Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.03.2016 N 15АП-2807/2016 ПО ДЕЛУ N А32-36271/2015

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2016 г. N 15АП-2807/2016

Дело N А32-36271/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2016 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: директор общества Скворцов А.Г.;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 29.12.2015 Гришко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2015 по делу N А32-36271/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АС-Лайн",
заинтересованное лицо: Краснодарская таможня,
принятое в составе судьи Любченко Ю.В.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "АС-Лайн" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни (далее - таможенный орган, таможня, заинтересованное лицо) по делу об административном правонарушении от 02.09.2015 N 10309000-647/2015 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2015 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с отсутствием в действиях общества состава и события вмененного административного правонарушения.
Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Доводы административного органа мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "АС-Лайн" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что отсутствие на товаре маркировки в соответствии с ТР ТС 017/2011, при недоказанности его изготовления иным производителем, либо приобретения другого товара, не может свидетельствовать о недействительности представленных обществом в таможенный орган деклараций о соответствии.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "АС-Лайн" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС N 14 по Краснодарскому краю 25.02.2010, ИНН 2356049274, ОГРН 1102356000185.
26.08.2014 между фирмой "HEDEF NAKLIYAT VE DIS TICARET LTD. STI" (Турция) и ООО "АС-Лайн" (Россия) заключен контракт N 001/2014 (далее - контракт), в соответствии с которым фирма "HEDEF NAKLIYAT VE DIS TICARET LTD. STI" обязуется систематически поставлять товар на основании заявок ООО "АС-Лайн". Наименование, количество и стоимость товара указаны в приложениях на каждую конкретную поставку, являющихся неотъемлемой частью контракта N 001/2014 от 26.08.2014 года.
15.05.2015 в ОТО и ТК N 2 Прикубанского таможенного поста Краснодарской таможни обществом была подана электронная декларация на товары (далее по тексту - ДТ), которой присвоен регистрационный номер N 10309202/150515/0000897.
В соответствии с ДТ N 10309202/150515/0000897 в целях помещения под таможенную процедуру "Выпуск для внутреннего потребления", заявлен товар следующего наименования:
Товар N 1 - шлепки женские, летнего ассортимента, на полиуретановой подошве с верхом из натуральной кожи; код ТН ВЭД 6403993800-319 пар.
Товар N 2 - туфли женские, летнего ассортимента, на полиуретановой подошве с верхом из натуральной кожи; код ТН ВЭД 6403991100-1491 пара.
Товар N 3 - туфли женские повседневные, весеннего ассортимента, на полиуретановой подошве с верхом из натуральной кожи; код ТН ВЭД 6403999800-204 пары.
Товар N 4 - ботинки женские повседневные, весеннего ассортимента, на полиуретановой подошве, с верхом из натуральной кожи, код ТН ВЭД 6403911800-8 пар.
Товар N 5 шлепки мужские летнего ассортимента, на резиновой подошве с верхом из натуральной кожи, код ТН ВЭД 6403993600-40 пар.
Товар N 6 туфли мужские летнего ассортимента, на резиновой подошве с верхом из натуральной кожи, код ТН ВЭД 6403993600-28 пар.
Товар N 7 туфли мужские повседневные, весеннего ассортимента, на резиновой подошве с верхом из натуральной кожи, код ТН ВЭД 6403999600-310 пар, изготовители: "MARIO MUZI SHOES", "TUCINO SHOES", "SEYFI AYAKKABICILIK" "ASLAN AYAKKABICILIK". Страна происхождения - Турция. Товарный знак отсутствует.
Отправителем товаров является компания "HEDEF NAKLIYAT VE DIS TICARET LTD. STI" Турция. Получателем товаров является ООО "АС-Лайн". Товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза в морской порт города Геленджика во исполнение контракта N 001/2014 от 26.08.2014 и приложения N 17 от 03.05.2015, на морском судне "Урал", по коносаменту N 14 от 12.05.2015, инвойс N 153277 от 11.05.2015 в количестве 83 грузовых места, весом нетто 1 780 кг, весом брутто 1 931 кг.
В целях подтверждения установленных законодательством запретов и ограничений в отношении товаров, заявленных в ДТ N 10309202/150515/0000897, обществом в таможенный орган были представлены декларации о соответствии: ТС N RU Д-TR.АГ03.В.49153 от 01.09.2014 изготовитель "MARIO MUZI SHOES", Турция; ТС N RU Д-TR.АГ03.В.49154 от 01.09.2014, изготовитель "TUCINO SHOES", Турция; ТС N RU Д-TR.АГ03.В.49156 от 01.09.2014, изготовитель "SEYFI AYAKKABICILIK", Турция; ТС N RU Д-TR.АГ03.В.50499 от 12.09.2014 изготовитель "MARIO MUZI SHOES", Турция; ТС N RU Д-TR.АГ03.В.68676 от 26.02.2015 изготовитель "MARIO MUZI SHOES", Турция; ТС N RU Д-TR.АГ03.В.69943 от 10.03.2015, изготовитель "MARIO MUZI SHOES", Турция; ТС N RU Д-TR.АГ03.В.72510 от 30.03.2015, изготовитель "MARIO MUZI SHOES", Турция; ТС N RU Д-TR.АГ03.В.75026 от 22.04.2015, изготовитель "MARIO MUZI SHOES", Турция; ТС N RU Д-TR.АГ03.В.76344 от 07.05.2015, изготовитель "ASLAN AYAKKABICILIK", Турция; ТС N RU Д-TR.АГ03.В.76579 от 07.05.2015, изготовитель "MARIO MUZI SHOES", Турция.
В соответствии с названными декларациями о соответствии продукция "Обувь повседневная мужская и женская с верхом из натуральной кожи, зимнего, осенне-весеннего и летнего ассортимента: сапоги, ботинки, полуботинки, туфли, туфли типа мокасин, туфли летние, сандалеты, обувь открытая летняя (шлепки)", изготовлена в соответствии с требованиями ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.11.2011 N 876.
Также в представленных обществом декларациях о соответствии указаны торговые марки, адреса производителей, реквизиты контракта N 001/2014 от 26.08.2014 в рамках которого поступила партия товара.
В ходе проведения проверки документов и сведений, заявленных в ДТ N 10309202/150515/0000897 и в рамках отработки профиля риска N 11/10000/25062013/03180 был проведет таможенный досмотр товаров. По результатам таможенного досмотра АТД N 10309202/150515/000025 установлено, что на товарах N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 отсутствует маркировка в соответствии со статьей 9 Технического регламента Таможенного союза N 017/2011 (далее ТР ТС 017/2011).
18.05.2015 от органа по сертификации ООО "Альсена" Краснодарской таможней получено письмо N 5834 с разъяснением о том, что декларация о соответствии распространяет свое действие на продукцию и производителя указанных в них, если маркировка на ввозимой продукции соответствует статье 9 ТР ТС 017/2011. В названном письме были указаны следующие декларации о соответствии: ТС N RU Д-TR.АГ03.В.49153 от 01.09.2014 изготовитель "MARIO MUZI SHOES" Турция; ТС N RU Д-TR.АГ03.В.49154 от 01.09.2014 изготовитель "TUCINO SHOES" Турция; ТС N RU Д-TR.АГ03.В.49156 от 01.09.2014 изготовитель "SEYFI AYAKKABICILIK" Турция; ТС N RU Д-TR.АГ03.В.50499 от 12.09.2014 изготовитель "MARIO MUZI SHOES" Турция; ТС N RU Д-TR.АГ03.В.76344 от 07.05.2015 изготовитель "ASLAN AYAKKABICILIK" Турция.
В связи с чем, таможенный орган пришел к выводу о том, что обществом не подтверждено соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров заявленных в ДТ N 10309202/150515/0000897. Таможенным органом 18.05.2015 принято решение об отказе в выпуске товаров по названной ДТ.
19.05.2015 по сертификации ООО "Альсена" Краснодарской таможней получено письмо N 5853 с разъяснением о том, что декларация о соответствии распространяет свое действие на продукцию и производителя указанных в них, если маркировка на ввозимой продукции соответствует статье 9 ТР ТС 017/2011. В письме N 5853 были указаны следующие декларации о соответствии: ТС N RU Д-TR.АГ03.В.68676 от 26.02.2015 изготовитель "MARIO MUZI SHOES" Турция; ТС N RU Д-TR.АГ03.В.69943 от 10.03.2015 изготовитель "MARIO MUZI SHOES" Турция; ТС N RU Д-TR.АГ03.В.72510 от 30.03.2015 изготовитель "MARIO MUZI SHOES" Турция; ТС N RU Д-TR.АГ03.В.75026 от 22.04.2015 изготовитель "MARIO MUZI SHOES" Турция; ТС N RU Д-TR.АГ03.В.76579 от 07.05.2015 изготовитель "MARIO MUZI SHOES" Турция.
19.05.2015 общество обратилось в ОСП "Альсена" на предмет разъяснения информации изложенной в письме N 5834 от 18.05.2015.
21.05.2015 орган по сертификации направил обществу и таможенному органу письмо N 27. Из названного письма следует: "... Если продукция прошла процедуру подтверждения соответствия в форме декларирования и Заявитель имеет соответствующие документы, маркировка и единый знак обращения на рынке Таможенного союза могут быть нанесены непосредственно перед выпуском продукции в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза".
21.05.2015 обществом повторно была подана электронная декларация на товары, ранее заявленные в ДТ N 10309202/150515/0000897, которой был присвоен регистрационный номер N 10309202/210515/0000947. В дополнение к необходимым в соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза для таможенного оформления документам, на основании которых заполнена таможенная декларация, общество представило информационное письмо от ОСП ООО "Альсена" N 27 от 21.05.2015.
На основании полученных разъяснений, изложенных в письме ОСП "Альсена" N 5853 от 19.05.2015, таможенный орган пришел к следующему выводу: в связи с отсутствием маркировки на товаре согласно статье 9 ТР ТС 017/2011 обществом не подтверждено соблюдение запретов и ограничений. Данный вывод сделан на основании сопоставления сведений в представленных обществом декларациях о соответствии, а именно: поля "Изготовитель" и результатов таможенного контроля в форме таможенного досмотра, которые свидетельствуют об отсутствии наименования изготовителя на товаре.
По мнению таможенного органа, представленные обществом в подтверждение соблюдения запретов и ограничений в отношении части товаров, заявленных в ДТ N 10309202/210515/0000947, декларации о соответствии N N ТС N RU Д-TR.АГ03.В.68676 от 26.02.2015 изготовитель "MARIO MUZI SHOES" Турция, ТС N RU Д-TR.АГ03.В.69943 от 10.03.2015 изготовитель "MARIO MUZI SHOES" Турция, ТС N RU Д-TR.АГ03.В.72510 от 30.03.2015 изготовитель "MARIO MUZI SHOES" Турция, ТС N RU Д-TR.АГ03.В.75026 от 22.04.2015 изготовитель "MARIO MUZI SHOES" Турция, ТС N RU Д-TR.АГ03.В.76579 от 07.05.2015 изготовитель "MARIO MUZI SHOES" Турция не относятся к декларируемым товарам, следовательно, эти документы не подтверждают соблюдение установленных ограничений, так как относятся к другим товарам, маркировка которых соответствует требованиям Технического регламента. Поэтому декларации о соответствии являются недействительным документом, что свидетельствует о нарушении обществом части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По факту выявленных признаков административного правонарушения 22.05.2015 таможенным органом было вынесено определение о возбуждении дела N 10309000-647/2015 об административном правонарушении по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении по нему административного расследования.
22.05.2015 должностным лицом ОТО и ТК N 2 Прикубанского таможенного поста Краснодарской таможни составлен протокол об изъятии в полном объеме товаров N 4, 5 заявленных в ДТ N 10309202/210515/0000947, являющихся предметом административного правонарушения по делу N 10309000-647/2015.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, выраженное в несоблюдении запретов и ограничений, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 18.08.2015 таможенным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по делу N 10309000-647/2015.
Как следует из протокола по делу N 10309000-647/2015, таможенный орган пришел к выводу о том, что указанные в письме ОСП ООО "Альсена" от 19.05.2015 N 5853 декларации о соответствии не распространяют свое действие на товары, изъятые в рамках дела об административном правонарушении N 10309000-647/2015 по протоколу изъятия от 03.06.2015 (Товар N 4 в количестве 8 пар производитель: "MARIO MUZI SHOES", Торговая марка - POLETTTO, артикул 810-8 пар; Товар N 5 в количестве 40 пар производитель: "MARIO MUZI SHOES", Торговая марка - ESIMOD, артикулы 1016; 1034; 212); изъятые в рамках дела об административном правонарушении N 10309000-610/2015 по протоколу изъятия от 22.08.2015 (часть товара N 1 в количестве 32 пары, производитель: "MARIO MUZI SHOES", Торговая марка GRESSY артикул 45 - 16 пар, Торговая марка POLETTO артикул 700-16 пар; часть товара N 2 в количестве 56 пар, производитель: "MARIO MUZI SHOES", Торговая марка MAGNOLYA артикул 01 - 16 пар, Торговая марка NIKASHOES артикул 2-8 пар, Торговая марка DAMLAX артикул 2350-16 пар, Торговая марка GRESSY артикул 424-16 пар; часть товара N 6 в количестве 8 пар, производитель: "MARIO MUZI SHOES", Торговая марка MORESCHI артикул 19-8 пар; часть товара N 7 в количестве 20 пар, производитель: "MARIO MUZI SHOES", Торговая марка HAMRA артикул 1909-10 пар, Торговая марка HAMRA артикул 1916-10 пар).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем начальника Краснодарской таможни вынесено постановление от 02.09.2015 N 10309000-647/2015, которым общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с требованием о признании его незаконным и отмене.
При принятии решения суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах.
Объектом данного административного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок представления документов при проведении таможенного контроля.
Объективная сторона правонарушения выражается в непредставлении документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах.
Субъективную сторону деяния характеризует вина. Несмотря на то, что у общества имелась возможность обеспечить соблюдение установленных норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновные действия, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключаются в представлении таможенному органу недостоверных сведений о товарах и представлении недействительного документа, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Таможенный кодекс Таможенного союза определяет, что таможенное декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу сведений о товарах, об их таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В силу статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным кодексом. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно пункту 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Пунктом 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Исходя из требований статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров осуществляется таможенными органами, если таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для 7 выпуска товаров в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.
В пункте 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза указано, что при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в декларации на товары указываются сведения о соблюдении ограничений.
Статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать, в том числе, информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект На товары, заявленные обществом по ДТ N 10309202/210515/0000947, распространяются требования Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.11.2011 N 876.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 указанного Технического регламента его действие распространяется на выпускаемую в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза продукцию легкой промышленности.
Согласно статье 2 Технического регламента Таможенного союза выпуск продукции в обращение - размещение на рынке государств - членов Таможенного союза продукции, отправляемой со склада изготовителя, продавца либо лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, или отгружаемой без складирования, или экспортируемой для реализации на территории государств - членов Таможенного союза.
На основании пункта 1 статьи 11 Технического регламента перед выпуском в обращение продукции легкой промышленности она должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям Технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия либо сертификации. При подтверждении соответствия заявителем может быть зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющееся изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) или продавцом (поставщиком).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011) маркировка наносится при размещении и обращении продукции на рынке в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) относительно безопасности продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 ТР ТС N 017/2011, маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Как следует из обжалуемого постановления, привлекая юридическое лицо к административной ответственности, таможенный орган исходил из того, что общество предъявило декларации о соответствии, действие которых не распространяется на перемещаемый товар, поскольку на индивидуальной упаковке отсутствует маркировка соответствующая требованиям вышеназванного технического регламента.
Статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", предусмотрено, что идентификация продукции - это установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Также данной статьей установлено, что подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Соответствие продукции подтверждается декларацией о соответствии.
Согласно разделу 3.4 Межгосударственного стандарта "Упаковка. Термины и определения" ГОСТ 17527-2003, введенного постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 85-ст, маркировка на товар может быть нанесена на продукцию, упаковку, этикетку или ярлык. Иными словами, на товаре должны быть идентификационные признаки, позволяющие определить, что товар произведен производителем, указанным в представленном в таможню сертификате (или декларации) о соответствии.
Между тем, следует учитывать, что на индивидуальных коробках с товаром, задекларированном по ДТ N 10309202/210515/0000947 (и это прямо указывается в акте таможенного досмотра АТД N 10309202/150515/000025 от 15.05.2015, определении о возбуждении дела об административном правонарушении, протоколе об административном правонарушении, постановлении по делу об административном правонарушении) имелась маркировка со сведениями о торговой марке и (модели) артикуле. Это также подтверждается фототаблицей названного таможенного досмотра. Согласно представленным обществом при таможенном декларировании товаров по ДТ N 10309202/210515/0000947, спорных декларациях о соответствии в качестве заявителя в них указано ООО "АС-Лайн".
Таким образом, общество приняло на себя обязательства от имени изготовителя выполнять на территории Российской Федерации функции иностранного изготовителя и нести ответственность за несоответствие продукции требованиям технического регламента и национальных стандартов.
Данные функции реализуются, в том числе и посредством размещения сведений о наименовании продукции; юридическом адресе изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; составе сырья, дате изготовления; виде материала, использованного для изготовления верха и низа обуви, на упаковке товара при выпуске товаров в обращение - размещении на рынке, которым является отправка товара потребителям со склада ООО "АС-Лайн", как уполномоченного лица, выполняющего функции иностранного изготовителя.
В декларациях о соответствии указано: ООО "АС-Лайн" в качестве заявителя (декларант), местонахождение и фактический адрес; наименования изготовителей и их юридические адреса; описание товаров, включая вид использованного материала и марки товаров; реквизиты внешнеторгового договора от 26.08.2014 N 001/2014, в рамках которого обществом ввезены товары.
Указанные сведения соответствуют сведениям в товаросопроводительных документах (приложении N 17 от 03.05.2015, инвойсе N 153277 от 11.05.2015 и т.д.). В указанных товаросопроводительных документах содержатся сведения о наименовании товаров, изготовителе, марке, использованном материале, т.е. сведения, позволяющие идентифицировать эти товары.
Данные о товаре, в частности, наименование товара, торговая марка, артикул (модель), указанные в акте таможенного досмотра соответствуют данным указанным в декларациях о соответствии и товаросопроводительных документах. Кроме того в судебном заседании представитель заинтересованного лица подтвердил что возможность определить производителя товара у таможенного органа была.
Таким образом, вывод таможенного органа о недействительности представленных обществом деклараций о соответствии в связи с тем, что на товаре отсутствует маркировка предусмотренная статьей 9 ТР ТС 017/2011, и по этой причине не относятся к ввезенным товарам, является необоснованным.
Кроме того, письмом от 18.05.2015 N 5834 ОСП ООО "Альсена" подтвердило принятие и регистрацию спорных деклараций о соответствии. Протоколы испытаний, на основании которых выданы и зарегистрированы уполномоченным органом спорные декларации о соответствии, не отменены и не признаны недействительными.
Таможенным органом не представлено доказательств, указывающих на невозможность идентификации указанной части ввезенного товара путем ее соотнесения с декларациями о соответствии посредством сопоставления сведений, указанных в них и содержащихся на упаковке товара (картонных коробках) и на самой обуви.
Торговые марки, нанесенные на упаковку и на саму обувь, соответствуют торговым маркам, заявленным в представленных декларациях соответствия. Сведения о маркировке товара с указанием торговой марки, модели (артикула), в отношении товаров, заявленных в коммерческих документах, позволяли таможенному органу однозначно идентифицировать товар, заявленный в ДТ, с товаром, предъявленным к досмотру, сделать вывод о производителе данного товара и его торговых марках, исходя из коммерческих документов, представленных при декларировании.
По результатам административного расследования таможенный орган не установил несоответствия сведений, заявленных обществом в спорной ДТ (в том числе относительно контракта и приложения N 17 к нему), со сведениями, отраженными в акте таможенного досмотра. Краснодарская таможня также не установила, что производителем перемещаемого товара, являются иные лица, чем указано в декларациях о соответствии.
Таким образом, само по себе отсутствие на товаре сведений об изготовителе не исключает того факта, что представленные декларации о соответствии в отношении данного товара не выдавались.
При названных обстоятельствах, доводы таможенного органа относительно того, что спорные декларации действуют только в отношении товара, указанного в них и маркировка которого соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза N 017/2011, не могут быть положены в основание выводов о совершении обществом вмененного административного правонарушения путем предоставления недействительного документа в подтверждение соблюдения установленных запретов и ограничений.
В свою очередь, относимость представленных обществом в таможенный орган деклараций о соответствии к товару, заявленному в ДТ N 10309202/210515/0000947, и его изготовителям подтверждена документами, наименование продукции и ее основные свойства, торговые марки, сведения о контракте, на основании которого поставлялся товар, также отражены в спорных декларациях о соответствии, предъявленными обществом к таможенному оформлению, действительность и подлинность которых таможенным органом не оспаривается.
При таких обстоятельствах, отсутствие на товаре наименования изготовителя, при недоказанности его приобретения у другого лица, либо приобретения другого товара, не может свидетельствовать о недействительности (не относимости к заявленному к таможенному оформлению товару) представленных обществом в таможенный орган деклараций о соответствии.
Доводы таможенного органа относительно того, что спорные декларации соответствия выданы на другой товар, носят предположительный характер, должным образом не подтверждены и не могут быть положены в основание выводов о совершении вмененного административного правонарушения путем предоставления недействительного документа в подтверждение соблюдения установленных запретов и ограничений. Более того, как было указано выше, относимость деклараций к ввозимым товарам подтверждается полностью товаросопроводительными документами, представленными декларантом в таможенный орган.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, Краснодарская таможня не доказала ни событие, ни наличие в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в силу части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для 8 А32-19168/2012 привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления Краснодарской таможни и отменил его.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.11.2013 года по делу N А32-19168/2012, постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 года по делу N А32-8239/2014, от 05.08.2015 года по делу А32-2545/2015, от 18.09.2015 года по делу N А32-14028/2015, от 17.03.2015 года по делу N А32-23317/2014.
Порядок привлечения общества к административной ответственности Краснодарской таможней не нарушен и обществом не оспаривается. Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2015 по делу N А32-36271/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)