Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.06.2016 N 10АП-4987/2016 ПО ДЕЛУ N А41-83475/15

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2016 г. по делу N А41-83475/15


Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от Шереметьевской таможни - Калинина И.Е., по доверенности от 11 января 2016 года N 04-40/00233,
от закрытого акционерного общества "Юнитрейд" - Капланов Д.Д., по доверенности от 20 ноября 2015 года,
от общества с ограниченной ответственностью "Джонсон&Джонсон" - Капланов Д.Д., по доверенности от 10 июня 2016 года N 3291,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни
на решение Арбитражного суда Московской области
от 26 февраля 2016 года по делу N А41-83475/15, принятое судьей Гейц И.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Юнитрейд" и общества с ограниченной ответственностью "Джонсон&Джонсон"
к Шереметьевской таможне
о признании незаконным решения,

установил:

закрытое акционерное общество "Юнитрейд" и Общество с ограниченной ответственностью "Джонсон & Джонсон" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ) к Шереметьевской таможне Федеральной таможенной службы (далее - таможенный орган) с требованиями:
- - признать незаконным решение ОТО и ТК N 1 таможенного поста Аэропорт Шереметьево Шереметьевской таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 17 августа 2015 года по ДТ N 10005022/120815/0042716;
- - обязать Шереметьевскую таможню восстановить нарушенное право ЗАО "Юнитрейд" и ООО "Джонсон & Джонсон" путем применения ставки 10% НДС и внесения изменений в графы 36, 47, В товара N 2 по ДТ N 10005022/120815/0042716.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2016 года по делу N А41-83475/15 заявление удовлетворено (л.д. 28 - 30 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела, а также неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителей возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Джонсон & Джонсон" во исполнение внешнеторгового контракта ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары (товар N 2): принадлежности для клипсонакладыватель "Лапра Ти Уай" (LAPRA-TY) для фиксации шовного материала: клипсы "Лапра Ти Уай" для фиксации шовного материала, код ОКП 943100, код ТН ВЭД 3006 10 900 0.
12 августа 2015 года таможенным представителем ЗАО "Юнитрейд" от имени декларанта ООО "Джонсон & Джонсон" с целью таможенного декларирования в отношении ввезенного товара в Шереметьевскую таможню с применением процедуры электронного декларирования подана электронная таможенная декларация - N 10005022/120815/0042716 (далее - ЭДТ), в которой в отношении товара N 2 обществом на основании статей 149, 150 НК РФ заявлена льгота по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке 0%, с приложением регистрационных удостоверений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).
При проведении таможенного контроля принято решение от 17 августа 2015 года о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары в отношении товара N 2 по ДТ N 10005022/120815/0042716, и которым предписано декларанту в срок до 17 августа 2015 года на таможенный пост представить корректировку декларации на товар.
В связи с принятым таможенным органом решением обществом была подана форма корректировки декларации на товар N 2, внесены изменения в графы 36, 47, В, в отношении товара N 2 по ДТ N 10005022/120815/0042716, уплачен НДС по ставке 18%, осуществлен ввоз товара N 2 в отсутствие заявленной льготы.
17 августа 2015 года таможенным органом принято решение о выпуске товара.
Не согласившись с решением таможенного органа о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары в отношении товара N 2 по ДТ N 10005022/120815/0042716, ЗАО "Юнитрейд" и ООО "Джонсон & Джонсон" обратились в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Апелляционный суд согласен с выводом суд первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Пунктом 2 статьи 1 ТК ТС установлено, что таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Пунктом 1 части 1 статьи 146 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно статье 74 Таможенного кодекса Таможенного союза под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с Таможенного кодекса и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно части 1 статьи 211 Таможенного кодекса обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случае, если в соответствии с Таможенного кодекса, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (пункт 4 части 3 статьи 80 Таможенного кодекса).
Статьей 191 ТК ТС установлено, что сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий:
- - если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;
- - если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.
Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.
Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства Таможенного Союза.
Порядок изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары после выпуска товаров определен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии", которым утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - Порядок).
Данным Порядком определены случаи и порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - ДТ).
В соответствии с пунктом 5 Порядка внесение изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товаров, осуществляется на основании:
а) разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ (далее - письменное обращение), при одновременном соблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс);
б) письменного обращения в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 193 Кодекса, при необходимости внесения в ДТ сведений, которые по своему характеру не могли быть известны декларанту при предварительном таможенном декларировании товаров до ввоза товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) их предъявления таможенному органу;
в) принятого таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
На основании пункта 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 указанной статьи). Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, определен в статьях 183 - 184 ТК ТС и названном Перечне.
Пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 150 и подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 года N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень), в примечании 1 которого указано, что к перечисленной в данном Перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) порядке.
Как разъяснено в Письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 марта 2002 года N 2510/2698-02-23 и Министерства финансов Российской Федерации от 06 марта 2002 года N 04-03-05/10, принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП). Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукций освобождаются от налога на добавленную стоимость.
В примечании к вышеназванному постановлению указано, что не подлежит обложению медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Статьей 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Согласно пункту 4 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила N 1416). Данными Правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Таким образом, существовало несоответствие терминологии, изложенной в Налоговом кодексе (указаны термины "медицинская техника", "изделия медицинского назначения"), терминологии, применяемой законом и используемой при выдаче регистрационного удостоверения (термин "медицинские изделия").
В настоящее время в связи с внесенными изменениями в Налоговый кодекс (в редакции Федерального закона N 317-ФЗ) указанные несоответствия устранены.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что какое-либо несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, не должно лишать юридическое лицо права на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение изделий медицинского назначения производится по налоговой ставке 10%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года N 688 утверждены Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации и Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию.
В письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03 сентября 2013 года N 1010296/25-3 и Министерства финансов Российской Федерации от 21 октября 2013 года N 03-07-07/43912 разъяснено, что принадлежность изделий медицинского назначения к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП) и кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ЕТН ВЭД ТС).
Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 и единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Перечисленные в Перечне группы изделий медицинского назначения, а также входящие в них подгруппы и виды продукции облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 10%. Аналогично решается вопрос и применительно к позициям, субпозициям и подсубпозициям товаров, поименованным в ЕТН ВЭД ТС.
Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при их реализации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года N 688 содержит позицию классификатора с кодом ОКП 94 3100 - инструменты механизированные.
Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ТС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при их ввозе в Российскую Федерацию указана субпозиция 3006 10, включающая подсубпозицию 3006 10 900 0 - стерильный хирургический кетгут, аналогичные стерильные материалы для наложения швов (включая стерильные рассасывающиеся хирургические или стоматологические нити) и стерильные адгезивные ткани для хирургического закрытия ран; стерильная ламинария и стерильные тампоны из ламинарии; стерильные рассасывающиеся хирургические или стоматологические кровоостанавливающие средства (гемостатики); стерильные хирургические или стоматологические адгезионные барьеры, рассасывающиеся или нерассасывающиеся прочие.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 года N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации, со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.
Как следует из материалов дела, ООО "Джонсон & Джонсон" во исполнение внешнеторгового контракта ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары (товар N 2): принадлежности для клипсонакладыватель "Лапра Ти Уай" (LAPRA-TY) для фиксации шовного материала: клипсы "Лапра Ти Уай" для фиксации шовного материала, код ОКП 943100, код ТН ВЭД 3006 10 900 0.
При декларировании товаров заявителем к ЭДТ было приложено регистрационные удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 21 августа 2009 года N ФСЗ 2009/04949, декларация о соответствии от 23 августа 2012 года N РОСС СН.ИМ28.Д01210.
Из содержания регистрационного удостоверения следует, что ввезенный обществом товар относятся к медицинским изделиям и имеет код ОКП 94 3110.
Указанный вид медицинской техники, имеющей код классификации ОК 005-93 (код ОКП 94 3110), входит в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации подлежит налогообложению по ставке 10% НДС.
Следовательно, поскольку ввоз рассматриваемых товаров подлежал обложению НДС по ставке 10%, соответственно, НДС, уплаченный по ставке 18%, является, в соответствии с ТК ТС, излишне уплаченным, и основания для принятия решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 12 августа 2015 года по ДТ N 10005022/120815/0042716 по ставке 18% у таможенного органа отсутствовали.
Довод таможенного органа о том, что оспариваемое решение таможенного органа не затрагивает права и законные интересы таможенного представителя ЗАО "Юнитрейд" обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку общество обязано было совершить действия по оформлению товара без льготы по НДС, осуществить оплату от имени декларанта НДС по ставке 18% для выпуска товара в свободное обращение, хотя им была заявлена льгота.
Суд также правомерно учел, что неправомерные требования таможенного органа фактически дискредитирует таможенного представителя как профессионального участника рынка оказания услуг по таможенному оформлению товара, однако исходя из позиции таможни, доказывать неправомерность указанных требований таможенный представитель не вправе по причине выполнения всех действий от имени и за счет клиента, что противоречит целям и задачам института таможенного представителя как профессионального посредника между декларантом и таможенными органами, в том числе, при рассмотрении споров, вытекающих из действий таможенного представителя при оформлении товара и соответствующей реакцией таможенных органов на них.





































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)