Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.
судей: Захарова С.Л., Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Батаевым В.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "ВЭД Транс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2017 по делу N А40-50552/17(2-378) судьи Махлаевой Т.И.
по заявлению ООО "ВЭД Транс"
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: Родин А.В. по дов. от 24.07.2017;
- установил:
ООО "ВЭД Транс" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Московской областной таможни от 01.02.2017 г. о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по ДТ N 10130210/150316/0005690. в связи с несоответствием Таможенному кодексу Таможенного союза, Соглашению от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2017 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку судом не установлены условия, предусмотренные ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, необходимые для признания оспариваемого решения недействительным.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылался на нарушение судом норм материального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав позицию ответчика, оценив их взаимосвязь с учетом требований ст. 71 АПК РФ, рассмотрев содержащиеся в апелляционной жалобе доводы, приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ВЭД ТРАНС" (далее - Общество) заключило с компанией "DONGNING COUNTY YUPENG TRADE CO., LTD" (Продавец, Китай) контракт от 29.10.2015 N 29102015VT на поставку различных товаров, на условиях поставки "CFR, CIF, FOB", а также "CPT, FCA, CIP, DAT, DAP, DDP пункт пропуска" (согласно редакции Инкотермс-2010).
Общество предъявило на Можайский таможенный пост (ЦЭД) Московской областной таможни ДТ N 10130210/150316/0005690 с пакетом документов для помещения товаров под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления. Таможенная стоимость товаров заявлена Обществом в соответствии со ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение). Для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров Обществом представлены: контракт от 29.10.2015 N 29102015VT, дополнительное соглашение от 11.03.2016 N 31, инвойс от 11.03.2016 N 31, прайс-лист, экспортная декларация и ее перевод, документы по оплате, товаротранспортные документы.
При проведении контроля таможенной стоимости, задекларированных по ДТ N 10130210/150316/0005690 товаров, были выявлены признаки, указывающие на недостоверность, либо должным образом неподтвержденность сведений о таможенной стоимости, в связи с чем, на основании ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и п. 11 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок контроля), 15.03.2016 Можайским таможенным постом (ЦЭД) Московской областной таможни принято решение о проведении дополнительной проверки (стр. 68-69 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690), и произведен расчет суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов (стр. 70-71 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690).
У Общества были запрошены документы и сведения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости.
Общество не представило документы, запрошенные в рамках дополнительной проверки.
Таким образом, Общество не воспользовался своим правом подтвердить заявленные сведения о таможенной стоимости товаров, что не позволило таможенному органу устранить послужившие основанием для проведения дополнительной проверки сомнения в достоверности сведений, представленных обществом для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, что исключает применение метода по стоимости сделки, заявленного декларантом в соответствии с п. 3 ст. 2 Соглашения "Об определении таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию таможенного союза".
По результатам дополнительной проверки было принято решение о корректировке таможенной стоимости в соответствии Порядком контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (стр. 14 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690).
23.03.2017 таможенным органом принята определенная в соответствии со ст. 10 Соглашения таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ N 10130210/150316/0005690.
Пунктом 1 ст. 2 Соглашения установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст. 4 Соглашения.
Согласно п. 1 ст. 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов Таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с п. 4 ст. 4 Соглашения.
Статьей 65 ТК ТС установлено, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Указанные сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Таможенная стоимость задекларированных по рассматриваемым ДТ товаров значительно отличается от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по идентичным и однородным товарам, включая товары того же класса и вида. Представленные декларантом документы не дают основания для подтверждения обоснованности данного значительного расхождения.
Согласно Решению о проведении дополнительной проверки основанием к нему послужило выявленное в рамках Системы управления рисками несоответствие индекса таможенной стоимости (ИТС) рассматриваемых товаров в меньшую сторону по сравнению с ИТС товаров того же класса и вида, что подтверждается данными таможенного программного средства "ИСС МАЛАХИТ" (стр. 61-66 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690) и соответствует основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 11 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Согласно пункту 9 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации N 18 от 12 мая 2016 г. "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление) определение таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с Соглашением, исходя из принципов, установленных Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994, должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой. В связи с этим предусмотренная пунктом 3 статьи 69 ТК ТС обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота.
От лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 Кодекса разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота. В данном случае, при проведении таможенного контроля по ДТ ООО "ВЭД ТРАНС" с использованием ИСС "Малахит" величина отклонения заявленной ТС от аналогичных средних значений по ФТС и РТУ по всем товарам составила от 62,56% до 96,69%, что по практике использования ИСС "Малахит" при проверке ДТ в регионе деятельности МОТ является низким из всех оформляемых товаров и организаций. В связи с вышеизложенным, таможенному органу для выяснения обстоятельств таких отклонений пришлось досконально по всему разнообразному перечню товаров выяснять все обстоятельства сделки, запрашивать дополнительные документы, изучать предложение товаров на внутреннем рынке, проверять ценообразование при реализации товара и т.д.
В ходе проведения дополнительной проверки был проведен анализ документов, представленных ООО "ВЭД ТРАНС" при декларировании товара, который показал следующее.
При осуществлении корректировки таможенной стоимости товаров, в случаях, предусмотренных пунктом 21 Порядка контроля, таможенным органом должно быть установлено заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения.
Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 1.2. контракта объем (количество), ассортимент, стоимость, условия поставки Товара, поставляемого по настоящему Контракту, определяется согласно спецификациям и (или) инвойсам на каждую партию Товара, являющимися неотъемлемой частью Контракта. При совершении таможенных операций по рассматриваемой ДТ Обществом предоставлены электронные образы документов, в соответствии с пунктом 1.2. контракта, а именно дополнительное соглашение от 11.03.2016 N 31 (стр. 24-27 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690), инвойс от 11.03.2016 N 31 (стр. 30-33 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690).
Согласно анализу данных документов в них указана следующая информация, например: "пленка укрывная из полимеров этилена низкого давления", в количестве 358 кг, единица измерения кг., стоимость за кг. 1.11 долл. США, общая стоимость 397.38 долл. США, производитель "ШАНГШУН ФУЛИ КО. ЛТД"; "пленка укрывная из полимеров этилена низкого давления", в количестве 10374 кг, единица измерения кг., стоимость за кг. 1.11 долл. США, общая стоимость 11515.14 долл. США, производитель "ХАРБИН ИНСТИТУТЕ ОФ ТЕХНОЛОГИ ВУСУ ПЛАСТИК КО. ЛТД"; "тара из пластмассы, в виде усеченного конуса с отверстиями в основании, изготовленная из листового материала, для транспортировки рассады в грунте", в количестве 3 751 кг, единица измерения кг., стоимость за кг. 1.32 долл. США, общая стоимость 951.32 долл. США, производитель "ЖЕДИАНГ ЮЙХУАН ЮАЛИ ПЛАСТИК КО.ЛТД"; "шланги поливочные из полимеров этилена бесшовные, не армированные", в количестве 33 шт., единица измерения шт., стоимость за шт. 21.2273 долл. США, общая стоимость 700.50 долл. США, производитель "ЖЕДИАНГ ЮЙХУАН ЮАЛИ ПЛАСТИК КО. ЛТД".
В соответствии с пунктом 5 Порядка использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утвержденного приказом ФТС России от 17.09.2013 N 1761 установлено, что сведения в электронных документах, сформированных на основании оригиналов на бумажных носителях либо в электронной форме или их копий, заверенных в установленном порядке, должны совпадать со сведениями, содержащимися в таких оригиналах или копиях.
Анализ инвойса и спецификации, предоставленных на бумажных носителях (стр. 36-38, 46-47 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690) показал, что они не соответствуют своим электронным образам, в части информации о цене за единицу товаров, единицы измерения, по всем 8 позициям.
Так, "пленка укрывная из полимеров этилена низкого давления", в количестве 17 шт., единица измерения шт., стоимость за шт. 1.11 долл. США; "пленка укрывная из полимеров этилена низкого давления", в количестве 61 шт., единица измерения шт., стоимость за шт. 1.11 долл. США; "тара из пластмассы, в виде усеченного конуса с отверстиями в основании, изготовленная из листового материала, для транспортировки рассады в грунте", в количестве 166 шт., единица измерения шт., стоимость за шт. 1.32 долл. США; "шланги поливочные из полимеров этилена бесшовные, не армированные", в количестве 33 шт., единица измерения шт., стоимость за шт. 1.50 долл. США.
Таким образом, по ДТ N 10130210/150316/0005690 установлено, что в представленных декларантом спецификациях и инвойсах, цена единицы товаров, от которой зависит формирование общей цены товаров, должным образом не подтверждена и вызывает сомнения в достоверности ее предоставления.
Установлено, что в представленной декларантом спецификации и инвойсе на бумажном носителе по согласованию ввозимого товара отсутствует количественная определенность заявленных декларантом сведений.
Согласно сведениям из спецификации и инвойса количество штук, которые указаны в рассматриваемых документа измеряются в мешках, что не характерно для товаров, задекларированных в ДТ N 10130210/150316/0005690, и не позволяет определить количество товара.
Так, "пленка укрывная Р-Р ширина 4 м толщина 0.03 мм, длина 550 м ширина рулона 2 м" - 1 рулон = 2 мешка. Определить, а также соотнести данные сведения не представляется возможным; "тара из пластмассы, в виде усеченного конуса 150 мешков + 18 картон, коробок" = 168 шт. Определить сколько тары вмещается в мешок, а сколько в коробку не представляется возможным. При этом цена устанавливается за шт. Аналогичные факты установлены по товарам шланги поливочные из полимеров этилена бесшовные, не армированные.
В соответствии со статьей 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. Если в документах, указанных в настоящем пункте, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
В связи с вышеизложенным в ДТ указана информация о товарах, которая количественно не определена и документальна, не подтверждена.
Также установлено декларирование товаров по рассматриваемой ДТ в рамках одного кода ТН ВЭД ЕАЭС с одинаковым уровнем таможенной стоимости в не зависимости от ассортимента разного товара и количества товара, что подтверждает сомнения в части достоверности заявленных сведений о стоимости товара. Так, например, код товара 3917320001 ТН ВЭД ЕАЭС, страна происхождения Китай, по ДТ N 10130210/150316/0005690 задекларирован с уровнем таможенной стоимости 1,50 долл. США/кг.
Декларант предоставил инвойс на бумажном носителе, где штучный товар (шланги) выставлен за шт. 1.50, возможно предположить с учетом анализа, что Обществом формирование цены идет вне зависимости от цены за штуку, а под фиксированную цену за кг, что само собой является признаком недостоверного декларирования сведений о таможенной стоимости товаров. Сведения, указанные в копиях экспортных таможенных деклараций, представленных по вышеуказанной ДТ, не отвечают требованиям законодательства Китайской Народной Республики, в частности, Инструкции Главного таможенного управления КНР.
Согласно письму ФТС РФ от 20.07.2010 N 16-37/35534 (стр. 57 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690), в соответствии с таможенным законодательством Китайской Народной Республики, в частности, с Инструкцией Главного таможенного управления КНР о порядке заполнения таможенной декларации таможенная декларация КНР должна отвечать следующим требованиям: регистрационный номер должен состоять из 18 цифр, при этом первые четыре обозначают код таможни, в которой была подана декларация, вторые четыре - календарный год оформления товаров, девятая цифра - экспорт или импорт товаров (0 - экспорт, 1 - импорт). На бумажном носителе на одном листе декларации может быть указано не более 5 позиций.
По ДТ N 10130210/150316/0005690, в экспортной декларации указано номер декларации из 19 цифр (стр. 40 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690), что не соответствует, Инструкции КНР. Также форма данной представленной экспортной декларации не соответствует форме экспортной декларации проставляемой иными участниками ВЭД (стр. 59 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690).
По вышеуказанной ДТ прайс-листы Продавца (не является производителем) предоставленные при декларировании товаров не содержат сроков действия и условий поставки. Предоставленный прайс-лист Продавца без даты его выставления и содержит единую стоимость товаров для любых условий поставки и не зависит от транспортировки до пункта назначения/доставки. Следовательно, цена в прайс-листе не может быть идентичной ценам, указанным в формализованном инвойсе на поставку, при неопределенности пункта назначения/доставки при ее формировании. В связи с чем, есть основания полагать, что предоставленные сведения о стоимости товаров являются недостоверными.
Прайс-листы производителей товаров декларантом не предоставлены, что не позволило таможенному органу устранить сомнений в достоверности сведений, представленных обществом для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 3.1 Контракта и сканированного инвойса Покупателем осуществляется частичная предоплата со сроком поставки товара 179 дней от даты предоплаты с последующей оплатой оставшейся части (частей) в течение 180 дней с момента отгрузки товара "Продавцом". Обществом предоставлен SWIFT (стр. 29 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690), где указан контракт, а не выставленный в соответствии с пунктом 3.1 коммерческий инвойс Продавца.
В то же время в данном SWIFT переводе банковские реквизиты Продавца, не соответствуют банковским реквизитам, утвержденным в Контракте. Таким образом, подтвердить то, что заявленная таможенная стоимость - это цена, фактически уплаченная - невозможно. Соответственно есть основания полагать в достоверности предоставленных сведений, соответственно не выполнены условия контракта, а соответственно не выполнено условие п. 2 ст. 4 Соглашения. Учитывая, что сроки и условия оплаты являются серьезным фактором, влияющим на формирование цены товара, отсутствие информации об оплате товара не позволяет таможенному органу сделать вывод о наличии влияние на цену товара таких объективных факторов, как оплаты товара до поставки товара.
При принятии решения о проведении дополнительной проверки таможенным постом были запрошены дополнительные документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров. Однако декларант не воспользовался своим правом на представление объективной информации, позволяющей оценить условия, которые повлияли на формирование цены товара.
При формировании доказательной базы по делам таможенным органам необходимо учитывать принципы и положения по оценке товаров для таможенных целей, закрепленные в Генеральном соглашении по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994), необходимость применения которых установлена пунктом 3 статьи 1 Соглашения. Согласно статье VII Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г. (является неотъемлемой частью ГАТТ 1994) оценка товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной. При этом под "действительной стоимостью" должна пониматься цена, по которой во время и в месте, определенных законодательством страны импортера, такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при нормальном ходе торговли в условиях свободной конкуренции.
Отличие цены сделки в несколько раз по аналогичным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию на сопоставимых условиях, свидетельствует о неконкурентном формировании цены сделки и ее зависимости от условий или каких-либо обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено. Данное обстоятельство, документально подтвержденное таможенным органом, исключает возможность определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки.
Представленные декларантом документы не устранили сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, по смыслу пункта 4 статьи 69 ТК ТС, повлекшее проведение дополнительной проверки.
Таким образом, совокупность предусмотренных законом условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
На основании ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, представляется правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных обществом требований.
Срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Доводы апелляционной жалобы общества не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом правильно.
Ввиду изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2017 по делу N А40-50552/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.09.2017 N 09АП-35542/2017 ПО ДЕЛУ N А40-50552/17
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2017 г. N 09АП-35542/2017
Дело N А40-50552/17
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.
судей: Захарова С.Л., Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Батаевым В.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "ВЭД Транс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2017 по делу N А40-50552/17(2-378) судьи Махлаевой Т.И.
по заявлению ООО "ВЭД Транс"
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: Родин А.В. по дов. от 24.07.2017;
- установил:
ООО "ВЭД Транс" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Московской областной таможни от 01.02.2017 г. о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по ДТ N 10130210/150316/0005690. в связи с несоответствием Таможенному кодексу Таможенного союза, Соглашению от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2017 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку судом не установлены условия, предусмотренные ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, необходимые для признания оспариваемого решения недействительным.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылался на нарушение судом норм материального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав позицию ответчика, оценив их взаимосвязь с учетом требований ст. 71 АПК РФ, рассмотрев содержащиеся в апелляционной жалобе доводы, приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ВЭД ТРАНС" (далее - Общество) заключило с компанией "DONGNING COUNTY YUPENG TRADE CO., LTD" (Продавец, Китай) контракт от 29.10.2015 N 29102015VT на поставку различных товаров, на условиях поставки "CFR, CIF, FOB", а также "CPT, FCA, CIP, DAT, DAP, DDP пункт пропуска" (согласно редакции Инкотермс-2010).
Общество предъявило на Можайский таможенный пост (ЦЭД) Московской областной таможни ДТ N 10130210/150316/0005690 с пакетом документов для помещения товаров под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления. Таможенная стоимость товаров заявлена Обществом в соответствии со ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение). Для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров Обществом представлены: контракт от 29.10.2015 N 29102015VT, дополнительное соглашение от 11.03.2016 N 31, инвойс от 11.03.2016 N 31, прайс-лист, экспортная декларация и ее перевод, документы по оплате, товаротранспортные документы.
При проведении контроля таможенной стоимости, задекларированных по ДТ N 10130210/150316/0005690 товаров, были выявлены признаки, указывающие на недостоверность, либо должным образом неподтвержденность сведений о таможенной стоимости, в связи с чем, на основании ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и п. 11 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок контроля), 15.03.2016 Можайским таможенным постом (ЦЭД) Московской областной таможни принято решение о проведении дополнительной проверки (стр. 68-69 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690), и произведен расчет суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов (стр. 70-71 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690).
У Общества были запрошены документы и сведения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости.
Общество не представило документы, запрошенные в рамках дополнительной проверки.
Таким образом, Общество не воспользовался своим правом подтвердить заявленные сведения о таможенной стоимости товаров, что не позволило таможенному органу устранить послужившие основанием для проведения дополнительной проверки сомнения в достоверности сведений, представленных обществом для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, что исключает применение метода по стоимости сделки, заявленного декларантом в соответствии с п. 3 ст. 2 Соглашения "Об определении таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию таможенного союза".
По результатам дополнительной проверки было принято решение о корректировке таможенной стоимости в соответствии Порядком контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (стр. 14 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690).
23.03.2017 таможенным органом принята определенная в соответствии со ст. 10 Соглашения таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ N 10130210/150316/0005690.
Пунктом 1 ст. 2 Соглашения установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст. 4 Соглашения.
Согласно п. 1 ст. 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов Таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с п. 4 ст. 4 Соглашения.
Статьей 65 ТК ТС установлено, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Указанные сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Таможенная стоимость задекларированных по рассматриваемым ДТ товаров значительно отличается от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по идентичным и однородным товарам, включая товары того же класса и вида. Представленные декларантом документы не дают основания для подтверждения обоснованности данного значительного расхождения.
Согласно Решению о проведении дополнительной проверки основанием к нему послужило выявленное в рамках Системы управления рисками несоответствие индекса таможенной стоимости (ИТС) рассматриваемых товаров в меньшую сторону по сравнению с ИТС товаров того же класса и вида, что подтверждается данными таможенного программного средства "ИСС МАЛАХИТ" (стр. 61-66 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690) и соответствует основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 11 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Согласно пункту 9 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации N 18 от 12 мая 2016 г. "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление) определение таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с Соглашением, исходя из принципов, установленных Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994, должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой. В связи с этим предусмотренная пунктом 3 статьи 69 ТК ТС обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота.
От лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 Кодекса разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота. В данном случае, при проведении таможенного контроля по ДТ ООО "ВЭД ТРАНС" с использованием ИСС "Малахит" величина отклонения заявленной ТС от аналогичных средних значений по ФТС и РТУ по всем товарам составила от 62,56% до 96,69%, что по практике использования ИСС "Малахит" при проверке ДТ в регионе деятельности МОТ является низким из всех оформляемых товаров и организаций. В связи с вышеизложенным, таможенному органу для выяснения обстоятельств таких отклонений пришлось досконально по всему разнообразному перечню товаров выяснять все обстоятельства сделки, запрашивать дополнительные документы, изучать предложение товаров на внутреннем рынке, проверять ценообразование при реализации товара и т.д.
В ходе проведения дополнительной проверки был проведен анализ документов, представленных ООО "ВЭД ТРАНС" при декларировании товара, который показал следующее.
При осуществлении корректировки таможенной стоимости товаров, в случаях, предусмотренных пунктом 21 Порядка контроля, таможенным органом должно быть установлено заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения.
Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 1.2. контракта объем (количество), ассортимент, стоимость, условия поставки Товара, поставляемого по настоящему Контракту, определяется согласно спецификациям и (или) инвойсам на каждую партию Товара, являющимися неотъемлемой частью Контракта. При совершении таможенных операций по рассматриваемой ДТ Обществом предоставлены электронные образы документов, в соответствии с пунктом 1.2. контракта, а именно дополнительное соглашение от 11.03.2016 N 31 (стр. 24-27 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690), инвойс от 11.03.2016 N 31 (стр. 30-33 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690).
Согласно анализу данных документов в них указана следующая информация, например: "пленка укрывная из полимеров этилена низкого давления", в количестве 358 кг, единица измерения кг., стоимость за кг. 1.11 долл. США, общая стоимость 397.38 долл. США, производитель "ШАНГШУН ФУЛИ КО. ЛТД"; "пленка укрывная из полимеров этилена низкого давления", в количестве 10374 кг, единица измерения кг., стоимость за кг. 1.11 долл. США, общая стоимость 11515.14 долл. США, производитель "ХАРБИН ИНСТИТУТЕ ОФ ТЕХНОЛОГИ ВУСУ ПЛАСТИК КО. ЛТД"; "тара из пластмассы, в виде усеченного конуса с отверстиями в основании, изготовленная из листового материала, для транспортировки рассады в грунте", в количестве 3 751 кг, единица измерения кг., стоимость за кг. 1.32 долл. США, общая стоимость 951.32 долл. США, производитель "ЖЕДИАНГ ЮЙХУАН ЮАЛИ ПЛАСТИК КО.ЛТД"; "шланги поливочные из полимеров этилена бесшовные, не армированные", в количестве 33 шт., единица измерения шт., стоимость за шт. 21.2273 долл. США, общая стоимость 700.50 долл. США, производитель "ЖЕДИАНГ ЮЙХУАН ЮАЛИ ПЛАСТИК КО. ЛТД".
В соответствии с пунктом 5 Порядка использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утвержденного приказом ФТС России от 17.09.2013 N 1761 установлено, что сведения в электронных документах, сформированных на основании оригиналов на бумажных носителях либо в электронной форме или их копий, заверенных в установленном порядке, должны совпадать со сведениями, содержащимися в таких оригиналах или копиях.
Анализ инвойса и спецификации, предоставленных на бумажных носителях (стр. 36-38, 46-47 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690) показал, что они не соответствуют своим электронным образам, в части информации о цене за единицу товаров, единицы измерения, по всем 8 позициям.
Так, "пленка укрывная из полимеров этилена низкого давления", в количестве 17 шт., единица измерения шт., стоимость за шт. 1.11 долл. США; "пленка укрывная из полимеров этилена низкого давления", в количестве 61 шт., единица измерения шт., стоимость за шт. 1.11 долл. США; "тара из пластмассы, в виде усеченного конуса с отверстиями в основании, изготовленная из листового материала, для транспортировки рассады в грунте", в количестве 166 шт., единица измерения шт., стоимость за шт. 1.32 долл. США; "шланги поливочные из полимеров этилена бесшовные, не армированные", в количестве 33 шт., единица измерения шт., стоимость за шт. 1.50 долл. США.
Таким образом, по ДТ N 10130210/150316/0005690 установлено, что в представленных декларантом спецификациях и инвойсах, цена единицы товаров, от которой зависит формирование общей цены товаров, должным образом не подтверждена и вызывает сомнения в достоверности ее предоставления.
Установлено, что в представленной декларантом спецификации и инвойсе на бумажном носителе по согласованию ввозимого товара отсутствует количественная определенность заявленных декларантом сведений.
Согласно сведениям из спецификации и инвойса количество штук, которые указаны в рассматриваемых документа измеряются в мешках, что не характерно для товаров, задекларированных в ДТ N 10130210/150316/0005690, и не позволяет определить количество товара.
Так, "пленка укрывная Р-Р ширина 4 м толщина 0.03 мм, длина 550 м ширина рулона 2 м" - 1 рулон = 2 мешка. Определить, а также соотнести данные сведения не представляется возможным; "тара из пластмассы, в виде усеченного конуса 150 мешков + 18 картон, коробок" = 168 шт. Определить сколько тары вмещается в мешок, а сколько в коробку не представляется возможным. При этом цена устанавливается за шт. Аналогичные факты установлены по товарам шланги поливочные из полимеров этилена бесшовные, не армированные.
В соответствии со статьей 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. Если в документах, указанных в настоящем пункте, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
В связи с вышеизложенным в ДТ указана информация о товарах, которая количественно не определена и документальна, не подтверждена.
Также установлено декларирование товаров по рассматриваемой ДТ в рамках одного кода ТН ВЭД ЕАЭС с одинаковым уровнем таможенной стоимости в не зависимости от ассортимента разного товара и количества товара, что подтверждает сомнения в части достоверности заявленных сведений о стоимости товара. Так, например, код товара 3917320001 ТН ВЭД ЕАЭС, страна происхождения Китай, по ДТ N 10130210/150316/0005690 задекларирован с уровнем таможенной стоимости 1,50 долл. США/кг.
Декларант предоставил инвойс на бумажном носителе, где штучный товар (шланги) выставлен за шт. 1.50, возможно предположить с учетом анализа, что Обществом формирование цены идет вне зависимости от цены за штуку, а под фиксированную цену за кг, что само собой является признаком недостоверного декларирования сведений о таможенной стоимости товаров. Сведения, указанные в копиях экспортных таможенных деклараций, представленных по вышеуказанной ДТ, не отвечают требованиям законодательства Китайской Народной Республики, в частности, Инструкции Главного таможенного управления КНР.
Согласно письму ФТС РФ от 20.07.2010 N 16-37/35534 (стр. 57 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690), в соответствии с таможенным законодательством Китайской Народной Республики, в частности, с Инструкцией Главного таможенного управления КНР о порядке заполнения таможенной декларации таможенная декларация КНР должна отвечать следующим требованиям: регистрационный номер должен состоять из 18 цифр, при этом первые четыре обозначают код таможни, в которой была подана декларация, вторые четыре - календарный год оформления товаров, девятая цифра - экспорт или импорт товаров (0 - экспорт, 1 - импорт). На бумажном носителе на одном листе декларации может быть указано не более 5 позиций.
По ДТ N 10130210/150316/0005690, в экспортной декларации указано номер декларации из 19 цифр (стр. 40 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690), что не соответствует, Инструкции КНР. Также форма данной представленной экспортной декларации не соответствует форме экспортной декларации проставляемой иными участниками ВЭД (стр. 59 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690).
По вышеуказанной ДТ прайс-листы Продавца (не является производителем) предоставленные при декларировании товаров не содержат сроков действия и условий поставки. Предоставленный прайс-лист Продавца без даты его выставления и содержит единую стоимость товаров для любых условий поставки и не зависит от транспортировки до пункта назначения/доставки. Следовательно, цена в прайс-листе не может быть идентичной ценам, указанным в формализованном инвойсе на поставку, при неопределенности пункта назначения/доставки при ее формировании. В связи с чем, есть основания полагать, что предоставленные сведения о стоимости товаров являются недостоверными.
Прайс-листы производителей товаров декларантом не предоставлены, что не позволило таможенному органу устранить сомнений в достоверности сведений, представленных обществом для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 3.1 Контракта и сканированного инвойса Покупателем осуществляется частичная предоплата со сроком поставки товара 179 дней от даты предоплаты с последующей оплатой оставшейся части (частей) в течение 180 дней с момента отгрузки товара "Продавцом". Обществом предоставлен SWIFT (стр. 29 комплекта по ДТ N 10130210/150316/0005690), где указан контракт, а не выставленный в соответствии с пунктом 3.1 коммерческий инвойс Продавца.
В то же время в данном SWIFT переводе банковские реквизиты Продавца, не соответствуют банковским реквизитам, утвержденным в Контракте. Таким образом, подтвердить то, что заявленная таможенная стоимость - это цена, фактически уплаченная - невозможно. Соответственно есть основания полагать в достоверности предоставленных сведений, соответственно не выполнены условия контракта, а соответственно не выполнено условие п. 2 ст. 4 Соглашения. Учитывая, что сроки и условия оплаты являются серьезным фактором, влияющим на формирование цены товара, отсутствие информации об оплате товара не позволяет таможенному органу сделать вывод о наличии влияние на цену товара таких объективных факторов, как оплаты товара до поставки товара.
При принятии решения о проведении дополнительной проверки таможенным постом были запрошены дополнительные документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров. Однако декларант не воспользовался своим правом на представление объективной информации, позволяющей оценить условия, которые повлияли на формирование цены товара.
При формировании доказательной базы по делам таможенным органам необходимо учитывать принципы и положения по оценке товаров для таможенных целей, закрепленные в Генеральном соглашении по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994), необходимость применения которых установлена пунктом 3 статьи 1 Соглашения. Согласно статье VII Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г. (является неотъемлемой частью ГАТТ 1994) оценка товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной. При этом под "действительной стоимостью" должна пониматься цена, по которой во время и в месте, определенных законодательством страны импортера, такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при нормальном ходе торговли в условиях свободной конкуренции.
Отличие цены сделки в несколько раз по аналогичным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию на сопоставимых условиях, свидетельствует о неконкурентном формировании цены сделки и ее зависимости от условий или каких-либо обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено. Данное обстоятельство, документально подтвержденное таможенным органом, исключает возможность определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки.
Представленные декларантом документы не устранили сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, по смыслу пункта 4 статьи 69 ТК ТС, повлекшее проведение дополнительной проверки.
Таким образом, совокупность предусмотренных законом условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
На основании ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, представляется правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных обществом требований.
Срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Доводы апелляционной жалобы общества не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом правильно.
Ввиду изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2017 по делу N А40-50552/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
В.А.СВИРИДОВ
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
И.А.ЧЕБОТАРЕВА
В.А.СВИРИДОВ
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
И.А.ЧЕБОТАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)