Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "13" апреля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен "15" апреля 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 января 2016 года по делу N А12-51537/2014 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ" (400107, г. Волгоград, ул им. Хорошего, д. 16, ИНН 3443117187, ОГРН 1123443004200)
к Астраханской таможне (414018, г. Астрахань, ул. Адм. Нахимова, д. 42, ИНН 3017003414 ОГРН 1033001700159)
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Советского таможенного поста Астраханской таможни (400048, г. Волгоград, ул. Авторемонтная, д. 11)
о признании незаконным решения таможенного органа,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ" - Ермаковой Веры Евгеньевны, действующей по доверенности от 11.01.2016, Астраханской таможни - Волобуева Артемия Сергеевича, действующего по доверенности от 08.12.2015 N 07-33/21034,
без участия в судебном заседании представителей: Советского таможенного поста Астраханской таможни (почтовые уведомление N 80434 приобщено к материалам дела),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ" (далее - ООО "ВЕСМАШ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Советского таможенного поста Астраханской таможни от 03.08.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по декларации на товары N 10311100/070515/0002328, а также об обязании Астраханской таможни возвратить денежные средства в размере 37 888,68 рублей, внесенные в качестве залога по декларации на товары N 10311100/070515/0002328.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27 января 2016 года по делу N А12-51537/2015 признано недействительным решение Советского таможенного поста Астраханской таможни от 03.08.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по декларации на товары N 10311100/070515/0002328, как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ" на Астраханскую таможню возложена обязанность возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ" (ИНН 3443117187, ОГРН 1123443004200) излишне уплаченные таможенные платежи в размере 37 888,86 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Астраханская таможня обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Обществом с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ", Астраханской таможни поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Советского таможенного поста Астраханской таможни, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
12 февраля 2015 года между обществом с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ", Россия (покупатель) и TECNICAS DE ELECTRONICA Y AUTOMATISMOS S.A. (Испания) (продавец) заключен контракт N 01/15/LC (договор купли-продажи, поставки), предметом которого является поставка (покупка) товаров, указанных в спецификации к договору.
Общая сумма контракта состоит из суммы по Спецификациям и ориентировочно в течение срока договора составит не менее 300 000 евро (пункт 2 контракта).
Условия поставки CIP - город Волгоград, поставка товара отдельными партиями согласовывается в Спецификациях. Условия поставки могут быть изменены в Спецификациях (пункт 4.1 контракта).
Дополнительным соглашением N 1 между сторонами внешнеторгового контракта N 01/15/LC от 12.02.2015 согласована поставка товаров, указанных в спецификации N 1 от 24.03.2015: датчик М.740 в количестве 403 штуки по цене 75,60 евро за 1 штуку, узел встройки для М.740 в количестве 500 штук по цене 14,50 евро за 1 штуку, индикатор Smart IP 65" в количестве 60 штук по цене 142 евро за 1 штуку. Также согласовано, что доставка продукции до общества с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ" будет осуществляться перевозчиком, нанятым поставщиком. Стоимость перевозки составила 2248,20 евро.
Из имеющихся в материалах дела писем фирмы "Tecnicas de Electronica у Automatismos S.A." следует, что в ответ на письмо общества с ограниченной ответственностью "Весмаш" N 126 от 27.03.2015 фирма "Tecnicas de Electronica у Automatismos S.A." (торговая марка UTILCELL) выражает согласие на замену 3 штук весоизмерительных датчиков М.740 (30Т.) LOAD CELL М740 30 т на новые путем допоставки в рамках согласованной спецификации N 1 от 24.03.2015 к контракту от 12.02.2015 N 01/15/LC. Общая стоимость поставки не будет изменена, однако изменится цена некоторых согласованных к поставке позиций и стоимость транспортных услуг в сторону уменьшения для того, чтобы отразить заменяемые датчики в структуре поставки.
В связи с увеличением количества согласованных к поставке весоизмерительных датчиков продавцом предоставлена скидка на данные датчики и определена цена за штуку 75,60 вместо ранее предложенной цены 76 евро за штуку.
Также предоставлена скидка на индикатор Smart IP65 и предложена цена 142 евро за штуку.
07 мая 2015 года обществом с ограниченной ответственностью "Весмаш" на Советский таможенный пост подана электронная декларация на товары N 10311100/070515/0002328 товар N 1, товар N 2,товар N 3 (страна происхождения - Испания, страна отправления - Испания).
Таможенная стоимость декларируемых товаров определена ООО "ВЕСМАШ" в соответствии со статьями 4, 5 Соглашения, заключенного Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, и Российской Федерации от 25.08.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение), то есть по стоимости сделки ввозимого товара, вследствие чего, заявителем заполнена и представлена таможенному органу декларация таможенной стоимости по форме ДТС-1.
В качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости представлены: контракт от 12.02.2015 N 01/15/LC, дополнительное соглашение N 1 от 24.03.2015, инвойс N 113568 от 10.04.2015, CMR международная товарно-транспортная накладная N 6040004483174/56002 от 24.04.2015, транзитная декларация N 11209103/280415/0582184 от 28.04.2015.
08 мая 2015 года должностным лицом Советского таможенного поста принято решение о проведении дополнительной проверки и проставлена соответствующая отметка в ДТС - 1 в виде записи "Дополнительная проверка до 06.07.2015" от 08.05.2015.
Во исполнение запроса таможенного органа для подтверждения заявленной таможенной стоимости заявителем были дополнительно представлены документы:
- копия контракта от 12.02.2015 N 01/15/LC,
- копия инвойса N 113568 от 10.04.2015,
- копия листа упаковки,
- копия экспортной декларации,
- копии каталогов,
- копия спецификации N 1,
- копия заявления на перевод МТ103 N 1 от 08.04.2015,
- копия страхового полиса,
- копия выписки по лицевому счету с 08.04.3015 по 08.04.2015,
- копия справки о стоимости перевозки,
- копия справки о валютных операциях,
- копия приходного ордера,
- копия доверенности представителя.
Оценив представленные заявителем документы, таможенным органом 03.08.2015 принято решение о корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10311100/070515/0002328, должностным лицом таможенного поста поставлена соответствующая отметка в ДТС - 1 в виде записи "ТС корректируется" от 03.08.2015.
Советским таможенным постом самостоятельно определена таможенная стоимость товаров, оформленных по ДТ N 10311100/070515/0002328, выраженная в ДТС - 2 в виде записи "ТС принята" от 19.08.2015. Таможенная стоимость определена резервным методом на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами.
Не согласившись с решением Советского таможенного поста Астраханской таможни от 03.08.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по декларации на товары N 10311100/070515/0002328, общество с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Волгоградской области пришел к выводу, что таможней не доказана недостоверность и недостаточность сведений, содержащихся в представленных документах, для применения метода определения таможенной стоимости заявленного декларантом.
Апелляционный суд изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
На основании пункта 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 указанной статьи). Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, определен в статьях 183 - 184 ТК ТС.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
При этом в силу пункта 3 статьи 2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).
Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при выполнении условий, названных в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Таким образом, основой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза.
В силу пункта 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Статья 183 ТК ТС содержит перечень документов, которыми должна сопровождаться подача таможенной декларации, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
Как следует из статьи 69 ТК ТС, в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку, для чего вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, а декларант обязан представить запрашиваемые дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.
Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара, утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Из анализа и проверки, представленных в обоснование заявленной стоимости товара документов следует, что общество при таможенном оформлении товаров, представило полный пакет документов, не имеющих противоречий и достоверно подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара.
Кроме того, по запросу таможенного органа общество представило истребуемые документы, которые оно получило от поставщика.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96 (далее - Постановление N 96) при оценке обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 4 и пунктов 1 и 3 статьи 5 Соглашения, имея в виду, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения.
Признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
В данном случае обязательная письменная форма внешнеэкономической сделки соблюдена и ее условия надлежащим образом согласованы сторонами.
При этом выявление таможенным органом признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе перечисленных в пункте 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, не является основанием для корректировки таможенной стоимости товара, а служит поводом к проведению дополнительной проверки, поскольку выявление признаков недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товара означает лишь возникновение у таможенного органа предположений о недостоверности таких сведений (пункт 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 96).
Суд, оценив полученные в ходе проверочного мероприятия документы и сведения, обоснованно признал, что таможенный орган в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал недостоверность и недостаточность сведений, содержащихся в представленных декларантом документах, для применения метода определения таможенной стоимости товаров по цене сделки.
Как следует из материалов дела, изначально в контракте не предусматривалась цена поставляемых товаров.
Условия поставки (в том числе о цене товара), согласно пункту 4.1 контракта должны предусматриваться в спецификациях.
Дополнительным соглашением к контракту между сторонами согласована единица стоимости каждого товара, в том числе: датчик М.740 в количестве 403 штуки по цене 75,60 евро за 1 штуку, узел встройки для М.740 в количестве 500 штук по цене 14,50 евро за 1 штуку, индикатор Smart IP 65" в количестве 60 штук по цене 142 евро за 1 штуку.
Аналогичные цены указаны в инвойсе N 113568 от 10.04.2015.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 года N 3323/07 указано, что цена сделки подтверждена документально, если приведенная в грузовой таможенной декларации стоимость может быть сопоставлена с суммой, обозначенной в счете-фактуре, платежном поручении, экспортной декларации, ведомости банковского контроля. При их совпадении можно утверждать, что цена подтверждена должным образом.
В рассматриваемом случае цена товара указана не только в декларациях на товары, но и в дополнительном соглашении N 1, спецификации, инвойсе.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что декларантом представлены доказательства согласования цены по заключенной сделке в таможню, что подтверждается условиями контракта от 12.02.2015 N 01/15/LC, дополнительным соглашением и спецификацией от 24.03.2015, инвойсом N 113568 от 10.04.2015.
Судом установлено, что общество при таможенном оформлении товаров, представило полный пакет документов, не имеющих противоречий и достоверно подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара.
Отсутствие как такого прайс-листа не может служить доказательством недостоверности заявленной стоимости.
В контракте четко предусмотрено, что условия поставки оговариваются в спецификации. Иных условий относительно определения условий поставки товара (в том числе условие о цене) в контракте не предусмотрено.
С учетом фактических обстоятельств дела арбитражный суд обоснованно исходил из того, что непредставление обществом иных документов не является доказательством недостоверности представленных им сведений.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" таможенный орган, реализующий предусмотренное право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.
Поэтому, определяя таможенную стоимость иным методом, чем основной метод, таможенный орган должен иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки стоимости товара.
Таможня указала, что заявленная таможенная стоимость не может быть определена по первому методу, так как данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме. В результате таможенный орган самостоятельно произвел корректировку таможенной стоимости на основании статьи 6 Соглашения (по цене сделки с идентичными товарами).
Доказательств несоблюдения предпринимателем установленного частью 2 статьи 65 ТК ТС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами и наличия предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров, таможенным органом не представлено.
Учитывая, что в материалах дела имеется полная информация об условиях сделки, недостоверность которой таможенным органом не доказана, непредставление дополнительно запрошенных документов не могло повлиять на возможность определения таможенной стоимости по методу на основе стоимости сделки с ввозимыми товарами и не могло послужить основанием для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товара.
Корректировка таможенным органом таможенной стоимости товара по спорной ДТ повлекла за собой увеличение размера таможенных платежей, исчисляемых в соответствии с таможенной стоимостью товаров, чем нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку Астраханская таможня не обосновала невозможность применения метода таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, цена сделки подтверждена документально, то требование заявителя, фактически направленное на обязание Астраханской таможни устранить допущенные нарушения прав заявителя, путем принятия решения по определению таможенной стоимости товара по указанной декларации с применением метода по цене сделки с ввозимыми товарами, соответствует пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.07.2008 по делу N А12-3517/2007.
Апелляционная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу Астраханской таможни следует оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на Астраханскую таможню, которая в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 января 2016 года по делу N А12-51537/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.04.2016 N 12АП-2486/2016 ПО ДЕЛУ N А12-51537/2015
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2016 г. по делу N А12-51537/2015
Резолютивная часть постановления объявлена "13" апреля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен "15" апреля 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 января 2016 года по делу N А12-51537/2014 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ" (400107, г. Волгоград, ул им. Хорошего, д. 16, ИНН 3443117187, ОГРН 1123443004200)
к Астраханской таможне (414018, г. Астрахань, ул. Адм. Нахимова, д. 42, ИНН 3017003414 ОГРН 1033001700159)
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Советского таможенного поста Астраханской таможни (400048, г. Волгоград, ул. Авторемонтная, д. 11)
о признании незаконным решения таможенного органа,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ" - Ермаковой Веры Евгеньевны, действующей по доверенности от 11.01.2016, Астраханской таможни - Волобуева Артемия Сергеевича, действующего по доверенности от 08.12.2015 N 07-33/21034,
без участия в судебном заседании представителей: Советского таможенного поста Астраханской таможни (почтовые уведомление N 80434 приобщено к материалам дела),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ" (далее - ООО "ВЕСМАШ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Советского таможенного поста Астраханской таможни от 03.08.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по декларации на товары N 10311100/070515/0002328, а также об обязании Астраханской таможни возвратить денежные средства в размере 37 888,68 рублей, внесенные в качестве залога по декларации на товары N 10311100/070515/0002328.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27 января 2016 года по делу N А12-51537/2015 признано недействительным решение Советского таможенного поста Астраханской таможни от 03.08.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по декларации на товары N 10311100/070515/0002328, как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ" на Астраханскую таможню возложена обязанность возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ" (ИНН 3443117187, ОГРН 1123443004200) излишне уплаченные таможенные платежи в размере 37 888,86 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Астраханская таможня обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Обществом с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ", Астраханской таможни поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Советского таможенного поста Астраханской таможни, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
12 февраля 2015 года между обществом с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ", Россия (покупатель) и TECNICAS DE ELECTRONICA Y AUTOMATISMOS S.A. (Испания) (продавец) заключен контракт N 01/15/LC (договор купли-продажи, поставки), предметом которого является поставка (покупка) товаров, указанных в спецификации к договору.
Общая сумма контракта состоит из суммы по Спецификациям и ориентировочно в течение срока договора составит не менее 300 000 евро (пункт 2 контракта).
Условия поставки CIP - город Волгоград, поставка товара отдельными партиями согласовывается в Спецификациях. Условия поставки могут быть изменены в Спецификациях (пункт 4.1 контракта).
Дополнительным соглашением N 1 между сторонами внешнеторгового контракта N 01/15/LC от 12.02.2015 согласована поставка товаров, указанных в спецификации N 1 от 24.03.2015: датчик М.740 в количестве 403 штуки по цене 75,60 евро за 1 штуку, узел встройки для М.740 в количестве 500 штук по цене 14,50 евро за 1 штуку, индикатор Smart IP 65" в количестве 60 штук по цене 142 евро за 1 штуку. Также согласовано, что доставка продукции до общества с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ" будет осуществляться перевозчиком, нанятым поставщиком. Стоимость перевозки составила 2248,20 евро.
Из имеющихся в материалах дела писем фирмы "Tecnicas de Electronica у Automatismos S.A." следует, что в ответ на письмо общества с ограниченной ответственностью "Весмаш" N 126 от 27.03.2015 фирма "Tecnicas de Electronica у Automatismos S.A." (торговая марка UTILCELL) выражает согласие на замену 3 штук весоизмерительных датчиков М.740 (30Т.) LOAD CELL М740 30 т на новые путем допоставки в рамках согласованной спецификации N 1 от 24.03.2015 к контракту от 12.02.2015 N 01/15/LC. Общая стоимость поставки не будет изменена, однако изменится цена некоторых согласованных к поставке позиций и стоимость транспортных услуг в сторону уменьшения для того, чтобы отразить заменяемые датчики в структуре поставки.
В связи с увеличением количества согласованных к поставке весоизмерительных датчиков продавцом предоставлена скидка на данные датчики и определена цена за штуку 75,60 вместо ранее предложенной цены 76 евро за штуку.
Также предоставлена скидка на индикатор Smart IP65 и предложена цена 142 евро за штуку.
07 мая 2015 года обществом с ограниченной ответственностью "Весмаш" на Советский таможенный пост подана электронная декларация на товары N 10311100/070515/0002328 товар N 1, товар N 2,товар N 3 (страна происхождения - Испания, страна отправления - Испания).
Таможенная стоимость декларируемых товаров определена ООО "ВЕСМАШ" в соответствии со статьями 4, 5 Соглашения, заключенного Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, и Российской Федерации от 25.08.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение), то есть по стоимости сделки ввозимого товара, вследствие чего, заявителем заполнена и представлена таможенному органу декларация таможенной стоимости по форме ДТС-1.
В качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости представлены: контракт от 12.02.2015 N 01/15/LC, дополнительное соглашение N 1 от 24.03.2015, инвойс N 113568 от 10.04.2015, CMR международная товарно-транспортная накладная N 6040004483174/56002 от 24.04.2015, транзитная декларация N 11209103/280415/0582184 от 28.04.2015.
08 мая 2015 года должностным лицом Советского таможенного поста принято решение о проведении дополнительной проверки и проставлена соответствующая отметка в ДТС - 1 в виде записи "Дополнительная проверка до 06.07.2015" от 08.05.2015.
Во исполнение запроса таможенного органа для подтверждения заявленной таможенной стоимости заявителем были дополнительно представлены документы:
- копия контракта от 12.02.2015 N 01/15/LC,
- копия инвойса N 113568 от 10.04.2015,
- копия листа упаковки,
- копия экспортной декларации,
- копии каталогов,
- копия спецификации N 1,
- копия заявления на перевод МТ103 N 1 от 08.04.2015,
- копия страхового полиса,
- копия выписки по лицевому счету с 08.04.3015 по 08.04.2015,
- копия справки о стоимости перевозки,
- копия справки о валютных операциях,
- копия приходного ордера,
- копия доверенности представителя.
Оценив представленные заявителем документы, таможенным органом 03.08.2015 принято решение о корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10311100/070515/0002328, должностным лицом таможенного поста поставлена соответствующая отметка в ДТС - 1 в виде записи "ТС корректируется" от 03.08.2015.
Советским таможенным постом самостоятельно определена таможенная стоимость товаров, оформленных по ДТ N 10311100/070515/0002328, выраженная в ДТС - 2 в виде записи "ТС принята" от 19.08.2015. Таможенная стоимость определена резервным методом на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами.
Не согласившись с решением Советского таможенного поста Астраханской таможни от 03.08.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по декларации на товары N 10311100/070515/0002328, общество с ограниченной ответственностью "ВЕСМАШ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Волгоградской области пришел к выводу, что таможней не доказана недостоверность и недостаточность сведений, содержащихся в представленных документах, для применения метода определения таможенной стоимости заявленного декларантом.
Апелляционный суд изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
На основании пункта 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 указанной статьи). Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, определен в статьях 183 - 184 ТК ТС.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
При этом в силу пункта 3 статьи 2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).
Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при выполнении условий, названных в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Таким образом, основой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза.
В силу пункта 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Статья 183 ТК ТС содержит перечень документов, которыми должна сопровождаться подача таможенной декларации, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
Как следует из статьи 69 ТК ТС, в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку, для чего вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, а декларант обязан представить запрашиваемые дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.
Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара, утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Из анализа и проверки, представленных в обоснование заявленной стоимости товара документов следует, что общество при таможенном оформлении товаров, представило полный пакет документов, не имеющих противоречий и достоверно подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара.
Кроме того, по запросу таможенного органа общество представило истребуемые документы, которые оно получило от поставщика.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96 (далее - Постановление N 96) при оценке обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 4 и пунктов 1 и 3 статьи 5 Соглашения, имея в виду, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения.
Признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
В данном случае обязательная письменная форма внешнеэкономической сделки соблюдена и ее условия надлежащим образом согласованы сторонами.
При этом выявление таможенным органом признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе перечисленных в пункте 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, не является основанием для корректировки таможенной стоимости товара, а служит поводом к проведению дополнительной проверки, поскольку выявление признаков недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товара означает лишь возникновение у таможенного органа предположений о недостоверности таких сведений (пункт 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 96).
Суд, оценив полученные в ходе проверочного мероприятия документы и сведения, обоснованно признал, что таможенный орган в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал недостоверность и недостаточность сведений, содержащихся в представленных декларантом документах, для применения метода определения таможенной стоимости товаров по цене сделки.
Как следует из материалов дела, изначально в контракте не предусматривалась цена поставляемых товаров.
Условия поставки (в том числе о цене товара), согласно пункту 4.1 контракта должны предусматриваться в спецификациях.
Дополнительным соглашением к контракту между сторонами согласована единица стоимости каждого товара, в том числе: датчик М.740 в количестве 403 штуки по цене 75,60 евро за 1 штуку, узел встройки для М.740 в количестве 500 штук по цене 14,50 евро за 1 штуку, индикатор Smart IP 65" в количестве 60 штук по цене 142 евро за 1 штуку.
Аналогичные цены указаны в инвойсе N 113568 от 10.04.2015.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 года N 3323/07 указано, что цена сделки подтверждена документально, если приведенная в грузовой таможенной декларации стоимость может быть сопоставлена с суммой, обозначенной в счете-фактуре, платежном поручении, экспортной декларации, ведомости банковского контроля. При их совпадении можно утверждать, что цена подтверждена должным образом.
В рассматриваемом случае цена товара указана не только в декларациях на товары, но и в дополнительном соглашении N 1, спецификации, инвойсе.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что декларантом представлены доказательства согласования цены по заключенной сделке в таможню, что подтверждается условиями контракта от 12.02.2015 N 01/15/LC, дополнительным соглашением и спецификацией от 24.03.2015, инвойсом N 113568 от 10.04.2015.
Судом установлено, что общество при таможенном оформлении товаров, представило полный пакет документов, не имеющих противоречий и достоверно подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара.
Отсутствие как такого прайс-листа не может служить доказательством недостоверности заявленной стоимости.
В контракте четко предусмотрено, что условия поставки оговариваются в спецификации. Иных условий относительно определения условий поставки товара (в том числе условие о цене) в контракте не предусмотрено.
С учетом фактических обстоятельств дела арбитражный суд обоснованно исходил из того, что непредставление обществом иных документов не является доказательством недостоверности представленных им сведений.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" таможенный орган, реализующий предусмотренное право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.
Поэтому, определяя таможенную стоимость иным методом, чем основной метод, таможенный орган должен иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки стоимости товара.
Таможня указала, что заявленная таможенная стоимость не может быть определена по первому методу, так как данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме. В результате таможенный орган самостоятельно произвел корректировку таможенной стоимости на основании статьи 6 Соглашения (по цене сделки с идентичными товарами).
Доказательств несоблюдения предпринимателем установленного частью 2 статьи 65 ТК ТС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами и наличия предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров, таможенным органом не представлено.
Учитывая, что в материалах дела имеется полная информация об условиях сделки, недостоверность которой таможенным органом не доказана, непредставление дополнительно запрошенных документов не могло повлиять на возможность определения таможенной стоимости по методу на основе стоимости сделки с ввозимыми товарами и не могло послужить основанием для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товара.
Корректировка таможенным органом таможенной стоимости товара по спорной ДТ повлекла за собой увеличение размера таможенных платежей, исчисляемых в соответствии с таможенной стоимостью товаров, чем нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку Астраханская таможня не обосновала невозможность применения метода таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, цена сделки подтверждена документально, то требование заявителя, фактически направленное на обязание Астраханской таможни устранить допущенные нарушения прав заявителя, путем принятия решения по определению таможенной стоимости товара по указанной декларации с применением метода по цене сделки с ввозимыми товарами, соответствует пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.07.2008 по делу N А12-3517/2007.
Апелляционная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу Астраханской таможни следует оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на Астраханскую таможню, которая в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 января 2016 года по делу N А12-51537/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)