Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.11.2017 N 15АП-14694/2017 ПО ДЕЛУ N А53-5801/2017

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2017 г. N 15АП-14694/2017

Дело N А53-5801/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
- от общества: представитель по доверенности от 16.02.2017, Белотелов В.Ю., паспорт;
- от таможни: представители Дорофеенко Д.В. по доверенности от 10.07.2017, удостоверение, Криворот Е.В. по доверенности от 28.08.2017, удостоверение;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни,
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.08.2017 по делу N А53-5801/2017,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техника полей",
к Ростовской таможне,
о признании незаконными решений по классификации товаров,
принятое судьей Штыренко М.Е.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Техника полей" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня) о признании незаконными решений Ростовской таможни по классификации товаров от 30.11.2016 N РКТ-10313130-16/000022 и от 13.01.2017 N РКТ-10313130-17/000002.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.08.2017 заявленные требований удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает, что ввезенный обществом товар обоснованно классифицирован таможенным органом по коду 8430 69 000 2 ТН ВЭД ТС как скреперы-планировщики, машины предназначенные для использования в сельском хозяйстве.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. Определением председателя четвертого судебного состава судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, от 01.11.2017 в связи с нахождением судьи Сурмаляна Г.А. в очередном трудовом отпуске произведена замена судьи Сурмаляна Г.А. на судью Соловьеву М.В. в порядке статьи 18 АПК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела произведено с самого начала.
Представители таможни в судебном заседании настаивали на удовлетворении жалобы.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество в сентябре 2016 года по ДТ N 10313130/050916/0015021 и N 103131130/210916/0016357 ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товары - сельскохозяйственные машины, заявленные как:
- по 10313130/050916/0015021: "прицепная, не самоходная сельскохозяйственная машина для предпосевной подготовки почвы: планировщик грунта IMC серии LCE16 (с дышлом для трактора JOHN DEERE 8000) - 2 штуки, серийные номера 0743 v, 0751Lv. Поставляется в разобранном, для удобства транспортировки виде. Применяется для выравнивания полей, используемых под рис, свеклу, кукурузу, сою, для выращивания которых необходима ровная поверхность. Управление осуществляется при помощи лазерного передатчика, установленного в треноге в центре поля, либо с помощью системы GPS управления (не входит в комплект поставки), позволяющей производить оперативную топографическую съемку обрабатываемого поля, что дает возможность сразу определить участки, имеющие отклонения от плоскости и значительно сократить время и затраты ГСМ на выравнивание поля. Планировщик не оборудован стоп-сигналами и габаритными огнями, не предназначен для работ и движения на дорогах общего пользования. Изготовитель: BALTIC MANUFATURING GROUP, SIA, товарный знак: IMC SCRAPERS, Латвийская Республика (товар N 1)
- по ДТ 103131130/210916/0016357 - прицепная не самоходная сельскохозяйственная машина для предпосевной подготовки почвы: планировщик грунта IMC серии LCE16-1 штука, серийный номер 0752Lv, год выпуска 2016, с наклонным гидравлическим цилиндром и тремя колесами на балансировке в комплекте с дышлом для трактора Buhler 2375 и системой GPS управления TOPSON 310 (входит в комплект поставки), позволяющей производить оперативную топографическую съемку обрабатываемого поля, что дает возможность сразу определить участки, имеющие отклонение от плоскости и значительно сократить время и затраты ГСМ на выравнивание поля. Поставляется в разобранном для удобства транспортировки виде. Изготовитель: BALTIC MANUFATURING GROUP, SIA, товарный знак: IMC SCRAPERS. (товар N 1).
Указанные товары классифицированы декларантом в подсубпозиции 8432 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка таможенной пошлины - 0%).
В результате контроля правильности заявленного кода ТН ВЭД ЕАЭС Ростовской таможней приняты решения по классификации товаров от 30.11.2016 N РКТ-10313130-16/000022 и от 13.01.2017 N РКТ - 10313130-17/000002.
В соответствии с принятыми решениями товар N 1, задекларированный по ГТД 10313130/050916/0015021 и товар N 1, задекларированный по ГТД ДТ 103131130/210916/0016357, подлежат классификации в коде ТН ВЭД ЕАЭС 8430 69 000 2 (ставка таможенной пошлины 10%).
Полагая, что указанное решение таможни является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (далее - Договор) в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также в соответствии с положениями Договора.
Согласно статье 101 Договора до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. и иными международными договорами государств - членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного роза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора в право Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, проверку правильности которой проводят таможенные органы и в случае выявления неверной классификации товаров осуществляют ее самостоятельно.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза согласно положениям статьи 51 ТК ТС утверждается Комиссией таможенного союза и основывается на Гармонизированной системе, описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых государств.
В связи со вступлением в силу Договора с 1 января 2015 г. для целей классификации товаров применяется ТН ВЭД ЕАЭС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2014 года N 112 "О внесении изменений в решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54" установлено, что для целей применения решений Комиссии Таможенного союза, решений и рекомендаций Евразийской экономической комиссии, принятых до вступления в силу Договора, под используемым в них понятием "единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" понимается "единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
ТН ВЭД ЕАЭС и ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 в редакции, действовавшей на момент подачи ДТ.
Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ).
Кроме того, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС применяются пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 г. N 4), содержащие толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
По определенному Ростовской таможней коду ТН ВЭД ЕАЭС 8430 69 000 2 классифицируется товар: 8430 - машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд: оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные: 8430 69 000 - прочие, 8430 69 000 2 - скреперы.
Таможенный орган, применяя правило 1 ОПИ ТН ВЭД, исходя из того, что классификация товаров должна осуществляться в соответствии с текстами товарных позиций или примечаний к разделам и группам, классифицировал указанный товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8430 69 000 2.
Однако указанную позицию таможенного органа нельзя признать верной ввиду следующего.
Согласно представленного в материалы дела технического паспорта и руководства по эксплуатации ввезенное обществом оборудование - машина сельскохозяйственная скрепер-планировщик IMC серии LCE16.
В соответствии с "ГОСТ 27536-87 (ИСО 7133-85). Машины землеройные. Самоходные скреперы. Термины, определения и техническая характеристика для коммерческой документации" (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 18.12.1987 N 4697) самоходный скрепер - самоходная колесная машина, имеющая открытый ковш с режущей кромкой, расположенный между передними и задними колесами, которая режет, набирает, транспортирует, выгружает и распределяет материал при движении вперед.
В большом энциклопедическом словаре скрепер (англ. scraper, от scrape - скрести) - это прицепная, полуприцепная или самоходная землеройно-транспортная машина, которая рабочим органом - ковшом вместимостью до 25 куб. м - послойно срезает грунт с поверхности, транспортирует его и разгружает в отвал или разравнивает.
То есть, скрепер это землеройная машина, которая срезает грунт с поверхности, транспортирует его и разгружает в отвал или разравнивает. Скрепер применяются в сельском хозяйстве, для создания дамб, разравнивания строительных площадок, выравнивания дорог, почв и т.д.
Согласно ГОСТ 22313-77 "Планировщики полей" планировщик полей - это землеройная машина, предназначенная для планировки полей путем срезания грунта в повышенных местах и перемещения его в пониженные места.
Скрепер-планировщик заменяет две разные машины со схожим принципом действия (скрепер и планировщик) и, по сути, представляет собой землеройную машину для разравнивания и планировки полей.
Следовательно при классификации данного товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС нельзя применять правило 1 ОПИ, а следует применять правило 3а ОПИ, согласно которому в случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом - предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Как следует из письма "BALTIC MANUFATURING GROUP" от 09.08.2017 N 02-08/2017 скеперы-планировщики с серийными номерами 0751 LV, 0752LV были изготовлены "BALTIC MANUFATURING GROUP", г. Ауце, Латвия, по лицензии N ОЕМ 20130310-0, выданной "BALTIC MANUFATURING GROUP" SIA - представителя американской компании IMC Scrapers ЕАМЕ - авторизованного производителя оригинального оборудования.
О том, что ввезенный скрепер-планировщик используется исключительно для разравнивания полей, свидетельствуют письма производителя - "BALTIC MANUFATURING GROUP" от 09.08.2017, от 06.12.2016 N LTR20161206-01, от 06.09.2016.
Более того, в письме от 06.12.2016 N LTR20161206-01 производитель не только подчеркивает, что скрепер-планировщик подлежит использованию исключительно для целей выравнивания почвы сельскохозяйственных полей для улучшения дренажа, но и описывает конструктивные особенности данного скрепера-планировщика, свидетельствующие о том, что он не предназначен для использования при строительстве дорог или горных работ - маленький угол лезвия скрепера, его постоянное нахождение в горизонтальном положении, отсутствие переднего затвора.
В представленном в материалы дела техническом паспорте указано - наименование ввезенного товара - машина сельскохозяйственная скрепер-планировщик IMC серии LCE16, предназначение - для сельского хозяйства выравнивания и перемещения земли.
В руководстве по эксплуатации содержаться разделы: "Контроль влажности почвы", "Планировка поля" также свидетельствующие о том, что область применения скрепера - сельское хозяйство.
На сайте производителя "BALTIC MANUFATURING GROUP" (л.д. 93-96 т. 2) указано, что скреперы серии LCE предназначены для использования в сельском хозяйстве.
Согласно представленным в материалы дела заключений таможенного эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления N 271891, N 271892 от 13.09.2016 основная функция планировщика (скрепера) IMC серии LCE16 заключается в подготовке полей, используемых под рис, свеклу, кукурузу, сою, для выращивания которых нужна ровная поверхность (п. 2.2.2 исследовательской части заключений).
Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о том, что ввезенные заявителем товары - скреперы-планировщики IMC серии LCE16, являются машинами, предназначенными для использования в сельском хозяйстве.
В "Общих положениях" к группе 84 Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ред. от 27.12.2016) в разделе "Б" указан принцип общего построения данной группы.
Согласно пункту 2 раздела "Б" общего построения группы 84 в товарные позиции 8402-8424 включаются другие машины и устройства, классифицируемые главным образом по их функциям независимо от отрасли промышленности, в которой они применяются.
В пункте 3 раздела "Б" указано, что в товарные позиции 8425-8478 включаются машины и устройства, которые за некоторыми исключениями классифицируются по отрасли промышленности, в которой они применяются, независимо от их конкретных функций в этой отрасли.
Учитывая изложенное, поскольку спорной позицией по делу является товарная позиция 8430 в таможенных целях классификация ввезенного товара по данной субпозиции должна осуществляться с учетом отрасли промышленности, в которой используется данный товар.
Учитывая, что вывезенный товар не является универсальным скрепером, о чем свидетельствует как само наименование товара - скрепер-планировщик, так и его назначение - использование в области сельского хозяйства - для выравнивания полей, суд приходит к выводу о том, что у таможенного органа не было оснований классифицировать ввезенный товар по коду 8430 69 000 2.
Доводы таможни о том, что на интернет-сайтах продавцов скреперов (ООО "АгроТроникс Юг", "Русобалт") содержится описание скреперов серии LCE, как машины, для выравнивая почвы, создания дамб, создания и восстановления строительных площадок, содержания второстепенных дорог, судом первой инстанции были отклонены, поскольку провериться достоверность информации сайта невозможно, идентичность продукции также не установлена. В рекламациях речь идет о скреперах, тогда как по рассматриваемому делу предметом исследования является скрепер-планировщик.
Кроме того, данные сайтов опровергаются письмами производителя, представленными в материалы дела, техническим паспортом на изделие, руководством по эксплуатации. Представленное таможенным органом руководство по эксплуатации скреперов IMC, представленное американской компанией IMC, данные документы не опровергает, поскольку в данном руководстве нигде не указана область применения скреперов. В то же время имеется раздел "Планировка поверхности полей, выравнивание поверхности почвы и придание ее нужного уклона скреперами", содержащий подразделы "Контроль влажности почвы", "Планировка поля".
Как следует из письма американской компании "IMC SCRAPERS" от 10.08.2017, также представленного таможенным органом, производство скреперов IMC для сельского хозяйства и строительства дорог расположено в Мексике, производство скреперов компании IMC серии LCE для сельского хозяйства было направлено в Латвию.
Указанное в совокупности свидетельствует о том, что даже авторизованный производитель скреперов - компания IMC различает изделия - скреперы по области применения.
Доводы таможни о том, что иные лица, при ввозе аналогичного товара, в таможенных декларациях указывают код ТН ВЭД ЕАЭС - 8430 69 000 2, также были отклонены судом первой инстанции правомерно, поскольку указанное также не свидетельствует о верности классификации.
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования ООО "Техника полей" о признании незаконными решений Ростовской таможни по классификации товаров от 30.11.2016 N РКТ-10313130-16/000022 и от 13.01.2017 N РКТ-10313130-17/000002 законны и обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не установил достаточных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение при вынесении оспариваемого судебного акта, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.08.2017 по делу N А53-5801/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)