Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 декабря 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Федоров И.В. (доверенность от 10.07.2015 г. N 03-24/8922), Никитин Д.Е. (доверенность от 15.12.2015 г. N 03-24/16051),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АВАНТА" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2015 года по делу N А65-20106/2015 (судья Путяткин А.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АВАНТА", г. Казань
к Татарстанской таможне, г. Казань,
о признании недействительным решения от 12.02.2015 о принятии таможенной стоимости по ДТ N 10404080/100215/0000963 в части отметки "Таможенная стоимость принята" в графе "Для отметок таможенного органа" по форме ДТС-2,
Общество с ограниченной ответственностью "АВАНТА" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Татарстанской таможне о признании недействительным решения от 12.02.2015 о принятии таможенной стоимости по ДТ N 10404080/100215/0000963 в части отметки "Таможенная стоимость принята" в графе "Для отметок таможенного органа" по форме ДТС-2.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "АВАНТА" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2015 года по делу N А65-20106/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Татарстанской таможни на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители подателя жалобы не явились, представлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Представители Татарстанской таможни, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из доводов заявления, во исполнение заключенного между ООО "АВАНТА" и иностранной компанией "Petrofer ГмбХ" договора поставки N 1 от 07.01.2015 на поставку в Россию товара, на таможенную территорию Таможенного союза поступила партия товара, на которую в Набережночелнинский таможенный пост Татарстанской таможни подана декларация N 10404080/100215/0000963 (далее - ДТ) на товары: нефтепродукты, полученный из битуминозных пород (товары N N 1,2,4), гидравлическая жидкость (товар N 3).
Таможенная стоимость товара определена декларантом путем использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (1 метод), в структуру таможенной стоимости была включена стоимость товара по внешнеэкономической сделке (29 469,00 евро) согласованная сторонами в приложении N 3 от 07.01.2015 г. к контракту и оплаченная по инвойсам N N 02/500228, 02/500229, 02/500230, 02/500231 от 02.02.2015 г.
10.02.2015 г. в ходе таможенного оформления таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки и запрошены дополнительные документы со сроком предоставления до 11.04.2015 г.
Декларантом истребованные таможенным органом документы не представлены с направлением 10.02.2015 письменного сообщения о согласии скорректировать таможенную стоимость.
12.02.2015 ответчиком таможенная стоимость принята, о чем свидетельствует соответствующая отметка в декларации таможенной стоимости (форма ДТС-2).
Полагая, что решение таможенного органа о принятии таможенной стоимости по ДТ N 10404080/100215/0000963, выраженное в виде отметки "Таможенная стоимость принята" в графе "Для отметок таможенного органа" по форме ДТС-2 не соответствует действующему таможенному законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявитель в обоснование заявленных требований ссылается на то обстоятельство, что декларант подтвердил правомерность определения им таможенной стоимости товара по спорной ДТ по первоначально заявленному им методу, соответственно, у таможенного органа отсутствовали основания для принятия таможенной стоимости ввезенного товара на основании резервного метода определения таможенной стоимости. Оспариваемое решение о принятии таможенной стоимости повлекло увеличение размера таможенных платежей на сумму 121 994,13 руб., что нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Ответчик требования не признал, указав, что при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10404080/100215/0000963, были обнаружены признаки, указывающие на то, что представленные декларантом документы и сведения для подтверждения заявленной таможенной стоимости могут являться недостоверными, в связи с чем 10.02.2015 таможней было принято решение о проведении дополнительной проверки. Декларант не воспользовался правом доказать достоверность заявленных им сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости, запрошенные таможенным органом документы не представил. 10.02.2015 представил письмо о согласии скорректировать таможенную стоимость товара в связи с невозможностью предоставления запрашиваемых документов в полном объеме, и самостоятельно заполненные декларации таможенной стоимости (ДТС) с вновь определенной таможенной стоимостью и КДТ, после чего таможенным органом было принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10404080/100215/0000963. Таможенная стоимость принята 12.02.2015. Обществом заявлено требование о признании недействительным решения таможенного органа о принятии таможенной стоимости, однако заявитель ссылается на незаконность решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости, не приводя доводы о незаконности обжалуемого решения о принятии заявленной таможенной стоимости. Кроме того, заявителем пропущен срок для обжалования оспариваемого решения таможенного органа.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Частью 1 статьи 117 АПК РФ установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ). Кодексом не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления, установленного статьей 198 АПК РФ срока.
Исходя из положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 04.11.2005), любое заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия. Не допускается при рассмотрении спора установление чрезмерных правовых или практических преград.
Заявление о признании недействительным решения от 12.02.2015 о принятии таможенной стоимости по ДТ N 10404080/100215/0000963, выраженного в виде отметки "Таможенная стоимость принята" в графе "Для отметок таможенного органа" по форме ДТС-2, поступило в арбитражный суд в электронном виде 24.08.2015, то есть по истечении более 3-х месяцев, предусмотренных статьей 198 АПК РФ.
В обоснование соблюдения срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем указано на получение КДТ и ДТС-2 с отметками таможенного органа по почте лишь 17.06.2015, в связи с чем заявитель полагает, что срок на обжалование решения о принятии таможенной стоимости, выраженное в виде отметки в графе "Для отметок таможенного органа" "Таможенная стоимость принята" по форме ДТС-2, исчисляется с этой даты.
В то же время, ДТ N 10404080/100215/0000963 подана заявителем на Набережночелнинский таможенный пост Татарстанской таможни в виде электронных документов в соответствии с пунктом 5 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза и частью 1 статьи 204 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 - ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно ст. 180 п. 5 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа в соответствии с настоящим Кодексом. Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 5 Решения Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 N 494 "Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа" установлено, что порядок информационного взаимодействия таможенных органов с декларантами и (или) таможенным представителями при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру с использованием электронного документа (далее - ЭТД), определяется в соответствии с положениями главы 4 Кодекса.
Главой 4 ТК ТС, а именно п. 4 ст. 43 ТК ТС предусмотрено, что условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требования к ним при организации информационного взаимодействия, основанного на электронных способах обмена информации, определяются таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно п. 15 подп. 1 Решения Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" в случае использования декларации на товары в виде электронного документа в третьем подразделе графы 1 "Декларация" производится запись: "ЭД". Соответствующая запись в ДТ N 10404080/100215/0000963 имеется.
Приказом ФТС России от 17.09.2013 N 1761 утвержден "Порядок использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка взаимодействие декларантов (таможенных представителей) (далее - декларанты) с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров с учетом Порядка осуществляется посредством электронного способа обмена информацией.
Электронный образ ДТС-2 (с отметкой о принятии таможенной стоимости) и информация о служебных отметках таможенного органа в ДТС были направлены декларанту в день выпуска товаров, то есть 10.02.2015, в виде авторизованного сообщения.
Кроме того, как указано таможней, исходя из договора представителя N 0491/01-15/013 от 05.02.2015, заключенного между ООО "АВАНТА" (заказчик) и ООО ГК "РТЛ" (исполнитель), его предметом явилась обязанность исполнителя от имени, за счет и по поручению заказчика производить при таможенном оформлении операции, необходимые для помещения товаров под таможенные процедуры.
Текст договора ни заявителем, ни ответчиком в материалы не представлен, однако ссылки на указанный договор имеются в описи документов к ДТ N 10404080/100215/0000963, в ДТ N 10404080/100215/0000963, КДТ, в связи с чем арбитражный суд первой инстанции обоснованно посчитал, что факт представления ООО ГК "РТЛ" интересов ООО "АВАНТА" при таможенном оформлении товаров по ДТ N 10404080/100215/0000963 является установленным.
Как следует из письма ООО ГК "РТЛ" в адрес таможни от 14.10.2015 (исх. N 0934) в феврале 2015 года на основании вышеуказанного договора представляло интересы ООО "АВАНТА" при таможенном декларировании товаров в т.ч. по ДТ N 10404080/100215/0000963. Решение о корректировке таможенной стоимости по указанной ДТ, а также ДТС с отметками таможенного органа получены в рамках электронного информационного обмена 12.02.2015, и в день выпуска товаров в свободное обращение переданы ООО "АВАНТА".
Поскольку товар выпущен 12.02.2015 г., соответственно, решение о принятии таможенной стоимости получено заявителем также 12.02.2015. С указанной даты необходимо исчислять срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, который заявителем пропущен с учетом подачи заявления в арбитражный суд в электронном виде 24.08.2015.
Ходатайства о восстановлении пропущенного срока в порядке ч. 4 ст. 198 АПК РФ обществом не заявлено, доводы об уважительности причин пропуска срок не приведены.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного суда РФ в постановлениях от 31.01.2006 N 8837/06, от 19.04.2006 N 16228/05, отсутствие причин к восстановлению срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что заявителем пропущен трехмесячный срок подачи в арбитражный суд заявления о признании недействительным решения от 12.02.2015 о принятии таможенной стоимости по ДТ N 10404080/100215/0000963, выраженного в виде отметки "Таможенная стоимость принята" в графе "Для отметок таможенного органа" по форме ДТС-2, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных обществом требований.
Также арбитражным судом первой инстанции установлено следующее.
В соответствии со ст. 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главой 27 настоящего Кодекса и настоящей главой.
Главой 27 ТК ТС, а именно ст. 179 ТК ТС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Применение такого вида таможенных деклараций при таможенном декларировании товаров как декларация на товары предусмотрено ст. 180 ТК ТС.
Перечень основных сведений, указываемых в декларации на товары, приведен в ст. 181 ТК ТС.
В силу ст. 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. При изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом. Если при таможенном декларировании товаров точная величина их таможенной стоимости не может быть определена в связи с отсутствием документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для ее расчета, допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускается ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов исходя из заявленной таможенной стоимости. Случаи определения таможенной стоимости в соответствии с частью первой настоящего пункта, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Согласно ст. 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. При принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров до их выпуска декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированных сведений, в сроки, не превышающие сроков выпуска товаров, установленных в статье 196 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза. Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов Таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" утверждены "Порядок контроля таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок контроля) и "Порядок корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок корректировки).
Как следует из п. 1 Порядка контроля, им определяются действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров.
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств - членов Союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров (п. 5 Порядка контроля).
Исходя из п. 7 Порядка контроля, до выпуска товаров в сроки, установленные статьей 196 ТК ТС, должностное лицо осуществляет контроль таможенной стоимости товаров. По результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров должностное лицо принимает одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров (статья 67 Кодекса): о принятии заявленной таможенной стоимости товаров; о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (статья 68 Кодекса). В случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки (статья 69 Кодекса), которая проводится в соответствии с разделом III Порядка.
В соответствии с п. 8 Порядка контроля решение о принятии таможенной стоимости товаров оформляется должностным лицом путем проставления в соответствии с "Порядком декларирования таможенной стоимости товаров", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, соответствующей отметки в декларации таможенной стоимости (декларации на товары), которая возвращается декларанту (таможенному представителю).
Согласно п. 2 Порядка корректировки, корректировка таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии с принятым таможенным органом решением о корректировке таможенной стоимости товаров: по результатам проведения таможенного контроля до выпуска товаров; по результатам проведения дополнительной проверки и таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе в связи с рассмотрением мотивированного письменного обращения декларанта (таможенного представителя) в случае если им после выпуска товаров обнаружено, что декларантом (таможенным представителем) заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (статья 68 Кодекса).
При осуществлении корректировки таможенной стоимости товаров заполнение ДТС является обязательным (п. 4 Порядка корректировки).
Как предусмотрено п. 8 Порядка корректировки при осуществлении декларантом (таможенным представителем) корректировки таможенной стоимости до выпуска товаров представление им таможенному органу надлежащим образом заполненных ДТС, КДТ, документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения (расчеты), а также уплата дополнительно начисленных с учетом скорректированной таможенной стоимости таможенных пошлин, налогов производится декларантом (таможенным представителем) в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный статьей 196 Кодекса.
В ходе таможенного контроля по ДТ N 10404080/100215/0000963 ответчиком установлено, что в счет исполнения контракта от 07.01.2015 N 1, заключенного между ООО "АВАНТА" и фирмой PETROFER ГМБХ (Германия), в адрес ООО "АВАНТА" на условиях поставки EXW Хильдесхайм, Германия (Инкотермс-2010) поступил следующий товар:
- - товар N 1: смазочно-охлаждающая жидкость ISOCUT SH, вес нетто 1 800 кг, код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД ЕАЭС) 2710199200; заявленная таможенная стоимость составила 278 227,03 руб. (2,35 долл. США/кг);
- - товар N 2: смазочно-охлаждающая жидкость ISOCUT VG 10-Н, вес нетто 7 650 кг, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2710199200; заявленная таможенная стоимость составила 897 359,42 руб. (1,78 долл. США/кг);
- - товар N 3: гидравлическая жидкость ULTRA SAFE 620, вес нетто 8 800 кг, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 3819000000; заявленная таможенная стоимость составила 752 035,15 руб. (1,48 долл. США/кг);
- - товар N 4: смазочно-охлаждающая жидкость ISOTECT L, вес нетто 1 700 кг, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2710199200; заявленная таможенная стоимость составила 275 488,33 руб. (2,46 долл. США/кг).
Таможенная стоимость данных товаров определена декларантом с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, установленного статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".
При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10404080/100215/0000963, таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что представленные декларантом документы и сведения для подтверждения заявленной таможенной стоимости могут являться недостоверными: в отношении товаров N 2, 3 выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров с использованием системы управления рисками.
По причине обнаружения вышеуказанных признаков 10.02.2015 таможней принято решение о проведении дополнительной проверки и запрошены дополнительные документы со сроком предоставления до 11.04.2015. Декларанту предложено внести обеспечение уплаты таможенных платежей (пошлин, налогов) в размере 120 261,61 руб. в соответствии с расчетом размера обеспечения в срок до 20.02.2015.
Заявителем ответчику представлено письмо от 10.02.2015 без номера о согласии скорректировать таможенную стоимость товара в связи с невозможностью предоставления запрашиваемых документов в полном объеме.
В связи с тем, что запрашиваемые документы обществом не представлены, 10.02.2015 г. таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10404080/100215/0000963. Решение таможенного органа о принятии таможенной стоимости по ДТ N 10404080/100215/0000963 выражено в виде отметки "Таможенная стоимость принята" в ДТС-2.
В последующем, 30.03.2015 обществом в адрес таможни направлено письмо в ответ на решение о проведении дополнительной проверки, в ответе на которое от 08.04.2015 (исх. N 34-42/4981) таможенный орган указал на письмо заявителя без номера от 10.02.2015 о согласии с корректировкой таможенной стоимости как на основание принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10404080/100215/0000963 и последующий выпуск товаров.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что решение таможни о принятии таможенной стоимости по ДТ N 10404080/100215/0000963 в виде отметки "Таможенная стоимость принята" в ДТС-2 принято на основании письма от 10.02.2015 без номера о согласии скорректировать таможенную стоимость товара в связи с невозможностью предоставления запрашиваемых документов в полном объеме, т.е. на основании добровольного волеизъявления декларанта.
Кроме того, решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости обществом не оспаривается, в то время как доводы о несогласии с порядком определения ответчиком таможенной стоимости свидетельствуют, о таком несогласии. Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно посчитал, что данные доводы при наличии письма общества от 10.02.2015 без номера о согласии скорректировать таможенную стоимость товара в связи с невозможностью предоставления запрашиваемых документов в полном объеме не могут свидетельствовать о незаконности действий таможенного органа при принятии таможенной стоимости, поскольку, как указано выше, в силу положений ст. 69 ТК ТС при не представлении декларантом запрошенных таможенным органом документов, сведений и (или) объяснений причин, по которым они не могут быть представлены, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении. Решение о корректировке таможенной стоимости заявителем не оспорено.
С учетом изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2015 года по делу N А65-20106/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.12.2015 ПО ДЕЛУ N А65-20106/2015
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2015 г. по делу N А65-20106/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 декабря 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Федоров И.В. (доверенность от 10.07.2015 г. N 03-24/8922), Никитин Д.Е. (доверенность от 15.12.2015 г. N 03-24/16051),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АВАНТА" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2015 года по делу N А65-20106/2015 (судья Путяткин А.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АВАНТА", г. Казань
к Татарстанской таможне, г. Казань,
о признании недействительным решения от 12.02.2015 о принятии таможенной стоимости по ДТ N 10404080/100215/0000963 в части отметки "Таможенная стоимость принята" в графе "Для отметок таможенного органа" по форме ДТС-2,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АВАНТА" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Татарстанской таможне о признании недействительным решения от 12.02.2015 о принятии таможенной стоимости по ДТ N 10404080/100215/0000963 в части отметки "Таможенная стоимость принята" в графе "Для отметок таможенного органа" по форме ДТС-2.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "АВАНТА" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2015 года по делу N А65-20106/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Татарстанской таможни на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители подателя жалобы не явились, представлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Представители Татарстанской таможни, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из доводов заявления, во исполнение заключенного между ООО "АВАНТА" и иностранной компанией "Petrofer ГмбХ" договора поставки N 1 от 07.01.2015 на поставку в Россию товара, на таможенную территорию Таможенного союза поступила партия товара, на которую в Набережночелнинский таможенный пост Татарстанской таможни подана декларация N 10404080/100215/0000963 (далее - ДТ) на товары: нефтепродукты, полученный из битуминозных пород (товары N N 1,2,4), гидравлическая жидкость (товар N 3).
Таможенная стоимость товара определена декларантом путем использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (1 метод), в структуру таможенной стоимости была включена стоимость товара по внешнеэкономической сделке (29 469,00 евро) согласованная сторонами в приложении N 3 от 07.01.2015 г. к контракту и оплаченная по инвойсам N N 02/500228, 02/500229, 02/500230, 02/500231 от 02.02.2015 г.
10.02.2015 г. в ходе таможенного оформления таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки и запрошены дополнительные документы со сроком предоставления до 11.04.2015 г.
Декларантом истребованные таможенным органом документы не представлены с направлением 10.02.2015 письменного сообщения о согласии скорректировать таможенную стоимость.
12.02.2015 ответчиком таможенная стоимость принята, о чем свидетельствует соответствующая отметка в декларации таможенной стоимости (форма ДТС-2).
Полагая, что решение таможенного органа о принятии таможенной стоимости по ДТ N 10404080/100215/0000963, выраженное в виде отметки "Таможенная стоимость принята" в графе "Для отметок таможенного органа" по форме ДТС-2 не соответствует действующему таможенному законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявитель в обоснование заявленных требований ссылается на то обстоятельство, что декларант подтвердил правомерность определения им таможенной стоимости товара по спорной ДТ по первоначально заявленному им методу, соответственно, у таможенного органа отсутствовали основания для принятия таможенной стоимости ввезенного товара на основании резервного метода определения таможенной стоимости. Оспариваемое решение о принятии таможенной стоимости повлекло увеличение размера таможенных платежей на сумму 121 994,13 руб., что нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Ответчик требования не признал, указав, что при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10404080/100215/0000963, были обнаружены признаки, указывающие на то, что представленные декларантом документы и сведения для подтверждения заявленной таможенной стоимости могут являться недостоверными, в связи с чем 10.02.2015 таможней было принято решение о проведении дополнительной проверки. Декларант не воспользовался правом доказать достоверность заявленных им сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости, запрошенные таможенным органом документы не представил. 10.02.2015 представил письмо о согласии скорректировать таможенную стоимость товара в связи с невозможностью предоставления запрашиваемых документов в полном объеме, и самостоятельно заполненные декларации таможенной стоимости (ДТС) с вновь определенной таможенной стоимостью и КДТ, после чего таможенным органом было принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10404080/100215/0000963. Таможенная стоимость принята 12.02.2015. Обществом заявлено требование о признании недействительным решения таможенного органа о принятии таможенной стоимости, однако заявитель ссылается на незаконность решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости, не приводя доводы о незаконности обжалуемого решения о принятии заявленной таможенной стоимости. Кроме того, заявителем пропущен срок для обжалования оспариваемого решения таможенного органа.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Частью 1 статьи 117 АПК РФ установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ). Кодексом не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления, установленного статьей 198 АПК РФ срока.
Исходя из положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 04.11.2005), любое заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия. Не допускается при рассмотрении спора установление чрезмерных правовых или практических преград.
Заявление о признании недействительным решения от 12.02.2015 о принятии таможенной стоимости по ДТ N 10404080/100215/0000963, выраженного в виде отметки "Таможенная стоимость принята" в графе "Для отметок таможенного органа" по форме ДТС-2, поступило в арбитражный суд в электронном виде 24.08.2015, то есть по истечении более 3-х месяцев, предусмотренных статьей 198 АПК РФ.
В обоснование соблюдения срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем указано на получение КДТ и ДТС-2 с отметками таможенного органа по почте лишь 17.06.2015, в связи с чем заявитель полагает, что срок на обжалование решения о принятии таможенной стоимости, выраженное в виде отметки в графе "Для отметок таможенного органа" "Таможенная стоимость принята" по форме ДТС-2, исчисляется с этой даты.
В то же время, ДТ N 10404080/100215/0000963 подана заявителем на Набережночелнинский таможенный пост Татарстанской таможни в виде электронных документов в соответствии с пунктом 5 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза и частью 1 статьи 204 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 - ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно ст. 180 п. 5 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа в соответствии с настоящим Кодексом. Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 5 Решения Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 N 494 "Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа" установлено, что порядок информационного взаимодействия таможенных органов с декларантами и (или) таможенным представителями при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру с использованием электронного документа (далее - ЭТД), определяется в соответствии с положениями главы 4 Кодекса.
Главой 4 ТК ТС, а именно п. 4 ст. 43 ТК ТС предусмотрено, что условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требования к ним при организации информационного взаимодействия, основанного на электронных способах обмена информации, определяются таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно п. 15 подп. 1 Решения Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" в случае использования декларации на товары в виде электронного документа в третьем подразделе графы 1 "Декларация" производится запись: "ЭД". Соответствующая запись в ДТ N 10404080/100215/0000963 имеется.
Приказом ФТС России от 17.09.2013 N 1761 утвержден "Порядок использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка взаимодействие декларантов (таможенных представителей) (далее - декларанты) с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров с учетом Порядка осуществляется посредством электронного способа обмена информацией.
Электронный образ ДТС-2 (с отметкой о принятии таможенной стоимости) и информация о служебных отметках таможенного органа в ДТС были направлены декларанту в день выпуска товаров, то есть 10.02.2015, в виде авторизованного сообщения.
Кроме того, как указано таможней, исходя из договора представителя N 0491/01-15/013 от 05.02.2015, заключенного между ООО "АВАНТА" (заказчик) и ООО ГК "РТЛ" (исполнитель), его предметом явилась обязанность исполнителя от имени, за счет и по поручению заказчика производить при таможенном оформлении операции, необходимые для помещения товаров под таможенные процедуры.
Текст договора ни заявителем, ни ответчиком в материалы не представлен, однако ссылки на указанный договор имеются в описи документов к ДТ N 10404080/100215/0000963, в ДТ N 10404080/100215/0000963, КДТ, в связи с чем арбитражный суд первой инстанции обоснованно посчитал, что факт представления ООО ГК "РТЛ" интересов ООО "АВАНТА" при таможенном оформлении товаров по ДТ N 10404080/100215/0000963 является установленным.
Как следует из письма ООО ГК "РТЛ" в адрес таможни от 14.10.2015 (исх. N 0934) в феврале 2015 года на основании вышеуказанного договора представляло интересы ООО "АВАНТА" при таможенном декларировании товаров в т.ч. по ДТ N 10404080/100215/0000963. Решение о корректировке таможенной стоимости по указанной ДТ, а также ДТС с отметками таможенного органа получены в рамках электронного информационного обмена 12.02.2015, и в день выпуска товаров в свободное обращение переданы ООО "АВАНТА".
Поскольку товар выпущен 12.02.2015 г., соответственно, решение о принятии таможенной стоимости получено заявителем также 12.02.2015. С указанной даты необходимо исчислять срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, который заявителем пропущен с учетом подачи заявления в арбитражный суд в электронном виде 24.08.2015.
Ходатайства о восстановлении пропущенного срока в порядке ч. 4 ст. 198 АПК РФ обществом не заявлено, доводы об уважительности причин пропуска срок не приведены.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного суда РФ в постановлениях от 31.01.2006 N 8837/06, от 19.04.2006 N 16228/05, отсутствие причин к восстановлению срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что заявителем пропущен трехмесячный срок подачи в арбитражный суд заявления о признании недействительным решения от 12.02.2015 о принятии таможенной стоимости по ДТ N 10404080/100215/0000963, выраженного в виде отметки "Таможенная стоимость принята" в графе "Для отметок таможенного органа" по форме ДТС-2, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных обществом требований.
Также арбитражным судом первой инстанции установлено следующее.
В соответствии со ст. 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главой 27 настоящего Кодекса и настоящей главой.
Главой 27 ТК ТС, а именно ст. 179 ТК ТС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Применение такого вида таможенных деклараций при таможенном декларировании товаров как декларация на товары предусмотрено ст. 180 ТК ТС.
Перечень основных сведений, указываемых в декларации на товары, приведен в ст. 181 ТК ТС.
В силу ст. 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. При изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом. Если при таможенном декларировании товаров точная величина их таможенной стоимости не может быть определена в связи с отсутствием документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для ее расчета, допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускается ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов исходя из заявленной таможенной стоимости. Случаи определения таможенной стоимости в соответствии с частью первой настоящего пункта, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Согласно ст. 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. При принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров до их выпуска декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированных сведений, в сроки, не превышающие сроков выпуска товаров, установленных в статье 196 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза. Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов Таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" утверждены "Порядок контроля таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок контроля) и "Порядок корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок корректировки).
Как следует из п. 1 Порядка контроля, им определяются действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров.
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств - членов Союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров (п. 5 Порядка контроля).
Исходя из п. 7 Порядка контроля, до выпуска товаров в сроки, установленные статьей 196 ТК ТС, должностное лицо осуществляет контроль таможенной стоимости товаров. По результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров должностное лицо принимает одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров (статья 67 Кодекса): о принятии заявленной таможенной стоимости товаров; о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (статья 68 Кодекса). В случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки (статья 69 Кодекса), которая проводится в соответствии с разделом III Порядка.
В соответствии с п. 8 Порядка контроля решение о принятии таможенной стоимости товаров оформляется должностным лицом путем проставления в соответствии с "Порядком декларирования таможенной стоимости товаров", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, соответствующей отметки в декларации таможенной стоимости (декларации на товары), которая возвращается декларанту (таможенному представителю).
Согласно п. 2 Порядка корректировки, корректировка таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии с принятым таможенным органом решением о корректировке таможенной стоимости товаров: по результатам проведения таможенного контроля до выпуска товаров; по результатам проведения дополнительной проверки и таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе в связи с рассмотрением мотивированного письменного обращения декларанта (таможенного представителя) в случае если им после выпуска товаров обнаружено, что декларантом (таможенным представителем) заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (статья 68 Кодекса).
При осуществлении корректировки таможенной стоимости товаров заполнение ДТС является обязательным (п. 4 Порядка корректировки).
Как предусмотрено п. 8 Порядка корректировки при осуществлении декларантом (таможенным представителем) корректировки таможенной стоимости до выпуска товаров представление им таможенному органу надлежащим образом заполненных ДТС, КДТ, документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения (расчеты), а также уплата дополнительно начисленных с учетом скорректированной таможенной стоимости таможенных пошлин, налогов производится декларантом (таможенным представителем) в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный статьей 196 Кодекса.
В ходе таможенного контроля по ДТ N 10404080/100215/0000963 ответчиком установлено, что в счет исполнения контракта от 07.01.2015 N 1, заключенного между ООО "АВАНТА" и фирмой PETROFER ГМБХ (Германия), в адрес ООО "АВАНТА" на условиях поставки EXW Хильдесхайм, Германия (Инкотермс-2010) поступил следующий товар:
- - товар N 1: смазочно-охлаждающая жидкость ISOCUT SH, вес нетто 1 800 кг, код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД ЕАЭС) 2710199200; заявленная таможенная стоимость составила 278 227,03 руб. (2,35 долл. США/кг);
- - товар N 2: смазочно-охлаждающая жидкость ISOCUT VG 10-Н, вес нетто 7 650 кг, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2710199200; заявленная таможенная стоимость составила 897 359,42 руб. (1,78 долл. США/кг);
- - товар N 3: гидравлическая жидкость ULTRA SAFE 620, вес нетто 8 800 кг, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 3819000000; заявленная таможенная стоимость составила 752 035,15 руб. (1,48 долл. США/кг);
- - товар N 4: смазочно-охлаждающая жидкость ISOTECT L, вес нетто 1 700 кг, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2710199200; заявленная таможенная стоимость составила 275 488,33 руб. (2,46 долл. США/кг).
Таможенная стоимость данных товаров определена декларантом с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, установленного статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".
При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10404080/100215/0000963, таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что представленные декларантом документы и сведения для подтверждения заявленной таможенной стоимости могут являться недостоверными: в отношении товаров N 2, 3 выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров с использованием системы управления рисками.
По причине обнаружения вышеуказанных признаков 10.02.2015 таможней принято решение о проведении дополнительной проверки и запрошены дополнительные документы со сроком предоставления до 11.04.2015. Декларанту предложено внести обеспечение уплаты таможенных платежей (пошлин, налогов) в размере 120 261,61 руб. в соответствии с расчетом размера обеспечения в срок до 20.02.2015.
Заявителем ответчику представлено письмо от 10.02.2015 без номера о согласии скорректировать таможенную стоимость товара в связи с невозможностью предоставления запрашиваемых документов в полном объеме.
В связи с тем, что запрашиваемые документы обществом не представлены, 10.02.2015 г. таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10404080/100215/0000963. Решение таможенного органа о принятии таможенной стоимости по ДТ N 10404080/100215/0000963 выражено в виде отметки "Таможенная стоимость принята" в ДТС-2.
В последующем, 30.03.2015 обществом в адрес таможни направлено письмо в ответ на решение о проведении дополнительной проверки, в ответе на которое от 08.04.2015 (исх. N 34-42/4981) таможенный орган указал на письмо заявителя без номера от 10.02.2015 о согласии с корректировкой таможенной стоимости как на основание принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10404080/100215/0000963 и последующий выпуск товаров.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что решение таможни о принятии таможенной стоимости по ДТ N 10404080/100215/0000963 в виде отметки "Таможенная стоимость принята" в ДТС-2 принято на основании письма от 10.02.2015 без номера о согласии скорректировать таможенную стоимость товара в связи с невозможностью предоставления запрашиваемых документов в полном объеме, т.е. на основании добровольного волеизъявления декларанта.
Кроме того, решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости обществом не оспаривается, в то время как доводы о несогласии с порядком определения ответчиком таможенной стоимости свидетельствуют, о таком несогласии. Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно посчитал, что данные доводы при наличии письма общества от 10.02.2015 без номера о согласии скорректировать таможенную стоимость товара в связи с невозможностью предоставления запрашиваемых документов в полном объеме не могут свидетельствовать о незаконности действий таможенного органа при принятии таможенной стоимости, поскольку, как указано выше, в силу положений ст. 69 ТК ТС при не представлении декларантом запрошенных таможенным органом документов, сведений и (или) объяснений причин, по которым они не могут быть представлены, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении. Решение о корректировке таможенной стоимости заявителем не оспорено.
С учетом изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2015 года по делу N А65-20106/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)