Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обстоятельства: Таможенный орган сообщил обществу, что оно не является лицом, на которое возложена обязанность по уплате таможенных платежей, а значит, не является плательщиком в смысле ст. 114 Закона о таможенном регулировании.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
- от заявителя: Айдинов С.В., доверенность от 08.06.2017;
- от заинтересованного лица: Смирнов И.А., доверенность от 16.06.2017;
- от третьего лица: представитель не явился, извещен;
- рассмотрев 07 сентября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Домодедовской таможни
на решение от 24 апреля 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Криворучко Е.С.,
на постановление от 27 июня 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Иевлевым П.А., Марченковой Н.А.,
по делу N А41-90200/16
по заявлению ООО "СПСР-Экспресс"
о признании незаконным отказа осуществить возврат таможенных платежей, об обязании осуществить возврат таможенных платежей
к Домодедовской таможне,
третье лицо: ООО "Тулпар Техник",
установил:
ООО "СПСР-Экспресс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Домодедовской таможни (далее - таможня) осуществить возврат таможенных платежей по заявлению от 22.09.2016 N 571, исчисленных по ДТ N 10002010/250816/0044745, в сумме 27.773 руб. 20 коп. и об обязании осуществить возврат таможенных платежей в сумме 27.773 руб. 20 коп.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует ООО "Тулпар Техник".
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2017 года заявление удовлетворено.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Домодедовская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "СПСР-Экспресс" на основании договора о предоставлении комплекса услуг по таможенному оформлению от 16.08.2016 N ИМ 41/2016, заключенного с ООО "Тулпар Техник", 25.08.2016 подало на таможенный пост Домодедовской таможни декларацию на товары N 10002010/250816/0044745 (далее - ДТ), поступившие в адрес ООО "Тулпар Техник" от его иностранного контрагента.
Ввезенный по ДТ товар (пульт системы управления модулями и компонентами салонной системы самолета "Decrane aerospace audio international") помещен под таможенную процедуру временно ввоза (допуска) сроком на 10 месяцев с частичным условным освобождением от уплаты таможенных платежей, что подтверждается записями "ИМ" и "53" в графе 1 "Декларация".
Таможенным представителем исчислена сумма платежей за 10 месяцев нахождения товара на таможенной территории Таможенного союза в размере 27.773 руб. 20 коп. графа 47 декларации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 282 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс), при временном ввозе товаров с частичным условным освобождением от уплаты таможенных платежей за каждый полный и неполный месяц нахождения товаров на территории России подлежит уплате 3 процента от суммы ввозных таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для внутреннего потребления.
Воспользовавшись возможностью, предоставляемой пунктом 4 статьи 282 Таможенного кодекса, ООО "СПСР-Экспресс" перечислило до выпуска товаров все причитающиеся таможенные платежи в размере 27.773 руб. 20 коп. согласно банковскому ордеру от 26.08.2016 N 153299, что также подтверждается записью "5010-27773.20-643-7006-25.08.2016-ПК" в графе "В Подробности подсчета", означающей уплату НДС в размере 27.773 руб. 20 коп. в российских рублях с использованием микропроцессорной пластиковой карты по чеку от 25.08.2016 N 7006.
В дальнейшем ООО "СПСР-Экспресс" обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей от 22.09.2016 исх. N 571 (зарегистрировано таможней 26.09.2016 вх. N 10039) в связи с ошибочным исчислением и уплатой декларантом таможенных платежей по ДТ.
Письмом от 30.09.2016 N 10-14/19413 таможня сообщила ООО "СПСР-Экспресс" о невозможности осуществления возврата денежных средств со ссылкой на то, что заявление не отвечает требованиям, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, поскольку ООО "СПСР-Экспресс" не является лицом, на которое возложена обязанность по уплате, а значит по мнению таможенного органа не является плательщиком, в смысле статьи 114 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
Не согласившись с данным отказом таможни от 30.09.2016 по возврату излишне уплаченных таможенных платежей, ООО "СПСР-Экспресс" 27.12.2016 оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса, таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 75 Таможенного кодекса, объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с данным Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 79 Таможенного кодекса).
В силу части 2 статьи 179 Таможенного кодекса, таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Согласно части 2 статьи 12 Таможенного кодекса, таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.
Как установлено частью 3 статьи 12 Таможенного кодекса, отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
В соответствии с частью 5 статьи 60 Закона о таможенном регулировании, таможенный представитель может уплачивать таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенной процедуры, определенной для декларирования товаров, предусматривает их уплату и если условиями договора, заключенным между декларантом и таможенным представителем, предусмотрена уплата таможенных пошлин, налогов таможенным представителем.
В силу нормы части 6 статьи 60 Закона о таможенном регулировании, при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
Поскольку при декларировании товаров таможенный представитель несет солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных платежей, он обладает статусом плательщика таможенных платежей.
Соответственно, таможенный представитель, полностью исполнивший солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных платежей, обладает равными с декларантом правами в отношении уплаченных сумм, в том числе и правом на обращение с заявлением об их возврате.
Довод таможни относительно того, что ООО "СПСР-Экспресс" не является лицом, на которое возложена обязанность по уплате, а значит, не является плательщиком в смысле статьи 114 Закона о таможенном регулировании, обоснованно отклонен судами как основанный на неверном применении норм материального права.
Согласно части 4 статьи 16 Таможенного кодекса, обязанности таможенного представителя перед таможенным органом не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
Договор на предоставление комплекса услуг по таможенному оформлению от 16.08.2016 N ИМ 41/2016, заключенный между ООО "СПСР-Экспресс" и ООО "Тулпар Техник", регулирует гражданско-правовые отношения между указанными лицами и не может повлиять на их права и обязанности по отношению к таможне.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с этим Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Таможенного кодекса, возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита права частной собственности, относящегося к основным правам, составляет обязанность государства (статья 2; статья 8 часть 2; статья 17 часть 2).
В целях реализации указанных конституционных полномочий федеральный законодатель установил в Законе о таможенном регулировании правила, касающиеся порядка и сроков возврата излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
В статье 147 Закона о таможенном регулировании содержатся положения, согласно которым возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом в течение трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
При этом частью 1 статьи 122 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи1 (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей.
Таким образом, Законом о таможенном регулировании установлена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно. Такой вывод, в частности, отражен в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
Судами установлено, что в данном случае ООО "СПСР-Экспресс" предпринята попытка реализовать порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей, исходя из норм статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
Однако письмом от 30.09.2016 N 10-14/19413 таможня отказала обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в связи с непредставлением декларантом документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.
Между тем судами установлено, что к заявлению ООО "СПСР-Экспресс" от 22.09.2016 исх. N 571 о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, приложены документы согласно перечню, в том числе: чек от 25.08.2016 N 7006 на общую сумму 27.773 руб. 20 коп., банковский ордер от 26.08.2016 N 153299 на общую сумму 27.773 руб. 20 коп., копия декларации на товары ДТ N 10002010/250816/0044745.
Кроме того, ООО "СПСР-Экспресс" представило подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов за период с 02.04.2014 по 31.12.2016, выданное таможней по его обращению. В указанном подтверждении имеется запись с порядковым номером 1524 об уплате периодических платежей по ДТ N 10002010/250816/0044745 в сумме 27.773 руб. 20 коп. с указанием реквизитов платежного документа от 25.08.2016 N 7006. Данные реквизиты соответствуют реквизитам чека, сформированного ООО "Мультисервисная платежная система". В колонке "Таможенный представитель" также указаны наименование, а также ИНН и КПП ООО "СПСР-Экспресс".
При указанных обстоятельствах довод таможни о том, что ООО "СПСР-Экспресс" не представило документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, опровергается материалами дела, а именно: копиями заявлений о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов (от 26.09.2016) с входящими штампами таможни и без составления актов об отсутствии приложений, что свидетельствует, что все поименованные в заявлениях документы заявителем представлены в таможенный орган.
В обоснование жалобы таможня также ссылается на необходимость внесения изменений в декларацию на товары. Таможня утверждает, что в рассматриваемом случае требовалось внесение изменений в графу "В" декларации.
Судами установлено, что испрашиваемая сумма в установленном порядке была отражена в графе "В. Подробности подсчета", что полностью соответствует Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.
В Инструкции указано, что в графе "В. Подробности подсчета" "...указываются сведения о суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, за все товары, декларируемые в ДТ".
Ниже в той же Инструкции сказано, что в графу вносятся "Сведения об уплате таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы...", которые формируются по установленной схеме.
Соответственно, графа "В Подробности подсчета" содержит сведения о фактической уплате таможенных платежей по декларации и, таким образом, отражает состояние расчетов между таможней и участником ВЭД по данной ДТ.
Более того, данная графа заполняется автоматически компьютерной программой, в которой заполняются декларации после списания денежных средств со счета.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что внесение изменений в графу "В. Подробности подсчета" приведет к тому, что декларация будет содержать информацию, не соответствующую фактической уплате таможенных платежей.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2017 года по делу N А41-90200/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Домодедовской таможни - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 14.09.2017 N Ф05-12632/2017 ПО ДЕЛУ N А41-90200/16
Требование: О признании незаконным отказа таможенного органа осуществить возврат таможенных платежей, обязании осуществить их возврат.Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обстоятельства: Таможенный орган сообщил обществу, что оно не является лицом, на которое возложена обязанность по уплате таможенных платежей, а значит, не является плательщиком в смысле ст. 114 Закона о таможенном регулировании.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2017 г. по делу N А41-90200/16
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
- от заявителя: Айдинов С.В., доверенность от 08.06.2017;
- от заинтересованного лица: Смирнов И.А., доверенность от 16.06.2017;
- от третьего лица: представитель не явился, извещен;
- рассмотрев 07 сентября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Домодедовской таможни
на решение от 24 апреля 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Криворучко Е.С.,
на постановление от 27 июня 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Иевлевым П.А., Марченковой Н.А.,
по делу N А41-90200/16
по заявлению ООО "СПСР-Экспресс"
о признании незаконным отказа осуществить возврат таможенных платежей, об обязании осуществить возврат таможенных платежей
к Домодедовской таможне,
третье лицо: ООО "Тулпар Техник",
установил:
ООО "СПСР-Экспресс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Домодедовской таможни (далее - таможня) осуществить возврат таможенных платежей по заявлению от 22.09.2016 N 571, исчисленных по ДТ N 10002010/250816/0044745, в сумме 27.773 руб. 20 коп. и об обязании осуществить возврат таможенных платежей в сумме 27.773 руб. 20 коп.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует ООО "Тулпар Техник".
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2017 года заявление удовлетворено.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Домодедовская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "СПСР-Экспресс" на основании договора о предоставлении комплекса услуг по таможенному оформлению от 16.08.2016 N ИМ 41/2016, заключенного с ООО "Тулпар Техник", 25.08.2016 подало на таможенный пост Домодедовской таможни декларацию на товары N 10002010/250816/0044745 (далее - ДТ), поступившие в адрес ООО "Тулпар Техник" от его иностранного контрагента.
Ввезенный по ДТ товар (пульт системы управления модулями и компонентами салонной системы самолета "Decrane aerospace audio international") помещен под таможенную процедуру временно ввоза (допуска) сроком на 10 месяцев с частичным условным освобождением от уплаты таможенных платежей, что подтверждается записями "ИМ" и "53" в графе 1 "Декларация".
Таможенным представителем исчислена сумма платежей за 10 месяцев нахождения товара на таможенной территории Таможенного союза в размере 27.773 руб. 20 коп. графа 47 декларации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 282 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс), при временном ввозе товаров с частичным условным освобождением от уплаты таможенных платежей за каждый полный и неполный месяц нахождения товаров на территории России подлежит уплате 3 процента от суммы ввозных таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для внутреннего потребления.
Воспользовавшись возможностью, предоставляемой пунктом 4 статьи 282 Таможенного кодекса, ООО "СПСР-Экспресс" перечислило до выпуска товаров все причитающиеся таможенные платежи в размере 27.773 руб. 20 коп. согласно банковскому ордеру от 26.08.2016 N 153299, что также подтверждается записью "5010-27773.20-643-7006-25.08.2016-ПК" в графе "В Подробности подсчета", означающей уплату НДС в размере 27.773 руб. 20 коп. в российских рублях с использованием микропроцессорной пластиковой карты по чеку от 25.08.2016 N 7006.
В дальнейшем ООО "СПСР-Экспресс" обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей от 22.09.2016 исх. N 571 (зарегистрировано таможней 26.09.2016 вх. N 10039) в связи с ошибочным исчислением и уплатой декларантом таможенных платежей по ДТ.
Письмом от 30.09.2016 N 10-14/19413 таможня сообщила ООО "СПСР-Экспресс" о невозможности осуществления возврата денежных средств со ссылкой на то, что заявление не отвечает требованиям, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, поскольку ООО "СПСР-Экспресс" не является лицом, на которое возложена обязанность по уплате, а значит по мнению таможенного органа не является плательщиком, в смысле статьи 114 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
Не согласившись с данным отказом таможни от 30.09.2016 по возврату излишне уплаченных таможенных платежей, ООО "СПСР-Экспресс" 27.12.2016 оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса, таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 75 Таможенного кодекса, объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с данным Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 79 Таможенного кодекса).
В силу части 2 статьи 179 Таможенного кодекса, таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Согласно части 2 статьи 12 Таможенного кодекса, таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.
Как установлено частью 3 статьи 12 Таможенного кодекса, отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
В соответствии с частью 5 статьи 60 Закона о таможенном регулировании, таможенный представитель может уплачивать таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенной процедуры, определенной для декларирования товаров, предусматривает их уплату и если условиями договора, заключенным между декларантом и таможенным представителем, предусмотрена уплата таможенных пошлин, налогов таможенным представителем.
В силу нормы части 6 статьи 60 Закона о таможенном регулировании, при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
Поскольку при декларировании товаров таможенный представитель несет солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных платежей, он обладает статусом плательщика таможенных платежей.
Соответственно, таможенный представитель, полностью исполнивший солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных платежей, обладает равными с декларантом правами в отношении уплаченных сумм, в том числе и правом на обращение с заявлением об их возврате.
Довод таможни относительно того, что ООО "СПСР-Экспресс" не является лицом, на которое возложена обязанность по уплате, а значит, не является плательщиком в смысле статьи 114 Закона о таможенном регулировании, обоснованно отклонен судами как основанный на неверном применении норм материального права.
Согласно части 4 статьи 16 Таможенного кодекса, обязанности таможенного представителя перед таможенным органом не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
Договор на предоставление комплекса услуг по таможенному оформлению от 16.08.2016 N ИМ 41/2016, заключенный между ООО "СПСР-Экспресс" и ООО "Тулпар Техник", регулирует гражданско-правовые отношения между указанными лицами и не может повлиять на их права и обязанности по отношению к таможне.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с этим Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Таможенного кодекса, возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита права частной собственности, относящегося к основным правам, составляет обязанность государства (статья 2; статья 8 часть 2; статья 17 часть 2).
В целях реализации указанных конституционных полномочий федеральный законодатель установил в Законе о таможенном регулировании правила, касающиеся порядка и сроков возврата излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
В статье 147 Закона о таможенном регулировании содержатся положения, согласно которым возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом в течение трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
При этом частью 1 статьи 122 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи1 (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей.
Таким образом, Законом о таможенном регулировании установлена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно. Такой вывод, в частности, отражен в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
Судами установлено, что в данном случае ООО "СПСР-Экспресс" предпринята попытка реализовать порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей, исходя из норм статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
Однако письмом от 30.09.2016 N 10-14/19413 таможня отказала обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в связи с непредставлением декларантом документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.
Между тем судами установлено, что к заявлению ООО "СПСР-Экспресс" от 22.09.2016 исх. N 571 о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, приложены документы согласно перечню, в том числе: чек от 25.08.2016 N 7006 на общую сумму 27.773 руб. 20 коп., банковский ордер от 26.08.2016 N 153299 на общую сумму 27.773 руб. 20 коп., копия декларации на товары ДТ N 10002010/250816/0044745.
Кроме того, ООО "СПСР-Экспресс" представило подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов за период с 02.04.2014 по 31.12.2016, выданное таможней по его обращению. В указанном подтверждении имеется запись с порядковым номером 1524 об уплате периодических платежей по ДТ N 10002010/250816/0044745 в сумме 27.773 руб. 20 коп. с указанием реквизитов платежного документа от 25.08.2016 N 7006. Данные реквизиты соответствуют реквизитам чека, сформированного ООО "Мультисервисная платежная система". В колонке "Таможенный представитель" также указаны наименование, а также ИНН и КПП ООО "СПСР-Экспресс".
При указанных обстоятельствах довод таможни о том, что ООО "СПСР-Экспресс" не представило документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, опровергается материалами дела, а именно: копиями заявлений о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов (от 26.09.2016) с входящими штампами таможни и без составления актов об отсутствии приложений, что свидетельствует, что все поименованные в заявлениях документы заявителем представлены в таможенный орган.
В обоснование жалобы таможня также ссылается на необходимость внесения изменений в декларацию на товары. Таможня утверждает, что в рассматриваемом случае требовалось внесение изменений в графу "В" декларации.
Судами установлено, что испрашиваемая сумма в установленном порядке была отражена в графе "В. Подробности подсчета", что полностью соответствует Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.
В Инструкции указано, что в графе "В. Подробности подсчета" "...указываются сведения о суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, за все товары, декларируемые в ДТ".
Ниже в той же Инструкции сказано, что в графу вносятся "Сведения об уплате таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы...", которые формируются по установленной схеме.
Соответственно, графа "В Подробности подсчета" содержит сведения о фактической уплате таможенных платежей по декларации и, таким образом, отражает состояние расчетов между таможней и участником ВЭД по данной ДТ.
Более того, данная графа заполняется автоматически компьютерной программой, в которой заполняются декларации после списания денежных средств со счета.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что внесение изменений в графу "В. Подробности подсчета" приведет к тому, что декларация будет содержать информацию, не соответствующую фактической уплате таможенных платежей.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2017 года по делу N А41-90200/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Домодедовской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)