Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обстоятельства: Корректировка осуществлена по мотиву непредставления данных о вознаграждении экспедитора за перевозку и расходах на отслеживание движения груза, неподтверждения расходов на перевозку на территории иностранного государства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Пермской таможни (ИНН: 5902290177, ОГРН: 1025900913884, далее - таможня) на решение Арбитражного суда Пермского края от 01.12.2015 по делу N А50-14979/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- таможни - Коваленко Т.Д. (доверенность от 10.08.2015 N 01-04-30/10518), Ямлиханова М.А. (доверенность от 20.02.2016 N 01-04-30/2456), Ендальцева Н.А. (доверенность от 07.09.2015 N 01-04-30/11788);
- индивидуального предпринимателя Тарасенко Алексея Викторовича (ИНН: 590400111806, ОГРНИП: 304590401900081, далее - предприниматель) - Кардашина Е.А. (доверенность от 19.10.2015 серии 59АА N 1999370), Радченко С.Г. (доверенность от 10.07.2015), Ветошкин А.В. (доверенность от 10.07.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "УралВЭДсервис" (ИНН: 5905243129, ОГРН: 1065905049430, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным требования таможни от 09.06.2015 N 20 (N 21) об уплате таможенных платежей в сумме 1 232 645 руб. 73 коп. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным требования таможни от 09.06.2015 N 20 об уплате таможенных платежей в сумме 1 232 645 руб. 73 коп., а также о признании незаконными действий таможни, выразившихся в принятии решений по корректировке таможенной стоимости товаров по декларациям на товары N 10411080/280314/0004143, 10411080/280314/0004141, 10411080/280314/0004139, 10411080/280314/0004137, 10411080/270314/0004046, 10411080/270314/0004041, 10411080/270314/0004051, 10411080/270314/0004036, 10411080/270314/0004034, 10411080/260314/0003971, 10411080/260314/0003966, 10411080/260314/0003964, 10411080/240314/0003773, 10411080/240314/0003767, 10411080/240314/0003764, 10411080/240314/0003759, 10411080/240314/0003753, 10411080/240314/0003750, 10411080/100414/0004739, 10411080/290414/0005809, 10411080/290414/0005806, 10411080/290414/0005800, 10411080/290414/0005798, 10411080/290414/0005797, 10411080/290414/0005792, 10411080/100414/0004741, 10411080/100414/0004738, 10411080/100414/0004736, 10411080/090414/0004714, 10411080/090414/0004713, 10411080/090414/0004710, 10411080/090414/0004709, 10411080/090414/0004700, 10411080/090414/0004694, 10411080/080414/0004629, 10411080/080414/0004628, 10411080/080414/0004622, 10411080/080414/0004619, 10411080/020414/0004369, 10411080/020414/0004358, 10411080/010414/0004274, 10411080/310314/0004200, 10411080/310314/0004186, 10411080/310314/0004203, 10411080/310314/0004176, 10411080/280314/0004146, 10411080/180314/0003456, 10411080/180314/0003490, 10411080/180314/0003496, 10411080/190314/0003536, 10411080/190314/0003532, 10411080/180314/0003494, 10411080/190314/0003533, 10411080/190314/0003539, 10411080/190314/0003540, 10411080/190314/0003542, 10411080/190314/0003547, 10411080/190314/0003551, 10411080/200314/0003617, 10411080/020414/0004372, 10411080/250314/0003845, 10411080/240314/0003734, 10411080/200314/0003594, 10411080/240314/0003724, 10411080/200314/0003619, 10411080/200314/0003623, 10411080/200314/0003626, 10411080/200314/0003638, 10411080/200314/0003641, 10411080/200314/0003642, 10411080/200314/0003644, 10411080/200314/0003647, 10411080/210314/0003668, 10411080/210314/0003691.
Определением Арбитражного суда Пермского края возбужденные на основании заявлений общества и предпринимателя дела объединены для совместного рассмотрения в одно производство с присвоением делу N А50-14979/2015.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.12.2015 (судья Саксонова А.Н.) заявленные обществом требования удовлетворены. Требование таможни от 09.06.2015 N 20 (N 21) об уплате таможенных платежей в сумме 1 232 645 руб. 73 коп. признано недействительным как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза. На таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. Заявленные предпринимателем требования удовлетворены. Требование таможни от 09.06.2015 N 20 об уплате таможенных платежей в сумме 1 232 645 руб. 73 коп. признано недействительным, действия таможни, выразившиеся в принятии решений по корректировке таможенной стоимости товаров по 74 декларациям на товары: N 10411080/280314/0004143, 10411080/280314/0004141, 10411080/280314/0004139, 10411080/280314/0004137, 10411080/270314/0004046, 10411080/270314/0004041, 10411080/270314/0004051, 10411080/270314/0004036, 10411080/270314/0004034, 10411080/260314/0003971, 10411080/260314/0003966, 10411080/260314/0003964, 10411080/240314/0003773, 10411080/240314/0003767, 10411080/240314/0003764, 10411080/240314/0003759, 10411080/240314/0003753, 10411080/240314/0003750, 10411080/100414/0004739, 10411080/290414/0005809, 10411080/290414/0005806, 10411080/290414/0005800, 10411080/290414/0005798, 10411080/290414/0005797, 10411080/290414/0005792, 10411080/100414/0004741, 10411080/100414/0004738, 10411080/100414/0004736, 10411080/090414/0004714, 10411080/090414/0004713, 10411080/090414/0004710, 10411080/090414/0004709, 10411080/090414/0004700, 10411080/090414/0004694, 10411080/080414/0004629, 10411080/080414/0004628, 10411080/080414/0004622, 10411080/080414/0004619, 10411080/020414/0004369, 10411080/020414/0004358, 10411080/010414/0004274, 10411080/310314/0004200, 10411080/310314/0004186, 10411080/310314/0004203, 10411080/310314/0004176, 10411080/280314/0004146, 10411080/180314/0003456, 10411080/180314/0003490, 10411080/180314/0003496, 10411080/190314/0003536, 10411080/190314/0003532, 10411080/180314/0003494, 10411080/190314/0003533, 10411080/190314/0003539, 10411080/190314/0003540, 10411080/190314/0003542, 10411080/190314/0003547, 10411080/190314/0003551, 10411080/200314/0003617, 10411080/020414/0004372, 10411080/250314/0003845, 10411080/240314/0003734, 10411080/200314/0003594, 10411080/240314/0003724, 10411080/200314/0003619, 10411080/200314/0003623, 10411080/200314/0003626, 10411080/200314/0003638, 10411080/200314/0003641, 10411080/200314/0003642, 10411080/200314/0003644, 10411080/200314/0003647, 10411080/210314/0003668, 10411080/210314/0003691, незаконными как не соответствующие положениям Таможенного кодекса Таможенного союза. На таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов предпринимателя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 (судьи Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом и предпринимателем требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Таможня полагает ошибочным вывод судов о недоказанности необходимости включения в таможенную стоимость товара услуг по отслеживанию груза, по вознаграждению экспедитора, по морскому фрахту контейнеров. По мнению таможни, не соответствуют материалам дела выводы судов о недоказанности оказания услуг по отслеживанию груза и вознаграждению экспедитора не на территории Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами обеих инстанций и следует из материалов дела, во исполнение заключенного между предпринимателем и компанией "TIANJIN GOLDEN WHEEL BICYCLE CO LTD" (Китайская Народная Республика) контракта от 09.08.2012 N 57 на таможенную территорию Таможенного союза морским и железнодорожным транспортом на условиях поставки FOB - Тяньцзин в 40-футовых контейнерах ввезен товар - велосипеды.
Выступая на основании заключенного с предпринимателем договора от 02.05.2012 N 0456-12-П-51 в качестве таможенного представителя общество в период с 24.03.2014 по 29.04.2014 задекларировало на Пальниковском таможенном посту таможни в таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления" по 74 вышеуказанным декларациям на товары товар - велосипеды двухколесные без двигателя, с шарикоподшипниками, горные, представляющие собой нескладную раму (стальную, крашеную) с установленным задним колесом, рулевой амортизационной вилкой, педальным приводом и задним амортизатором; изготовитель "TIANJIN GOLDEN WHEEL BICYCLE CO LTD", код товара по Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности 8712 00 300 0; страна происхождения - Китай.
Таможенная стоимость товаров определена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, при этом стоимость каждой поставки товаров рассчитывалась на основе стоимости товаров из инвойсов на поставку товаров с учетом стоимости морского фрахта до порта Восточный.
Таможней в ходе проведения в период с 30.07.2014 по 26.05.2015 камеральной таможенной проверки по вопросам контроля достоверности заявленной таможенной стоимости товаров, декларированных по указанным выше таможенным декларациям, выявлено, что декларантом заключены договоры по оказанию услуг по перевозке, экспедированию грузов и иных сопутствующих операций, в частности с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" - договор от 19.08.2011 N 7705/2011 на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, с обществом с ограниченной ответственностью "Национальная Логистическая Компания" (далее - общество "Национальная Логистическая Компания") - договор транспортной экспедиции от 01.07.2013 N 09/2013-ТЭО-НЖ-ЕК, с открытым акционерным обществом "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" - договор транспортной экспедиции от 09.11.2009 N НКП СВЖД-257737, с обществом с ограниченной ответственностью "Сюрвей Групп" (далее - общество "Сюрвей Групп") - договор от 09.01.2013 N 01/2013-ТЗО на оказание услуг, связанных с транспортно-экспедиторским обслуживанием грузов, с обществом с ограниченной ответственностью "Трансшип" (далее - общество "Трансшип") - договор от 01.08.2011 N ТШ-НЖ-1/08/11 на оказание услуг, связанных с транспортно-экспедиторским обслуживанием грузов.
Предпринимателем таможне представлены документы по расходам по транспортировке товаров до места прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (платежные поручения, выписки, заказы, акты выполненных работ, счета-фактуры, приложения к актам выполненных работ, акт сверки, расчет стоимости услуг); ведомость банковского контроля; копии платежных документов на оплату товара (платежные поручения, выписки, поручения на покупку валюты, заявления на перевод средств, справки о валютных операциях), отчеты экспедитора, счета, счет-фактуры и акты выполненных работ по оказанию транспортно-экспедиционных услуг.
В ходе проведения проверки таможней сделан вывод о том, что документы и сведения, представленные в ходе таможенного декларирования, не являлись достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, при таможенном декларировании не представлялись данные о вознаграждении экспедитора за перевозку контейнеров (не были предоставлены акты выполненных работ, счета по вознаграждению экспедитору, данные по возмещаемым расходам по отслеживанию движения контейнеров); декларантом документально не подтверждены расходы по перевозке товаров до прибытия их на таможенную территорию Таможенного союза, не включены расходы, связанные с доставкой товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
По результатам проверки таможней составлен акт камеральной таможенной проверки N 0411000/400/260515/А0069, вынесены решения о корректировке таможенной стоимости товаров, декларированных обществом по указанным выше декларациям на товары. При этом таможней в таможенную стоимость товара включены услуги экспедитора по отслеживанию контейнеров по маршруту Тяньцзин - Восточный - Пермь в размере 23 000 руб. за контейнер, что за 74 контейнера составляет 1 702 000 руб., вознаграждение экспедитора за перевозку контейнеров на общую сумму 900 772 руб. 05 коп., частично включены расходы по морскому фрахту контейнеров по маршруту Тяньцзин (Китай) - порт Восточный в сумме 201 047 руб. 34 коп.
Таможней в адрес общества и предпринимателя направлены требования об уплате таможенных платежей от 09.06.2015 N 20 (N 21), N 20, которыми на указанных лиц возложена обязанность доплатить ввозную таможенную пошлину в сумме 504 997 руб. 08 коп., пени за период с 19.03.2014 по 09.06.2015 в сумме 60 595 руб. 62 коп., налог на добавленную стоимость в сумме 595 587 руб. 07 коп., пени в сумме 71 465 руб. 96 коп., что в общей сложности составляет 1 232 645 руб. 73 коп., образовавшиеся в результате корректировки таможней таможенной стоимости товаров, ввезенных предпринимателем на основании 74 деклараций за период с 18.03.2014 по 29.04.2014.
Считая требования таможни от 09.06.2015 N 20 (N 21) и N 20 об уплате таможенных платежей в сумме 1 232 645 руб. 73 коп. недействительными, нарушающими их права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество и предприниматель обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Предпринимателем также заявлено требование о признании незаконными действий таможни, выразившихся в принятии решений по корректировке таможенной стоимости товаров по 74 декларациям на товары.
Удовлетворяя заявленные обществом и предпринимателем требования, суды исходили из несоответствия оспариваемых требований таможни от 09.06.2015 N 20 (N 21) и N 20 об уплате таможенных платежей в сумме 1 232 645 руб. 73 коп., действий таможни, выразившихся в принятии решений по корректировке таможенной стоимости товаров по 74 декларациям на товары, положениям Таможенного кодекса Таможенного союза. На таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов предпринимателя и общества.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с названным Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Частью 6 ст. 60 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации) предусмотрено, что при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
Согласно ч. 4 ст. 150 Закона о таможенном регулировании в Российской Федерации при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях.
Пунктом 3 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных названным Кодексом, - таможенным органом.
Из содержания п. 2, 4 ст. 65 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В силу ст. 67 Таможенного кодекса Таможенного союза по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями ст. 68 названного Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии Таможенного союза.
Пунктом 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено названным Кодексом. К таким документам относятся, в частности документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
Из содержания п. 3 ст. 2, п. 1 ст. 4 Соглашения следует, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.). Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 названного Соглашения.
На основании ст. 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются, в частности расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза, расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренные п. 1 названной статьи, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации, необходимой для дополнительных начислений, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.
Судами установлено, что между предпринимателем и компанией "TIANJIN GOLDEN WHEEL BICYCLE CO LTD" (Китайская Народная Республика) заключен внешнеторговый контракт от 09.08.2012 N 57, во исполнение которого на таможенную территорию Таможенного союза морским и железнодорожным транспортом на условиях поставки FOB согласно "ИНКОТЕРМС-2000" - Тяньцзин в 40-футовых контейнерах ввезен товар - велосипеды.
Согласно "ИНКОТЕРМС-2000" термин FOB означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все риски утраты или повреждения товара. Согласно термину FOB от продавца требуется выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза. Данный термин может быть использован только при перевозке морским или внутренним водным транспортом.
При этом судами отмечено, что в рамках данных условий поставки покупатель обязан за свой счет организовать доставку груза с момента помещения его на борт судна в порту Китайской Народной Республики как лично, так и с привлечением третьих лиц. Расходы, связанные с доставкой груза на судне от порта Китайской Народной Республики до границы Российской Федерации должны включаться в таможенную стоимость товара.
Судами принято во внимание, что между предпринимателем и обществом "Национальная Логистическая Компания" 01.07.2013 заключен договор N 09/2013-ТЭО-НЛК-ЕК транспортной экспедиции на организацию международной перевозки товара, по условиям которого экспедитор обязан за счет клиента организовать доставку груза по маршрутам: Qingdao, Tianjin, Ningbo, Guangzhou, Shanghai, Shenzhen - Восточный - ст. Блочная (Пермь).
Между предпринимателем и обществом "Национальная Логистическая Компания" подписаны дополнительные соглашения к договору от 01.07.2013 N 09/2013-ТЭО-НЛК-ЕК, которыми установлено, что стоимость организации морской перевозки груза в контейнерах по маршруту (морской фрахт) Таньцзин (Китай) - порт Восточный составляет 1100 долларов США / за контейнер, оплата осуществляется на основании выставленного счета, по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату коносамента, налог на добавленную стоимость начисляется согласно законодательству Российской Федерации, стоимость перевозки по территории Российской Федерации (перевалка в п. Восточный, оформление ВТТ, железнодорожным транспортом доставка до ст. Блочная, охрана по железной дороге) составляет 5690 долларов США, оплата осуществляется на основании выставленного счета, по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату выхода контейнеров по железной дороге из порта Восточный (дата определяется по дате штемпеля в железнодорожной накладной), налог на добавленную стоимость начисляется согласно законодательству Российской Федерации.
В соответствии с условиями доставки груз пересек границу Таможенного союза в п. Восточный.
Судами учтено письмо общества "Национальная Логистическая Компания" от 18.06.2015 N 55, согласно которому услуги на территории Китайской Народной Республики им предпринимателю не оказывались. Указанное в отчетах вознаграждение экспедитора относится только к территории Российской Федерации. Общество "Национальная логистическая компания" иностранных представительств, обособленных подразделений или филиалов за пределами Российской Федерации не имеет. В услугу организации железнодорожной перевозки по территории Российской Федерации по маршруту "Восточный - Блочная" входила услуга по отслеживанию движения контейнеров (исполнители: общество "Трансшип", общество "Сюрвей Групп", общество с ограниченной ответственностью "КК Закон"). Возмещаемые расходы по отслеживанию движения контейнеров включают в себя работы и услуги, связанные с оформлением, перемещением и организацией слежения за движением контейнеров, включая ежедневные отчеты по дислокации контейнеров, исключительно по территории Российской Федерации от пункта перехода границы (порт Восточный) до места назначения (ст. Блочная) после прибытия контейнеров на территорию Таможенного союза. Контейнеры, находящиеся на судне за пределами Российской Федерации, прибывают в порт с учетом транзитного времени согласно портовому расписанию, размещаемому в открытых источниках (в частности, на сайтах судоходных компаний). В размер морского фрахта входил весь перечень услуг, необходимый для транспортировки груза до границы Российской Федерации.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды сделали вывод о том, что в данном случае экспедитор оказывал услуги исключительно на территории Российской Федерации, что, в свою очередь свидетельствует о том, что вознаграждение экспедитора за перевозку контейнеров на общую сумму 900 772 руб. 05 коп. и возмещаемые расходы по отслеживанию движения контейнеров на общую сумму 1 702 000 руб. предъявляются заказчику только в составе расходов по территории Российской Федерации и не могут быть включены в таможенную стоимость ввозимого товара.
Судами отмечено, что доказательств несения перевозчиком дополнительных расходов, включения перевозчиком вознаграждения за услуги помимо согласованной сторонами ставки (1100 долларов США), а также самого факта оказания перевозчиком на территории Китайской Народной Республики иных оплачиваемых услуг в интересах предпринимателя таможней в материалы дела не представлено.
Судами при рассмотрении спора правомерно, как не подтвержденный имеющимися в материалах дела документами, отклонен довод таможни о необходимости включения в таможенную стоимость расходов по перевозке товаров (расходов на вознаграждение экспедитора и отслеживание контейнеров), осуществляемой после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, поскольку они не были выделены из фактически уплаченной цены.
Судами также обоснованно как не соответствующий материалам дела отклонен довод таможни о том, что в первичных документах (акты выполненных работ, отчеты экспедитора) расходы по отслеживанию движения контейнеров указаны общей суммой, разбивка по стоимости данной услуги на услуги, предоставленные на участке до и после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, отсутствует.
Правильно применив указанные нормы права, а также с учетом надлежащей оценки всех имеющихся в материалах дела документов, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку декларантом в данном конкретном случае представлен полный пакет документов и сведений, необходимый для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, подтверждающий таможенную стоимость товаров по цене сделки, произведенные транспортные расходы, требования таможни от 09.06.2015 N 20 (N 21) и N 20 об уплате таможенных платежей в сумме 1 232 645 руб. 73 коп., а также действия таможни, выразившиеся в принятии решений по корректировке таможенной стоимости товаров по 74 декларациям на товары, положениям Таможенного кодекса Таможенного союза не соответствуют.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом и предпринимателем требования и признали оспариваемые требования таможни от 09.06.2015 N 20 (N 21) и N 20 об уплате таможенных платежей в сумме 1 232 645 руб. 73 коп. недействительными, а действия таможни, выразившиеся в принятии решений по корректировке таможенной стоимости товаров по 74 декларациям на товары, незаконными. При этом суды указали на наличие оснований для возложения на таможню обязанности устранить допущенные нарушения прав и интересов предпринимателя и общества.
Ссылка таможни, изложенная в кассационной жалобе, на ошибочность вывода судов о недоказанности необходимости включения в таможенную стоимость товара услуг по отслеживанию груза и вознаграждению экспедитора, о недоказанности оказания услуг по отслеживанию груза и вознаграждению экспедитора не на территории Российской Федерации подлежат отклонению как не нашедшие своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Ссылка таможни, изложенные в кассационной жалобе, на ошибочность вывода судов о недоказанности необходимости включения в таможенную стоимость товара расходов по морскому фрахту контейнеров по маршруту Тяньцзин (Китай) - порт Восточный в сумме 201 047 руб. 34 коп. была предметом рассмотрения судами и получила надлежащую правовую оценку.
При этом судами отмечено, что из имеющихся в материалах дела документов не следует, что сумма морского фрахта оплачена предпринимателем в большем размере, чем в первоначально представленных в таможню документах, фактически она соответствует той сумме, которая включена в таможенную стоимость ввезенного товара при декларировании. Каких-либо доплат предприниматель за морской фрахт не производил, дополнительных счетов на осуществление доплаты суммы за морской фрахт со стороны общества "Национальная Логистическая Компания" в адрес предпринимателя не выставлялось.
Иные доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 01.12.2015 по делу N А50-14979/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Пермской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
С.Н.ВАСИЛЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 08.06.2016 N Ф09-6287/16 ПО ДЕЛУ N А50-14979/2015
Требование: О признании недействительными требований таможенного органа о доплате таможенных сборов и действий, выразившихся в корректировке таможенной стоимости ввезенных товаров.Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обстоятельства: Корректировка осуществлена по мотиву непредставления данных о вознаграждении экспедитора за перевозку и расходах на отслеживание движения груза, неподтверждения расходов на перевозку на территории иностранного государства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. N Ф09-6287/16
Дело N А50-14979/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Пермской таможни (ИНН: 5902290177, ОГРН: 1025900913884, далее - таможня) на решение Арбитражного суда Пермского края от 01.12.2015 по делу N А50-14979/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- таможни - Коваленко Т.Д. (доверенность от 10.08.2015 N 01-04-30/10518), Ямлиханова М.А. (доверенность от 20.02.2016 N 01-04-30/2456), Ендальцева Н.А. (доверенность от 07.09.2015 N 01-04-30/11788);
- индивидуального предпринимателя Тарасенко Алексея Викторовича (ИНН: 590400111806, ОГРНИП: 304590401900081, далее - предприниматель) - Кардашина Е.А. (доверенность от 19.10.2015 серии 59АА N 1999370), Радченко С.Г. (доверенность от 10.07.2015), Ветошкин А.В. (доверенность от 10.07.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "УралВЭДсервис" (ИНН: 5905243129, ОГРН: 1065905049430, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным требования таможни от 09.06.2015 N 20 (N 21) об уплате таможенных платежей в сумме 1 232 645 руб. 73 коп. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным требования таможни от 09.06.2015 N 20 об уплате таможенных платежей в сумме 1 232 645 руб. 73 коп., а также о признании незаконными действий таможни, выразившихся в принятии решений по корректировке таможенной стоимости товаров по декларациям на товары N 10411080/280314/0004143, 10411080/280314/0004141, 10411080/280314/0004139, 10411080/280314/0004137, 10411080/270314/0004046, 10411080/270314/0004041, 10411080/270314/0004051, 10411080/270314/0004036, 10411080/270314/0004034, 10411080/260314/0003971, 10411080/260314/0003966, 10411080/260314/0003964, 10411080/240314/0003773, 10411080/240314/0003767, 10411080/240314/0003764, 10411080/240314/0003759, 10411080/240314/0003753, 10411080/240314/0003750, 10411080/100414/0004739, 10411080/290414/0005809, 10411080/290414/0005806, 10411080/290414/0005800, 10411080/290414/0005798, 10411080/290414/0005797, 10411080/290414/0005792, 10411080/100414/0004741, 10411080/100414/0004738, 10411080/100414/0004736, 10411080/090414/0004714, 10411080/090414/0004713, 10411080/090414/0004710, 10411080/090414/0004709, 10411080/090414/0004700, 10411080/090414/0004694, 10411080/080414/0004629, 10411080/080414/0004628, 10411080/080414/0004622, 10411080/080414/0004619, 10411080/020414/0004369, 10411080/020414/0004358, 10411080/010414/0004274, 10411080/310314/0004200, 10411080/310314/0004186, 10411080/310314/0004203, 10411080/310314/0004176, 10411080/280314/0004146, 10411080/180314/0003456, 10411080/180314/0003490, 10411080/180314/0003496, 10411080/190314/0003536, 10411080/190314/0003532, 10411080/180314/0003494, 10411080/190314/0003533, 10411080/190314/0003539, 10411080/190314/0003540, 10411080/190314/0003542, 10411080/190314/0003547, 10411080/190314/0003551, 10411080/200314/0003617, 10411080/020414/0004372, 10411080/250314/0003845, 10411080/240314/0003734, 10411080/200314/0003594, 10411080/240314/0003724, 10411080/200314/0003619, 10411080/200314/0003623, 10411080/200314/0003626, 10411080/200314/0003638, 10411080/200314/0003641, 10411080/200314/0003642, 10411080/200314/0003644, 10411080/200314/0003647, 10411080/210314/0003668, 10411080/210314/0003691.
Определением Арбитражного суда Пермского края возбужденные на основании заявлений общества и предпринимателя дела объединены для совместного рассмотрения в одно производство с присвоением делу N А50-14979/2015.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.12.2015 (судья Саксонова А.Н.) заявленные обществом требования удовлетворены. Требование таможни от 09.06.2015 N 20 (N 21) об уплате таможенных платежей в сумме 1 232 645 руб. 73 коп. признано недействительным как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза. На таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. Заявленные предпринимателем требования удовлетворены. Требование таможни от 09.06.2015 N 20 об уплате таможенных платежей в сумме 1 232 645 руб. 73 коп. признано недействительным, действия таможни, выразившиеся в принятии решений по корректировке таможенной стоимости товаров по 74 декларациям на товары: N 10411080/280314/0004143, 10411080/280314/0004141, 10411080/280314/0004139, 10411080/280314/0004137, 10411080/270314/0004046, 10411080/270314/0004041, 10411080/270314/0004051, 10411080/270314/0004036, 10411080/270314/0004034, 10411080/260314/0003971, 10411080/260314/0003966, 10411080/260314/0003964, 10411080/240314/0003773, 10411080/240314/0003767, 10411080/240314/0003764, 10411080/240314/0003759, 10411080/240314/0003753, 10411080/240314/0003750, 10411080/100414/0004739, 10411080/290414/0005809, 10411080/290414/0005806, 10411080/290414/0005800, 10411080/290414/0005798, 10411080/290414/0005797, 10411080/290414/0005792, 10411080/100414/0004741, 10411080/100414/0004738, 10411080/100414/0004736, 10411080/090414/0004714, 10411080/090414/0004713, 10411080/090414/0004710, 10411080/090414/0004709, 10411080/090414/0004700, 10411080/090414/0004694, 10411080/080414/0004629, 10411080/080414/0004628, 10411080/080414/0004622, 10411080/080414/0004619, 10411080/020414/0004369, 10411080/020414/0004358, 10411080/010414/0004274, 10411080/310314/0004200, 10411080/310314/0004186, 10411080/310314/0004203, 10411080/310314/0004176, 10411080/280314/0004146, 10411080/180314/0003456, 10411080/180314/0003490, 10411080/180314/0003496, 10411080/190314/0003536, 10411080/190314/0003532, 10411080/180314/0003494, 10411080/190314/0003533, 10411080/190314/0003539, 10411080/190314/0003540, 10411080/190314/0003542, 10411080/190314/0003547, 10411080/190314/0003551, 10411080/200314/0003617, 10411080/020414/0004372, 10411080/250314/0003845, 10411080/240314/0003734, 10411080/200314/0003594, 10411080/240314/0003724, 10411080/200314/0003619, 10411080/200314/0003623, 10411080/200314/0003626, 10411080/200314/0003638, 10411080/200314/0003641, 10411080/200314/0003642, 10411080/200314/0003644, 10411080/200314/0003647, 10411080/210314/0003668, 10411080/210314/0003691, незаконными как не соответствующие положениям Таможенного кодекса Таможенного союза. На таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов предпринимателя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 (судьи Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом и предпринимателем требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Таможня полагает ошибочным вывод судов о недоказанности необходимости включения в таможенную стоимость товара услуг по отслеживанию груза, по вознаграждению экспедитора, по морскому фрахту контейнеров. По мнению таможни, не соответствуют материалам дела выводы судов о недоказанности оказания услуг по отслеживанию груза и вознаграждению экспедитора не на территории Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами обеих инстанций и следует из материалов дела, во исполнение заключенного между предпринимателем и компанией "TIANJIN GOLDEN WHEEL BICYCLE CO LTD" (Китайская Народная Республика) контракта от 09.08.2012 N 57 на таможенную территорию Таможенного союза морским и железнодорожным транспортом на условиях поставки FOB - Тяньцзин в 40-футовых контейнерах ввезен товар - велосипеды.
Выступая на основании заключенного с предпринимателем договора от 02.05.2012 N 0456-12-П-51 в качестве таможенного представителя общество в период с 24.03.2014 по 29.04.2014 задекларировало на Пальниковском таможенном посту таможни в таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления" по 74 вышеуказанным декларациям на товары товар - велосипеды двухколесные без двигателя, с шарикоподшипниками, горные, представляющие собой нескладную раму (стальную, крашеную) с установленным задним колесом, рулевой амортизационной вилкой, педальным приводом и задним амортизатором; изготовитель "TIANJIN GOLDEN WHEEL BICYCLE CO LTD", код товара по Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности 8712 00 300 0; страна происхождения - Китай.
Таможенная стоимость товаров определена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, при этом стоимость каждой поставки товаров рассчитывалась на основе стоимости товаров из инвойсов на поставку товаров с учетом стоимости морского фрахта до порта Восточный.
Таможней в ходе проведения в период с 30.07.2014 по 26.05.2015 камеральной таможенной проверки по вопросам контроля достоверности заявленной таможенной стоимости товаров, декларированных по указанным выше таможенным декларациям, выявлено, что декларантом заключены договоры по оказанию услуг по перевозке, экспедированию грузов и иных сопутствующих операций, в частности с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" - договор от 19.08.2011 N 7705/2011 на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, с обществом с ограниченной ответственностью "Национальная Логистическая Компания" (далее - общество "Национальная Логистическая Компания") - договор транспортной экспедиции от 01.07.2013 N 09/2013-ТЭО-НЖ-ЕК, с открытым акционерным обществом "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" - договор транспортной экспедиции от 09.11.2009 N НКП СВЖД-257737, с обществом с ограниченной ответственностью "Сюрвей Групп" (далее - общество "Сюрвей Групп") - договор от 09.01.2013 N 01/2013-ТЗО на оказание услуг, связанных с транспортно-экспедиторским обслуживанием грузов, с обществом с ограниченной ответственностью "Трансшип" (далее - общество "Трансшип") - договор от 01.08.2011 N ТШ-НЖ-1/08/11 на оказание услуг, связанных с транспортно-экспедиторским обслуживанием грузов.
Предпринимателем таможне представлены документы по расходам по транспортировке товаров до места прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (платежные поручения, выписки, заказы, акты выполненных работ, счета-фактуры, приложения к актам выполненных работ, акт сверки, расчет стоимости услуг); ведомость банковского контроля; копии платежных документов на оплату товара (платежные поручения, выписки, поручения на покупку валюты, заявления на перевод средств, справки о валютных операциях), отчеты экспедитора, счета, счет-фактуры и акты выполненных работ по оказанию транспортно-экспедиционных услуг.
В ходе проведения проверки таможней сделан вывод о том, что документы и сведения, представленные в ходе таможенного декларирования, не являлись достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, при таможенном декларировании не представлялись данные о вознаграждении экспедитора за перевозку контейнеров (не были предоставлены акты выполненных работ, счета по вознаграждению экспедитору, данные по возмещаемым расходам по отслеживанию движения контейнеров); декларантом документально не подтверждены расходы по перевозке товаров до прибытия их на таможенную территорию Таможенного союза, не включены расходы, связанные с доставкой товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
По результатам проверки таможней составлен акт камеральной таможенной проверки N 0411000/400/260515/А0069, вынесены решения о корректировке таможенной стоимости товаров, декларированных обществом по указанным выше декларациям на товары. При этом таможней в таможенную стоимость товара включены услуги экспедитора по отслеживанию контейнеров по маршруту Тяньцзин - Восточный - Пермь в размере 23 000 руб. за контейнер, что за 74 контейнера составляет 1 702 000 руб., вознаграждение экспедитора за перевозку контейнеров на общую сумму 900 772 руб. 05 коп., частично включены расходы по морскому фрахту контейнеров по маршруту Тяньцзин (Китай) - порт Восточный в сумме 201 047 руб. 34 коп.
Таможней в адрес общества и предпринимателя направлены требования об уплате таможенных платежей от 09.06.2015 N 20 (N 21), N 20, которыми на указанных лиц возложена обязанность доплатить ввозную таможенную пошлину в сумме 504 997 руб. 08 коп., пени за период с 19.03.2014 по 09.06.2015 в сумме 60 595 руб. 62 коп., налог на добавленную стоимость в сумме 595 587 руб. 07 коп., пени в сумме 71 465 руб. 96 коп., что в общей сложности составляет 1 232 645 руб. 73 коп., образовавшиеся в результате корректировки таможней таможенной стоимости товаров, ввезенных предпринимателем на основании 74 деклараций за период с 18.03.2014 по 29.04.2014.
Считая требования таможни от 09.06.2015 N 20 (N 21) и N 20 об уплате таможенных платежей в сумме 1 232 645 руб. 73 коп. недействительными, нарушающими их права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество и предприниматель обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Предпринимателем также заявлено требование о признании незаконными действий таможни, выразившихся в принятии решений по корректировке таможенной стоимости товаров по 74 декларациям на товары.
Удовлетворяя заявленные обществом и предпринимателем требования, суды исходили из несоответствия оспариваемых требований таможни от 09.06.2015 N 20 (N 21) и N 20 об уплате таможенных платежей в сумме 1 232 645 руб. 73 коп., действий таможни, выразившихся в принятии решений по корректировке таможенной стоимости товаров по 74 декларациям на товары, положениям Таможенного кодекса Таможенного союза. На таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов предпринимателя и общества.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с названным Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Частью 6 ст. 60 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации) предусмотрено, что при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
Согласно ч. 4 ст. 150 Закона о таможенном регулировании в Российской Федерации при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях.
Пунктом 3 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных названным Кодексом, - таможенным органом.
Из содержания п. 2, 4 ст. 65 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В силу ст. 67 Таможенного кодекса Таможенного союза по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями ст. 68 названного Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии Таможенного союза.
Пунктом 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено названным Кодексом. К таким документам относятся, в частности документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
Из содержания п. 3 ст. 2, п. 1 ст. 4 Соглашения следует, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.). Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 названного Соглашения.
На основании ст. 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются, в частности расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза, расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренные п. 1 названной статьи, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации, необходимой для дополнительных начислений, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.
Судами установлено, что между предпринимателем и компанией "TIANJIN GOLDEN WHEEL BICYCLE CO LTD" (Китайская Народная Республика) заключен внешнеторговый контракт от 09.08.2012 N 57, во исполнение которого на таможенную территорию Таможенного союза морским и железнодорожным транспортом на условиях поставки FOB согласно "ИНКОТЕРМС-2000" - Тяньцзин в 40-футовых контейнерах ввезен товар - велосипеды.
Согласно "ИНКОТЕРМС-2000" термин FOB означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все риски утраты или повреждения товара. Согласно термину FOB от продавца требуется выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза. Данный термин может быть использован только при перевозке морским или внутренним водным транспортом.
При этом судами отмечено, что в рамках данных условий поставки покупатель обязан за свой счет организовать доставку груза с момента помещения его на борт судна в порту Китайской Народной Республики как лично, так и с привлечением третьих лиц. Расходы, связанные с доставкой груза на судне от порта Китайской Народной Республики до границы Российской Федерации должны включаться в таможенную стоимость товара.
Судами принято во внимание, что между предпринимателем и обществом "Национальная Логистическая Компания" 01.07.2013 заключен договор N 09/2013-ТЭО-НЛК-ЕК транспортной экспедиции на организацию международной перевозки товара, по условиям которого экспедитор обязан за счет клиента организовать доставку груза по маршрутам: Qingdao, Tianjin, Ningbo, Guangzhou, Shanghai, Shenzhen - Восточный - ст. Блочная (Пермь).
Между предпринимателем и обществом "Национальная Логистическая Компания" подписаны дополнительные соглашения к договору от 01.07.2013 N 09/2013-ТЭО-НЛК-ЕК, которыми установлено, что стоимость организации морской перевозки груза в контейнерах по маршруту (морской фрахт) Таньцзин (Китай) - порт Восточный составляет 1100 долларов США / за контейнер, оплата осуществляется на основании выставленного счета, по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату коносамента, налог на добавленную стоимость начисляется согласно законодательству Российской Федерации, стоимость перевозки по территории Российской Федерации (перевалка в п. Восточный, оформление ВТТ, железнодорожным транспортом доставка до ст. Блочная, охрана по железной дороге) составляет 5690 долларов США, оплата осуществляется на основании выставленного счета, по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату выхода контейнеров по железной дороге из порта Восточный (дата определяется по дате штемпеля в железнодорожной накладной), налог на добавленную стоимость начисляется согласно законодательству Российской Федерации.
В соответствии с условиями доставки груз пересек границу Таможенного союза в п. Восточный.
Судами учтено письмо общества "Национальная Логистическая Компания" от 18.06.2015 N 55, согласно которому услуги на территории Китайской Народной Республики им предпринимателю не оказывались. Указанное в отчетах вознаграждение экспедитора относится только к территории Российской Федерации. Общество "Национальная логистическая компания" иностранных представительств, обособленных подразделений или филиалов за пределами Российской Федерации не имеет. В услугу организации железнодорожной перевозки по территории Российской Федерации по маршруту "Восточный - Блочная" входила услуга по отслеживанию движения контейнеров (исполнители: общество "Трансшип", общество "Сюрвей Групп", общество с ограниченной ответственностью "КК Закон"). Возмещаемые расходы по отслеживанию движения контейнеров включают в себя работы и услуги, связанные с оформлением, перемещением и организацией слежения за движением контейнеров, включая ежедневные отчеты по дислокации контейнеров, исключительно по территории Российской Федерации от пункта перехода границы (порт Восточный) до места назначения (ст. Блочная) после прибытия контейнеров на территорию Таможенного союза. Контейнеры, находящиеся на судне за пределами Российской Федерации, прибывают в порт с учетом транзитного времени согласно портовому расписанию, размещаемому в открытых источниках (в частности, на сайтах судоходных компаний). В размер морского фрахта входил весь перечень услуг, необходимый для транспортировки груза до границы Российской Федерации.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды сделали вывод о том, что в данном случае экспедитор оказывал услуги исключительно на территории Российской Федерации, что, в свою очередь свидетельствует о том, что вознаграждение экспедитора за перевозку контейнеров на общую сумму 900 772 руб. 05 коп. и возмещаемые расходы по отслеживанию движения контейнеров на общую сумму 1 702 000 руб. предъявляются заказчику только в составе расходов по территории Российской Федерации и не могут быть включены в таможенную стоимость ввозимого товара.
Судами отмечено, что доказательств несения перевозчиком дополнительных расходов, включения перевозчиком вознаграждения за услуги помимо согласованной сторонами ставки (1100 долларов США), а также самого факта оказания перевозчиком на территории Китайской Народной Республики иных оплачиваемых услуг в интересах предпринимателя таможней в материалы дела не представлено.
Судами при рассмотрении спора правомерно, как не подтвержденный имеющимися в материалах дела документами, отклонен довод таможни о необходимости включения в таможенную стоимость расходов по перевозке товаров (расходов на вознаграждение экспедитора и отслеживание контейнеров), осуществляемой после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, поскольку они не были выделены из фактически уплаченной цены.
Судами также обоснованно как не соответствующий материалам дела отклонен довод таможни о том, что в первичных документах (акты выполненных работ, отчеты экспедитора) расходы по отслеживанию движения контейнеров указаны общей суммой, разбивка по стоимости данной услуги на услуги, предоставленные на участке до и после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, отсутствует.
Правильно применив указанные нормы права, а также с учетом надлежащей оценки всех имеющихся в материалах дела документов, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку декларантом в данном конкретном случае представлен полный пакет документов и сведений, необходимый для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, подтверждающий таможенную стоимость товаров по цене сделки, произведенные транспортные расходы, требования таможни от 09.06.2015 N 20 (N 21) и N 20 об уплате таможенных платежей в сумме 1 232 645 руб. 73 коп., а также действия таможни, выразившиеся в принятии решений по корректировке таможенной стоимости товаров по 74 декларациям на товары, положениям Таможенного кодекса Таможенного союза не соответствуют.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом и предпринимателем требования и признали оспариваемые требования таможни от 09.06.2015 N 20 (N 21) и N 20 об уплате таможенных платежей в сумме 1 232 645 руб. 73 коп. недействительными, а действия таможни, выразившиеся в принятии решений по корректировке таможенной стоимости товаров по 74 декларациям на товары, незаконными. При этом суды указали на наличие оснований для возложения на таможню обязанности устранить допущенные нарушения прав и интересов предпринимателя и общества.
Ссылка таможни, изложенная в кассационной жалобе, на ошибочность вывода судов о недоказанности необходимости включения в таможенную стоимость товара услуг по отслеживанию груза и вознаграждению экспедитора, о недоказанности оказания услуг по отслеживанию груза и вознаграждению экспедитора не на территории Российской Федерации подлежат отклонению как не нашедшие своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Ссылка таможни, изложенные в кассационной жалобе, на ошибочность вывода судов о недоказанности необходимости включения в таможенную стоимость товара расходов по морскому фрахту контейнеров по маршруту Тяньцзин (Китай) - порт Восточный в сумме 201 047 руб. 34 коп. была предметом рассмотрения судами и получила надлежащую правовую оценку.
При этом судами отмечено, что из имеющихся в материалах дела документов не следует, что сумма морского фрахта оплачена предпринимателем в большем размере, чем в первоначально представленных в таможню документах, фактически она соответствует той сумме, которая включена в таможенную стоимость ввезенного товара при декларировании. Каких-либо доплат предприниматель за морской фрахт не производил, дополнительных счетов на осуществление доплаты суммы за морской фрахт со стороны общества "Национальная Логистическая Компания" в адрес предпринимателя не выставлялось.
Иные доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 01.12.2015 по делу N А50-14979/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Пермской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
С.Н.ВАСИЛЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)