Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2017 N 09АП-40678/2017 ПО ДЕЛУ N А40-70014/17

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2017 г. N 09АП-40678/2017

Дело N А40-70014/17

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей Свиридова В.А., Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Батаевым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Гелиос"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2017 по делу N А40-70014/17 судьи Нариманидзе Н.А. (148-391)
по заявлению ООО "Гелиос"
к Московской областной таможне
о признании незаконными решений.
при участии:
- от заявителя: Черепко С.В. по дов. N 11 от 02.06.2017;
- от ответчика: Кучма А.П. по дов. от 30.12.2016;

- установил:

ООО "Гелиос" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене решений Московской областной таможни незаконным решений о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларациях на товары N 10130210/060317/0006965, N 10130210/160317/0008599, N 10130210/160317/0008628, N 10130210/210317/0009235.
Решением от 29.06.2017 суд отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, мотивировав вынесенный судебной акт соответствием оспариваемых решений таможенного органа требованиям таможенного законодательства.
Не согласившись с решением суда, общество в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает судебный акт подлежащим отмене, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Гелиос", являясь участником внешнеэкономической деятельности и импортером различных товаров, в марте 2017 года подало на Можайский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Московской областной таможни декларации на товары:
- N 10130210/060317/0006965 (товар N 1 - изделия из черных металлов (сталь) штампованные, применяемые для фиксации бандажа из стальной ленты при монтаже сип на опорах, товар N 5 - соединители для проводов и кабелей). Товары по поставлялись по контракту N ZKEGC-05-12/16 от 05.12.2016;
- N 10130210/160317/0008599 (товар N 1 - изделия из черных металлов, изготовленные комбинированным способом штамповка, гибка, перфорация). Товары по поставлялись по контракту N ZKEGC-26-12/16 от 26.12.2016;
- N 10130210/160317/0008628 (товар N 1 - изделия из черных металлов, изготовленные комбинированным способом штамповка, гибка, перфорация). Товары по поставлялись по контракту N WLFT150807 от 07.08.2015;
- N 10130210/210317/0009235 (товар N 2 - пресс гидравлический ручной, товар N 3 - пресс гидравлический ручной, товар N 10 - пресс гидравлический ручной, товар N 12 - пресс гидравлический ручной, товар N 18 - насосы ручные жидкостные, без расходомеров, товар N 19 - насосы объемные, возвратно-поступательные, товар N 23 - инструменты ручные - пресс-клещи для опрессовки неизолированных наконечников). Товары по поставлялись по контракту NYMT 01/08 от 05.08.2015.
Все поставляемые товары китайского производства.
При таможенном оформлении товара его таможенная стоимость определена заявителем на основании метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первый метод), предусмотренного Соглашением от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (Соглашение).
При проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров Можайским таможенным постом (ЦЭД) Московской областной таможни выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными, а именно, выявлено отклонение в меньшую сторону уровня заявленной при декларировании таможенной стоимости от имеющейся в таможенном органе ценовой информации, которое составило до 96,04% (Проверка на отклонения заявленной таможенной стоимости и других характеристик товаров от аналогичных средних значений по РТУ и ФТС России По ИСС "Малахит").
Таможенным органом приняты решения о проведении дополнительной проверки, у декларанта запрошены дополнительные документы, включая прайс-лист изготовителя, бухгалтерские документы, экспортную декларацию, документы, подтверждающие взаиморасчеты и пр.
Заявитель до истечения предоставленного срока, не представил документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость и в сроки выпуска ДТ от декларанта поступила форма корректировки таможенной стоимости в виде КДТ, а также ДТС-2 по системе электронного документооборота.
По результатам дополнительной проверки, было установлено, что таможенная стоимость товара, заявленная декларантом, значительно отличается от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с однородными товарами. При этом заявитель указанного значительного отличия не обосновал. В свою очередь запрошенные таможенным органом документы не представил, объективных препятствий невозможности представления запрошенных документов таможенному органу не обосновал и соответствующих объяснений таможенному органу не представил. В связи с чем, таможенный орган принял обжалуемые решения о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларациях на товары N 10130210/060317/0006965, N 10130210/160317/0008599, N 10130210/160317/0008628, N 10130210/210317/0009235.
Не согласившись с указанными решениями, посчитав их незаконными, ООО "Гелиос" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
При вынесении решения суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Обществом не были представлены дополнительно запрошенные документы, сведения, пояснения, следовательно, решения о корректировке таможенной стоимости товара, являются законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу ст. 66 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенному органу, в рамках проведения таможенного контроля, предоставлено право осуществлять контроль таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно ст. 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
Нормой п. 1 ст. 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Согласно ст. 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку. Для проведения указанной проверки таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения. Декларант обязан представить запрашиваемые документы либо в письменной форме объяснить причины, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Если же декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам указанной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (п. 4 ст. 69 ТК ТС).
В соответствии с п. 1 ст. 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Согласно п. 1 ст. 4 Соглашения, таможенной стоимостью товаров ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для ввоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения, при любом следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- - установлены совместным решением органов таможенного союза;
- - ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- - существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 2 ст. 4 Соглашения установлено, что ценой фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Соглашения и п. 4 ст. 65 ТК ТС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Как разъясняется в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" в соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС и пунктом 3 статьи 2 Соглашения лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию. Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Кодекса и Соглашения судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
При этом в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 разъяснено, что выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 разъяснено, что непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Учитывая, что согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом, в том числе в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения, при разрешении споров о правомерности корректировки таможенной стоимости судам следует учитывать, какие признаки недостоверного заявления таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно представленных декларантом.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", при применении пункта 4 статьи 65 ТК ТС судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 разъясняется, что выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости.
В случае применения такого основания, как непредставление дополнительных документов, в качестве отказа от использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, каким образом отсутствие этих документов влияет на расхождение сведений в представленных декларантом документах, влекущее при этом увеличение таможенной стоимости и размера таможенных платежей.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Обязанность по доказыванию наличия оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, а также невозможности применения иных методов в соответствии с установленной законом последовательностью лежит на таможенном органе (ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что с учетом разъяснений п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18, согласно изложенному в п. 1 ст. 2 Соглашения правилу последовательного применения методов определения таможенной стоимости при невозможности использования первого метода (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
В соответствии с данной нормой Соглашения судам следует учитывать, что в случае невозможности применения первого метода между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации в целях обоснованного выбора иной основы для таможенной оценки - стоимости сделок с идентичными либо с однородными товарами.
В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с правильностью выбора метода определения таможенной стоимости, таможенный орган вправе ссылаться на отсутствие у него ценовой информации для использования соответствующего метода в случае подтверждения невозможности получения такой информации либо при отказе декларанта в представлении необходимых сведений в рамках проведенных с ним в соответствии с п. 1 ст. 2 Соглашения консультаций.
Между тем таможенный орган не представил суду доказательств невозможности получения такой информации либо доказательства проведения с обществом консультаций в целях обоснованного выбора основы для таможенной оценки.
Как следует из Решений о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10130210/060317/0006965, 10130210/160317/0008599, 10130210/160317/0008628, 10130210/210317/0009235 ценовой основой для определения таможенной стоимости указанных товаров Можайским таможенным постом Московской областной таможни Обществу выбрана таможенная стоимость товаров по ДТ N 10209130/020317/0000438, 10702070/260117/0000350, 10130210/251216/0036961, 10317110/210217/0004202.
Согласно оспариваемым Решениям о корректировке таможенной стоимости, в качестве источника информации для выбора ценовой основы для расчета вновь определяемой таможенной стоимости использованы документы, предоставленные при ввозе идентичных/однородных товаров. Как отмечено в данных Решениях, сведения, документально подтверждающие различия в коммерческом уровне продажи и количестве товаров, выбранных в качестве ценового источника у таможенного органа отсутствуют.
Вместе с тем, таможенная стоимость товаров по ДТ 10209130/020317/0000438, 10702070/260117/0000350, 10130210/251216/0036961, 10317110/210217/0004202 (источник ценовой информации) использована таможенным органом в неизменном виде, без учета возможных факторов различий и каких-либо корректив.
Доказательства, свидетельствующие об идентичных условиях ввоза ввезенного товара, и товара, на основании таможенной стоимости которого была произведена оспариваемая корректировка, в материалы дела также не представлено.
Сведения о ценах на ввозимые товары того же класса и вида, торговых марках, условиях ввоза и других условиях поставки в решении о корректировке таможенной стоимости так же отсутствуют.
Скорректированная таможенная стоимость определена самим таможенным органом при вынесении решений о проведении дополнительной проверки путем расчета суммы обеспечения таможенных платежей, а не обществом.
Учитывая изложенное, оспариваемые решения о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10130210/060317/0006965, N 10130210/160317/0008599, N 10130210/160317/0008628, N 10130210/210317/0009235 не соответствуют требованиям таможенного законодательства, а заявление общества является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Решение суда, при таких обстоятельствах, подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В связи с удовлетворением требований заявителя, расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2017 по делу N А40-70014/17 отменить.
Признать незаконными и отменить решения Московской областной таможни о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10130210/060317/0006965 от 07.03.2017 г.; 10130210/160317/0008599 от 16.03.2017 г.; 10130210/160317/0008628 от 16.03.2017 г.; 10130210/210317/0009235 от 21.03.2017 г.
Взыскать с Московской областной таможни в пользу ООО "Гелиос" госпошлину по заявлению в суд первой инстанции в размере 12 000 (двенадцать тысяч) рублей и 1 500 (одну тысячу пятьсот) рублей по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
С.Л.ЗАХАРОВ

Судьи
В.А.СВИРИДОВ
И.А.ЧЕБОТАРЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)