Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.07.2017 ПО ДЕЛУ N А60-25022/2017

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2017 г. по делу N А60-25022/2017


Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 17 июля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.В. Ковалевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Окороковой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276)
к Кольцовской таможне имени В.А. Сорокина (ИНН 6662067576, ОГРН 1036604390998)
об оспаривании постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности от 14.04.2017 N 10508000-72/2017,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Плотников Э.Г., представитель по доверенности от 28.02.2017 N 3.1.15.4-05/04,
от заинтересованного лица: Еловских К.В., представитель по доверенности от 07.06.2017 N 06-55/41.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - заявитель, Почта России) просит изменить постановление по делу об административном правонарушении от 14.04.2017 N 10508000-72/2017, вынесенное Кольцовской таможней имени В.А. Сорокина (далее - Таможенный орган) о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части размера назначенного административного штрафа.
Заинтересованное лицо считает оспариваемое решение таможенного органа законным и обоснованным, в письменном отзыве просит отказать в удовлетворении требований заявителя.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

12.07.2016 к таможенному контролю на таможенный пост Аэропорт Кольцово (почтовый) (далее - таможенный пост) представлено международное почтовое отправление (далее - МПО) NRO981879140CN.
По результатам таможенного контроля должностным лицом таможенного поста принято решение о выпуске товаров с обязательной уплатой таможенных пошлин, налогов, в отношении товаров, пересылаемых в МПО NRO981879140CN. Выписан таможенный приходный ордер (далее - ТПО) N 10508030/130716/ТС-0274205.
Материалами дела установлено, что 14.10.2016 таможенным постом с целью установления местонахождения МПО NRO981879140CN, а также с целью установления сведений об уплате таможенных платежей по ТПО N 10508030/130716/ТС-0274205 в адрес Екатеринбургского МСЦ ОСП УФПС Свердловской области - филиала ФГУП "Почта России" направлен запрос о предоставлении истории операций, проведенных с МПО NRO981879140CN.
Согласно ответу N 17.22.18/110 от 14.10.2016 Екатеринбургского МСЦ ОСП УФПС Свердловской области-филиала ФГУП "Почта России", 12.07.2016 в Екатеринбург из Китая прибыло МПО NRO981879140CN, 13.07.2016 МПО передано для таможенного оформления и таможенного контроля таможенному органу, 14.07.2016 МПО покинуло Екатеринбург с отметкой об обязательной уплате таможенных пошлин.
28.07.2016 МПО прибыло в место вручения - город Москва, 30.07.2016 МПО вручено адресату. Кроме того, в адрес Кольцовской таможни от Екатеринбургского МСЦ ОСП УФПС Свердловской области - филиал ФГУП "Почта России" представлен почтовый ярлык, с отметкой об обязательной уплате таможенных пошлин, налогов, а также накладная N 620981 01 0009107 2 (формы Ф-16-п), где напротив МПО в графе "Особые отметки" сделана запись "ТПО".
30.11.2016 Кольцовской таможней в адрес Московского межрайонного почтамта N 4 направлено письмо об оказании содействия с целью получения объяснения от оператора почтовой связи о причинах выдачи МПО адресату без уплаты таможенных платежей.
Из ответа Московского межрайонного почтамта N 4 следует, что МПО поступило в отделение почтовой связи г. Москва 125252, было выдано получателю по извещению формы N ф. 112, без уплаты пошлин и налогов.
03.11.2016 сумма таможенных платежей в размере 191 руб. 71 коп. уплачена.
По результатам проверочных мероприятий, таможенный орган установил, что отделение почтовой связи города Москвы (125252) - филиал ФГУП "Почта России" 30.07.2016 произвело выдачу МПО до завершения таможенных операций, в нарушение требований статьи 312 Таможенного кодекса Таможенного союза и Правил, тем самым совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
06.02.2017 в отношении ФГУП "Почта России" таможенным органом составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением от 14.04.2017 ФГУП "Почта России" признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Таможенного органа от 14.04.2017, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Согласно п. 1 ст. 315 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) оператор почтовой связи по требованию таможенного органа предъявляет международные почтовые отправления для проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра. Способы такого предъявления определяются таможенными органами.
В соответствии с п. 1 ст. 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
Согласно п. 2 ст. 96 ТК ТС товары считаются находящимися под таможенным контролем до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления.
Пунктом 1 ст. 312 ТК ТС установлено, что к международным почтовым отправлениям относятся посылки и отправления письменной корреспонденции, являющиеся объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза.
В силу п. 1 ст. 314 ТК ТС таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производятся таможенным органом в местах (учреждениях) международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом.
В соответствии с пунктом 37 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила N 221), выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам (их законным представителям) производится с соблюдением требований таможенного законодательства Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 37 Правил МПО почтовые отправления, на вложения обмена, начислены таможенные платежи, выдаются адресатам (их уполномоченным представителям) только после уплаты начисленных таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
При совершении таможенных операций, связанных с выпуском товаров, пересылаемых в МПО должностные лица таможенного поста, руководствуются Временным порядком совершения таможенных операций, который определяет последовательность совершения таможенный операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО, а в части не урегулированном данным Временным порядком совершения таможенных операций, Правилами, утвержденными приказом ГТК России от 03.12.2003 N 1381.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 13 Временного порядка совершения таможенных операций должностным лицом таможенного поста по результатам таможенного контроля начисляются таможенные пошлины, налоги с использованием ТПО, в соответствии с установленным порядком заполняется бланк формы в. 112 и принимается решение о выпуске товаров с обязательной уплатой таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 30 Временного порядка совершения таможенных операций, для целей формализации результатов совершения таможенных операций и таможенного контроля должностные лица таможенного органа формируют и распечатывают с использованием программы "Внутрипроизводственные отчеты" АИС СЦ реестры МПО, в отношении которых они совершили таможенные операции (далее - Реестры).
В соответствии с пунктом 31 Временного порядка совершения таможенных операций, Реестры формируются в виде накладной формы ф. 16 раздельно как по направлениям перемещения (ввоз или вывоз), так и по принятым должностным лицом таможенного органа решениям в печатной форме в двух экземплярах.
В соответствии с пунктом 32 Временного порядка совершения таможенных операций, в реестр, сформированный по форме, приведенной в приложении N 3 к Временному порядку совершения таможенных операций, включаются МПО, в отношении которых таможенные операции в ММПО завершены и в отношении которых должностными лицами таможенного органа приняты решения о выпуске, о направлении с таможенным уведомлением или с ТПО, а также в отношении которых принято решение о возврате отправителю. В графе "Примечания" реестра указываются особенности совершения таможенных операций в отношении этих МПО ("с уведомлением", "с ТПО", "Возврат").
Таможенный орган пояснил в судебном заседании, что должностным лицом таможенного поста на основании сведений, содержащихся в ТПО N 10508030/130716/ТС-0274205, были заполнены графы бланка почтового перевода ф. 112, с указанием в них подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов; почтового адреса получателя МПО NRO981879140CN; почтового адреса и наименования таможенного органа, а также реквизитов счета Федерального казначейства. В графе "Для письменного сообщения" был указан справочный номер ТПО и регистрационный номер МПО NRO981879140CN.
Заполненный бланк почтового перевода ф. 112 вместе с третьим экземпляром ТПО N 10508030/130716/ТС-0274205 были сложены в отдельный конверт, который прикреплен к оболочке МПО NRO981879140CN.
Должностным лицом таможенного поста в накладной формы ф. 16. были проставлены отметки "Выпуск разрешен", в графе "Примечания" "ТПО".
Все документы были переданы почтовому оператору для отправки вместе с МПО в объект почтовой связи, в регионе деятельности которого находится получатель.
В соответствии с п. 3 ст. 312 ТК ТС международные почтовые отправления не могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории таможенного союза без разрешения таможенного органа.
Невыполнение требований пункта 3 статьи 312 ТК ТС образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, образует, в том числе, деяние, выразившееся в выдаче без разрешения таможенного органа товаров, имеющих статус находящихся под таможенным контролем.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Почта России" установленные таможенным законодательством обязанности не исполнены - выдача международного почтового отправления, прибывшего из Китая, осуществлена без разрешения таможенного органа в нарушении п. 37 Правил N 221 от 15.04.2005 г. и п. 3 ст. 312 ТК ТС, что подтверждается письмом Кольцовской таможни им. В.А. Сорокина от 14.10.2016 N 28-37/4508, письменным ответом Екатеринбургского магистрального сортировочного центра ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" от 14.10.2016 N 17.22.18/110, письмом Кольцовской таможни от 24.10.2016 N 28-39/4706, ответом Московской таможни от 07.11.2016. N 24-09/21795, письмом Кольцовской таможни от 30.11.2016 N 28-39/5595, ответом УФПС г. Москвы филиала ФГУП "Почта России" от 27.12.2016 N 1.5.6.1.20.4.2.2.-ЮЛ-23, постановлением по делу об административном правонарушении от 14.04.2017, протоколом об административном правонарушении от 06.02.2017, накладной N 620981 01 0009107 2 (ф. 16-п), таможенным приходным ордером 10508030/130716/ТС-0274205 и иными материалами дела.
Таможенным органом установлено и не оспаривается заявителем, что сотрудник ФГУП "Почта России" осуществил выдачу МПО адресату без разрешения таможенного органа при наличии на МПО соответствующих отметок Екатеринбургской таможни о необходимости таможенного оформления.
Учитывая изложенное, событие вменяемого заявителю административного правонарушения Таможенным органом доказано.
Допустив выдачу МПО без разрешения таможенного органа, ФГУП "Почта России" вывело товар из-под таможенного контроля, что сделало невозможным его идентификацию для таможенных целей.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела заявителем не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимной связи и в совокупности, суд приходит к выводу о доказанности в действиях ФГУП "Почта России" всех признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Суд установил, что таможенным органом не нарушены предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения предприятия к ответственности, поскольку согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо со дня его обнаружения таможенным органом при длящемся правонарушении. В рассматриваемом случае днем совершения административного правонарушения является следующий день после выдачи товара.
Сроки и порядок проведения административного расследования, составления протокола по делу об административном правонарушении рассмотрения дела об административном правонарушении, определенные, статьями 28.2, 28.7, главой 29 КоАП РФ с учетом соблюдения предусмотренных статьями 25.1, 25.4, 25.5 КоАП РФ лица, привлекаемого к административной ответственности, Таможенным органом не нарушены. Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к административной ответственности, Таможенным органом в ходе рассмотрения дела не выявлено, в рамках рассмотрения дела судом также не установлено.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения предприятия от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ у таможенного органа не имелось.
По общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. При этом в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения требований таможенного законодательства. Такое поведение заявителя посягает на установленный порядок таможенного контроля, препятствуя осуществлению функций таможенного органа мониторинга движения товаров, находящихся под таможенным контролем.
Представитель таможенного органа указал на многократное нарушение заявителем положений ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ. В материалы дела представлена распечатка из базы данных административных правонарушений "Правоохрана", согласно которой за период с 01.06.2015 по 01.06.2016 ФГУП "Почта России" 179 раз привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ФГУП "Почта России" пояснил, что заявителем ведется работа по устранению нарушений, проводятся профилактические мероприятия, также заявитель обеспечивает обучение сотрудников ФГУП "Почта России" в целях недопущения подобного рода правонарушений в дальнейшем.
Неоднократное привлечение ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 16.9 КоАП России свидетельствует о пренебрежительном отношении ФГУП "Почта России" к исполнению своих обязанностей, предусмотренных правом Евразийского экономического союза в части сохранности товаров, находящихся под таможенным контролем, о нежелании ФГУП "Почта России" обеспечить должный учет причин и условий ранее совершенных многочисленных административных правонарушений.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что освобождение заявителя от административной ответственности не будет оправдывать установленной законом цели.
Вместе с тем, суд считает возможным снизить размер назначенного заявителю административного штрафа ввиду следующего.
Из оспариваемого постановления следует, что на ФГУП "Почта России" за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, наложен штраф в размере 300 000 руб., являющийся низшим пределом санкции указанной нормы права.
В судебном заседании представитель заявителя ссылается на несоразмерность размера штрафа совершенному административному правонарушению, просит размер штрафа уменьшить в связи с тяжелым материальным положением.
Заявителем представлен в материалы дела отчет о финансовых результатах ФГУП "Почта России" за период с января по март 2017 года, согласно которому общая стоимость убытков составляет 3 333 261 руб.
Согласно представленным в материалы дела документам суд считает необходимым учесть особенности материального (экономического) статуса привлекаемого к ответственности юридического лица как унитарного предприятия.
По мнению суда, санкция в размере 300 000 руб. в рассматриваемом случае, с учетом конкретных обстоятельств дела, а именно: соотношение суммы штрафа применительно к финансовому положению заявителя, не оправдывает установленной законом цели - справедливости, целесообразности и законности. Снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, так как сам факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию.
С целью наложения справедливого и соразмерного административного наказания, уплата штрафа в указанном размере повлечет объективные финансовые трудности, суд считает возможным снизить размер назначенного штрафа по оспариваемому постановлению ниже низшего предела, до 150 000 руб.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит отмене в части размера административного штрафа, превышающего 150 000 руб.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи, с чем суд не относит на стороны расходы по государственной пошлине.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Постановление Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина от 14.04.2017 г. по делу об административном правонарушении N 10508000-72/2017 изменить в части наказания, определив штраф в размере 150 000 руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
М.В.КОВАЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)