Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.05.2017 ПО ДЕЛУ N А05-14076/2016

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2017 г. по делу N А05-14076/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 мая 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании без вызова сторон апелляционную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 февраля 2017 года по делу N А05-14076/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Чурова А.А.),
установил:

акционерное общество "ЛУКОЙЛ-Черноморье" (ОГРН 1022302380100, ИНН 2315016400; место нахождения: 353900, Краснодарский край, город Новороссийск, набережная имени Адмирала Серебрякова, дом 23; далее - АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельской таможне (ОГРН 1022900540871, ИНН 2901065254; место нахождения: 163045, город Архангельск, набережная Северной Двины, 138; далее - таможня, таможенный орган) о взыскании 339 789 руб. 18 коп. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей за период с 17.12.2013 по 12.11.2014.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 февраля 2017 года заявленные требования АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с таможенного органа в пользу общества взыскано 9795 руб. 78 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Таможня с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает на то, что сумма таможенных пошлин и пеней уплачена обществом в добровольном порядке, то есть является не излишне взысканной, а излишне уплаченной. С момента выставления требования до принятия судом решения о признании его недействительным акты таможенного органа подтверждали наличие у общества обязанности по уплате таможенных платежей и пеней. Указывает также на то, что направление требования об уплате таможенных платежей предшествует применению мер по принудительному взысканию, в связи с этим само по себе направление такого требования не может рассматриваться в качестве юридического факта, свидетельствующего о начале процедуры взыскания таможенных пошлин, налогов. Таможня полагает и то, что общество неправомерно произвело расчет процентов на сумму пеней, так как часть 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ, Закон о таможенном регулировании) предусматривает начисление процентов на сумму излишне взысканных сумм таможенных пошлин и налогов, а не пеней.
АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" в отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы таможни, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу таможни - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционных жалоб к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, таможенный орган направил в адрес закрытого акционерного общества "ЛУКОЙЛ-Черноморье" (далее - ЗАО "ЛУКОЙЛ-Черноморье"; правопредшественник заявителя) требование от 25.09.2013 N 29 об уплате таможенных платежей, которым в течение 20 дней со дня получения предложил уплатить 4 629 199 руб. 18 коп., в том числе 3 664 568 руб. 62 коп. вывозной таможенной пошлины, 964 630 руб. 56 коп. пеней.
Данное требование выставлено на основании решения таможни от 25.09.2013 N 10203000/400/250913/Т0071/1 по результатам таможенной проверки, в ходе которой таможня пришла к выводу о неполной уплате таможенных платежей при применении процедуры периодического временного декларирования, установленного статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации в полных декларациях на товары N 10203100/031110/0002562, 10203100/250111/0000116, 10203100/260111/0000142, 10203100/080211/0000243, 10203100/080211/0000247.
Решением Северо-Западного таможенного управления от 11.12.2013 N 12-03-10/134 решение и требование таможни признаны законными и обоснованными.
Платежными поручениями от 16.12.2013 N 31, 32 общество по требованию от 25.09.2013 N 29 уплатило 4 629 199 руб. 18 коп., в том числе 3 664 568 руб. 62 коп. вывозной таможенной пошлины, 964 630 руб. 56 коп. пеней.
Далее, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения таможни от 25.09.2013 N 10203000/400/250913/Т0071/1 и требования от 25.09.2013 N 29.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 5 марта 2014 года по делу N А05-15939/2013 решение таможни от 25.09.2013 N 1023000/400/250913/Т0071/1 и требование от 25.09.2013 N 29 признаны недействительными.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2014 года решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 марта 2014 года отменено в части признания недействительным решения от 25.09.2013 N 1023000/400/250913/Т0071/1 в отношении довзыскания суммы неуплаченной таможенной пошлины по ДТ N 10203100/031110/0002562, принятого в отношении общества с ограниченной ответственностью "Марийский НПЗ" и ЗАО "ЛУКОЙЛ-Черноморье", а также в части признания недействительным требования от 25.09.2013 N 29, принятого в отношении ЗАО "ЛУКОЙЛ-Черноморье", касающегося предложения уплаты таможенных платежей и пеней по ДТ N 10203100/031110/0002562.
Таким образом, доначисление обществу 4 541 721 руб. 21 коп., в том числе 3 596 546 руб. 20 коп. таможенных платежей, 945 175 руб. 01 коп. пеней, признано судами незаконным.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 февраля 2015 года по делу N А05-15939/2013 постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2014 года оставлено без изменения.
На основании вышеизложенного общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 15.10.2014 о возврате (зачете) излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Таможня произвела возврат 4 541 721 руб. 21 коп. на счета заявителя 12.11.2014 платежными поручениями N 493, 650.
Полагая, что на суммы таможенных платежей и пеней подлежат начислению проценты в порядке части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, общество 03.11.2016 обратилось в таможню с заявлением об уплате процентов за период с 17.12.2013 по 12.11.2014 в размере 339 789 руб. 18 коп.
Отказ в выплате процентов, оформленный письмом от 11.11.2016 N 13-01-31/12058, послужил АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" основанием к обращению в арбитражный суд с заявлением.
Спор между сторонами по арифметическому расчету сумм процентов в настоящем деле отсутствует. На неправильное определение периода исчисления пеней и их размера таможня не ссылается и в апелляционной жалобе.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Возврат таможенных платежей производится в силу статей 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ в заявительном порядке, то есть по заявлению плательщика.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 90 ТК ТС).
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 6 раздела IV "Практика рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2015, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей на сумму таких платежей начисляются проценты со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата независимо от того, соблюден ли таможенным органом месячный срок возврата указанных денежных средств.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, из буквального толкования положений части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Указанная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2015 по делу N 303-КГ15-4157, от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912.
Согласно пункту 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
На основании изложенных норм права, а также разъяснений Верховного Суда Российской Федерации доводы таможенного органа о том, что проценты на основании части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании взыскиваются только в случае нарушения таможенным органом месячного срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Апелляционный суд также отмечает, что вывод об обязанности таможенного органа выплачивать проценты, начисляемые на сумму излишне взысканных таможенных платежей со дня, следующего за днем взыскания, был сделан Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации не только на основе толкования части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, но также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной применительно к возврату излишне взысканного налога в определении от 27 декабря 2005 года N 503-О.
Разрешая вопрос о наличии у фискальных органов обязанности выплачивать проценты, оба высших судебных органа исходят из того, что начисление процентов при возврате излишне взысканной суммы налога или таможенного платежа является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленной на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом.
Следовательно, учитывая вышеприведенные положения Закона N 311-ФЗ и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, довод таможенного органа, изложенный в апелляционной жалобе, об отсутствии оснований для начисления процентов является несостоятельным.
Также апелляционный суд считает необходимым указать, что в силу положений статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 90 ТК ТС).
В соответствии с частью 1 статьи 150 Закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Частями 2 и 3 статьи 150 указанного Закона предусмотрено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (статья 153), за счет обеспечения уплаты таможенных платежей (статья 154), за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика (статья 157), а также в судебном порядке. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152.
В случае неисполнения требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенные органы в силу части 17 статьи 152 Закона N 311-ФЗ вправе принимать вышеуказанные меры по принудительному взысканию таможенных пошлин и налогов, а также вправе приостанавливать операции по счетам плательщика в банке (статья 155).
Таким образом, взыскание таможенных платежей представляет собой единый длящийся процесс: на первом этапе плательщику направляется требование об уплате таможенных платежей с предложением погасить в установленный срок обнаруженную таможенным органом недоимку, а на втором - таможенным органом применяются меры принудительного взыскания таможенных платежей.
Как следует из вышеприведенных положений указанного Федерального закона, требование таможенного органа об уплате таможенных платежей является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (приостановление операций по счетам и т.п.).
Следовательно, перечисление денежных средств во исполнение требований об уплате таможенных платежей носит характер принудительного взыскания и не может рассматриваться как добровольное исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. К аналогичным выводам пришел Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27 декабря 2005 года N 503-О.
На основании изложенного довод таможенного органа о том, что общество добровольно перечислило таможенные пошлины и пени, в связи с этим принудительное взыскание не производилось, является несостоятельным и подлежит отклонению.
Кроме того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 постановления от 12 мая 2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснил, что при решении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. Следовательно, добровольное перечисление таможенных платежей во исполнение решения таможенного органа со стороны декларанта не является препятствием для последующего возврата таких платежей как излишне взысканных.
Как указывалось ранее, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 названного Федерального закона, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Ссылка таможенного органа на неправомерность начисления суммы процентов на сумму пеней основана на неверном толковании норм действующего законодательства и также подлежит отклонению.
Частью 12 статьи 151 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, правило, установленное статьей 147 указанного Федерального закона, о начислении процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин и налогов, в силу части 12 статьи 151 названного Федерального закона, применяется при несвоевременном возврате суммы излишне взысканных пеней.
В данном случае право заявителя на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и пеней. Иное толкование не отвечает основам таможенного регулирования.
При таких обстоятельствах с таможенного органа в пользу общества судом первой инстанции обоснованно взыскано 339 789 руб. 18 коп., составляющих сумму процентов, начисленных на излишне взысканные таможенные пошлины и пени, за период с 17.12.2013 по 12.11.2014.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 февраля 2017 года по делу N А05-14076/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Н.В.МУРАХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)