Судебные решения, арбитраж
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2016 года
Полный текст решения изготовлен 20 мая 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.К. Киселева при ведении протокола судебного заседания 17.05.2016 секретарем судебного заседания Гасановой Г.В., 19.05.2016 помощником судьи Качуриной А.С. рассмотрел в судебном заседании 17.05.2016 - 19.05.2016 дело по заявлению публичного акционерного общества "Корпорация ВСМПО-Ависма" (ИНН 6607000556, ОГРН 1026600784011, далее - общество) к Екатеринбургской таможне (далее - таможня) о признании незаконными решений.
В судебном заседании 17.05.2016 приняли участие представители: общества - Филина Н.В. по доверенности от 30.12.2015 N 261-15В; таможни - Герасимова Я.Г. по доверенности от 11.01.2016 N 1; Ясенко О.А. по доверенности от 11.01.2016 N 10.
Общество 28.03.2016 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями признать о признании недействительным решения таможни от 29.02.2016 N 10502000/290216/5 об отмене в порядке ведомственного контроля решений Екатеринбургского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций на товар N 1 по ДТ N 10502110/311215/0031004 (дело N А60-13807/2016).
Общество 28.03.2016 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями признать о признании недействительным решения таможни от 29.02.2016 N 10502000/290216/6 об отмене в порядке ведомственного контроля решений Екатеринбургского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций на товар N 1 по ДТ N 10502110/311215/0031002 (дело N А60-13808/2016).
Определением суда от 01.04.2016 дела N А60-13807/2016 и А60-13808/2016 объединены в одно производство.
26.04.2016 таможня представила отзыв, требования не признала, полагала вынесенные решения законными и обоснованными, ссылаясь на то, что по результатам таможенного контроля установлен факт неправомерного предоставления обществу тарифных преференций, поскольку с 01.01.2016 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16.12.2015 N 628 было приостановлено действие Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 в отношении Украины. Поскольку ввоз товаров фактически был осуществлен после 01.01.2016 и сертификат о происхождении товаром был предоставлен 12.01.2016, то есть после приостановления действия Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 в отношении Украины то, основания для предоставления тарифных преференций отсутствовали.
10.05.2016 общество представило возражения на отзыв.
В судебном заседании 17.05.2016 общество и таможня поддержали свои требования и возражения соответственно.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 19.05.2016, после которого судебное заседание продолжено с участием тех же представителей сторон.
Таможня представила дополнения к отзыву.
Представленные документы приобщены к материалам дела
Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Суд
установил:
Общество 31.12.2015 во исполнение внешнеторгового контракта с ООО "ВСМПО ТИТАН Украина" (Украина) на поставку товара представило в Екатеринбургский таможенный пост (центр электронного декларирования - ЦЭД) декларацию N 10502110/311215/0031002 (далее - декларация N 31002) на товар: трубы бесшовные из титановых сплавов, полученные методом горячего деформирования предназначенные для изготовления оборудования и трубопроводов общеиндустриального и судового назначения. Трубы бесшовные горячедеформированные из сплава титана марки ПТ-1М, внешний диаметр 219.0 мм, толщина стенки 9,0 мм (6 шт.), длиной 5000 мм, вес нетто 804,0 кг; внешний диаметр 159,0 мм, толщина стенки 7,0 мм (16 шт.), немерной длины мм, вес нетто 514,0 кг; внешний диаметр 219,0 мм, толщина стенки 9,0 мм (11 шт.), немерной длины мм, вес нетто 872,0 кг ТУ 14-3-821-79 - 33 шт.; страна происхождения - Украина.
Общество 31.12.2015 во исполнение внешнеторгового контракта с ООО "ВСМПО ТИТАН Украина" (Украина) на поставку товара представило в Екатеринбургский таможенный пост (центр электронного декларирования - ЦЭД) декларацию на товары N 10502110/311215/0031004 (далее - декларация N 31004) на товар: трубы бесшовные из титановых сплавов, полученные методом холодного деформирования предназначенные для изготовления оборудования и трубопроводов общеиндустриального и судового назначения; страна происхождения - Украина.
В графе 36 деклараций общество заявило тарифную преференцию в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли.
В качестве правовых оснований для освобождения от уплаты таможенной пошлины общество указало Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011, сведения о которых отразило в графе 44 "Дополнительная информация" декларации.
По запросу таможенного органа обществом 12.01.2016 представлен подлинник сертификата о происхождении товара, выданный 30.12.2015 Днепропетровской торгово-промышленной палатой Украины.
12.01.2016 Екатеринбургским таможенным постом (ЦЭД) принято решение о предоставлении обществу тарифных преференций в отношении продекларированных товаров.
29.02.2016 по результатам ведомственного контроля таможней сделан вывод о неправомерном предоставлении обществу тарифных преференций.
Таможня исходила из того, что декларации N 31002 и 31004 являлись предварительными, фактически товар пересек границу России 06.01.2016, в Екатеринбургскую таможню прибыл 12.01.2016, при этом с 01.01.2016 действие Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 в отношении Украины было приостановлено Указом Президента Российской Федерации от 16.12.2015 N 628.
По результатам проверки таможня приняла решения от 29.02.2016 N 10502000/290216/5 и 10502000/290216/5 об отмене в порядке ведомственного контроля решений Екатеринбургского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций по декларациям N 31002 и 31004, что привело к возникновению у общества обязанности по уплате ввозной таможенной пошлины в размерах 1188904,82 руб. и 6114507,49 руб. соответственно.
Полагая, что решения таможни не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требования общества следует удовлетворить.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Из пункта 1 статьи 2 Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 следует, что государство - участник договора не применяет таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другого государства-участника, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другого государства-участника.
Россия и Украина являются государствами - участниками Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011.
Спорный товар предназначен для таможенной территории России и происходит с таможенной территории Украины, что подтверждается сертификатами о происхождении товара от 30.12.2015, которые были приложены к спорным декларациям и на которые имеется ссылка в графе 44 декларации "Дополнительная информация / Представленные документы".
Указанные обстоятельства таможней не оспариваются. Следовательно, по состоянию на 31.12.2015 общество имело право на преференцию в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины. Таможня данные вывод не оспаривает.
Спор между сторонам возник в связи с тем, что с 01.01.2016 действие Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 в отношении Украины приостановлено Указом Президента Российской Федерации от 16.12.2015 N 628, и поскольку товар фактически был ввезен на территорию России после 01.01.2016 (что общество не оспаривает), то таможня посчитала, что общество не имеет права на преференцию.
Однако суд считает, что вывод таможни основан на неверном применении норм таможенного законодательства.
В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) к таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; 5) таможенные сборы.
Согласно ст. 74 ТК ТС в настоящем Кодексе под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу (ст. 75 ТК ТС).
Статьей 80 ТК ТС предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306 и 360 настоящего Кодекса.
К настоящему делу имеет отношение статья 211 ТК ТС.
Согласно п. 1 ст. 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Таким образом, все условия обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, в том числе его размер с учетом льгот (преференций) и так далее должны определяться именно на этот момент.
Таможенный кодекс не содержит нормы о том, что применительно к рассматриваемому делу обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин возникает или изменяется в момент ввоза товара после регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Декларирование товара является ключевой таможенной операцией.
Пунктом 1 статьи 174 ТК ТС определено, что помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе применение льгот по уплате таможенных платежей.
В силу п. 7 ст. 190 ТК ТС таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, в частности для определения размера таможенных пошлин, налогов с момента ее регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 193 ТК ТС таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза.
Однако ст. 193 ТК ТС не содержит каких-либо специальных правил для исчисления таможенных пошлин при таком, предварительном декларировании.
Из анализа указанных норм права следует, что действующее законодательство не связывает определение размера таможенных пошлин с моментом ввоза товара на территорию государства.
Из материалов дела следует, что предварительные декларации N 1004 и 1002 были поданы обществом и зарегистрированы таможенным органом 31.12.2015, то есть в момент действия Договора о зоне свободной торговли.
Иных действий по декларированию товара общество не совершало.
Поскольку в момент регистрации таможенных деклараций действовали тарифные преференции, установленные Договором о зоне свободной торговли действующие, решение Екатеринбургского таможенного поста являлось законным, оснований для его отмены у таможни не имелось.
Довод таможни о предоставлении обществом сертификатов происхождения товара 12.01.2016, то есть уже после приостановления действия Договора о зоне свободной торговли не принимается судом.
Пунктом 1 ст. 62 ТК ТС предусмотрено, что при ввозе товаров на Таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Из объяснений общества и представленных им доказательств следует, что предварительные декларации N 1004 и 1002 были поданы обществом с помощью системы электронного таможенного декларирования. При этом в графе 44 деклараций имеется ссылка на сертификаты о происхождении товара от 30.12.210 RU51200F Г-24812 и от 30.12.210 RU51200F Г-24811. Копии указанных сертификатов были предоставлены обществом в процессе таможенного декларирования 31.12.2015.
Таким образом, обществом были соблюдены необходимые условия для получения права на предоставление тарифных преференций. Момент предоставления таможенному органу по его запросу подлинников указанных сертификатов не имеет правового значения для рассматриваемого дела.
При таких обстоятельствах суд считает, что таможня не доказала наличия у нее законных оснований для отказа в предоставлении обществу тарифных преференций на ввезенный им товар.
Поскольку оспариваемые решения являются незаконными и нарушают права общества в сфере предпринимательской деятельности, их следует признать недействительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны пропорционально удовлетворенной части иска.
Поскольку требования общества удовлетворены полностью, следует взыскать с таможни судебные расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 6000 рублей.
Руководствуясь ст. 110, ст. 167 - 170, 179, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. Требования публичного акционерного общества "Корпорация ВСМПО-Ависма" удовлетворить.
Признать недействительными (незаконными) решения Екатеринбургской таможни от 29.02.2016 N 10502000/290216/5 об отмене в порядке ведомственного контроля решений Екатеринбургского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций на товар N 1 по ДТ N 10502110/311215/0031004 и от 29.02.2016 N 10502000/290216/6 об отмене в порядке ведомственного контроля решений Екатеринбургского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций на товар N 1 по ДТ N 10502110/311215/0031002.
2. Взыскать с Екатеринбургской таможни (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411) в пользу публичного акционерного общества "Корпорация ВСМПО-Ависма" (ИНН 6607000556, ОГРН 1026600784011) судебные расходы в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.05.2016 ПО ДЕЛУ N А60-13807/2016
Разделы:Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2016 г. по делу N А60-13807/2016
Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2016 года
Полный текст решения изготовлен 20 мая 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.К. Киселева при ведении протокола судебного заседания 17.05.2016 секретарем судебного заседания Гасановой Г.В., 19.05.2016 помощником судьи Качуриной А.С. рассмотрел в судебном заседании 17.05.2016 - 19.05.2016 дело по заявлению публичного акционерного общества "Корпорация ВСМПО-Ависма" (ИНН 6607000556, ОГРН 1026600784011, далее - общество) к Екатеринбургской таможне (далее - таможня) о признании незаконными решений.
В судебном заседании 17.05.2016 приняли участие представители: общества - Филина Н.В. по доверенности от 30.12.2015 N 261-15В; таможни - Герасимова Я.Г. по доверенности от 11.01.2016 N 1; Ясенко О.А. по доверенности от 11.01.2016 N 10.
Общество 28.03.2016 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями признать о признании недействительным решения таможни от 29.02.2016 N 10502000/290216/5 об отмене в порядке ведомственного контроля решений Екатеринбургского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций на товар N 1 по ДТ N 10502110/311215/0031004 (дело N А60-13807/2016).
Общество 28.03.2016 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями признать о признании недействительным решения таможни от 29.02.2016 N 10502000/290216/6 об отмене в порядке ведомственного контроля решений Екатеринбургского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций на товар N 1 по ДТ N 10502110/311215/0031002 (дело N А60-13808/2016).
Определением суда от 01.04.2016 дела N А60-13807/2016 и А60-13808/2016 объединены в одно производство.
26.04.2016 таможня представила отзыв, требования не признала, полагала вынесенные решения законными и обоснованными, ссылаясь на то, что по результатам таможенного контроля установлен факт неправомерного предоставления обществу тарифных преференций, поскольку с 01.01.2016 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16.12.2015 N 628 было приостановлено действие Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 в отношении Украины. Поскольку ввоз товаров фактически был осуществлен после 01.01.2016 и сертификат о происхождении товаром был предоставлен 12.01.2016, то есть после приостановления действия Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 в отношении Украины то, основания для предоставления тарифных преференций отсутствовали.
10.05.2016 общество представило возражения на отзыв.
В судебном заседании 17.05.2016 общество и таможня поддержали свои требования и возражения соответственно.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 19.05.2016, после которого судебное заседание продолжено с участием тех же представителей сторон.
Таможня представила дополнения к отзыву.
Представленные документы приобщены к материалам дела
Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Суд
установил:
Общество 31.12.2015 во исполнение внешнеторгового контракта с ООО "ВСМПО ТИТАН Украина" (Украина) на поставку товара представило в Екатеринбургский таможенный пост (центр электронного декларирования - ЦЭД) декларацию N 10502110/311215/0031002 (далее - декларация N 31002) на товар: трубы бесшовные из титановых сплавов, полученные методом горячего деформирования предназначенные для изготовления оборудования и трубопроводов общеиндустриального и судового назначения. Трубы бесшовные горячедеформированные из сплава титана марки ПТ-1М, внешний диаметр 219.0 мм, толщина стенки 9,0 мм (6 шт.), длиной 5000 мм, вес нетто 804,0 кг; внешний диаметр 159,0 мм, толщина стенки 7,0 мм (16 шт.), немерной длины мм, вес нетто 514,0 кг; внешний диаметр 219,0 мм, толщина стенки 9,0 мм (11 шт.), немерной длины мм, вес нетто 872,0 кг ТУ 14-3-821-79 - 33 шт.; страна происхождения - Украина.
Общество 31.12.2015 во исполнение внешнеторгового контракта с ООО "ВСМПО ТИТАН Украина" (Украина) на поставку товара представило в Екатеринбургский таможенный пост (центр электронного декларирования - ЦЭД) декларацию на товары N 10502110/311215/0031004 (далее - декларация N 31004) на товар: трубы бесшовные из титановых сплавов, полученные методом холодного деформирования предназначенные для изготовления оборудования и трубопроводов общеиндустриального и судового назначения; страна происхождения - Украина.
В графе 36 деклараций общество заявило тарифную преференцию в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли.
В качестве правовых оснований для освобождения от уплаты таможенной пошлины общество указало Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011, сведения о которых отразило в графе 44 "Дополнительная информация" декларации.
По запросу таможенного органа обществом 12.01.2016 представлен подлинник сертификата о происхождении товара, выданный 30.12.2015 Днепропетровской торгово-промышленной палатой Украины.
12.01.2016 Екатеринбургским таможенным постом (ЦЭД) принято решение о предоставлении обществу тарифных преференций в отношении продекларированных товаров.
29.02.2016 по результатам ведомственного контроля таможней сделан вывод о неправомерном предоставлении обществу тарифных преференций.
Таможня исходила из того, что декларации N 31002 и 31004 являлись предварительными, фактически товар пересек границу России 06.01.2016, в Екатеринбургскую таможню прибыл 12.01.2016, при этом с 01.01.2016 действие Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 в отношении Украины было приостановлено Указом Президента Российской Федерации от 16.12.2015 N 628.
По результатам проверки таможня приняла решения от 29.02.2016 N 10502000/290216/5 и 10502000/290216/5 об отмене в порядке ведомственного контроля решений Екатеринбургского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций по декларациям N 31002 и 31004, что привело к возникновению у общества обязанности по уплате ввозной таможенной пошлины в размерах 1188904,82 руб. и 6114507,49 руб. соответственно.
Полагая, что решения таможни не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требования общества следует удовлетворить.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Из пункта 1 статьи 2 Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 следует, что государство - участник договора не применяет таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другого государства-участника, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другого государства-участника.
Россия и Украина являются государствами - участниками Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011.
Спорный товар предназначен для таможенной территории России и происходит с таможенной территории Украины, что подтверждается сертификатами о происхождении товара от 30.12.2015, которые были приложены к спорным декларациям и на которые имеется ссылка в графе 44 декларации "Дополнительная информация / Представленные документы".
Указанные обстоятельства таможней не оспариваются. Следовательно, по состоянию на 31.12.2015 общество имело право на преференцию в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины. Таможня данные вывод не оспаривает.
Спор между сторонам возник в связи с тем, что с 01.01.2016 действие Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 в отношении Украины приостановлено Указом Президента Российской Федерации от 16.12.2015 N 628, и поскольку товар фактически был ввезен на территорию России после 01.01.2016 (что общество не оспаривает), то таможня посчитала, что общество не имеет права на преференцию.
Однако суд считает, что вывод таможни основан на неверном применении норм таможенного законодательства.
В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) к таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; 5) таможенные сборы.
Согласно ст. 74 ТК ТС в настоящем Кодексе под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу (ст. 75 ТК ТС).
Статьей 80 ТК ТС предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306 и 360 настоящего Кодекса.
К настоящему делу имеет отношение статья 211 ТК ТС.
Согласно п. 1 ст. 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Таким образом, все условия обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, в том числе его размер с учетом льгот (преференций) и так далее должны определяться именно на этот момент.
Таможенный кодекс не содержит нормы о том, что применительно к рассматриваемому делу обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин возникает или изменяется в момент ввоза товара после регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Декларирование товара является ключевой таможенной операцией.
Пунктом 1 статьи 174 ТК ТС определено, что помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе применение льгот по уплате таможенных платежей.
В силу п. 7 ст. 190 ТК ТС таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, в частности для определения размера таможенных пошлин, налогов с момента ее регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 193 ТК ТС таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза.
Однако ст. 193 ТК ТС не содержит каких-либо специальных правил для исчисления таможенных пошлин при таком, предварительном декларировании.
Из анализа указанных норм права следует, что действующее законодательство не связывает определение размера таможенных пошлин с моментом ввоза товара на территорию государства.
Из материалов дела следует, что предварительные декларации N 1004 и 1002 были поданы обществом и зарегистрированы таможенным органом 31.12.2015, то есть в момент действия Договора о зоне свободной торговли.
Иных действий по декларированию товара общество не совершало.
Поскольку в момент регистрации таможенных деклараций действовали тарифные преференции, установленные Договором о зоне свободной торговли действующие, решение Екатеринбургского таможенного поста являлось законным, оснований для его отмены у таможни не имелось.
Довод таможни о предоставлении обществом сертификатов происхождения товара 12.01.2016, то есть уже после приостановления действия Договора о зоне свободной торговли не принимается судом.
Пунктом 1 ст. 62 ТК ТС предусмотрено, что при ввозе товаров на Таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Из объяснений общества и представленных им доказательств следует, что предварительные декларации N 1004 и 1002 были поданы обществом с помощью системы электронного таможенного декларирования. При этом в графе 44 деклараций имеется ссылка на сертификаты о происхождении товара от 30.12.210 RU51200F Г-24812 и от 30.12.210 RU51200F Г-24811. Копии указанных сертификатов были предоставлены обществом в процессе таможенного декларирования 31.12.2015.
Таким образом, обществом были соблюдены необходимые условия для получения права на предоставление тарифных преференций. Момент предоставления таможенному органу по его запросу подлинников указанных сертификатов не имеет правового значения для рассматриваемого дела.
При таких обстоятельствах суд считает, что таможня не доказала наличия у нее законных оснований для отказа в предоставлении обществу тарифных преференций на ввезенный им товар.
Поскольку оспариваемые решения являются незаконными и нарушают права общества в сфере предпринимательской деятельности, их следует признать недействительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны пропорционально удовлетворенной части иска.
Поскольку требования общества удовлетворены полностью, следует взыскать с таможни судебные расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 6000 рублей.
Руководствуясь ст. 110, ст. 167 - 170, 179, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. Требования публичного акционерного общества "Корпорация ВСМПО-Ависма" удовлетворить.
Признать недействительными (незаконными) решения Екатеринбургской таможни от 29.02.2016 N 10502000/290216/5 об отмене в порядке ведомственного контроля решений Екатеринбургского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций на товар N 1 по ДТ N 10502110/311215/0031004 и от 29.02.2016 N 10502000/290216/6 об отмене в порядке ведомственного контроля решений Екатеринбургского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций на товар N 1 по ДТ N 10502110/311215/0031002.
2. Взыскать с Екатеринбургской таможни (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411) в пользу публичного акционерного общества "Корпорация ВСМПО-Ависма" (ИНН 6607000556, ОГРН 1026600784011) судебные расходы в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)