Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.03.2016 N 15АП-1672/2016 ПО ДЕЛУ N А32-18420/2015

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2016 г. N 15АП-1672/2016

Дело N А32-18420/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Манджиевым П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.12.2015 по делу N А32-18420/2015, принятое судьей Любченко Ю.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аспект"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о признании незаконным решения,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "АСПЕКТ" (далее - ООО "АСПЕКТ, заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными решений Краснодарской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о стране происхождения товаров и предоставлении тарифных преференций от 20.02.2015 N 10309000/25.4-20/0028 и N 10309000/25.4-20/0029.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2015 заявленные требования удовлетворены. С Краснодарской таможни в пользу общества взыскано 6 000 рублей в счет возмещения судебных расходов на оплату госпошлины. Судебный акт мотивирован тем, что при наличии сомнений в действительности представленного сертификата о происхождении товара, в том числе в случае отсутствия в распоряжении таможенного органа образца оттиска печати, проставленного на сертификате, заинтересованному лицу следовало обратиться в компетентный орган заявленной страны происхождения товара с соответствующим запросом, чего Краснодарской таможней не сделано. Вместе с тем обществом самостоятельно направлен в адрес поставщика товара запрос, в ответ на который получена копия письма уполномоченного органа страны происхождения товара, адресованного Федеральной таможенной службе России, с просьбой принять копии образцов оттисков печатей и подписей должностных лиц органов, которые вправе выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товара.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила отменить решение и принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что сведения, указанные в графе 11 представленных сертификатов не соответствуют требованиям к оформлению деклараций сертификатов о происхождении товара формы "А", содержащихся в приложении N 2 к Соглашению от 12.12.2008 "О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наиболее развитых стран", а именно - тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила информацию об образцах оттисков печатей. Кроме того, таможенный орган считает, что предоставление преференций в отношений сертификатов, выданных в 2013 году, невозможно на основании образцов оттисков печатей, доведенных в 2015 году. При этом, по мнению таможни, необходимо проведение дополнительного исследования специалистом экспертного учреждения для сличения оттиска, предоставленного посольством Туниса, и проставленного на сертификате.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 11.12.2013 и 13.12.2013 общество на основании внешнеэкономического контракта от 15.01.2013 N RS/004, заключенного с компанией "STE Baraka Internationale" (Тунис), ввезло на территорию Таможенного союза и оформило в таможенном отношении по декларациям на товары N N 10309090/131213/0007708 и 10309090/111213/0007619 сушеные финики различных сортов, расфасованные, код ТН ВЭД 0804100009.
В целях восстановления преференциального режима, установленного в отношении развивающихся стран, в том числе Туниса, общество 15 октября 2014 года направило в адрес Краснодарской таможни сертификаты формы "А" от 20.11.2013 N 296201309112013, N 297201309112013, N 298201309112013, подтверждающие страну происхождения ввезенного товара.
Однако 25 февраля 2015 года Краснодарская таможня письмом N 25.4-04/04008 направила в адрес общества решения о стране происхождения товаров и предоставлении тарифных преференций (от 20.02.2015 N 10309000/25.4-20/0028 и N 10309000/25.4-20/0029), согласно которым обществу было отказано в предоставлении преференций на товары, оформленные по ДТ N 10309090/131213/0007708 и ДТ N 10309090/111213/0007619. В обоснование принятого решения Краснодарская таможня указала на то, что в предоставленных обществом сертификатах в графе 11 проставлен оттиск печати, который не доведен до таможенного органа, что не позволяет осуществить идентификацию печати на предмет ее подлинности.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-I "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 и Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 N 18 утверждены Перечень развивающихся стран - пользователей схемой тарифных преференций Таможенного союза и Перечень товаров, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. В соответствии с данным перечнем Тунис является страной - пользователем тарифных преференций Таможенного союза.
Судом установлено, что ввезенный обществом товар - сушеные финики, включен в Перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Таможенного союза предоставляются тарифные преференции, следовательно, общество имеет право на получение тарифных преференций (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130).
В соответствии с частью 1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Российская Федерация ратифицировала Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008 Федеральным законом от 22.12.2008 N 257-ФЗ, которое вступило в силу с 01.07.2010.
В силу статьи I Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила) товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в случаях, когда он полностью произведен в данной стране.
В соответствии со статьей VII "Документальное свидетельство" Правил в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А", принятую в рамках общей системы преференций. Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами от даты его выдачи.
Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке.
Исходя из статьи VIII Правил, в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Согласно статье 58 Таможенного кодекса Таможенного союза определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.
Как следует из части 2 статьи 59 Таможенного кодекса Таможенного союза документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
В силу статьи 61 Таможенного кодекса Таможенного союза сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Согласно части 1 статьи 63 Таможенного кодекса Таможенного союза при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (далее - режим наиболее благоприятствуемой нации), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 63 Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Таможенного кодекса Таможенного союза в отношении таких товаров применяются (восстанавливаются) режим предоставления тарифных преференций или режим наиболее благоприятствуемой нации при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В то же время на основании статьи 61 Таможенного кодекса Таможенного союза при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
Как определено статьей VIII Правил, сертификат может быть признан недействительным в случаях, если: не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара; имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений: по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных Правилами.
По смыслу данной правовой нормы, сертификат может быть признан недействительным только в трех вышеуказанных случаях и только после осуществления запроса в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившей сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Согласно материалам дела таможня не оспаривает факт происхождения товара из Туниса и отнесение спорного товара к товару, в отношении которого предоставляются тарифные преференции, однако указывает на то, что в предоставленных обществом спорных сертификатах (графа 11) проставлен оттиск печати, который не доведен до таможни, что не позволяет осуществить идентификацию печати на предмет ее подлинности.
Целью таможенного контроля в данном случае является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций. Оспариваемое решение таможни содержит лишь ссылки на сомнения в подлинности представленных сертификатов, вызванных несоответствием форм сравниваемых оттисков печатей уполномоченного органа Туниса (SFAX). Вместе с тем, оспариваемое решение не содержит доводы относительно того, что подпись, наименование, адрес места нахождения лица, заверившего спорные сертификаты, не соответствует образцу, имеющемуся в распоряжении таможни. Таким образом, для отказа в предоставлении тарифных преференций по мотиву отсутствия в распоряжении таможенного органа образцов для сличения, необходимо установить факт отсутствия в распоряжении таможенного органа всей совокупности данных, которые предоставляются в рамках административного сотрудничества стран - участниц Соглашения о Правилах.
В соответствии со статьей VIII Правил комиссия таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию.
Однако запрос в уполномоченный орган страны происхождения товара таможенным органом не направлялся, что по существу таможней не отрицается.
Таможня считает достаточным мотивом для отказа в предоставлении преференций - несоответствие форм печатей, которыми заверены спорные сертификаты, тем формам оттисков печатей, которые имеются в распоряжении таможни.
Вместе с тем таможня не учла, что данное обстоятельство само по себе не подтверждает того, что спорные сертификаты выданы с нарушением требований, установленных Правилами, то есть в данном случае отсутствуют основания для отказа в предоставлении преференций без направления соответствующего запроса в адрес компетентных органов заявляемой страны происхождения товара.
При этом судом установлено, что общество представило копию письма от 04.03.2015 N 70, адресованного ФТС России, в котором посольство Туниса просит принять копии образцов оттисков печатей и подписей должностных лиц Тунисской торгово-промышленной палаты г. Сфакса, уполномоченных выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров по форме "А". Данное письмо содержит образец оттиска печати и подписи, полностью совпадающие с оттиском печати и подписью, содержащимися в спорных сертификатах (том 1, л.д. 33-34).
В материалы дела не представлены доказательства, однозначно свидетельствующие о незаконности, недостоверности либо фальсификации спорных сертификатов, либо доказательства, свидетельствующие о существенных пороках в этих сертификатах.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2015 по делу N А32-18420/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)