Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 10 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Седовой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-4467/2017
на решение от 04.05.2017
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-6671/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РосОфис" (ИНН 2540096692, ОГРН 1032502270580)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)
о признании незаконным решения
при участии:
- от ООО "РосОфис": Махонин А.А., по доверенности от 02.10.2014, сроком на 3 года, паспорт;
- от Находкинской таможни: не явились,
Общество с ограниченной ответственностью "РосОфис" (далее - общество, декларант, ООО "РосОфис") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 27.12.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по декларации на товары (далее - ДТ) N 10714040/311016/0034658.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.05.2017 заявленное обществом требование удовлетворено. Оспариваемое решение Находкинской таможни признано незаконным как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза. Указанным решением суд первой инстанции обязал таможню возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи по спорной ДТ, окончательный размер которых таможне надлежит определить на стадии исполнения решения суда.
Суд первой инстанции исходил из того, что таможня не доказала наличие обстоятельств, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними, в свою очередь со стороны декларанта были представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с указанными товарами.
Не согласившись с указанным судебным актом, таможня обжаловала его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указал на то, что представленный на дополнительную проверку инвойс на бумажном носителе не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего цену товара, ассортимент и прочие характеристики, ввиду отсутствия в нем подписи и печати покупателя.
Также апеллянт сослался на несоблюдение декларантом структуры заявленной таможенной стоимости, поскольку представленные документы не подтверждают фактическую сумму, подлежащую оплате за транспортировку товара, вознаграждение экспедитора не включено в таможенную стоимость.
В связи с тем, что представленные обществом дополнительные документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость, не устранили сомнения в достоверности заявленной им таможенной стоимости, таможенный орган, руководствуясь пунктом 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного Союза, правомерно принял решение о корректировке таможенной стоимости.
Таможенный орган явку своего представителя в суд не обеспечил.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы опроверг по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку о времени и месте судебного заседания таможня надлежащим образом извещена, коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрела апелляционную жалобу таможни в отсутствие представителя ООО "РосОфис".
Определением от 10.08.2017 в составе судебной коллегии произведена замена судьи Е.Л. Сидорович на судью Л.А. Бессчасную, в связи с чем дело рассмотрено с самого начала.
Дополнительные документы, представленные таможенным органом, приобщены к материалам дела в порядке статьи 268 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В октябре 2016 года во исполнение внешнеторгового контракта RK N 01/16 от 12.05.2016, заключенного между обществом и иностранной компанией, на таможенную территорию Таможенного союза ввезены товары - мебель деревянная прочная для офисных помещений (товар N 1) и мебель для сидения с металлическим каркасом, обитая искусственной кожей для офисных помещений (товар N 2), в целях таможенного оформления которых декларантом подана в таможню ДТ N 10714040/311016/0034658, таможенная стоимость товаров определена по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В ходе таможенного контроля путем использования СУР таможенным органом выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, выражающиеся в значительно более низкой величине заявленной таможенной стоимости в сравнении со стоимостью однородных товаров, в связи с чем таможней было принято решение о проведении дополнительной проверки от 31.10.2016, направлен запрос о представлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
В связи с тем, что представленные декларантом документы не устранили сомнения в достоверности заявленной обществом таможенной стоимости, таможенный орган принял решение от 27.12.2016 о корректировке таможенной стоимости товара по позиции N 1 в спорной ДТ.
Полагая, что первоначально представленный пакет документов подтверждал таможенную стоимость товаров, определенную по первому методу таможенной оценки, а решение таможни о корректировке таможенной стоимости товаров не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ООО "РосОфис" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, заслушав пояснения представителя общества, коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008, основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 данного Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в постановлении от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18) также следует, что за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
Пунктом 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 и пунктом 4 статьи 65 ТК ТС установлено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В силу пункта 6 Постановления N 18 в соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС и пунктом 3 статьи 2 Соглашения лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Кодекса и Соглашения судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с ТК ТС (пункт 1 статьи 69 ТК ТС). Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, а декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (пункт 3 статьи 69 ТК ТС).
При этом, как отмечено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 7 Постановления N 18, выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение должно содержать обоснование и срок его исполнения.
В пункте 10 Постановления N 18 также указано, что согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом в том числе в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Согласно пункту 8 Постановления N 18 исходя из положений статей 1, 16 Закона о таможенном регулировании, согласно которым к целям таможенного регулирования и обязанностям таможенных органов относится обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию, при проведении дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС таможенный орган обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Таможенную стоимость товара, ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза по ДТ N 10714040/311016/0034658, общество определило с применением основного метода таможенной оценки, исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество наряду с указанной ДТ представило в таможенный орган пакет подтверждающих заявленную таможенную стоимость документов в электронном виде: контракт RK N 01/16 от 12.05.2016, соглашения к контракту от 10.08.2016 NN 1, 2, инвойс N KOAS160810-01 от 10.08.2016, упаковочный лист N KOAS160810-01 от 10.08.2016, коносамент от 12.09.2016 N MCPUMCT403112, N DYCOVOS00160935, заявления на перевод от 25.08.2016 N 6, от 06.09.2016 N 7, договор на транспортно-экспедиционное обслуживание внешнеторговых грузов от 25.01.2013 N 0053/13 с приложением от 05.06.2016 N 1, счет за фрахт от 13.09.2016 N 4826, платежное поручение от 14.09.2016 N 631, акт оказанных услуг от 05.11.2016 N 2971, паспорт сделки от 23.08.2016, карточка взвешивания от 15.09.2016, декларации соответствия и другие документы согласно описи к спорной ДТ.
На запрос таможни о представлении дополнительных документов общество представило имеющиеся в его распоряжении документы, сообщило о невозможности представления конкретных документов, поименованных в запросе таможни ввиду их отсутствия.
Согласно решению от 31.10.2016 в рамках проведения дополнительной проверки таможней у декларанта запрошены, в частности, оригиналы документов, на основании которых заполнена ДТ.
По указанному пункту решения декларантом представлены платежные документы по спорной поставке, выписка по счету и оригинал инвойса с переводом.
Как следует из материалов дела, одним из оснований принятия таможней оспариваемого решения о корректировке таможенной стоимости товаров явилось то, что представленный обществом коммерческий инвойс N KOAS160810-01 от 10.08.2016 не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего цену товара, ассортимент и прочие характеристики в силу отсутствия согласования и подписания обеими сторонами данного документа (отсутствия подписи и печати покупателя).
Изучив материалы дела, судебная коллегия установила, что по условиям контракта сторонами внешнеторговой сделки согласована поставка офисной мебели и комплектующих к ней. Ассортимент и объем товара согласовывается в счетах, являющихся приложениями к контракту (пункт 1). В соответствии с пунктом 2 Контракта цена товара и сумма каждой партии также указываются в инвойсах.
Согласно инвойсу N KOAS160810-01 от 10.08.2016 в адрес общества произведена поставка товаров на общую сумму 26 358,24 долл. США.
Из представленного обществом коммерческого инвойса следует, что он содержит сведения о наименовании и ассортименте товара, его количестве, условии поставки, цене за единицу товара, общей его стоимости, которая соответствует стоимости сделки, отраженной в графах 22, 42 спорной ДТ.
Представленными заявлениями на перевод от 25.08.2016 N 6 и от 06.09.2016 N 7 подтверждается оплата обществом партии товара по согласованной сторонами контракта цене.
Таким образом, из содержания представленных коммерческих документов следует, какой товар, в каком количестве, по какой цене и на каких условиях ввезен на таможенную территорию Российской Федерации.
Копия инвойса на бумажном носителе представлена обществом на дополнительную проверку по запросу таможни письмом от 05.12.2016.
При таких обстоятельствах ссылка таможни на то, что инвойс подписан только продавцом товара не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку спорная поставка произведена в адрес общества в соответствии с условиями контракта, соглашениями к нему и спорным инвойсом и оплачена им в полном объеме.
Таможенным органом не представлено доказательств, подтверждающих недействительность сделки, фактически исполненной сторонами по контракту.
Учитывая условие поставки FOB Пусан, в целях определения таможенной стоимости товаров к стоимости сделки должны быть произведены дополнительные начисления на сумму транспортных расходов.
В силу пункта 3 статьи 5 Соглашения добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Величина транспортных расходов документально подтверждена договором на транспортно-экспедиционное обслуживание внешнеторговых грузов от 25.01.2013 N 0053/13, приложением от 05.06.2016 N 1 к нему, счетом за фрахт от 13.09.2016 N 4826, платежным поручением от 14.09.2016 N 631, актом оказанных услуг от 05.11.2016 N 2971 и включена в структуру таможенной стоимости, что подтверждается формой ДТС-1.
Из содержания решения о корректировке таможенной стоимости товаров следует, что основанием для принятия указанного решения явилось, в том числе то, что из представленных декларантом документов не представляется возможным установить полноту включения понесенных покупателем расходов в структуру таможенной стоимости товаров.
Так, в соответствии с пунктом 4.15 Договора расчеты между сторонами за услуги производятся в рублях по курсу ЦБ РФ на дату платежа.
Согласно приложению N 1 от 05.06.2016 к Договору согласована ставка организации международной перевозки контейнеров с грузом по направлению FOB Пусан - Восточный (40-футового контейнера) в размере 715 долл. США, в указанную ставку включается также морской фрахт.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что в указанном приложении отсутствуют сведения о том, что ставка по маршруту FOB Пусан-Владивосток составляет 715 долл. США. Является обоснованным.
В отношении довода о том, что в дополнительные начисления к таможенной стоимости товаров обществом неправомерно не включено вознаграждение экспедитора, коллегия отмечает следующее.
В соответствии с приложением N 1 от 05.06.2016 к Договору, вознаграждение экспедитора в сумме 1 950 руб. отнесено к услугам по обработке контейнеров с грузом Клиента на территории РФ, в связи с чем не входит в стоимость услуг по международной перевозке.
Таким образом, по справедливому суждению суда первой инстанции, декларант правомерно ограничился включением в таможенную стоимость расходов по оплате морской перевозки, стоимость которой отражена в счете N 4826 от 13.09.2016 и соответствует стоимости транспортных расходов, указанной в графе 17 ДТС-1.
Таким образом, в рассматриваемом случае доказательств несоблюдения декларантом установленного пунктом 2 статьи 65 ТК ТС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами и наличия предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров, таможенный орган не представил.
Более того, в соответствии с пунктом 10 Постановления N 18 непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем при сохранении сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам дополнительной проверки, по смыслу пункта 4 статьи 69 Кодекса, решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности.
При этом из материалов дела следует, что в ответ на запрос на представление дополнительных документов декларант представил в таможенный орган имеющиеся у него документы, пояснения по истребуемым документам, в том числе с указанием на невозможность представления конкретных документов, поименованных в запросе таможни.
Согласно статье 111 ТК ТС, полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться, как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ.
Между тем, доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, судебной коллегией не установлено.
Невозможность использования документов, представленных обществом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
Согласно пункту 18 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной Приложением N 1 к приказу ФТС России от 14.02.2011 N 272, запрос о представлении дополнительных документов и сведений для подтверждения таможенной стоимости формируется с учетом обстоятельств и условий конкретной внешнеторговой сделки с учетом определения того, какие сведения, заявленные декларантом (таможенным представителем), вызывают сомнения у таможенного органа, а, следовательно, требуют уточнения или подтверждения и какие документы необходимо для этого представить.
Таможенным органом не указаны, а судебной коллегией не выявлены обстоятельства и условия внешнеторговой сделки, которые вызывают сомнения, а, следовательно, требуют уточнения документами, запрошенными таможенным органом в рамках дополнительной проверки.
Тот факт, что показатели таможенной стоимости декларируемых обществом товаров существенно ниже стоимости однородных товаров согласно данным ИСС Малахит отклонение по ФТС по товару N 1 составило 29,26%, по товару N 2 - по РТУ - 51,98% не принимается во внимание апелляционным судом, так как указанное обстоятельство само по себе не предусматривает право на корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в законе в качестве безусловного основания для корректировки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что таможенный орган не доказал наличие обстоятельств, препятствующих применению первого метода определения таможенной стоимости товаров. В свою очередь, со стороны общества представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность применения первого метода.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что общество надлежаще оформленными документами подтвердило правомерность определения им таможенной стоимости товара по спорной ДТ по первоначально заявленному им методу, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали правовые основания для корректировки таможенной стоимости.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение таможенного органа повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, чем нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, судебная коллегия считает, что решение таможни 27.12.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по ДТ N 10714040/311016/0034658, правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда, располагающего такими же доказательствами по делу, что и суд первой инстанции, отсутствуют.
Доказательств наличия обстоятельств, позволяющих суду при рассмотрении настоящего дела оценить обстоятельства дела иным образом, таможней не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.05.2017 по делу N А51-6671/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.08.2017 N 05АП-4467/2017 ПО ДЕЛУ N А51-6671/2017
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2017 г. по делу N А51-6671/2017
Резолютивная часть постановления оглашена 10 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Седовой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-4467/2017
на решение от 04.05.2017
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-6671/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РосОфис" (ИНН 2540096692, ОГРН 1032502270580)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)
о признании незаконным решения
при участии:
- от ООО "РосОфис": Махонин А.А., по доверенности от 02.10.2014, сроком на 3 года, паспорт;
- от Находкинской таможни: не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РосОфис" (далее - общество, декларант, ООО "РосОфис") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 27.12.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по декларации на товары (далее - ДТ) N 10714040/311016/0034658.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.05.2017 заявленное обществом требование удовлетворено. Оспариваемое решение Находкинской таможни признано незаконным как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза. Указанным решением суд первой инстанции обязал таможню возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи по спорной ДТ, окончательный размер которых таможне надлежит определить на стадии исполнения решения суда.
Суд первой инстанции исходил из того, что таможня не доказала наличие обстоятельств, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними, в свою очередь со стороны декларанта были представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с указанными товарами.
Не согласившись с указанным судебным актом, таможня обжаловала его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указал на то, что представленный на дополнительную проверку инвойс на бумажном носителе не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего цену товара, ассортимент и прочие характеристики, ввиду отсутствия в нем подписи и печати покупателя.
Также апеллянт сослался на несоблюдение декларантом структуры заявленной таможенной стоимости, поскольку представленные документы не подтверждают фактическую сумму, подлежащую оплате за транспортировку товара, вознаграждение экспедитора не включено в таможенную стоимость.
В связи с тем, что представленные обществом дополнительные документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость, не устранили сомнения в достоверности заявленной им таможенной стоимости, таможенный орган, руководствуясь пунктом 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного Союза, правомерно принял решение о корректировке таможенной стоимости.
Таможенный орган явку своего представителя в суд не обеспечил.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы опроверг по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку о времени и месте судебного заседания таможня надлежащим образом извещена, коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрела апелляционную жалобу таможни в отсутствие представителя ООО "РосОфис".
Определением от 10.08.2017 в составе судебной коллегии произведена замена судьи Е.Л. Сидорович на судью Л.А. Бессчасную, в связи с чем дело рассмотрено с самого начала.
Дополнительные документы, представленные таможенным органом, приобщены к материалам дела в порядке статьи 268 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В октябре 2016 года во исполнение внешнеторгового контракта RK N 01/16 от 12.05.2016, заключенного между обществом и иностранной компанией, на таможенную территорию Таможенного союза ввезены товары - мебель деревянная прочная для офисных помещений (товар N 1) и мебель для сидения с металлическим каркасом, обитая искусственной кожей для офисных помещений (товар N 2), в целях таможенного оформления которых декларантом подана в таможню ДТ N 10714040/311016/0034658, таможенная стоимость товаров определена по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В ходе таможенного контроля путем использования СУР таможенным органом выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, выражающиеся в значительно более низкой величине заявленной таможенной стоимости в сравнении со стоимостью однородных товаров, в связи с чем таможней было принято решение о проведении дополнительной проверки от 31.10.2016, направлен запрос о представлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
В связи с тем, что представленные декларантом документы не устранили сомнения в достоверности заявленной обществом таможенной стоимости, таможенный орган принял решение от 27.12.2016 о корректировке таможенной стоимости товара по позиции N 1 в спорной ДТ.
Полагая, что первоначально представленный пакет документов подтверждал таможенную стоимость товаров, определенную по первому методу таможенной оценки, а решение таможни о корректировке таможенной стоимости товаров не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ООО "РосОфис" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, заслушав пояснения представителя общества, коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008, основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 данного Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в постановлении от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18) также следует, что за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
Пунктом 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 и пунктом 4 статьи 65 ТК ТС установлено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В силу пункта 6 Постановления N 18 в соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС и пунктом 3 статьи 2 Соглашения лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Кодекса и Соглашения судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с ТК ТС (пункт 1 статьи 69 ТК ТС). Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, а декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (пункт 3 статьи 69 ТК ТС).
При этом, как отмечено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 7 Постановления N 18, выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение должно содержать обоснование и срок его исполнения.
В пункте 10 Постановления N 18 также указано, что согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом в том числе в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Согласно пункту 8 Постановления N 18 исходя из положений статей 1, 16 Закона о таможенном регулировании, согласно которым к целям таможенного регулирования и обязанностям таможенных органов относится обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию, при проведении дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС таможенный орган обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Таможенную стоимость товара, ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза по ДТ N 10714040/311016/0034658, общество определило с применением основного метода таможенной оценки, исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество наряду с указанной ДТ представило в таможенный орган пакет подтверждающих заявленную таможенную стоимость документов в электронном виде: контракт RK N 01/16 от 12.05.2016, соглашения к контракту от 10.08.2016 NN 1, 2, инвойс N KOAS160810-01 от 10.08.2016, упаковочный лист N KOAS160810-01 от 10.08.2016, коносамент от 12.09.2016 N MCPUMCT403112, N DYCOVOS00160935, заявления на перевод от 25.08.2016 N 6, от 06.09.2016 N 7, договор на транспортно-экспедиционное обслуживание внешнеторговых грузов от 25.01.2013 N 0053/13 с приложением от 05.06.2016 N 1, счет за фрахт от 13.09.2016 N 4826, платежное поручение от 14.09.2016 N 631, акт оказанных услуг от 05.11.2016 N 2971, паспорт сделки от 23.08.2016, карточка взвешивания от 15.09.2016, декларации соответствия и другие документы согласно описи к спорной ДТ.
На запрос таможни о представлении дополнительных документов общество представило имеющиеся в его распоряжении документы, сообщило о невозможности представления конкретных документов, поименованных в запросе таможни ввиду их отсутствия.
Согласно решению от 31.10.2016 в рамках проведения дополнительной проверки таможней у декларанта запрошены, в частности, оригиналы документов, на основании которых заполнена ДТ.
По указанному пункту решения декларантом представлены платежные документы по спорной поставке, выписка по счету и оригинал инвойса с переводом.
Как следует из материалов дела, одним из оснований принятия таможней оспариваемого решения о корректировке таможенной стоимости товаров явилось то, что представленный обществом коммерческий инвойс N KOAS160810-01 от 10.08.2016 не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего цену товара, ассортимент и прочие характеристики в силу отсутствия согласования и подписания обеими сторонами данного документа (отсутствия подписи и печати покупателя).
Изучив материалы дела, судебная коллегия установила, что по условиям контракта сторонами внешнеторговой сделки согласована поставка офисной мебели и комплектующих к ней. Ассортимент и объем товара согласовывается в счетах, являющихся приложениями к контракту (пункт 1). В соответствии с пунктом 2 Контракта цена товара и сумма каждой партии также указываются в инвойсах.
Согласно инвойсу N KOAS160810-01 от 10.08.2016 в адрес общества произведена поставка товаров на общую сумму 26 358,24 долл. США.
Из представленного обществом коммерческого инвойса следует, что он содержит сведения о наименовании и ассортименте товара, его количестве, условии поставки, цене за единицу товара, общей его стоимости, которая соответствует стоимости сделки, отраженной в графах 22, 42 спорной ДТ.
Представленными заявлениями на перевод от 25.08.2016 N 6 и от 06.09.2016 N 7 подтверждается оплата обществом партии товара по согласованной сторонами контракта цене.
Таким образом, из содержания представленных коммерческих документов следует, какой товар, в каком количестве, по какой цене и на каких условиях ввезен на таможенную территорию Российской Федерации.
Копия инвойса на бумажном носителе представлена обществом на дополнительную проверку по запросу таможни письмом от 05.12.2016.
При таких обстоятельствах ссылка таможни на то, что инвойс подписан только продавцом товара не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку спорная поставка произведена в адрес общества в соответствии с условиями контракта, соглашениями к нему и спорным инвойсом и оплачена им в полном объеме.
Таможенным органом не представлено доказательств, подтверждающих недействительность сделки, фактически исполненной сторонами по контракту.
Учитывая условие поставки FOB Пусан, в целях определения таможенной стоимости товаров к стоимости сделки должны быть произведены дополнительные начисления на сумму транспортных расходов.
В силу пункта 3 статьи 5 Соглашения добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Величина транспортных расходов документально подтверждена договором на транспортно-экспедиционное обслуживание внешнеторговых грузов от 25.01.2013 N 0053/13, приложением от 05.06.2016 N 1 к нему, счетом за фрахт от 13.09.2016 N 4826, платежным поручением от 14.09.2016 N 631, актом оказанных услуг от 05.11.2016 N 2971 и включена в структуру таможенной стоимости, что подтверждается формой ДТС-1.
Из содержания решения о корректировке таможенной стоимости товаров следует, что основанием для принятия указанного решения явилось, в том числе то, что из представленных декларантом документов не представляется возможным установить полноту включения понесенных покупателем расходов в структуру таможенной стоимости товаров.
Так, в соответствии с пунктом 4.15 Договора расчеты между сторонами за услуги производятся в рублях по курсу ЦБ РФ на дату платежа.
Согласно приложению N 1 от 05.06.2016 к Договору согласована ставка организации международной перевозки контейнеров с грузом по направлению FOB Пусан - Восточный (40-футового контейнера) в размере 715 долл. США, в указанную ставку включается также морской фрахт.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что в указанном приложении отсутствуют сведения о том, что ставка по маршруту FOB Пусан-Владивосток составляет 715 долл. США. Является обоснованным.
В отношении довода о том, что в дополнительные начисления к таможенной стоимости товаров обществом неправомерно не включено вознаграждение экспедитора, коллегия отмечает следующее.
В соответствии с приложением N 1 от 05.06.2016 к Договору, вознаграждение экспедитора в сумме 1 950 руб. отнесено к услугам по обработке контейнеров с грузом Клиента на территории РФ, в связи с чем не входит в стоимость услуг по международной перевозке.
Таким образом, по справедливому суждению суда первой инстанции, декларант правомерно ограничился включением в таможенную стоимость расходов по оплате морской перевозки, стоимость которой отражена в счете N 4826 от 13.09.2016 и соответствует стоимости транспортных расходов, указанной в графе 17 ДТС-1.
Таким образом, в рассматриваемом случае доказательств несоблюдения декларантом установленного пунктом 2 статьи 65 ТК ТС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами и наличия предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров, таможенный орган не представил.
Более того, в соответствии с пунктом 10 Постановления N 18 непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем при сохранении сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам дополнительной проверки, по смыслу пункта 4 статьи 69 Кодекса, решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности.
При этом из материалов дела следует, что в ответ на запрос на представление дополнительных документов декларант представил в таможенный орган имеющиеся у него документы, пояснения по истребуемым документам, в том числе с указанием на невозможность представления конкретных документов, поименованных в запросе таможни.
Согласно статье 111 ТК ТС, полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться, как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ.
Между тем, доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, судебной коллегией не установлено.
Невозможность использования документов, представленных обществом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
Согласно пункту 18 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной Приложением N 1 к приказу ФТС России от 14.02.2011 N 272, запрос о представлении дополнительных документов и сведений для подтверждения таможенной стоимости формируется с учетом обстоятельств и условий конкретной внешнеторговой сделки с учетом определения того, какие сведения, заявленные декларантом (таможенным представителем), вызывают сомнения у таможенного органа, а, следовательно, требуют уточнения или подтверждения и какие документы необходимо для этого представить.
Таможенным органом не указаны, а судебной коллегией не выявлены обстоятельства и условия внешнеторговой сделки, которые вызывают сомнения, а, следовательно, требуют уточнения документами, запрошенными таможенным органом в рамках дополнительной проверки.
Тот факт, что показатели таможенной стоимости декларируемых обществом товаров существенно ниже стоимости однородных товаров согласно данным ИСС Малахит отклонение по ФТС по товару N 1 составило 29,26%, по товару N 2 - по РТУ - 51,98% не принимается во внимание апелляционным судом, так как указанное обстоятельство само по себе не предусматривает право на корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в законе в качестве безусловного основания для корректировки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что таможенный орган не доказал наличие обстоятельств, препятствующих применению первого метода определения таможенной стоимости товаров. В свою очередь, со стороны общества представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность применения первого метода.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что общество надлежаще оформленными документами подтвердило правомерность определения им таможенной стоимости товара по спорной ДТ по первоначально заявленному им методу, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали правовые основания для корректировки таможенной стоимости.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение таможенного органа повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, чем нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, судебная коллегия считает, что решение таможни 27.12.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по ДТ N 10714040/311016/0034658, правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда, располагающего такими же доказательствами по делу, что и суд первой инстанции, отсутствуют.
Доказательств наличия обстоятельств, позволяющих суду при рассмотрении настоящего дела оценить обстоятельства дела иным образом, таможней не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.05.2017 по делу N А51-6671/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
В.В.РУБАНОВА
В.В.РУБАНОВА
Судьи
Л.А.БЕССЧАСНАЯ
Т.А.СОЛОХИНА
Л.А.БЕССЧАСНАЯ
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)