенного товара.
В ходе таможенного контроля таможенным органом были выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, в связи с чем принято решение о проведении дополнительной проверки от 12.02.2015, в ходе которой у декларанта запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в спорной декларации.
Обществом был дан ответ на решение о проведении дополнительной проверки, в котором оно просило выпустить товары условно под обеспечение денежных средств.
В связи с непредставлением обществом запрошенных документов таможенный орган пришел к выводу о невозможности использования заявленного метода определения таможенной стоимости и решением от 16.03.2015 произвел корректировку таможенной стоимости товара по шестому (резервному) методу определения таможенной стоимости.
По результатам проведенной корректировки доначислены таможенные платежи в общей сумме 130 799 руб. 14 коп., которые были уплачены обществом.
Посчитав, что причисленные таможенные платежи являются излишне уплаченными, декларант обратился в таможню с заявлением об их возврате (входящий N 33551 от 19.08.2016).
Вместе с заявлением о возврате обществом было подано заявление о внесении изменений в декларацию, форма корректировки декларации на товары и бухгалтерские документы об оплате с указанием на то, что документы, обосновывающие необходимость внесения изменений в декларацию были предоставлены при декларировании и ответе на дополнительную проверку.
Письмом от 24.08.2016 N 25-28/41833 заявление о возврате таможенных платежей возвращено декларанту без рассмотрения.
Письмом от 26.09.2016 на заявление о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ N 10702030/110215/0008068 таможенный орган сообщил, что документы, обосновывающие необходимость внесения изменений в ДТ были рассмотрены в рамках проводимых дополнительных проверок, в результате которых приняты решения о корректировке таможенной стоимости товара.
Не согласившись с отказом таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что обществом при декларировании товаров представлен полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, необходимый для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, который содержит достоверные и достаточные сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость ввезенного товара, в связи с чем у таможни отсутствовали основания для ее корректировки. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что таможенный орган, в нарушение Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение), применив для корректировки шестой (резервный) метод определения таможенной стоимости, не обосновал причины невозможности применения методов со второго по пятый.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
В своей кассационной жалобе Владивостокская таможня указывает на то, что суды неправомерно при оценке ее письма об оставлении заявления общества о возврате таможенных платежей без рассмотрения дали оценку решению о корректировке таможенной стоимости товара, тем самым вышли за пределы заявленного требования. Полагает, что внесение изменений в ДТ возможно только после проведения таможенного контроля, что требует значительных временных затрат; одновременное рассмотрение заявлений о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и о внесении изменений к ДТ не предусмотрено таможенным законодательством. Полагает, что письмо о возврате заявления без рассмотрения не является правовым актом и не нарушает права общества, в связи с чем не может быть рассмотрено в рамках статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Также указывает на наличие у нее оснований для корректировки таможенной стоимости в связи с непредставлением декларантом запрошенных в ходе дополнительной проверки документов.
Проверив законность решения и постановления, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанции, правильность применения ими норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, а также обоснованность кассационной жалобы исходя из доводов, содержащихся в ней, как того требует часть 1 статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС и пункту 3 статьи 2 Соглашения заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости не достоверных сведений и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 5 статьи 65 ТК ТС).
По правилам пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) предусмотрено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров, а также формы принимаемых в ходе этого контроля решений и перечень дополнительных документов, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Из материалов дела видно, что к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей обществом представлены платежные поручения об их оплате, корректировочные формы таможенных деклараций, расчет размера обеспечения, решение о корректировке таможенной стоимости по ДТ. Одновременно обществом представлено заявление о внесении изменений в декларацию с приложением соответствующих документов.
Представленные документы позволяли установить основания и сумму заявленных к возврату платежей.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 18) заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Также, согласно указанной правовой позиции, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.
Таким образом, поскольку декларантом была инициирована процедура внесения изменений в спорную декларацию одновременно с подачей заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, с предоставлением необходимых документов, являются правильными выводы судов о неправомерности оставления без рассмотрения поданного обществом заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
По этим основаниям подлежат отклонению доводы таможенного органа о том, что рассмотрение заявления о внесении изменений в ДТ возможно только после проведения таможенного контроля, что требует значительных временных затрат, а также о невозможности одновременного рассмотрения заявлений о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и о внесении изменений в декларацию на товары.
Также подлежат отклонению доводы Владивостокской таможни о том, что письмо об оставлении заявления о возврате таможенных платежей не является правовым актом и не нарушает права общества.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ, принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий и содержащий обязательные для исполнения предписания, распоряжения, влекущий юридические последствия и нарушающий права и охраняемые законом интересы заявителя.
Оспариваемое письмо отвечает признакам ненормативного правового акта, поскольку принято государственным органом в результате реализации им своих властных полномочий.
При этом, как правильно отмечено судами, данное письмо свидетельствует о создании для общества дополнительных неоправданных формальных препятствий к возврату таможенных платежей, и, как следствие, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности, что выражается в невозможности получения денежных средств, излишне уплаченных в бюджет.
Что касается довода таможни о неправомерности оценки судом корректировки таможенной стоимости товаров, произведенной таможней решением от 16.03.2015, суд приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в качестве основания для обращения в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в спорной сумме послужило несогласие общества с их уплатой вследствие корректировки Владивостокской таможней заявленной таможенной стоимости товаров по ДТ N 10702030/110215/0008068.
Поскольку заявление общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей было оставлено таможней без рассмотрения, основанием для обращения в арбитражный суд за защитой нарушенного права также послужила позиция декларанта о незаконности решения о корректировке таможенной стоимости товаров по спорной декларации.
В этой связи, принимая во внимание, что решение о корректировке таможенной стоимости по спорной декларации не было предметом судебного или ведомственного контроля, суды обоснованно посчитали, что рассмотрение вопроса о наличии оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в заявленной сумме находится во взаимосвязи с выяснением вопроса о законности решения о корректировке таможенной стоимости товаров, повлекшего доначисление спорных таможенных платежей, в связи с чем правомерно дали ему оценку.
Доводы кассационной жалобы в указанной части направлены на переоценку доказательств и установление иных обстоятельств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.
Что касается доводов заявителя жалобы о том, что в связи с неисполнением декларантом своих обязанностей по представлению таможенному органу документов, запрошенных в рамках дополнительной проверки, у него имелись основания для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В силу статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом. Для этого таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения, установив срок для их представления.
При этом, в силу пункта 21 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376 и пункта 20 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной Приказом ФТС России от 14.02.2011 N 272 если дополнительно представленные декларантом документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
Поскольку таможенным органом выявлены существенные отличия в меньшую сторону заявленной декларантом таможенной стоимости от стоимости однородных товаров, ввозимых иными участниками внешнеэкономической деятельности, а в ответ на запрос таможенного органа о предоставлении дополнительных документов в обоснование применения первого метода оценки таможенной стоимости товара обществом такие документы представлены не были, основания для проведения дополнительной проверки таможенной стоимости не устранены, что в соответствии с пунктом 21 Порядка является основанием для принятия должностным лицом таможенного органа решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
Вместе с тем, признавая недействительным решение о корректировке таможенной стоимости, суды пришли к выводу о несоблюдении таможенным органом принципа последовательности применения методов определения таможенной стоимости, установленного статьями 6 - 10 Соглашения.
Указанные выводы сделаны с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 23.12.2015 по делу N 303-КГ15-10774, о необходимости установления по данной категории дел факта соблюдения таможенным органом правила последовательного применения методов определения таможенной стоимости, установленного в пункте 1 статьи 2 Соглашения.
Между тем, возражений в данной части кассационная жалоба Владивостокской таможни не содержит, доводы декларанта и выводы суда таможенным органом не опровергнуты.
Поскольку судами правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы по заявленным в ней доводам не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 12.01.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 по делу N А51-27224/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 25.07.2017 N Ф03-2440/2017 ПО ДЕЛУ N А51-27224/2016
Требование: О признании незаконным отказа таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, об обязании их возвратить.Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обстоятельства: В связи с корректировкой таможенной стоимости ввезенного товара доначислены таможенные платежи, которые декларантом уплачены. Его заявление об их возврате возвращено без рассмотрения, поскольку не представлены доказательства излишней уплаты платежей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2017 г. N Ф03-2440/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Михайловой А.И.
Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.
- от общества с ограниченной ответственностью "ИстТрансСервис": представитель не явился;
- от Владивостокской таможни: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни
на решение от 12.01.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017
по делу N А51-27224/2016
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Андросова Е.И., в суде апелляционной инстанции судьи Бессчастная Л.А., Сидорович Е.Л., Рубанова В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИстТрансСервис" (ОГРН 1052504414962, ИНН 2540112440, место нахождения: 690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Крыгина, 28, 3А)
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767, место нахождения: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21А)
о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИстТрансСервис" (далее - ООО "ИстТрансСервис") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Владивостокской таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10702030/110215/0008068, оформленного письмом от 24.08.2016 N 25-28/41833, об обязании возвратить излишне уплаченные платежи в размере 130 799 руб. 14 коп.
Решением суда от 12.01.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, Владивостокская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, отказав в удовлетворении заявленного обществом требования.
В представленном отзыве ООО "ИстТрансСервис" просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили.
Из материалов дела следует и установлено судами, что во исполнение внешнеторгового контракта от 10.02.2009 на таможенную территорию Таможенного союза ООО "ИстТрансСервис" ввезен товар.
В целях таможенного оформления товара подана таможенная декларация N 10702030/110215/0008068, которой определена таможенная стоимость товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в подтверждение чего обществом были представлены документы и сведения, предусмотренные таможенным законодательством, необходимые для таможенного оформления ввезенного товара.
В ходе таможенного контроля таможенным органом были выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, в связи с чем принято решение о проведении дополнительной проверки от 12.02.2015, в ходе которой у декларанта запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в спорной декларации.
Обществом был дан ответ на решение о проведении дополнительной проверки, в котором оно просило выпустить товары условно под обеспечение денежных средств.
В связи с непредставлением обществом запрошенных документов таможенный орган пришел к выводу о невозможности использования заявленного метода определения таможенной стоимости и решением от 16.03.2015 произвел корректировку таможенной стоимости товара по шестому (резервному) методу определения таможенной стоимости.
По результатам проведенной корректировки доначислены таможенные платежи в общей сумме 130 799 руб. 14 коп., которые были уплачены обществом.
Посчитав, что причисленные таможенные платежи являются излишне уплаченными, декларант обратился в таможню с заявлением об их возврате (входящий N 33551 от 19.08.2016).
Вместе с заявлением о возврате обществом было подано заявление о внесении изменений в декларацию, форма корректировки декларации на товары и бухгалтерские документы об оплате с указанием на то, что документы, обосновывающие необходимость внесения изменений в декларацию были предоставлены при декларировании и ответе на дополнительную проверку.
Письмом от 24.08.2016 N 25-28/41833 заявление о возврате таможенных платежей возвращено декларанту без рассмотрения.
Письмом от 26.09.2016 на заявление о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ N 10702030/110215/0008068 таможенный орган сообщил, что документы, обосновывающие необходимость внесения изменений в ДТ были рассмотрены в рамках проводимых дополнительных проверок, в результате которых приняты решения о корректировке таможенной стоимости товара.
Не согласившись с отказом таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что обществом при декларировании товаров представлен полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, необходимый для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, который содержит достоверные и достаточные сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость ввезенного товара, в связи с чем у таможни отсутствовали основания для ее корректировки. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что таможенный орган, в нарушение Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение), применив для корректировки шестой (резервный) метод определения таможенной стоимости, не обосновал причины невозможности применения методов со второго по пятый.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
В своей кассационной жалобе Владивостокская таможня указывает на то, что суды неправомерно при оценке ее письма об оставлении заявления общества о возврате таможенных платежей без рассмотрения дали оценку решению о корректировке таможенной стоимости товара, тем самым вышли за пределы заявленного требования. Полагает, что внесение изменений в ДТ возможно только после проведения таможенного контроля, что требует значительных временных затрат; одновременное рассмотрение заявлений о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и о внесении изменений к ДТ не предусмотрено таможенным законодательством. Полагает, что письмо о возврате заявления без рассмотрения не является правовым актом и не нарушает права общества, в связи с чем не может быть рассмотрено в рамках статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Также указывает на наличие у нее оснований для корректировки таможенной стоимости в связи с непредставлением декларантом запрошенных в ходе дополнительной проверки документов.
Проверив законность решения и постановления, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанции, правильность применения ими норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, а также обоснованность кассационной жалобы исходя из доводов, содержащихся в ней, как того требует часть 1 статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС и пункту 3 статьи 2 Соглашения заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости не достоверных сведений и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 5 статьи 65 ТК ТС).
По правилам пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) предусмотрено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров, а также формы принимаемых в ходе этого контроля решений и перечень дополнительных документов, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Из материалов дела видно, что к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей обществом представлены платежные поручения об их оплате, корректировочные формы таможенных деклараций, расчет размера обеспечения, решение о корректировке таможенной стоимости по ДТ. Одновременно обществом представлено заявление о внесении изменений в декларацию с приложением соответствующих документов.
Представленные документы позволяли установить основания и сумму заявленных к возврату платежей.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 18) заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Также, согласно указанной правовой позиции, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.
Таким образом, поскольку декларантом была инициирована процедура внесения изменений в спорную декларацию одновременно с подачей заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, с предоставлением необходимых документов, являются правильными выводы судов о неправомерности оставления без рассмотрения поданного обществом заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
По этим основаниям подлежат отклонению доводы таможенного органа о том, что рассмотрение заявления о внесении изменений в ДТ возможно только после проведения таможенного контроля, что требует значительных временных затрат, а также о невозможности одновременного рассмотрения заявлений о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и о внесении изменений в декларацию на товары.
Также подлежат отклонению доводы Владивостокской таможни о том, что письмо об оставлении заявления о возврате таможенных платежей не является правовым актом и не нарушает права общества.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ, принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий и содержащий обязательные для исполнения предписания, распоряжения, влекущий юридические последствия и нарушающий права и охраняемые законом интересы заявителя.
Оспариваемое письмо отвечает признакам ненормативного правового акта, поскольку принято государственным органом в результате реализации им своих властных полномочий.
При этом, как правильно отмечено судами, данное письмо свидетельствует о создании для общества дополнительных неоправданных формальных препятствий к возврату таможенных платежей, и, как следствие, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности, что выражается в невозможности получения денежных средств, излишне уплаченных в бюджет.
Что касается довода таможни о неправомерности оценки судом корректировки таможенной стоимости товаров, произведенной таможней решением от 16.03.2015, суд приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в качестве основания для обращения в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в спорной сумме послужило несогласие общества с их уплатой вследствие корректировки Владивостокской таможней заявленной таможенной стоимости товаров по ДТ N 10702030/110215/0008068.
Поскольку заявление общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей было оставлено таможней без рассмотрения, основанием для обращения в арбитражный суд за защитой нарушенного права также послужила позиция декларанта о незаконности решения о корректировке таможенной стоимости товаров по спорной декларации.
В этой связи, принимая во внимание, что решение о корректировке таможенной стоимости по спорной декларации не было предметом судебного или ведомственного контроля, суды обоснованно посчитали, что рассмотрение вопроса о наличии оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в заявленной сумме находится во взаимосвязи с выяснением вопроса о законности решения о корректировке таможенной стоимости товаров, повлекшего доначисление спорных таможенных платежей, в связи с чем правомерно дали ему оценку.
Доводы кассационной жалобы в указанной части направлены на переоценку доказательств и установление иных обстоятельств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.
Что касается доводов заявителя жалобы о том, что в связи с неисполнением декларантом своих обязанностей по представлению таможенному органу документов, запрошенных в рамках дополнительной проверки, у него имелись основания для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В силу статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом. Для этого таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения, установив срок для их представления.
При этом, в силу пункта 21 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376 и пункта 20 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной Приказом ФТС России от 14.02.2011 N 272 если дополнительно представленные декларантом документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
Поскольку таможенным органом выявлены существенные отличия в меньшую сторону заявленной декларантом таможенной стоимости от стоимости однородных товаров, ввозимых иными участниками внешнеэкономической деятельности, а в ответ на запрос таможенного органа о предоставлении дополнительных документов в обоснование применения первого метода оценки таможенной стоимости товара обществом такие документы представлены не были, основания для проведения дополнительной проверки таможенной стоимости не устранены, что в соответствии с пунктом 21 Порядка является основанием для принятия должностным лицом таможенного органа решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
Вместе с тем, признавая недействительным решение о корректировке таможенной стоимости, суды пришли к выводу о несоблюдении таможенным органом принципа последовательности применения методов определения таможенной стоимости, установленного статьями 6 - 10 Соглашения.
Указанные выводы сделаны с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 23.12.2015 по делу N 303-КГ15-10774, о необходимости установления по данной категории дел факта соблюдения таможенным органом правила последовательного применения методов определения таможенной стоимости, установленного в пункте 1 статьи 2 Соглашения.
Между тем, возражений в данной части кассационная жалоба Владивостокской таможни не содержит, доводы декларанта и выводы суда таможенным органом не опровергнуты.
Поскольку судами правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы по заявленным в ней доводам не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 12.01.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 по делу N А51-27224/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.И.МИХАЙЛОВА
Судьи
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
И.В.ШИРЯЕВ
А.И.МИХАЙЛОВА
Судьи
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
И.В.ШИРЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)