Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 04.07.2017 N Ф08-4465/2017 ПО ДЕЛУ N А32-34341/2016

Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ за недостоверное декларирование товара.

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2017 г. по делу N А32-34341/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кавминводы-Аква" (ИНН 2632080283, ОГРН 1062632012520) - Пузина Е.А. (доверенность от 22.06.2016), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 48680 5, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2017 (судья Чесноков А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2017 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-34341/2016, установил следующее.
ООО "Кавминводы-Аква" (далее - общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.09.2016 N 10317000-866/2016 о привлечении общества к ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 75 тыс. рублей штрафа за недостоверное декларирование товара.
Решением суда от 03.02.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.03.2017, требование общества удовлетворено, оспариваемое постановление таможни признано незаконным.
Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях общества вмененного ему состава правонарушения. Таможенный орган не доказал, основанием для неприменения каких установленных запретов и ограничений послужил представленный сертификат соответствия.
В кассационной жалобе таможня просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что сертификат соответствия от 14.02.2013 N RU C-CN.АГ98.В.13672, представленный обществом при декларировании части товара N 9 по таможенной декларации N 10317110/201114/0029043 (далее - спорная ДТ), является недействительным документом, поскольку не относится к части товара, заявленного в спорной ДТ под N 9. Фактически часть товара N 9 в соответствии с заключением эксперта от 22.10.2015 N 04-01-2015/2495/031211 является бурильной трубой (с несъемными замками).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит производство по кассационной жалобе таможни прекратить.
В судебном заседании представитель общества поддержал ходатайство, также возражал против удовлетворения жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Кассационная инстанция считает ходатайство общества подлежащим отклонению, поскольку санкцией части 3 статьи 16.2 Кодекса одним из видов наказания предусмотрена конфискация товара, явившегося предметом административного правонарушения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установили материалами дела подтверждается, что 20.11.2014 на основании внешнеторгового контракта от 30.01.2013 N 1-2013, заключенного с компанией "Times Asia Group Limited" (Китай), общество ввезло на территорию Таможенного союза на условиях поставки CFR-Новороссийск товар - систему для перемешивания и подачи бурового раствора, буровой инструмент и запасные части для установки горизонтального бурения в количестве 33 грузовых мест общим весом 11 540 кг.
Данный товар общество задекларировало в спорной ДТ, указав в ней сведения о товарах 23-х наименований, в том числе о товаре N 9: буровой инструмент и запасные части для установки горизонтального бурения XZ180, код ОКП 483200: номер по каталогу отсутствует, без декларируемых данных частей буровая установка не может выполнять рабочие функции: стартовая штанга (материал сталь) служит для передачи движения от подающего устройства установки к буровому инструменту, к расширителю (один из напряженно работающих элементов в буровой колонне), с одного края стартовая штанга соединяется при помощи резьбы, а с другого посредством муфты (способ изготовления штамповка) 10 шт., в части деревянных ящиков; буровой инструмент и запасные части для установки горизонтального бурения XZ500: вертлюг бентонитовый (материал сталь), предназначен для подачи бентонитового раствора в буровой штанге (способ изготовления сборка), невозможность протяжки трубы без этой части, соединение - болтовое - 1 шт., в картонной коробке; буровая штанга (материал сталь), применяется для формирования буровой колонны при выполнении работ методом горизонтального направленного бурения; буровая штанга предназначена для передачи осевого вращательного и крутящего момента закрепленной на ней буровой голове от шпинделя установки горизонтального направленного бурения; в процессе строения скважины штанги вкручиваются одна в другую по мере продвижения буровой головы; буровая штанга изготовлена из стали типа S135 методом ковки; форма поперечного сечения круглая (способ соединения резьбовой (конусная внутренняя резьба)) 80 шт. - 4 кассеты.
В подтверждение соблюдения запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, в отношении товара N 9 общество представило в таможню сертификат соответствия от 14.02.2013 N C-CN.АГ98.В.13672 на серийный выпуск, выданный в системе обязательной сертификации органом по сертификации продукции ООО "ЮгРесурс", в соответствии с которым самоходная установка горизонтального направленного бурения для протяжки пакетов коммуникационных труб с комплектующими (в том числе буровыми штангами) модели: XZ160, XZ160А, XZ180, XZ280, XZ320, XZ320В, XZ320D, XZ400, XZ400А, XZ500, XZ680, XZ1000, XZ1000А, XZ1020, XZ1500, XZ1500А, XZ3000, XZ4000, XZ5000 изготовителя "Xuzhou Xugong Foundation Construction Machinery Co., Ltd" (Китай) соответствует требованиям Технического регламента "О безопасности машин и оборудования", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 N 753 (т. 1, л.д. 107-110).
Заявленный в спорной ДТ товар 22.11.2014 выпущен таможенным органом с проставлением в декларации на товары штампа "Выпуск разрешен".
В ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров, заявленных в спорной ДТ, таможня приняла решение о назначении таможенной экспертизы.
Согласно заключению экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 22.10.2015 N 04-01-2015/2495/031211 часть товара N 9 "части, предназначенные к установке горизонтального направленного бурения: буровые штанги, изготовленные из стали, используются при строении скважины, снабжены внутренней и внешней резьбой", задекларированного по спорной ДТ, по своей конструкции, целевому назначению, материалу изготовления предназначены для формирования буровой колонны, что соответствует сведениям, заявленным в графе 31 спорной ДТ для части товара N 9. Исследованный товар не является ведущими или утяжеленными бурильными трубами с высаженными концами, является бурильной трубой (с несъемными замками). Проверить способ изготовления товара (ковка, сварка трением или комбинированный) по представленным документам не представляется возможным.
Таможня приняла решение о классификации товара от 11.02.2016 N РКТ-10317000-16/000033, в соответствии с которым заявленную в спорной ДТ часть товара N 9 необходимо классифицировать в товарной подсубпозиции 7304 23 000 9 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) и описывать как "бурильная труба (с несъемными замками) изготовлена из стали типа S135 методом ковки, форма поперечного сечения круглая, способ соединения резьбовой (конусная внутренняя резьба), используется на установке горизонтального направленного бурения XZ500 при строении скважины" (т. 1, л.д. 111).
Согласно заключению ОТОиЭК Новороссийской таможни от 14.06.2016 N 26-25/0673 "О предоставлении информации" товар "оборудование для бурения шпуров и скважин: установки бурильные" включен в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 (далее - Технический регламент), в форме сертификации.
Таможенный орган сделал вывод о том, что запреты и ограничения (в части соблюдения мер технического регулирования) в отношении части товара N 9 по спорной ДТ, классифицированного в товарной подсубпозиции 7304 23 000 9 ТН ВЭД ТС как "бурильная труба", с предоставлением сертификата соответствия от 14.02.2013 N C-CN.АГ98.В.13672 обществом не соблюдены.
По данному факту таможня составила в отношении декларанта протокол об административном правонарушении от 12.08.2016 по делу N 10317000-866/2016 по части 3 статьи 16.2 Кодекса.
Постановлением от 09.09.2016 N 10317000-866/2016 таможня привлекла общество к ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса в виде взыскания 75 тыс. рублей штрафа.
Общество обжаловало постановление административного органа в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно части 3 статьи 16.2 Кодекса заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
К административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса подлежит привлечению лицо, осуществляющее деятельность, связанную с незаконным ввозом товаров в Российскую Федерацию, вступающее в правоотношения с таможенными органами. Таким лицом является либо декларант, либо его таможенный представитель (специализированная организация, с которой предпринимателем заключен договор для таможенного оформления товара), (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 N 1572-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Номанова Александра Эдиповича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Объективная сторона данного правонарушения состоит в заявлении декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс), международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (часть 1 статьи 152 Таможенного кодекса).
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (часть 1 статьи 181 Таможенного кодекса).
В силу пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса в декларации на товары указываются основные сведения, в том числе сведения о соблюдении ограничений (подпункт 8); сведения о производителе товаров (подпункт 9); сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 Кодекса (подпункт 11).
Пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом. К таким документам относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункт 1 статьи 183 Кодекса).
Согласно статье 188 Таможенного кодекса при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в том числе, произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Приложением N 3 к Техническому регламенту утвержден Перечень продукции, в отношении которого устанавливаются требования технического регламента, и в отношении которого подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов о соответствии, подтверждающих соблюдение требований технического регламента, в пункте 13 которого указано оборудование для бурения шпуров и скважин, оборудование для зарядки и забойки взрывных скважин: перфораторы пневматические (молотки бурильные); пневмоударники; станки для бурения скважин в горнорудной промышленности; установки бурильные.
Суд установили материалами дела подтверждается, что общество, классифицировав в спорной ДТ товар в товарной подсубпозиции 8431 43 000 0 ТН ВЭД ТС ("части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425-8430, машин или механизмов товарной позиции 8426, 8429 или 8430, части бурильных или проходческих машин субпозиции 8430 41 или 8430 49", ставка ввозной таможенной пошлины 0%) как "буровая штанга" для установки горизонтального направленного бурения, и принимая во внимание, что "установки бурильные" включены в Приложение N 3 к Техническому регламенту (пункт 13), представило при декларировании сертификат соответствия от 14.02.2013 N C-CN.АГ98.В.13672.
Таможенный орган классифицировал товар в товарной подсубпозиции 7304 23 000 9 ТН ВЭД ТС ("трубы, трубки и профили полые, бесшовные, из черных металлов (кроме чугунного литья): трубы для нефте- или газопроводов; трубы бурильные обычные прочие; прочие", ставка ввозной таможенной пошлины 7,5%) как обычную "бурильную трубу", в отношении которого, как отметил суд, отсутствуют какие-либо запреты и ограничения при ввозе его на таможенную территорию Таможенного союза.
Суд отклонил ссылку таможни на постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 92, утвердившего список машин и оборудования, подлежащих обязательному подтверждению при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с их назначением на таможенной территории Российской Федерации, отметив, что данное постановление утратило силу с 15.02.2013 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1124 и принятием Технического регламента.
Таким образом, на дату привлечения общества к административной ответственности ввезенные товары с учетом их классификации в товарной подсубпозиции 7304 23 000 9 ТН ВЭД ТС исключены из перечня объектов, на которые необходимо представление декларации о соответствии.
Таможенный орган не доказал, основанием для неприменения каких установленных запретов и ограничений послужил представленный сертификат соответствия от 14.02.2013 N C-CN.АГ98.В.13672.
Суд обоснованно учел отсутствие в материалах дела об административном правонарушении доказательств несоблюдения обществом установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию, а также виновности лица в совершении вменяемого ему правонарушения.
Таким образом, судебные инстанции сделали обоснованный вывод об отсутствии в действиях общества вмененного ему состава правонарушения.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2017 по делу N А32-34341/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)