Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 22 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-6291/2016
на решение от 27.06.2016
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-12028/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс Холдинг ДВ" (ИНН 2508124144, ОГРН 1152508003977, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.11.2015)
о признании незаконным решения Находкинской таможни (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002) от 13.03.2016 года
при участии: стороны не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транс Холдинг ДВ" (далее - общество, декларант, ООО "Транс Холдинг ДВ") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни от 13.03.2016 о принятии таможенной стоимости товара по декларации на товары (далее - ДТ) N 10714040/241215/0045269, выраженного в виде отметки "Таможенная стоимость принята" в ДТС-2.
Одновременно общество ходатайствовало о взыскании с таможни судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.06.2016 заявленное обществом требование удовлетворено. Оспариваемое решение Находкинской таможни признано незаконным как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.
Суд первой инстанции исходил из того, что таможня не доказала наличие обстоятельств, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними, в свою очередь со стороны декларанта были представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с указанными товарами.
Также с Находкинской таможни в пользу общества взысканы расходы на оплату услуг представителя в сумме 15 000 руб. В остальной части в удовлетворении ходатайства о взыскании судебных расходов отказано.
Не согласившись с судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, принятое при неправильном применении норм материального права.
По мнению таможенного органа, корректировка таможенной стоимости была проведена в рамках статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), поскольку в представленных декларантом документах индекс таможенной стоимости товаров, ввезенных обществом, отличен в меньшую сторону от индекса таможенной стоимости идентичных (однородных) товаров, ввозимых на тех же коммерческих условиях, таможенная стоимость которых принята с применением первого метода таможенной оценки.
Выявив признаки недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров, таможня запросила у декларанта дополнительные документы.
Из анализа представленных декларантом документов в обоснование заявленной таможенной стоимости таможней установлено, что цена товара сторонами внешнеторгового контракта не согласована, поскольку представленный обществом счет-проформа подписан только продавцом, а заказ и подтверждение заказа не содержат информацию о стоимости товара за единицу измерения, в связи с чем количественно определить таможенную стоимость не представляется возможным.
Ссылаясь на положения внешнеторгового контракта и требования Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной Приложением N 1 к приказу ФТС России от 14.02.2011 N 272, таможня указала, что на запрос таможни общество не представило сертификат качества товара, то есть не доказал, какие факторы возможно повлияли на формирование цены товара по спорной ДТ.
Настаивая на законности оспариваемого решения таможни, таможенный орган сослался на отсутствие в коммерческих документах по сделке указания полных характеристик товара, являющихся ценообразующим фактором.
По убеждению таможни, представленная обществом ведомость банковского контроля в отсутствие справки о валютных операциях и платежных документов об оплате товара не позволяет таможенному органу проверить сведения о фактически оплаченной сделке в части назначения платежа, оплаты в пользу третьих лиц и т.д.
Кроме того, таможенный орган сослался на непредставление обществом прайс-листа и экспортной декларации.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители общества, таможенного органа не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу таможни в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В декабре 2015 года во исполнение внешнеторгового контракта N IC/TH-001 от 16.11.2015, заключенного между обществом и иностранной компанией, на таможенную территорию Таможенного союза ввезены товары, в целях таможенного оформления которых декларантом подана в таможню ДТ N 10714040/241215/0045269, таможенная стоимость товаров определена по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В ходе таможенного контроля путем использования СУР таможенным органом выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, выражающиеся в значительно более низкой величине заявленной таможенной стоимости в сравнении со стоимостью однородных товаров, в связи с чем таможней было принято решение о проведении дополнительной проверки от 24.12.2015, направлен запрос о представлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
В связи с тем, что представленные декларантом документы не устранили сомнения в достоверности заявленной обществом таможенной стоимости, таможенный орган принял решение от 26.02.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров.
Окончательное решение по таможенной стоимости принято таможней 13.03.2016, о чем свидетельствуют отметка в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2 "Таможенная стоимость принята". Согласно указанному решению таможенная стоимость определена резервным методом на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами.
Полагая, что первоначально представленный пакет документов подтверждал таможенную стоимость товаров, определенную по первому методу таможенной оценки, а решение таможни о принятии таможенной стоимости товаров, определенной с применение резервного метода таможенной оценки на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Транс Холдинг ДВ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в постановлении от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18) также следует, что за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
Пунктом 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 и пунктом 4 статьи 65 ТК ТС установлено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В силу пункта 6 Постановления N 18 в соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС и пунктом 3 статьи 2 Соглашения лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Кодекса и Соглашения судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с ТК ТС (пункт 1 статьи 69 ТК ТС). Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, а декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (пункт 3 статьи 69 ТК ТС).
При этом, как отмечено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 7 Постановления N 18, выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение должно содержать обоснование и срок его исполнения.
В пункте 10 Постановления N 18 также указано, что согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом в том числе в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Согласно пункту 8 Постановления N 18 исходя из положений статей 1, 16 Закона о таможенном регулировании, согласно которым к целям таможенного регулирования и обязанностям таможенных органов относится обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию, при проведении дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС таможенный орган обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Перечень).
Таможенную стоимость товара, ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза по ДТ N 10714040/241215/0045269, общество определило с применением основного метода таможенной оценки, исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество наряду с указанной ДТ, представило в таможенный орган пакет подтверждающих заявленную таможенную стоимость документов: контракт N IC/TH-001 от 16.11.2015, спецификацию N IC/TH-2015/044 от 14.12.2015, инвойс N IC/TH-2015/044 от 14.12.2015, упаковочный лист, коносаменты N N SNKO020151204474, SNKO020151203997, проформу инвойса N IC/TH-2015/044 от 08.12.2015, документы об оплате декларируемой поставки и другие документы согласно описи к спорной ДТ.
Доказательств недостоверности указанных документов либо заявленных в них сведений таможней суду не представлено.
Исследовав представленные декларантом документы, подтверждающие правомерность определения таможенной стоимости ввезенных товаров по первому методу, суд правомерно пришел к выводу, что заявитель представил все документы, поименованные в этом перечне, а также документы, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты.
Ссылка таможни на то, что обществом не был представлен прайс-лист продавца/производителя товара, экспортная декларация отклоняется апелляционным судом, поскольку указанные документы не входят в перечень документов, представление которых необходимо при таможенном декларировании товаров.
Довод таможни о том, что декларантом не подтверждено согласование сторонами внешнеторговой сделки стоимости спорной поставки отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Согласно пункту 2.3 Контракта цены за товар (партию товара), ассортимент, количество, срок оплаты и иные характеристики указываются в спецификациях к настоящему контракту и согласовываются сторонами.
Из имеющейся в материалах дела спецификации N IC/TH-2015/044 от 14.12.2015 к Контракту, подписанной сторонами сделки, следует, что ими согласован перечень товаров по конкретной поставке, их количество в единицах измерения, цена за единицу измерения каждого наименования товара, стоимость каждого товара и поставки в целом.
При этом количество единиц измерения каждого вида товара, указанного в спецификации совпадает с данными, указанными в заказе от 30.11.2015 и в подтверждении заказа от 30.11.2015.
Как обоснованно отметил в обжалуемом решении суд первой инстанции, нормативного обоснования требования таможенного органа об обязательности указания в заказе и подтверждении заказа информации о стоимости товара за единицу измерения не представлено.
Принимая во внимание, что счет-проформа в международной коммерческой практике - это документ, предоставляемый продавцом покупателю и содержащий сведения о цене и стоимости товара, апелляционная коллегия исходит из того, что подписание указанного документа покупателем не предполагается.
Ссылка таможни на то, что неподписание покупателем счета-проформы свидетельствует о нарушении условий контракта, отклоняется судебной коллегией, поскольку из содержания пункта 12.3 контракта следует, что его требования к письменному оформлению и утверждению сторонами распространяются только на изменения, дополнения или исправления настоящего контракта и не относятся, в том числе к счету-проформе.
Указание таможни на то, что декларант не доказал, какие факторы возможно повлияли на формирование цены товара по спорной ДТ ввиду непредставления им сертификата качества товара также отклоняется судом апелляционной инстанции.
Действительно, согласно пункту 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Пунктом 5.1 Контракта предусмотрено, что качество товара гарантируется продавцом и должно соответствовать нормативным характеристикам и образцам-эталонам, согласованным и заверенным продавцом и покупателем и подтверждаться сертификатом качества.
Вместе с тем, доказательств представления продавцом покупателю соответствующего сертификата на товары не представлено.
Более того, из содержания решения о проведении дополнительной проверки от 24.12.2015 не следует, что указанные документы запрашивались таможней декларанта.
В связи с этим довод таможни о наличии каких-либо факторов, повлиявших на формирование цены товара по спорной ДТ, признается коллегией несостоятельным.
Указание таможни на то, что ни в контракте, ни в спецификации, ни в инвойсе не отражены полные характеристики товара в полном объеме, а именно не указаны состав товара, процентное содержание каждого компонента, маркировка товара, полное описание фасовки и т.д., тогда как, в свою очередь, данные сведения влияют на классификационный код товара, а также являются ценообразующим фактором, поскольку цена за единицу товара зависит от состава, маркировки товара, фасовки, отклоняется апелляционным судом, поскольку таможенный орган не обосновал, каким образом отсутствие соответствующих данных о компонентном составе товара, его маркировке и описания фасовки в представленных коммерческих документах повлияло на формирование структуры таможенной стоимости, притом, что данные сведения указаны в ДТ (графа 31). Доказательств того, что таможенная стоимость товаров в связи с этим заявлена неверно и основана на недостоверных сведения таможней не представлено.
Кроме того, из содержания представленных обществом коммерческих документов по сделке следует, какой товар, по какой цене и на каких условиях ввезен на таможенную территорию Российской Федерации.
Довод таможенного органа о том, что представленная обществом ведомость банковского контроля в отсутствие справки о валютных операциях и платежных документов об оплате товара не позволяет таможенному органу проверить сведения о фактически оплаченной сделке в части назначения платежа, оплаты в пользу третьих лиц и т.д., не принимается судебной коллегией.
Так, представленная обществом ведомость банковского контроля с указанием в ней наименования продавца товаров, реквизитов контракта и стоимости поставки по спорной ДТ содержит сведения об ее оплате в сумме согласованной сторонами в спецификации и указанной в инвойсе.
Указанная стоимость поставки в том же размере отражена обществом в ДТ (графы 22, 42).
Также согласно представленным обществом заявлениям на перевод от 28.01.2016 N N 20, 21 и письмам ООО "Транс Холдинг ДВ" от 16.03.2016 N 20 и от 14.03.2016 N 21 в адрес фирмы "XIAMEN IVAN-CENTURY CORPORATION" следует, что фактически учет оплаты по указанным заявлениям в части оплаты по инвойсу N IC/TH-2015/044 от 14.12.2015 на сумму 19 210 долл. США и 5 624,20 долл. США (всего на сумму 24 834,20 долл. США) был осуществлен после вынесения таможенным органом оспариваемого решения.
При этом в силу пункта 2.5 Контракта покупатель оплачивает стоимость партии товара в течение 90 дней начиная с даты поставки согласно пункту 3.3 настоящего Контракта.
По данным коносаментов N N SNKO020151204474, SNKO020151203997 датой поставки товаров являются 15.12.2015 и 18.12.2015, соответственно, в связи с чем на дату вынесения оспариваемого решения (13.03.2016) 90 дней не истекли.
Таким образом, имея в виду, что предоставление декларантом банковских документов предусмотрено только в случае, если счет-фактура оплачена в зависимости от условий внешнеторгового контракта (пункт 1 Перечня документов), то в рассматриваемом случае требование таможенного органа о предоставлении обществом банковских платежных документов по спорной поставке правомерно признано судом первой инстанции необоснованным.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает, что доказательств несоблюдения декларантом установленного пунктом 2 статьи 65 ТК ТС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами и наличия предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров, таможенный орган не представил.
Более того, в соответствии с пунктом 10 Постановления N 18 непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем при сохранении сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам дополнительной проверки, по смыслу пункта 4 статьи 69 Кодекса, решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности.
При этом из материалов дела следует, что в ответ на запрос на представление дополнительных документов декларант представил в таможенный орган имеющиеся у него документы, пояснения по истребуемым документам, в том числе с указанием на невозможность представления конкретных документов, поименованных в запросе таможни.
Согласно статье 111 ТК ТС, полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться, как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ.
Между тем, доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, судебной коллегией не установлено.
Невозможность использования документов, представленных обществом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
Согласно пункту 18 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной Приложением N 1 к приказу ФТС России от 14.02.2011 N 272, запрос о представлении дополнительных документов и сведений для подтверждения таможенной стоимости формируется с учетом обстоятельств и условий конкретной внешнеторговой сделки с учетом определения того, какие сведения, заявленные декларантом (таможенным представителем), вызывают сомнения у таможенного органа, а, следовательно, требуют уточнения или подтверждения и какие документы необходимо для этого представить.
Таможенным органом не указаны, а судебной коллегией не выявлены обстоятельства и условия внешнеторговой сделки, которые вызывают сомнения, а, следовательно, требуют уточнения документами, запрошенными таможенным органом в рамках дополнительной проверки.
Оценив то обстоятельство, что показатели таможенной стоимости декларируемого заявителем товара существенно ниже стоимости однородных товаров (0,17 долл. США/кг против 0,59-0,6 долл. США/кг), суд первой инстанции правомерно не принял его во внимание исходя из следующего.
Так, в решении о корректировке таможенной стоимости товаров по спорной ДТ таможней указаны ДТ N 10802070/071215/0005731 и ДТ N 10708020/031115/0001861. Анализ данных спорной ДТ и указанных деклараций показал, что отличие ценовой информации на указанные в них товары обусловлено несопоставимыми условиями ввоза: условия поставки (CFR Восточный и FOB Циньдао, DAF Амурзет), различные фирмы-изготовители (CHANGZHOU GOLDENBURG WOOD CO., LTD и SHANDONG YUCHENG YANFEI WOOD PRODUCT CO., LTD и MO YA JING YIN DI BAN), различные торговые марки товара (ecoflooring и european), разное наименование товаров (ламинат на основе древесноволокнистых плит (MDF) с механической обработкой поверхности и плиты древесно-волокнистые (ламинат) и напольное покрытие на основе древесно-волокнистых плит ламинированное бумагой). Судом также учтено использование таможней данных деклараций иных регионов (т/п Минераловодский и т/п Биробиджанский).
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку таможенного органа на отличие уровня заявленной декларантом таможенной стоимости от ценовой информации, имеющейся в таможенном органе, так как указанное обстоятельство само по себе не предусматривает право на корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в законе в качестве безусловного основания для корректировки.
Не представление заявителем дополнительно запрошенных таможенным органом документов, учитывая представленные ранее декларантом в таможню документы, позволяющие определить заявленную таможенную стоимость товара с учетом выбранного им метода по цене сделки, не повлекло указания недостоверной или неполной информации о таможенной стоимости товаров, и не является основанием в спорном случае для корректировки таможенной стоимости.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что таможенный орган не доказал наличие обстоятельств, препятствующих применению первого метода определения таможенной стоимости товаров. В свою очередь, со стороны общества представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность применения первого метода.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что общество надлежаще оформленными документами подтвердило правомерность определения им таможенной стоимости товара по спорной ДТ по первоначально заявленному им методу, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали правовые основания для корректировки таможенной стоимости и принятия таможенной стоимости по иному (отличному от первого) методу.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение таможенного органа повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, судебная коллегия считает, что решение таможни от 13.03.2016 о принятии таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10714040/241215/0045269, оформленное в виде отметки "Таможенная стоимость принята", в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Учитывая результаты рассмотрения спора, в соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество имело право на компенсацию понесенных судебных расходов на оплату услуг представителя.
Заявленные обществом судебные расходы в сумме 25 000 руб. составили расходы на оплату услуг представителя по договору об оказании юридических услуг от 11.01.2016 N 7-2016 с протоколом согласования перечня оказываемых услуг и их стоимости от 29.02.2016 N 27.
Факт несения обществом вышеназванных расходов подтверждается платежным поручением N 137 от 02.03.20165, а факт оказания услуг - актом N 27 от 09.03.2016.
Указанные понесенные обществом расходы, с учетом положений нормы пункта 2 статьи 110 АПК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 1 от 21.01.2016 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" и Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" о разумных пределах взыскиваемых расходов, постановления Совета Адвокатской палаты Приморского края "О минимальных ставках вознаграждения за оказываемую юридическую помощь" от 04.02.2015, а также в соответствии со статьей 71 АПК РФ исходя из оценки установленных обстоятельств настоящего спора, принимая во внимание объем и характер выполненных представителем работ, категорию спора, сложившуюся судебную практику, правомерно признаны судом разумными, достаточными и подлежащими взысканию с таможни в сумме 15 000 руб., из заявленных 25 000 руб., о чем лицами, участвующими в деле, в суде апелляционной инстанции возражений не заявлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.06.2016 по делу N А51-12028/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2016 N 05АП-6291/2016 ПО ДЕЛУ N А51-12028/2016
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2016 г. по делу N А51-12028/2016
Резолютивная часть постановления оглашена 22 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-6291/2016
на решение от 27.06.2016
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-12028/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс Холдинг ДВ" (ИНН 2508124144, ОГРН 1152508003977, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.11.2015)
о признании незаконным решения Находкинской таможни (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002) от 13.03.2016 года
при участии: стороны не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транс Холдинг ДВ" (далее - общество, декларант, ООО "Транс Холдинг ДВ") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни от 13.03.2016 о принятии таможенной стоимости товара по декларации на товары (далее - ДТ) N 10714040/241215/0045269, выраженного в виде отметки "Таможенная стоимость принята" в ДТС-2.
Одновременно общество ходатайствовало о взыскании с таможни судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.06.2016 заявленное обществом требование удовлетворено. Оспариваемое решение Находкинской таможни признано незаконным как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.
Суд первой инстанции исходил из того, что таможня не доказала наличие обстоятельств, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними, в свою очередь со стороны декларанта были представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с указанными товарами.
Также с Находкинской таможни в пользу общества взысканы расходы на оплату услуг представителя в сумме 15 000 руб. В остальной части в удовлетворении ходатайства о взыскании судебных расходов отказано.
Не согласившись с судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, принятое при неправильном применении норм материального права.
По мнению таможенного органа, корректировка таможенной стоимости была проведена в рамках статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), поскольку в представленных декларантом документах индекс таможенной стоимости товаров, ввезенных обществом, отличен в меньшую сторону от индекса таможенной стоимости идентичных (однородных) товаров, ввозимых на тех же коммерческих условиях, таможенная стоимость которых принята с применением первого метода таможенной оценки.
Выявив признаки недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров, таможня запросила у декларанта дополнительные документы.
Из анализа представленных декларантом документов в обоснование заявленной таможенной стоимости таможней установлено, что цена товара сторонами внешнеторгового контракта не согласована, поскольку представленный обществом счет-проформа подписан только продавцом, а заказ и подтверждение заказа не содержат информацию о стоимости товара за единицу измерения, в связи с чем количественно определить таможенную стоимость не представляется возможным.
Ссылаясь на положения внешнеторгового контракта и требования Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной Приложением N 1 к приказу ФТС России от 14.02.2011 N 272, таможня указала, что на запрос таможни общество не представило сертификат качества товара, то есть не доказал, какие факторы возможно повлияли на формирование цены товара по спорной ДТ.
Настаивая на законности оспариваемого решения таможни, таможенный орган сослался на отсутствие в коммерческих документах по сделке указания полных характеристик товара, являющихся ценообразующим фактором.
По убеждению таможни, представленная обществом ведомость банковского контроля в отсутствие справки о валютных операциях и платежных документов об оплате товара не позволяет таможенному органу проверить сведения о фактически оплаченной сделке в части назначения платежа, оплаты в пользу третьих лиц и т.д.
Кроме того, таможенный орган сослался на непредставление обществом прайс-листа и экспортной декларации.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители общества, таможенного органа не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу таможни в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В декабре 2015 года во исполнение внешнеторгового контракта N IC/TH-001 от 16.11.2015, заключенного между обществом и иностранной компанией, на таможенную территорию Таможенного союза ввезены товары, в целях таможенного оформления которых декларантом подана в таможню ДТ N 10714040/241215/0045269, таможенная стоимость товаров определена по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В ходе таможенного контроля путем использования СУР таможенным органом выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, выражающиеся в значительно более низкой величине заявленной таможенной стоимости в сравнении со стоимостью однородных товаров, в связи с чем таможней было принято решение о проведении дополнительной проверки от 24.12.2015, направлен запрос о представлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
В связи с тем, что представленные декларантом документы не устранили сомнения в достоверности заявленной обществом таможенной стоимости, таможенный орган принял решение от 26.02.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров.
Окончательное решение по таможенной стоимости принято таможней 13.03.2016, о чем свидетельствуют отметка в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2 "Таможенная стоимость принята". Согласно указанному решению таможенная стоимость определена резервным методом на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами.
Полагая, что первоначально представленный пакет документов подтверждал таможенную стоимость товаров, определенную по первому методу таможенной оценки, а решение таможни о принятии таможенной стоимости товаров, определенной с применение резервного метода таможенной оценки на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Транс Холдинг ДВ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в постановлении от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18) также следует, что за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
Пунктом 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 и пунктом 4 статьи 65 ТК ТС установлено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В силу пункта 6 Постановления N 18 в соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС и пунктом 3 статьи 2 Соглашения лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Кодекса и Соглашения судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с ТК ТС (пункт 1 статьи 69 ТК ТС). Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, а декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (пункт 3 статьи 69 ТК ТС).
При этом, как отмечено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 7 Постановления N 18, выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение должно содержать обоснование и срок его исполнения.
В пункте 10 Постановления N 18 также указано, что согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом в том числе в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Согласно пункту 8 Постановления N 18 исходя из положений статей 1, 16 Закона о таможенном регулировании, согласно которым к целям таможенного регулирования и обязанностям таможенных органов относится обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию, при проведении дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС таможенный орган обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Перечень).
Таможенную стоимость товара, ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза по ДТ N 10714040/241215/0045269, общество определило с применением основного метода таможенной оценки, исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество наряду с указанной ДТ, представило в таможенный орган пакет подтверждающих заявленную таможенную стоимость документов: контракт N IC/TH-001 от 16.11.2015, спецификацию N IC/TH-2015/044 от 14.12.2015, инвойс N IC/TH-2015/044 от 14.12.2015, упаковочный лист, коносаменты N N SNKO020151204474, SNKO020151203997, проформу инвойса N IC/TH-2015/044 от 08.12.2015, документы об оплате декларируемой поставки и другие документы согласно описи к спорной ДТ.
Доказательств недостоверности указанных документов либо заявленных в них сведений таможней суду не представлено.
Исследовав представленные декларантом документы, подтверждающие правомерность определения таможенной стоимости ввезенных товаров по первому методу, суд правомерно пришел к выводу, что заявитель представил все документы, поименованные в этом перечне, а также документы, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты.
Ссылка таможни на то, что обществом не был представлен прайс-лист продавца/производителя товара, экспортная декларация отклоняется апелляционным судом, поскольку указанные документы не входят в перечень документов, представление которых необходимо при таможенном декларировании товаров.
Довод таможни о том, что декларантом не подтверждено согласование сторонами внешнеторговой сделки стоимости спорной поставки отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Согласно пункту 2.3 Контракта цены за товар (партию товара), ассортимент, количество, срок оплаты и иные характеристики указываются в спецификациях к настоящему контракту и согласовываются сторонами.
Из имеющейся в материалах дела спецификации N IC/TH-2015/044 от 14.12.2015 к Контракту, подписанной сторонами сделки, следует, что ими согласован перечень товаров по конкретной поставке, их количество в единицах измерения, цена за единицу измерения каждого наименования товара, стоимость каждого товара и поставки в целом.
При этом количество единиц измерения каждого вида товара, указанного в спецификации совпадает с данными, указанными в заказе от 30.11.2015 и в подтверждении заказа от 30.11.2015.
Как обоснованно отметил в обжалуемом решении суд первой инстанции, нормативного обоснования требования таможенного органа об обязательности указания в заказе и подтверждении заказа информации о стоимости товара за единицу измерения не представлено.
Принимая во внимание, что счет-проформа в международной коммерческой практике - это документ, предоставляемый продавцом покупателю и содержащий сведения о цене и стоимости товара, апелляционная коллегия исходит из того, что подписание указанного документа покупателем не предполагается.
Ссылка таможни на то, что неподписание покупателем счета-проформы свидетельствует о нарушении условий контракта, отклоняется судебной коллегией, поскольку из содержания пункта 12.3 контракта следует, что его требования к письменному оформлению и утверждению сторонами распространяются только на изменения, дополнения или исправления настоящего контракта и не относятся, в том числе к счету-проформе.
Указание таможни на то, что декларант не доказал, какие факторы возможно повлияли на формирование цены товара по спорной ДТ ввиду непредставления им сертификата качества товара также отклоняется судом апелляционной инстанции.
Действительно, согласно пункту 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Пунктом 5.1 Контракта предусмотрено, что качество товара гарантируется продавцом и должно соответствовать нормативным характеристикам и образцам-эталонам, согласованным и заверенным продавцом и покупателем и подтверждаться сертификатом качества.
Вместе с тем, доказательств представления продавцом покупателю соответствующего сертификата на товары не представлено.
Более того, из содержания решения о проведении дополнительной проверки от 24.12.2015 не следует, что указанные документы запрашивались таможней декларанта.
В связи с этим довод таможни о наличии каких-либо факторов, повлиявших на формирование цены товара по спорной ДТ, признается коллегией несостоятельным.
Указание таможни на то, что ни в контракте, ни в спецификации, ни в инвойсе не отражены полные характеристики товара в полном объеме, а именно не указаны состав товара, процентное содержание каждого компонента, маркировка товара, полное описание фасовки и т.д., тогда как, в свою очередь, данные сведения влияют на классификационный код товара, а также являются ценообразующим фактором, поскольку цена за единицу товара зависит от состава, маркировки товара, фасовки, отклоняется апелляционным судом, поскольку таможенный орган не обосновал, каким образом отсутствие соответствующих данных о компонентном составе товара, его маркировке и описания фасовки в представленных коммерческих документах повлияло на формирование структуры таможенной стоимости, притом, что данные сведения указаны в ДТ (графа 31). Доказательств того, что таможенная стоимость товаров в связи с этим заявлена неверно и основана на недостоверных сведения таможней не представлено.
Кроме того, из содержания представленных обществом коммерческих документов по сделке следует, какой товар, по какой цене и на каких условиях ввезен на таможенную территорию Российской Федерации.
Довод таможенного органа о том, что представленная обществом ведомость банковского контроля в отсутствие справки о валютных операциях и платежных документов об оплате товара не позволяет таможенному органу проверить сведения о фактически оплаченной сделке в части назначения платежа, оплаты в пользу третьих лиц и т.д., не принимается судебной коллегией.
Так, представленная обществом ведомость банковского контроля с указанием в ней наименования продавца товаров, реквизитов контракта и стоимости поставки по спорной ДТ содержит сведения об ее оплате в сумме согласованной сторонами в спецификации и указанной в инвойсе.
Указанная стоимость поставки в том же размере отражена обществом в ДТ (графы 22, 42).
Также согласно представленным обществом заявлениям на перевод от 28.01.2016 N N 20, 21 и письмам ООО "Транс Холдинг ДВ" от 16.03.2016 N 20 и от 14.03.2016 N 21 в адрес фирмы "XIAMEN IVAN-CENTURY CORPORATION" следует, что фактически учет оплаты по указанным заявлениям в части оплаты по инвойсу N IC/TH-2015/044 от 14.12.2015 на сумму 19 210 долл. США и 5 624,20 долл. США (всего на сумму 24 834,20 долл. США) был осуществлен после вынесения таможенным органом оспариваемого решения.
При этом в силу пункта 2.5 Контракта покупатель оплачивает стоимость партии товара в течение 90 дней начиная с даты поставки согласно пункту 3.3 настоящего Контракта.
По данным коносаментов N N SNKO020151204474, SNKO020151203997 датой поставки товаров являются 15.12.2015 и 18.12.2015, соответственно, в связи с чем на дату вынесения оспариваемого решения (13.03.2016) 90 дней не истекли.
Таким образом, имея в виду, что предоставление декларантом банковских документов предусмотрено только в случае, если счет-фактура оплачена в зависимости от условий внешнеторгового контракта (пункт 1 Перечня документов), то в рассматриваемом случае требование таможенного органа о предоставлении обществом банковских платежных документов по спорной поставке правомерно признано судом первой инстанции необоснованным.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает, что доказательств несоблюдения декларантом установленного пунктом 2 статьи 65 ТК ТС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами и наличия предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров, таможенный орган не представил.
Более того, в соответствии с пунктом 10 Постановления N 18 непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем при сохранении сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам дополнительной проверки, по смыслу пункта 4 статьи 69 Кодекса, решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности.
При этом из материалов дела следует, что в ответ на запрос на представление дополнительных документов декларант представил в таможенный орган имеющиеся у него документы, пояснения по истребуемым документам, в том числе с указанием на невозможность представления конкретных документов, поименованных в запросе таможни.
Согласно статье 111 ТК ТС, полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться, как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ.
Между тем, доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, судебной коллегией не установлено.
Невозможность использования документов, представленных обществом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
Согласно пункту 18 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной Приложением N 1 к приказу ФТС России от 14.02.2011 N 272, запрос о представлении дополнительных документов и сведений для подтверждения таможенной стоимости формируется с учетом обстоятельств и условий конкретной внешнеторговой сделки с учетом определения того, какие сведения, заявленные декларантом (таможенным представителем), вызывают сомнения у таможенного органа, а, следовательно, требуют уточнения или подтверждения и какие документы необходимо для этого представить.
Таможенным органом не указаны, а судебной коллегией не выявлены обстоятельства и условия внешнеторговой сделки, которые вызывают сомнения, а, следовательно, требуют уточнения документами, запрошенными таможенным органом в рамках дополнительной проверки.
Оценив то обстоятельство, что показатели таможенной стоимости декларируемого заявителем товара существенно ниже стоимости однородных товаров (0,17 долл. США/кг против 0,59-0,6 долл. США/кг), суд первой инстанции правомерно не принял его во внимание исходя из следующего.
Так, в решении о корректировке таможенной стоимости товаров по спорной ДТ таможней указаны ДТ N 10802070/071215/0005731 и ДТ N 10708020/031115/0001861. Анализ данных спорной ДТ и указанных деклараций показал, что отличие ценовой информации на указанные в них товары обусловлено несопоставимыми условиями ввоза: условия поставки (CFR Восточный и FOB Циньдао, DAF Амурзет), различные фирмы-изготовители (CHANGZHOU GOLDENBURG WOOD CO., LTD и SHANDONG YUCHENG YANFEI WOOD PRODUCT CO., LTD и MO YA JING YIN DI BAN), различные торговые марки товара (ecoflooring и european), разное наименование товаров (ламинат на основе древесноволокнистых плит (MDF) с механической обработкой поверхности и плиты древесно-волокнистые (ламинат) и напольное покрытие на основе древесно-волокнистых плит ламинированное бумагой). Судом также учтено использование таможней данных деклараций иных регионов (т/п Минераловодский и т/п Биробиджанский).
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку таможенного органа на отличие уровня заявленной декларантом таможенной стоимости от ценовой информации, имеющейся в таможенном органе, так как указанное обстоятельство само по себе не предусматривает право на корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в законе в качестве безусловного основания для корректировки.
Не представление заявителем дополнительно запрошенных таможенным органом документов, учитывая представленные ранее декларантом в таможню документы, позволяющие определить заявленную таможенную стоимость товара с учетом выбранного им метода по цене сделки, не повлекло указания недостоверной или неполной информации о таможенной стоимости товаров, и не является основанием в спорном случае для корректировки таможенной стоимости.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что таможенный орган не доказал наличие обстоятельств, препятствующих применению первого метода определения таможенной стоимости товаров. В свою очередь, со стороны общества представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность применения первого метода.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что общество надлежаще оформленными документами подтвердило правомерность определения им таможенной стоимости товара по спорной ДТ по первоначально заявленному им методу, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали правовые основания для корректировки таможенной стоимости и принятия таможенной стоимости по иному (отличному от первого) методу.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение таможенного органа повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, судебная коллегия считает, что решение таможни от 13.03.2016 о принятии таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10714040/241215/0045269, оформленное в виде отметки "Таможенная стоимость принята", в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Учитывая результаты рассмотрения спора, в соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество имело право на компенсацию понесенных судебных расходов на оплату услуг представителя.
Заявленные обществом судебные расходы в сумме 25 000 руб. составили расходы на оплату услуг представителя по договору об оказании юридических услуг от 11.01.2016 N 7-2016 с протоколом согласования перечня оказываемых услуг и их стоимости от 29.02.2016 N 27.
Факт несения обществом вышеназванных расходов подтверждается платежным поручением N 137 от 02.03.20165, а факт оказания услуг - актом N 27 от 09.03.2016.
Указанные понесенные обществом расходы, с учетом положений нормы пункта 2 статьи 110 АПК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 1 от 21.01.2016 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" и Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" о разумных пределах взыскиваемых расходов, постановления Совета Адвокатской палаты Приморского края "О минимальных ставках вознаграждения за оказываемую юридическую помощь" от 04.02.2015, а также в соответствии со статьей 71 АПК РФ исходя из оценки установленных обстоятельств настоящего спора, принимая во внимание объем и характер выполненных представителем работ, категорию спора, сложившуюся судебную практику, правомерно признаны судом разумными, достаточными и подлежащими взысканию с таможни в сумме 15 000 руб., из заявленных 25 000 руб., о чем лицами, участвующими в деле, в суде апелляционной инстанции возражений не заявлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.06.2016 по делу N А51-12028/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
В.В.РУБАНОВА
Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Т.А.СОЛОХИНА
В.В.РУБАНОВА
Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)