Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2016 N 09АП-8438/2016 ПО ДЕЛУ N А40-126116/15

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2016 г. N 09АП-8438/2016

Дело N А40-126116/15

резолютивная часть постановления оглашена 31.03.2016
постановление изготовлено в полном объеме 08.04.2016
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Поташовой Ж.В., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФТС России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2015
по делу N А40-126116/15, принятое судьей Махлаевой Т.И.
по заявлению АО "Диакон" (142290, Московская область, Пущино, ул. Грузовая, д. 1 а)
к Московской таможне ФТС России (117647, Москва, Профсоюзная, дом 125)
- о признании незаконным решения;
- при участии:
- от заявителя - Ломакин П.О. по доверенности от 29.03.2016 N 84;
- от заинтересованного лица - Субаши Е.М. по доверенности от 31.12.2015 N 04-25/0081;

- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2015 заявление АО "Диакон" о признании незаконным решения Московской таможни от 16.06.2015 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10129062/160615/0000181; обязании таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Диакон" путем осуществления возврата излишне уплаченного НДС в размере 143.374, 55 руб., удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, таможенный орган обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что между АО "Диакон" (покупатель, Россия) и компанией "Буль Медикал АБ" (продавец, Швеция) заключен контракт N SW/39795518/00368 на поставку товара - счетчиков гематологических Swelab Alfa с принадлежностями согласно Генеральной спецификации "Буль Медикал АБ", Швеция, Boule Medical АВ, Domnarvsgatan 4, SE-163 53 Spanga,Sweden; код ОКП 944300, что подтверждается таможенной декларацией (графа 44). Во исполнение заключенного внешнеэкономического контракта на таможенную территорию Российской Федерации подлежал ввозу товар: медицинское изделие счетчик гематологический Swelab Alfa серии Auto Sampler с принадлежностями в количестве 2 штуки.
Таможенным органом отказано в предоставлении преференциальных льгот на основании решения от 16.06.2015 и указано АО "Диакон" на необходимость до выпуска товаров скорректировать графы "36, 47, В" в части исчисления и уплаты НДС в полном объеме без предоставления льгот.
В связи с отказом в применении налоговой льготы, в целях обеспечения своевременного выпуска товаров АО "Диакон" исполнены требования таможенного органа, путем внесения изменения в графы 36, 47, В и уплачена сумма НДС по ставке 18% в размере 143.374, 55 руб.
16.06.2015 товар выпущен в свободное обращение.
Заявитель указывает на то, что при декларировании товаров таможне представлено регистрационное удостоверение N ФСЗ 2008/03319 от 07.11.2014, в связи с чем необходимые и достаточные документы для предоставлении льготы в виде освобождения от уплаты НДС у таможенного органа имелись.
Согласно графы 36 "Преференция" ДТ N 10129062/160615/0000181 заявлена преференция в виде освобождения от уплаты НДС в отношении ввозимой в Российскую Федерацию важнейшей и жизненно необходимо медицинской техники (раздел 4.4 классификатора льгот по уплате таможенных платежей, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378).
Согласно п. 1 ст. 211 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В силу ст. 74 названного Кодекса под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Подпунктом 4 п. 3 ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в частности, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При этом не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 150 НК РФ).
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции до введения в действие Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 317-ФЗ) установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе, важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего пункта применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19.
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Согласно п. 1 ст. 38 указанного Закона медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу п. 4 ст. 38 Закона на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с названной статьей Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий, которыми предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Несоответствия в терминологии устранены в связи с внесенными изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации Законом N 317-ФЗ.
Абзац 4 пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции: важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
То обстоятельство, что Перечень не приведен в соответствие с федеральными законами, не может исключать право юридического лица на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
При этом само по себе отсутствие в выданном регистрационном удостоверении указания на то, что ввезенный товар относится к медицинской технике, не является основанием для отказа в применении льготы по НДС.
Необоснованное возложение обязанности уплатить НДС выразилось в том, что обществом представлены все необходимые и достаточные документы для применения льготы, заявлен указанный преференциальный режим, однако таможенным органом вынесено решение, которым указано обществу на необходимость внесения изменений в декларацию.
Ввиду этого общество лишено возможности ввезти товар на таможенную территорию Российской Федерации в этом режиме - без уплаты НДС.
В результате таких действий таможенного органа обществу пришлось внести изменения в ДТ, исключив указание на льготу по уплате НДС, и перечислить НДС по ставке 18% в размере 143.374, 55 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 названного Кодекса в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 6 ст. 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
Согласно п. 3 ст. 191 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации.
Между тем эти нормы таможенного законодательства, равно как и положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не ограничивают право арбитражного суда в случае признания незаконными действий, решений таможенного органа, принять решение об обязании таможенного органа возвратить денежных средства, которые декларант вынужден был уплатить в результате таких действий, решений таможенного органа.
В связи с тем, что оснований для отказа в предоставлении льготы по уплате НДС не имелось, а обществом суммы НДС уплачены, требования АО "Диакон" об обязании таможни возвратить излишне уплаченный НДС по этой декларации, правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2015 по делу N А40-126116/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
Ж.В.ПОТАШОВА
Н.Н.КОЛЬЦОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)