Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2010 N 05АП-2481/2010 ПО ДЕЛУ N А24-26/2010

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2010 г. N 05АП-2481/2010

Дело N А24-26/2010

Резолютивная часть постановления оглашена 08 июня 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2010 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: Г.А. Симоновой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
- от ООО "Стил энд Вуд Трэйдинг": адвокат Павлова М.А., доверенность от 25.05.2010 сроком до 24.05.2011, удостоверение адвоката N 1747 от 04.05.2010;
- от Камчатской таможни: представитель Рябова И.К., доверенность N 11/10830 от 28.12.2009 сроком до 31.12.2010, удостоверение ГС N 030018; представитель Авдеева В.Н., доверенность N 11/5023 от 04.06.2010 сроком до 31.12.2010, удостоверение ГС N 036654.
рассматривает в судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу: ООО "Стил энд Вуд Трэйдинг"
апелляционное производство N 05АП-2481/2010
на решение от 31.03.2010 судьи Д.Н. Довгалюк
по делу N А24-26/2010 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ООО "Стил энд Вуд Трэйдинг"
к Камчатской таможне
о признании незаконным решения Камчатской таможни по таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10705030/210909/0001827 от 21.09.2009 г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Стил энд Вуд Трэйдинг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным решения Камчатской таможни (далее - Камчатская таможня, таможенный орган) от 21.09.2009 года о применении третьего метода определения таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТД N 10705030/210909/0001827, изложенного путем проставления на ДТС-4 надписи "ТС принята".
Решением суда от 31.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, подала апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает, что судом первой инстанции не учтено, что таможенный орган, осуществляя контроль заявленной декларантом таможенной стоимости по ГТД N 10705030/210909/0001827, ничем не подтвердил обоснованность отказа от первого метода определения таможенной стоимости, кроме ссылок на п. 5.5 Контракта, который в свою очередь указывает на возможность покупателя проверить качество товара. Апеллянт указал на то, что согласие определить таможенную стоимость другим методом было дано в целях скорейшего выпуска товара.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель таможенного органа на доводы апелляционной жалобы возразил, просит решение арбитражного суда от 31.03.2010, как законное и обоснованное, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представлен письменный отзыв.
Из материалов дела апелляционной коллегий установлено следующее.
Между обществом (продавец) и компанией "Дау Металл Компании Лимитед" (покупатель) заключен контракт от 15.07.2009 N DM 090715, согласно которому общество обязалось продать, а покупатель купить металлический лом на условиях FOB.
В целях таможенного оформления ввезенного товара обществом 21.09.2009 была подана ГТД N 10705030/210909/0001827, декларация таможенной стоимости ДТС-3 и таможенная стоимость товара определена по первому методу таможенной оценки "по цене сделки с ввозимыми товарами" в соответствии со статьей 19 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1). Товар выпущен таможней в свободное обращение.
Камчаткой таможней 21.09.2009 принято решение об уточнении таможенной стоимости товаров, у общества запрошены дополнительные документы, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товара, заявленного по ГТД N 10705030/210909/0001827, установлен срок для представления документов - до 05.10.2009 года включительно.
В ответ на запрос общество уведомляет таможенный орган о невозможности представить указанные в запросе документы в связи с их отсутствием.
21.09.2009 таможенным органом принято решение о невозможности применения заявленного при таможенном оформлении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки, обществу предложено в срок до 05.01.2009 года прибыть в таможенный орган для проведения консультации (дополнение N 2 к графе "Для отметок таможенного органа" ДТС-3 к ГТД N 10705030/210909/0001827).
Общество письмом от 21.09.2009 уведомило таможенный орган о том, что в связи с получением Дополнения N 2 к графе "Для отметок таможенного органа" касательно товаров, оформленных по ГТД N 10705030/210909/0001827, согласно определить таможенную стоимость другим методом, а именно согласны определить таможенную стоимость товаров по цене сделки с однородными товарами. При этом в письме общество указывает, что метод по цене сделки неприменим по причинам, изложенным в Дополнении N 2 к графе "Для отметок таможенного органа" ДТС-3 к рассматриваемой ГТД. Метод по цене сделки с идентичными товарами неприменим ввиду того, что металлолом не может отвечать требованиям идентичности, установленным п. 5 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, а именно быть одинаковыми во всех отношениях с оцениваемыми товарами. Кроме того общество представило в таможенный орган заполненные бланки КТС-1 и ДТС-4 от 21.09.2009 года на товары, оформленные по ГТД N 10705030/210909/0001827.
Решением таможенного органа от 21.09.2009 года представленные обществом документы рассмотрены, установлено, что основания для непринятия заявленной обществом в ДТС-4 таможенной стоимости товаров по цене сделки с однородными товарами отсутствуют. На представленной обществом декларации по форме ДТС-4 проставлена отметка таможенного органа о принятии таможенной стоимости.
Общество, не согласившись с методом определения таможенной стоимости товара, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Камчатской таможни от 21.09.2009 года о применении третьего метода определения таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТД N 10705030/210909/0001827, изложенного путем проставления на ДТС-4 надписи "ТС принята".
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 123 Таможенного кодекса Российской Федерации товары при их перемещении через таможенную границу подлежат декларированию таможенным органам.
Согласно статье 124 Таможенного кодекса Российской Федерации декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, включая таможенную стоимость товара.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров (пункт 1 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон РФ N 5003-1) определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров: метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; метода по стоимости сделки с идентичными товарами; метода по стоимости сделки с однородными товарами; метода вычитания; метода сложения; резервного метода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона РФ N 5003-1 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст. ст. 20 и 21 Закона РФ N 5003-1, применяемыми последовательно.
Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному ст. 24 указанного Закона.
Пунктом 2 ст. 19 Закона РФ N 5003-1 предусмотрен ряд ограничений, при которых стоимость сделки не может являться таможенной стоимостью товара. К таким ограничениям относятся:
1) ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
3) любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 19.1 данного Закона могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктами 3 и 4 данной статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации заявленная декларантом таможенная стоимость товара и представленные им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Пунктом 4 статьи 323 Кодекса установлено, что если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 63 ТК РФ таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Материалами дела установлено, что декларант представил в таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, задекларированного по ГТД N 10705030/210909/0001827.
Так, при таможенном оформлении декларантом были представлен следующий пакет документов: паспорт сделки N 00070007/2733/000/1/0; коносамент N 14; контракт N DM 090715 от 15.07.2009; инвойс N 14; сюрвейерский акт N 5/4/16/09-09 от 16.09.2009; протокол дозиметрических измерений N 119 от 31.08.2009; акт экспертизы N 1169 от 31.08.2009; акт отбора образцов N 17 от 28.08.2009; акт анализа N 233 от 30.08.2009; сертификат N 81 от 31.08.2009; акт экспертизы N 81 от 31.08.2009; манифест N 14 от 16.09.2009.
Следует учитывать, что Перечень документов, представляемых в обоснование применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров, содержится в п. 1 приложения 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ФТС Российской Федерации от 25.04.2007 N 536.
Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении договора, а также условий, влияние которых не было учтено, таможня суду не представила.
В свою очередь, несмотря на представление заявителем полного пакета документов в соответствии с вышеуказанным перечнем, таможенный орган 21.09.2009 принял решение об уточнений стоимости путем проставления записи "ТС уточняется 21.09.2009" в графе для отметок таможенного органа" ДТС-3, в обоснование принятого решения таможенный орган сослался на п. 5.5 контракт N DM 090715 от 15.07.2009, считая, что окончательная таможенная стоимость товара может быть изменена/согласована и соответственно документально подтверждена только после приемки рассматриваемого товара покупателем.
Суд первой инстанции поддержал вышеизложенные доводы таможенного органа.
Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются, неправомерны, поскольку заявитель представил таможне документы, содержащие достаточные и достоверные сведения в подтверждение заявленной таможенной стоимости вывозимых товаров, позволяющие определить таможенную стоимость по цене сделки с вывозимыми товарами.
Согласно п. 5 Контракта проверка качества товара осуществляется независимым сюрвейером, который назначается заводом в порту разгрузки, и сертификат качества является окончательным и обязательным как для Продавца, так и для покупателя. Если товар не соответствует требованиям качества и/или количества по настоящему контракту, покупатель имеет право принять весь товар, либо его часть, или отказаться от всей партии товара с возмещением убытков по настоящему контракту.
В свою очередь из смысла пункт 3 статьи 12 названного Закона, пункт 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации, а не на определении качества указанного товара.
Следовательно, выводы суда первой инстанции о необходимости представления сюрвейерского акта порта разгрузки, являются, необоснованны, поскольку из представленного контракта не следует, что данные указанного акта могут повлиять на таможенную стоимость товара.
Кроме того, из п. 7 Контракта следует что, окончательный вес товара определяется в порту погрузки независимым сюрвейером, в подтверждение данного требования контракта декларантом представлен сюрвейерский акт N 5/4/16/09-09 от 16.09.2009, в котором количество товара согласовано сторонами.
Учитывая изложенное, коллегия считает, что представленные декларантом в таможенный орган документы содержат достоверные и документально подтвержденные сведения для подтверждения таможенной стоимости ввезенного товара, определенной по первому методу, а в свою очередь таможенный орган в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 2, 3, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров") не доказал наличие обстоятельств, препятствующих применить предпринимателю первый метод определения таможенной стоимости.
Таможенный орган не обосновал, каким образом непредставление обществом дополнительно запрошенных документов повлияло на выводы таможни о невозможности принять определенную декларантом таможенную стоимость согласно ДТС-1.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
Учитывая, что таможня не доказала наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, а также не проверила обоснованность отказа от применения первого метода, арбитражный суд правомерно признал недействительными решения таможенного органа, согласившегося с применением шестого метода определения таможенной стоимости ввезенного обществом товара на базе третьего.
Выводы суда первой инстанции о том, что поскольку общество самостоятельно скорректировало таможенную стоимость путем представления ДТС-4, где указало на согласие определить таможенную стоимость товаров по цене сделки с однородными товарами, поэтому самостоятельно определило таможенную стоимость товара, признается несостоятельным.
Обстоятельства дела, установленные судом, свидетельствуют о том, что фактически общество претендовало на применение первого метода таможенной стоимости, что подтверждается пакетом документов, представленных в обоснование применения основного метода согласно Перечню. Общество, выполняя требования таможенного органа, отказавшего в применении метода по стоимости сделки, что подтверждается его отметкой в ДТС-1, добровольно выполнило действия, требуемые уполномоченным органом государственной власти. Между тем выполнение таких действий декларантом не означает его принципиальное согласие с требованиями таможни и не лишает его права впоследствии оспорить в судебном порядке решения по таможенной стоимости товара.
На основании вышеизложенного коллегия апелляционного суда полагает, что таможня безосновательно отказала в принятии таможенной стоимости по форме ДТС-1 и не подтвердила документально наличие у нее оснований для принятия иного метода таможенной стоимости по форме ДТС-4.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. При этом согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, решение суда подлежит отмене, а заявленные требований удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. По правилам названной статьи Кодекса государственная пошлина относится к судебным расходам.
Расходы заявителя по оплате государственной пошлины при подаче заявления в размере 2 000 рублей и апелляционной жалобе в сумме 2.000 рублей, всего 4000 рублей возложить на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 31.03.2010 по делу N А24-26/2010 отменить.
Признать недействительным решение Камчатской таможни от 21.09.2009 года о применении третьего метода определения таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТД N 10705030/210909/0001827, изложенного путем проставления на ДТС-4 надписи "ТС принята", в связи с его несоответствием Таможенному кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Камчатской таможни, место нахождения Приморский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 118, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стил энд Вуд Трэйдинг", место нахождения г. Владивосток, ул. Московская, 1, судебные расходы по оплате государственной пошлины по заявлению в сумме 2 000 (две тысячи) рублей и апелляционной жалобе в сумме 2 000 (две тысячи) рублей, всего 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА

Судьи
Г.А.СИМОНОВА
Е.Л.СИДОРОВИЧ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)