Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 09.06.2014 ПО ДЕЛУ N А40-31186/2014

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2014 г. по делу N А40-31186/2014


Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 09 июня 2014 года.
Арбитражный суд в составе:
судьи Уточкина И.Н. (92-262),
при ведении протокола секретарем судебного заседания Джаббаровой К.Р.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "Петровектор"
Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы, Министерства Финансов Российской Федерации
третьи лица: Центральная энергетическая таможня, Федеральное казначейство
о взыскании убытков в размере 901.065.236,59 руб.
с участием:
- от истца: Тирская Е.В. по дов. от 05.04.12 N б/н, Юфа А.И. по дов. от 25.11.11 N б/н;
- от ФТС России - Лебедева К.В. уд. N <...> по дов. от 26.12.13 N 15-47/200-13д, Черкесова А.И. уд. N <...> по дов. от 27.09.13 N 15-47/95-13-д, Ковригина Н.Г. уд. N <...> по дов. от 08.04.14 N 15-49/34-14д, Шайдуко Н.В. уд. N <...> по дов. от 26.12.13 N 15-47/150-13д, Бендерская Е.А. уд. N <...> по дов. от 26.12.13 N 15-47/217-13д;
- от Министерства финансов РФ - Зарюта С.С. уд. N <...> по дов. от 24.01.14 N 01-10-08/36;
- от ГУ "ЦЭТ" - Шахназарян Л.Ф. уд. N <...> по дов. от 26.12.13 N б/н

установил:

ООО "Петровектор" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы и Министерства Финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 901.065.236,59 руб.
Заявление ООО "Петровектор" мотивировано тем, что в результате незаконных действий Федеральной таможенной службы ООО "Петровектор" причинен ущерб в размере 901.065.236,59 руб.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 02.06.2014.
Представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, изложил доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель Федеральной таможенной службы возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Представитель Министерства финансов РФ против заявленных требований возражал.
Представитель ГУ "ЦЭТ" возражал против удовлетворения исковых требований в связи с их необоснованностью и не доказанными, поддержал позицию Федеральной таможенной службы.
Надлежаще уведомленное в порядке ст. 123 АПК РФ Федеральное казначейство представителя в суд не направило. С учетом ст. 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Федерального казначейства.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства, суд признал исковое заявление подлежащим удовлетворению в части требований к Федеральной таможенной службе по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.12.2010 Центральной энергетической таможней (далее - "таможенный орган", "ЦЭТ") выдано Обществу с ограниченной ответственностью "Петровектор" разрешение N 10006000/311210/21/08 на переработку товаров вне таможенной территории РФ нефти сырой и нефтепродуктов сырых, полученных из битуминозных пород, прочих (ГОСТ Р 51858-2002) (далее - "Разрешение").
Лицом, непосредственно совершающим операции по переработке товаров, в п. 7 Разрешения определено Частное акционерное общество "Лисичанская нефтяная инвестиционная компания" (ЧАО "ЛИНИК") (Украина).
Срок переработки по Разрешению установлен с 18.01.2011 по 18.01.2013 (п. 9 Разрешения).
Нормы выхода продуктов переработки, при переработке сырой нефти на ЧАО "ЛИНИК" (г. Лисичанск, Украина), установлены в п. 3 Разрешения.
Согласно п. 4 Разрешения продуктами переработки вне таможенной территории РФ являются:
1) бензины моторные прочие, без содержания свинца, с октановым числом не менее 95 или более, но не более 98 (опред. исследовательским методом), неэтилированный/Бензин автомобильный А-95;
2) бензины моторные прочие, без содержания свинца, с октановым числом менее 95 (опред. исследовательским методом), неэтилированный/Бензин автомобильный А-92;
3) тяжелые дистилляты, газойли с содержанием серы не более 0,05%/Топливо дизельное повышенного качества (Евро) марки C вида II по ДСТУ 4840:2007;
4) тяжелые дистилляты, топлива жидкие с содержанием серы не более 3,0% (метод ASTM D 4294)/мазут топочный 100 зольный высокосернистый по ДСТУ 4058-2001 с (доп. требованиями);
5) газ у/в сжиженный топливный для КБП марки СПБТ;
6) газ у/в сжиженный топливный для КБП марки БТ;
7) полипропилен в марки ЛИПОЛ;
8) сера техническая газовая комовая.
В соответствии с полученным Разрешением ООО "Петровектор" осуществило поставки партий нефти для переработки на ЧАО "ЛИНИК" и частично ввезло на территорию РФ продукты переработки.
В ходе исполнения Разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10006000/311210/21/08 истцом были вывезены для целей переработки вне таможенной территории РФ следующие партии нефти:
1) по временной таможенной декларацией N 10006031/180111/0000147 заявлено к вывозу 20.212 т. нефти.
Таможенной распиской N 10006000/140211/ТР-0003812 в обеспечение обязательства по уплате вывозной таможенной пошлины на нефть внесен денежный залог в размере 192.861.984,35 руб. из сумм, уплаченных платежным поручением от 13.01.2011 N 3.
Полной таможенной декларацией N 10006031/140211/0000815 оформлен фактический вывоз нефти в количестве 19.901 т.
2) Временной таможенной декларацией N 10006031/200111/0000266 заявлено к вывозу 20.212 т. нефти.
Таможенной распиской N 10006000/140211/ТР-0003813 в обеспечение обязательства по уплате вывозной таможенной пошлины на нефть внесен денежный залог в размере 191.397.554,21 руб. из сумм, уплаченных платежным поручением от 19.01.2011 N 17.
Полной таможенной декларацией N 10006031/140211/0000814 оформлен фактический вывоз нефти в количестве 19.900 т.
3) Временной таможенной декларацией N 10006031/250111/0000325 заявлено к вывозу 20.212 т. нефти.
Таможенной распиской N 10006000/250111/ТР-0003811 в обеспечение обязательства по уплате вывозной таможенной пошлины на нефть внесен денежный залог в размере 191 566 971,20 руб. из сумм, уплаченных платежными поручениями от 20.01.2011 г. N 22 и от 24.01.2011 г. N 34.
Полной таможенной декларацией N 10006031/140211/0000816 оформлен фактический вывоз нефти в количестве 19.903 т.
4) Временной таможенной декларацией N 10006031/150211/0000852 заявлено к вывозу 10.106 т. нефти.
Таможенной распиской N 10006000/150211/ТР-0003816 в обеспечение обязательства по уплате вывозной таможенной пошлины на нефть внесен денежный залог в размере 102.484.206,04 руб. из сумм, внесенных платежным поручением от 14.02.2011 N 74.
Полной таможенной декларацией N 10006031/110311/0001279 оформлен фактический вывоз нефти в количестве 9.981 т.
5) Временной таможенной декларацией N 10006031/150211/0000853 заявлено к вывозу 20.212 т. нефти.
Таможенной распиской N 10006000/150211/ТР-0003817 в обеспечение обязательства по уплате вывозной таможенной пошлины на нефть внесен денежный залог в размере 204.968.412,08 руб. из сумм, внесенных платежным поручением от 14.02.2011 N 74.
Полной таможенной декларацией N 10006031/110311/0001282 оформлен фактический вывоз нефти в количестве 19.942 т.
6) Временной таможенной декларацией N 10006031/230311/0001534 заявлено к вывозу 20.212 т. нефти.
Таможенной распиской N 10006000/240311/ТР-0003818 в обеспечение обязательства по уплате вывозной таможенной пошлины на нефть внесен денежный залог в размере 207.718.249,02 руб. из сумм, внесенных платежным поручением от 22.03.2011 N 163.
Полной таможенной декларацией N 10006031/110411/0001861 оформлен фактический вывоз нефти в количестве 19.988 т.
7) Временной таможенной декларацией N 10006031/250311/0001582 заявлено к вывозу 20.212 т. нефти.
Таможенной распиской N 10006000/250311/ТР-0003819 в обеспечение обязательства по уплате вывозной таможенной пошлины на нефть внесен денежный залог в размере 209.528.658,07 руб., из сумм, внесенных платежными поручениями от 24.03.2011 г. N 9, N 23 и N 164.
Полной таможенной декларацией N 10006031/120411/0001872 оформлен фактический вывоз нефти в количестве 19.987 т.
В целях обеспечения исполнения обязательств по уплате вывозных таможенных пошлин, возникших по партиям нефти, вывезенной для переработки с момента выдачи Разрешения (31.12.2010 г.) и до 31.10.2011 г., ООО "Петровектор" внесло на счет ЦЭТ денежный залог на общую сумму 1.300.526.034,97 руб.
По каждой партии ввезенных нефтепродуктов, оформленных соответствующей ввозной таможенной декларацией, обществом были уплачены ввозные таможенные платежи (ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор, НДС, акциз).
31.10.2011 Разрешение на переработку товаров вне таможенной территории N 10006000/311210/21/08 было Центральной энергетической таможней отозвано.
02.11.2011 ЦЭТ приняты решения N 10006000/021111/3ДзЗ-0007/-/ и N 10006000/021111/ЗДзЗ-0008/-/ о зачете денежного залога в счет погашения задолженности, в соответствии с которыми таможенным органом было зачтено 1.199.124.663,55 руб. и 83.854.902,63 руб., соответственно.
Отзыв разрешения на переработку от 31.10.2011, а также решения ЦЭТ от 02.11.2011 N 10006000/021111/3ДзЗ-0007/-/ и N 10006000/021111/ЗДзЗ-0008/-/ о зачете денежного залога в счет погашения задолженности обжалованы ООО "Петровектор" в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2012 по делу N А40-19159/12-122-182 отказано в удовлетворении заявления ООО "Петровектор" о признании незаконным решения Центральной энергетической таможни об отзыве разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10006000/311210/21/08, оформленного приложением к письму Центральной энергетической таможни от 31 октября 2011 г. N 01-18/9379.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 N 09АП-16036/2012-АК по делу N А40-19159/12-122-182 решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2012 по указанному делу отменено. Решение Центральной энергетической таможни об отзыве разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10006000/311210/21/08, оформленное приложением к письму Центральной энергетической таможни от 31.10.2011 N 01-18/9379 признано незаконным.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.10.2012 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 по делу N А40-19159/12-122-182 оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.11.2012 по делу N А40-30325/12-119-289 признаны недействительными и отменены решения ЦЭТ N 10006000/021111/ЗДзЗ-0007/-/ и N 10006000/021111/3ДзЗ-0008/-/ о зачете денежного залога в счет погашения задолженности.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по указанному делу решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.11.2012 по делу N А40-30325/12-119-289 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.06.2013 решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.11.2012 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 г. по делу N А40-30325/12-119-289 оставлены без изменения.
10.10.2012 г. ЦЭТ направила в адрес ООО "Петровектор" письмо N 01-18/7947, полученное обществом 15.10.12, в котором уведомила ООО "Петровектор" о возможном отзыве разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10006000/311210/21/08.
29.12.2012 Центральной энергетической таможней разрешение на переработку товаров вне таможенной территории N 10006000/311210/21/08 было повторно отозвано.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.06.2013 по делу N А40-25159/13 решение Центральной энергетической таможни об отзыве разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10006000/311210/21/08, оформленное приложением к письму от 29.12.2012 N 01-25/10292, признано незаконным.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 по указанному делу решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.06.2013 по делу N А40-25159/13 оставлено без изменения.
Письмом от 30.10.2013 N 01-21/8054 ЦЭТ сообщила обществу об оформлении повторных таможенных расписок, указав, что они были оформлены "в качестве документов, подтверждающих внесение денежного залога в целях обеспечения обязанности по уплате таможенных пошлин в отношение товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории по разрешению на переработку товаров вне таможенной территории N 10006000/311210/21/08".
31.10.2013 повторные таможенные расписки были вручены внешнему управляющему ООО "Петровектор".
Таким образом, с 31.10.2011 по дату окончания срока действия (18.01.2013) Разрешение являлось фактически не действующим ввиду его последовательного неоднократного отзыва таможенным органом.
На данный момент как первоначальный, так и повторный отзыв Разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10006000/311210/21/08 признаны незаконными в судебном порядке (судебные акты по делам N А40-19159/12-122-182 и N А40-25159/13).
Также, в судебном порядке признаны незаконными все решения о зачете денежного залога, принятые ЦЭТ в связи с отзывом разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10006000/311210/21/08 (судебные акты по делу N А40-30325/12-119-289).
Обществу возвращен внесенный денежный залог в общей сумме 101.401.371,42 руб., в связи с вывозом нефти в количестве меньшем, обеспеченным денежным залогом, а также изменением таможенной процедуры переработки вне таможенной территории на таможенную процедуру экспорта и уплатой таможенных платежей в отношении части нефти (технологическое топливо). Возврат денежного залога произведен ЦЭТ в добровольном порядке платежным поручением N 769 от 21.11.2013.
Обществом уплачены ЦЭТ в полном объеме ввозные таможенные платежи, исчисленные по ввозным таможенным декларациям на нефтепродукты, выработанные из части нефти, вывезенной по следующим вывозным таможенным декларациям: N 10006031/140211/0000814 (временная декларация N 10006031/200111/0000266), N 10006031/140211/0000815 (временная декларация N 10006031/180111/0000147), N 10006031/ 140211/0000816 (временная декларация N 10006031/250111/0000325), N 10006031/110511 /0001279 (временная декларация N 10006031/150211/0000852), N 10006031/110311/0001282 (временная декларация N 10006031/150211/0000853), N 10006031/110411/0001861 (временная декларация N 10006031/230311/0001534), N 10006031 /120411 /0001872 (временная декларация N 10006031 /250311 /0001582).
В связи с последовательным принятием ЦЭТ незаконного решения об отзыве Разрешения от 31.10.2011 и незаконного решения об отзыве Разрешения от 29.12.2012, повлекших отсутствие действия Разрешения с 31.10.2011 (дата первоначального отзыва Разрешения) и до 18.01.2013 (дата окончания срока действия Разрешения), в отношении объема нефти, вывезенной на переработку по вывозным таможенным декларациям N 10006031/140211/0000814 (временная декларация N 10006031/200111/0000266), N 10006031/140211/0000815 (временная декларация N 10006031/180111/0000147), N 10006031/ 140211/0000816 (временная декларация N 10006031/250111/0000325), N 10006031/110511 /0001279 (временная декларация N 10006031/150211/0000852), N 10006031/110311/0001282 (временная декларация N 10006031/150211/0000853), N 10006031/110411/0001861 (временная декларация N 10006031/230311/0001534), N 10006031/120411/0001872 (временная декларация N 10006031/250311/0001582), общество не имело возможности в указанный период использовать таможенную процедуру "переработка товаров вне таможенной территории" в установленном законом порядке.
Следовательно, общество было не вправе осуществлять ввоз продуктов переработки на территорию РФ и использовать особый порядок уплаты таможенных платежей, предусмотренный указанной процедурой, в том числе реализовать право на возврат денежного залога, внесенного в обеспечение уплаты вывозных таможенных пошлин в необходимом размере.
В общей сложности из 1.300.526.034,27 руб. денежного залога, внесенного обществом на счет ЦЭТ в целях обеспечения исполнения обязательств, возникших по партиям нефти, вывезенной для переработки по Разрешению, обществу возвращено 101.401.371,42 руб. внесенного денежного залога.
Право на возврат оставшейся части денежного залога в размере 1.199.124.662,85 руб., внесенного обществом в таможенный орган, в настоящий момент обществом утрачено.
Статьей 35 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.
Каждое из указанных решений, принятых Центральной энергетической таможней, признано незаконным в судебном порядке, о чем имеются вступившие в законную силу судебные акты.
В силу п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.05.2011 г. N 145 при рассмотрении дела о возмещении вреда, причиненного вследствие издания правового акта, решения или действия (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица), незаконность такого акта, решения или действия (бездействия), установленная судом в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, не подлежит переоценке в силу обязательности данного судебного акта (статья 16 АПК РФ).
Исходя из содержания статей 261, 262 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - "ТК ТС"), ст. 263 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - "ФЗ "О таможенном регулировании"), взаиморасчеты в части уплаты таможенных пошлин, таможенных платежей, налогов (далее - "Обязательные платежи") между лицом, получившим разрешение на переработку товаров вне таможенной территории и помещающим товары под таможенную процедуру "переработка вне таможенной территории", и таможенным органом, выдавшим Разрешение, должны производиться в следующем порядке:
- - при вывозе партии нефти с территории РФ и помещении партии нефти под таможенную процедуру "переработка вне таможенной территории" одновременно с оформлением вывозной таможенной декларации на соответствующую партию нефти общество обязано внести на счет ЦЭТ денежные средства (денежный залог) в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин по данной партии нефти;
- - при ввозе на территорию РФ нефтепродуктов, выработанных из соответствующей партии нефти, одновременно с оформлением ввозной таможенной декларации на данные нефтепродукты общество обязано уплатить ввозные таможенные платежи - ввозную таможенную пошлину, исчисленную по правилам п. 1 ст. 262 ТК ТС, а также таможенный сбор, НДС, акциз.
- после ввоза на территорию РФ нефтепродуктов, выработанных из всего объема соответствующей партии нефти, в количестве и наименовании, предусмотренных в разрешении на переработку товаров, общество вправе требовать от таможенного органа возврата денежного залога, обеспечивающего уплату вывозных таможенных пошлин по вывозной таможенной декларации на соответствующую партию нефти, внесенного по партиям нефти, вывезенной для переработки по Разрешению.
В соответствии с таможенными расписками N 10006000/140211/ТР-0003812, N 10006000/140211/ТР-0003813, N 10006000/250111/ТР-0003811, N 10006000/150211/ТР-0003816, N 10006000/150211/ТР-0003817, N 10006000/240311/ТР-0003818, N 10006000/250311/ТР-0003819 в целях обеспечения исполнения обязательств по переработке, возникших по партиям нефти, вывезенной для переработки по Разрешению, обществом внесено на счет ЦЭТ 1.300.526.034,27 руб. денежного залога (платежные поручения N 3 от 13.01.2011; N 17 от 19.01.2011; N 22 от 20.01.2011; N 34 от 24.01.2011; N 74 от 14.02.2011; N 163 от 22.03.2011; N 164 от 24.03.2011; N 9 от 24.03.2011; N 23 от 24.03.2011).
Согласно ч. 1 ст. 252 ТК ТС переработка вне таможенной территории - таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза.
Частью 1 статьи 253 ТК ТС предусмотрено, что помещение товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории допускается при условии:
1) предоставления документа об условиях переработки товаров вне таможенной территории, выданного уполномоченным органом государства-члена таможенного союза и содержащего сведения, определенные статьей 257 ТК ТС;
2) возможности идентификации товаров таможенного союза в продуктах их переработки таможенными органами, за исключением случая замены продуктов переработки иностранными товарами в соответствии со статьей 259 ТК ТС.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ФЗ "О таможенном регулировании" документом об условиях переработки товаров вне таможенной территории, предусмотренным статьями 253 и 257 Таможенного кодекса Таможенного союза, является разрешение на переработку товаров вне таможенной территории.
В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 257 ТК ТС документ об условиях переработки товаров вне таможенной территории должен содержать сведения о сроке переработки товаров вне таможенной территории.
Согласно п. 1 ст. 256 ТК ТС срок переработки товаров вне таможенной территории не может превышать 2 (два) года. Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, а при таможенном декларировании товаров отдельными партиями (несколькими партиями) - со дня помещения под эту таможенную процедуру первой партии товаров.
Срок переработки товаров вне таможенной территории включает в себя: 1) продолжительность производственного процесса переработки товаров; 2) время, необходимое для фактического ввоза продуктов переработки и их помещения под таможенные процедуры, завершающие действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории (п. 2 ст. 256 ТК ТС).
Согласно п. 1 ст. 263 ФЗ "О таможенном регулировании" продукты переработки должны быть помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления не позднее дня истечения срока переработки товаров.
Таким образом, наличие действующего непрерывно разрешения на переработку товаров вне таможенной территории в течение всего срока переработки товаров является одним из необходимых условий использования обществом таможенной процедуры "переработка вне таможенной территории" и ввозом продуктов переработки на территорию РФ.
Из обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-19159/12-122-182 и N А40-25159/13, следует, что действие разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10006000/311210/21/08 фактически было приостановлено в одностороннем порядке таможенным органом с 31.10.2011 и до даты окончания срока действия разрешения на переработку (18.01.2013).
Обществом в полном объеме таможенная процедура "переработка вне таможенной территории" в отношении всех партий вывезенной нефти не выполнена, ввиду невозможности завершения данной таможенной процедуры в период с 31.10.2011 по 18.01.2013.
В соответствии с п. 3 ст. 145 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" при неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов подлежат взысканию таможенными органами из сумм денежного залога в порядке, установленном данным Федеральным законом.
По смыслу указанной нормы Закона возврат денежного залога по неисполненным обязательствам, в обеспечение исполнения которого такой денежный залог внесен, не производится.
В настоящее время на счете ЦЭТ числится сумма денежного залога в размере 1.199.124.662,85 руб., внесенного ООО "Петровектор" в целях обеспечения исполнения обязательств по переработке, возникших по партиям нефти, вывезенной для переработки по Разрешению в период с 18.01.2011 по 31.10.2011.
Принимая во внимание нормы п. 3 ст. 145 ФЗ "О таможенном регулировании", в отношении этой суммы денежного залога общество в настоящее время утратило право на ее возврат в связи с невозможностью завершения таможенной процедуры переработки по партиям вывезенной нефти, обязательства по которым обеспечены денежным залогом.
Согласно ч. 1 ст. 252 ТК ТС переработка вне таможенной территории - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.
При этом исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин при помещении товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории подлежит обеспечению (пп. 3 п. 1 ст. 85 ТК ТС).
Действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории завершается до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки под таможенные процедуры реимпорта или выпуска для внутреннего потребления в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС (п. 1 ст. 260 ТК ТС).
При этом, продукты переработки могут помещаться под таможенные процедуры реимпорта и выпуска для внутреннего потребления одной или несколькими партиями (отправками) (п. 2 ст. 260 ТК ТС и п. 2 ст. 263 ФЗ "О таможенном регулировании").
Согласно п. 1 ст. 261 ТК ТС обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Пункт 2 ст. 261 ТК ТС предусматривает, что обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, прекращается у декларанта: при завершении действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории до истечения срока переработки товаров в соответствии с п. 1 ст. 260 ТК ТС, за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты вывозных таможенных пошлин; в случаях, указанных в п. 2 ст. 80 ТК ТС.
В соответствии с п. 4 ст. 145 ФЗ "О таможенном регулировании" при исполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, денежный залог подлежит возврату, использованию для уплаты таможенных платежей или зачету в счет авансовых платежей в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 149 ФЗ "О таможенном регулировании" возврат денежного залога или его зачет в счет авансовых платежей осуществляется при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом. При этом, к заявлению о возврате (зачете) денежного залога прилагаются документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательства, обеспеченного денежным залогом (п. 2 ст. 149 ФЗ "О таможенном регулировании").
В силу норм п. 1 ст. 260 ТК ТС в отношении части вывезенной нефти, нефтепродукты, подлежащие переработке, из которой не были ввезены на территорию РФ по состоянию на 31.10.2011 г. (дата первоначального отзыва Разрешения), обязательство общества по переработке не прекратилось надлежащим образом путем оформления ввозной таможенной декларации на соответствующий нефтепродукт, выработанный из соответствующей партии нефти, но оказалось невозможным к исполнению в результате принятия незаконных решений таможенным органом.
Соответственно, в отсутствии факта оформления ввозной таможенной декларации на соответствующие нефтепродукты ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор, НДС, акциз, подлежащие уплате в отношении нефтепродуктов, которые могли бы быть выработаны из нефти, вывезенной ООО "Петровектор" на переработку на основании Разрешения, но не были ввезены на территорию РФ, обществом уплачены не были.
Таким образом, сумма реального ущерба, возникшего у общества, складывается из двух частей:
1) реальный ущерб, представляющий собой сумму денежного залога, которая могла бы быть возвращена ООО "Петровектор", с учетом (пропорционально) объема нефтепродуктов, ввезенных на территорию Российской Федерации на основании разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10006000/311210/21/08 в период с 18.01.2011 по 31.10.2011 (дата первоначального отзыва разрешения на переработку товаров).
2) реальный ущерб, представляющий собой денежные средства, возврата которых из сумм денежного залога ООО "Петровектор" мог бы требовать в случае ввоза на территорию Российской Федерации нефтепродуктов, которые могли бы быть выработаны из нефти, вывезенной ООО "Петровектор" на переработку на основании разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10006000/311210/21/08, но не были ввезены на территорию Российской Федерации на основании Разрешения, с учетом наличия права ООО "Петровектор" на возврат денежного залога и обязанности ООО "Петровектор" по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, общий размер реального ущерба, причиненного ООО "Петровектор" незаконными решениями ЦЭТ, составляет 901.065.236,59 руб.
Документально размер причиненного реального ущерба, исчисленный специалистом, подтверждается документами, оформляющими процесс исполнения ООО "Петровектор" Разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10006000/311210/21/08, а также таможенными расписками и платежными поручениями, подтверждающими внесение ООО "Петровектор" на счет ЦЭТ сумм денежного залога, прилагающимися к настоящему исковому заявлению.
В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.07.2011 г. N 1809/11, между противоправным поведением одного лица и убытками, возникшими у другого лица, чье право нарушено, должна существовать прямая (непосредственная) причинная связь.
Причинно-следственная связь, должна обладать следующими характеристиками: 1) причина предшествует следствию (во временном промежутке); 2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия.
Причинами понесенных ООО "Петровектор" убытков являются:
1) незаконное решение Центральной энергетической таможни об отзыве Разрешения от 31.10.2011;
2) действия Центральной энергетической таможни по началу новой процедуры отзыва Разрешения, выразившиеся в направлении ООО "Петровектор" уведомления от 10.10.2012 за N 01-18/7947 о возможном отзыве Разрешения согласно пункту 2 части 1 статьи 260 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 N 311-ФЗ.
3) незаконное решение Центральной энергетической таможни об отзыве Разрешения от 29.12.2012.
Следствием первой вышеуказанной причины является невозможность для общества использовать таможенную процедуру "переработка вне таможенной территории" в отношении партий нефти, вывезенных на переработку с 18.01.2011 г. до 31.10.2011 г., в том числе, осуществлять ввоз продуктов переработки на территорию РФ в период с 31.10.2011 г. по 30.10.2012 г. и использовать особый порядок уплаты таможенных платежей, предусмотренный указанной таможенной процедурой, в порядке и сроки, установленные законодательством о таможенном деле в РФ.
Следствием второй вышеуказанной причины является невозможность для общества использовать таможенную процедуру "переработка вне таможенной территории" в отношении партий нефти, вывезенных на переработку с 18.01.2011 г. до 31.10.2011 г., в том числе, осуществлять ввоз продуктов переработки на территорию РФ в период с 10.10.2012 г. по 29.12.2012 г. и использовать особый порядок уплаты таможенных платежей, предусмотренный указанной таможенной процедурой, в порядке и сроки, установленные законодательством о таможенном деле в РФ.
Следствием третьей вышеуказанной причины является невозможность для общества использовать таможенную процедуру "переработка вне таможенной территории" в отношении партий нефти, вывезенных на переработку с 18.01.2011 г. до 31.10.2011 г., в том числе, осуществлять ввоз продуктов переработки на территорию РФ в период с 29.12.2012 г. по 18.01.2013 г. и использовать особый порядок уплаты таможенных платежей, предусмотренный указанной таможенной процедурой, в порядке и сроки, установленные законодательством о таможенном деле в РФ.
Связь указанных обстоятельств между собой характеризуется как причинно-следственная, поскольку она отвечает всем признакам, необходимым для такой квалификации.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Условиями наступления ответственности, предусмотренными ст. 1069 ГК РФ, являются наличие вреда, противоправное поведение причинителя вреда, а также причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, вина причинителя вреда.
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16 ГК) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать возникновение убытков в заявленном размере вследствие издания признанного не соответствующим закону акта (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 г. N 11405/11).
При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.
В соответствии с п. 1) ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов взыскание производится с соответствующего главного распорядителя бюджетных средств или с соответствующего финансового органа публично-правового образования.
В силу положений ст. ст. 6, 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.
Пунктом 5.71 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 г. N 809, установлено, что Федеральная таможенная служба осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, ущерб, причиненный заявителю Центральной энергетической таможней в размере 901.065.236,59 руб., подлежит возмещению Центральной энергетической таможней, при этом Министерство Финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу.
Довод представителя ФТС России о том что действие разрешения на переработку продлен в результате исполнения вступившего в законную силу судебного акта по вышеуказанному делу несостоятелен, так как действующим законодательством в сфере таможенного регулирования это не предусмотрено.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании ст. ст. 12, 13, 15, 156, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 15, 16, 1064 ГК РФ, ст. ст. 64 - 68, 71, 75, 110, 123, 156, 167 - 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Петровектор" убытки в размере 901.065.236,59 руб. (Девятьсот один миллион шестьдесят пять тысяч двести тридцать шесть рублей пятьдесят девять копеек), а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 200.000 руб. (Двести тысяч рублей).
В части требований Общества с ограниченной ответственностью "Петровектор" к Министерству финансов Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья
И.Н.УТОЧКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)