Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.03.2016 N 15АП-1739/2016 ПО ДЕЛУ N А32-41443/2015

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2016 г. N 15АП-1739/2016

Дело N А32-41443/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2016 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 11.01.2016 Зудов О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2015 по делу N А32-41443/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрутини",
заинтересованное лицо: Краснодарская таможня,
принятое в составе судьи Суминой О.С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фрутини" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Краснодарской таможни (далее - ответчик, заинтересованное лицо, таможенный орган) процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 407 068,62 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, взысканы с Краснодарской таможни в пользу общества проценты за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных платежей по ГТД N 10309180/141213/001707, 10309180/141213/0001703, 10309180/141213/0001702, 10309180/171213/0001759, 10309180/171213/0001758, 10309180/191213/0000178 всего в сумме 407 068 руб. 62 коп.
Решение мотивировано тем, что заявленные требования общества являются обоснованными и их правомерность подтверждается вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда.
Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что судом первой инстанции не рассмотрены должным образом и в полном объеме материалы и доказательства по делу, а выводы суда, указанные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушений сроков возврата денежных средств в соответствии с частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не установлено. Правовых оснований для начисления процентов на суммы излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Фрутини" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Краснодарской таможни в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Между ООО "Фрутини" (покупателем) и фирмой "STAR TARIM URUN VE TIC. LTD. STI" (Турция) (продавцом) заключен контракт N 17 от 12.11.2013 г. на поставку товаров (далее - контракт).
В рамках данного контракта заявителем в Краснодарской таможне по таможенным декларациям N 10309180/141213/001707, 10309180/141213/0001703, 10309180/141213/0001702, 10309180/171213/0001759, 10309180/171213/0001758, 10309180/191213/0001786 были задекларированы овощи (томаты свежие для употребления в пищу; айва свежая для употребления в пищу; баклажаны свежие для употребления в пищу, лимоны свежие для употребления в пищу; грейпфруты свежие для употребления в пищу, гранаты свежие для употребления в пищу, огурцы свежие для употребления в пищу, мандарины сатсума свежие, виноград столовый свежий) (далее - товар).
При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Таможенным органом вынесены решения о корректировке таможенной стоимости.
Не согласившись с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров, общество обжаловало его в Арбитражный суд Краснодарского края, который решением от 04.12.2014 по делу N А32-35007/2014, вступившим в законную силу, признал незаконным решение о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по ДТ N 10309180/141213/001707, 10309180/141213/0001703, 10309180/141213/0001702, 10309180/171213/0001759, 10309180/171213/0001758, 10309180/191213/0001786. Решение вступило в силу.
Таможня 08.05.2015 платежными поручениями N 472, 609 перечислила на расчетный счет общества, излишне уплаченные таможенные платежи: по ДТ N 10309180/141213/0001707 в размере 132783,16 рублей; 10309180/141213/0001703 в размере 925753,87 рублей; 10309180/141213/0001702 в размере 177916,12 рублей; 10309180/171213/0001759 в размере 462418,53 рублей; 10309180/171213/0001758 в размере 759266,88 рублей; 10309180/191213/0001786 в размере 1105170,88 рублей.
В связи с несвоевременным возвратом таможенных пошлин с таможенного органа, по мнению общества, подлежат взысканию проценты за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных пошлин:
по ДТ N 10309180/141213/0001707 в размере 15246,42 рублей, по ДТ N 10309180/141213/0001703 в размере 106296,83 рублей, по ДТ N 10309180/141213/0001702 в размере 20428,67 рублей, по ДТ N 10309180/171213/0001759 в размере 52782,22 рублей, по ДТ N 10309180/171213/0001758 в размере 86665,63 рублей, по ДТ N 10309180/191213/0001786 в размере 125648,85 рублей, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Следовательно, факт незаконности действий по корректировке таможенной стоимости по ДТ N 10309180/141213/001707, 10309180/141213/0001703, 10309180/141213/0001702, 10309180/171213/0001759, 10309180/171213/0001758, 10309180/191213/0001786, установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края, принятым по спору между этими же лицами, в связи с чем, данное обстоятельство в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Согласно пункту 2 статьи 150 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
Таким образом, поскольку взыскание платежей произведено путем принятия таможней решения о зачете денежного залога и о зачете авансовых платежей, внесенных обществом, оно произведено в принудительном порядке.
В рассматриваемом случае сумма взысканных денежных средств утратила статус суммы обеспечения уплаты таможенных платежей с момента списания таможенным органом указанной суммы во исполнение решений о зачете денежного залога, о зачете авансовых платежей. Согласно подтверждениям уплаты таможенных пошлин, налогов, выданному Краснодарской таможней заявителю и предоставленному обществу в материалы дела, а также согласно решению о зачете денежного залога и решению о зачете авансовых платежей в счет погашения задолженности по ДТ N 10309180/141213/001707, 10309180/141213/0001703, 10309180/141213/0001702, 10309180/171213/0001759, 10309180/171213/0001758, 10309180/191213/0001786 списание данной суммы было произведено 15.12.2013, 18.12.2013, 20.12.2013.
В этой связи указанная сумма таможенных платежей является излишне взысканной с учетом признания судом незаконными действий Краснодарской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза, "Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 названного Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
В силу пункта 12 статьи 151 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов. Поскольку статьей 147 Закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено правило о начислении процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин и налогов, это правило также применяется при несвоевременном возврате суммы излишне взысканных пеней в силу пункта 12 статьи 151 Закона N 311-ФЗ.
Таким образом, из буквального толкования приведенных выше положений пункта 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" следует, что право на взыскание предусмотренных пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ процентов возникает у лица только в том случае, если таможенный орган допустил просрочку установленного пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
То есть в силу прямого указания в пункте 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установленные пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ проценты начисляются не за пользование перечисленными в рамках таможенных правоотношений в федеральный бюджет денежными средствами, а в качестве санкции за нарушение таможенным органом установленного пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Возврат таможенных платежей производится в силу статей 89, 90 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" только в заявительном порядке - то есть по заявлению плательщика.
При этом одно лишь установление того, что соответствующие таможенные платежи являются излишне уплаченными (взысканными), само по себе не является безусловным основанием для принятия таможенным органом решения о возвращении данных платежей.
В случае, если таможенный орган рассмотрел такое заявление и принял по нему законное решение в месячный срок с даты его поступления, установленные пунктом 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" правовые основания для взыскания с таможни, то есть, из федерального бюджета, процентов за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов отсутствуют.
Соответственно, если просрочки при рассмотрении заявления и принятия решения по нему не допущено, то не имеется и предусмотренных пунктом 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" правовых оснований для взыскания из федерального бюджета денежных средств в качестве процентов - фактически штрафной санкции за ненадлежащее исполнение таможенным органом установленной пунктом 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обязанности рассмотреть заявление о возвращении излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и принять по нему решение в месячный срок с даты поступления данного заявления.
Иной подход к толкованию положений пункта 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", согласно которому основанием для взыскания предусмотренных данной нормой процентов является признание решением суда незаконной произведенной таможней корректировки таможенной стоимости, фактически приводит к тому, что на основании данной нормы из федерального бюджета в пользу хозяйствующего субъекта в рамках таможенных правоотношений взыскиваются проценты за пользование излишне уплаченными (взысканными) таможенными платежами (чужими денежными средствами), начисляемые с даты поступления денежных средств в федеральный бюджет до даты их возвращения на счет хозяйствующего субъекта.
Как указано выше, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2014 по делу N А32-35007/2014, вступившим в законную силу, признано недействительным решение о корректировке таможенной стоимости товара.
Следовательно, факт незаконности решения о корректировке таможенной стоимости по указанным декларациям установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края, принятым по спору между этими же лицами.
Как следует из материалов дела, общество обращалось в Краснодарскую таможню с заявлениями о возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в сумме:
по ДТ N 10309180/141213/0001707 в размере 132783,16 рублей, по ДТ N 10309180/141213/0001703 в размере 925753,87 рублей, по ДТ N 10309180/141213/0001702 в размере 177916,12 рублей, по ДТ N 10309180/171213/0001759 в размере 462418,53 рублей, по ДТ N 10309180/171213/0001758 в размере 759266,88 рублей, по ДТ N 10309180/191213/0001786 в размере 1105170,88 рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Необходимые документы, согласно требованиям пункта 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", общество к заявлению о возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств были приложены.
Однако Краснодарская таможня не предприняла мер по возврату излишне уплаченных таможенных платежей.
В связи с изложенным, проценты по пункту 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" за просрочку возврата обществу таможенных платежей подлежат начислению
С учетом правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 г. N 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Определением Верховного Суда РФ от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912 осуществлено толкование норм права в связи с рассмотрением конкретного дела и в целях обеспечения единообразного их понимания и применения арбитражными судами в отношении всех дел со схожими фактическими обстоятельствами. Верховный Суд Российской Федерации установил, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона 8 о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Письмом от 30.03.2012 N 01-11/15247 Федеральной таможенной службы было указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366.
Заявитель правомерно произвел расчет процентов с учетом названных норм. Проценты по названным декларациям составляют всего 407068,62 рублей. Расчет процентов судом первой инстанции проверен подробно по каждой декларации, арифметически и методологически признан верно.
Как верно указал суд первой инстанции, расчет процентов арифметически и методологически произведен верно, согласуется с контррасчетом, представленным таможенным органом.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что взыскание денежных средств с таможенного органа за нарушение срока возврата излишне взысканных денежных средств произведено обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2015 по делу N А32-41443/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.

Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)