Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.08.2016 N 20АП-3388/2016 ПО ДЕЛУ N А09-10485/2015

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2016 г. по делу N А09-10485/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 04.08.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 10.08.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Григорьевой М.А. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Ю.А., в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Внешавтотранс-Брянск Плюс" (ОГРН 1073250000625, ИНН 3250071828) и заинтересованного лица - Брянской таможни, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Брянской таможни на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.04.2016 по делу N А09-10485/2015, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Внешавтотранс-Брянск Плюс" (далее - ООО "Внешавтотранс-Брянск Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской таможне (далее - таможня) о признании недействительным и отмене требования об уплате таможенных платежей от 06.08.2015 N 455.
Решение суда от 14.04.2016 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, таможня обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Мотивируя позицию, заинтересованное лицо указывает, что в отношении транспортных средств, помещенных под таможенный режим (процедуру) временного ввоза до 01.07.2010 с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемых для международных перевозок, в том числи при соблюдении условий по осуществлению внутренних перевозок, регламентированных совместным приказом Минтранса России и ГТК России от 08.09.2003 N 187/970, сохраняются условия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) до истечения заявленного срока временного ввоза, но на срок не более чем до 01.07.2015. Обращает внимание на то, что доказательств утраты транспортного средства обществом представлено не было.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее доводов, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.03.2007 общество заключило договор международного лизинга N 220307 VAT-BR с фирмой "ВФС Файнэншиал Сервисез Б.В." (Нидерланды) - лизингодатель. В соответствии с указанным контрактом 31.10.2007 общество ввезло на таможенную территорию РФ и поместило под таможенный режим "временного ввоза" по ГТД N 10102100/311007/0006526 товар седельный тягач RENAULT PREMIUM, идентификационный номер (VIN) VF25GPA000002789.
27.09.2007 общество - лизингополучатель заключило договор международного лизинга N 270907 VAT-BR с компанией "ВФС Интернешинал" А.Б. (Швеция) - лизингодатель. По контракту был ввезен полуприцеп автомобильный KRONE SDP и задекларирован по ГТД N 10102100/040208/0000547.
Указанные товары (седельный тягач и полуприцеп автомобильный) были выпущены в обращение с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, кроме сборов за таможенное оформление согласно с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок". При этом было наложено ограничение - "допускается использование только для международной перевозки товаров" и установлен срок обратного вывоза 31.10.2011.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 280 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) ООО "Внешавтотранс-Брянск Плюс" направило в Брянскую таможню заявление от 03.02.2011 N 55-15/41 с просьбой о продлении срока временного ввоза товара, ввезенного по ГТД N 10102100/311007/0006526.
Срок временного ввоза товара - седельный тягач RENAULT PREMIUM, идентификационный номер (VIN) - VF25GPA000002789 был продлен должностным лицом Брянского таможенного поста Брянской таможни до 01.01.2015. О продлении временного ввоза была сделана запись в ГТД N 10102100/311007/0006526 и заверена личной номерной печатью должностного лица Брянской таможни.
26.12.2014 ООО "Внешавтотранс-Брянск Плюс" направило в Брянскую таможню заявление N 45-15/1257 с просьбой о продлении срока временного ввоза товаров, ввезенных по ГТД N 10102100/311007/0006526.
26.12.2014 срок временного ввоза товара - седельный тягач RENAULT PREMIUM, идентификационный номер (VIN) - VF25GPA000002789 был продлен должностным лицом Брянского таможенного поста Брянской таможни до 30.06.2015. О продлении временного ввоза была сделана запись в ГТД N 10102100/311007/0006526 и заверена личной номерной печатью должностного лица Брянской таможни.
В период с 31.10.2007 по 30.06.2015 заявитель ежемесячно направлял в Брянскую таможню отчеты о целевом использовании ввезенных по ГТД N 10102100/311007/0006526 товаров только для осуществления международных автомобильных перевозок.
20.07.2015 главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного контроля после выпуска товаров Брянской таможни Е.Н. Садовой составлен акт камеральной таможенной проверки N 10102000/400/200715/Т0049, утвержденный начальником Брянской таможни.
Согласно выводам проверки в действиях общества были усмотрены факты нарушения пункта 2 решения Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 331 и статей 277, 282 ТК ТС.
Материалы камеральной таможенной проверки N 10102000/400/200715/Т0049 были направлены в отдел таможенных платежей Брянской таможни для принятия мер по взысканию периодических таможенных платежей и пени.
Брянской таможней в адрес общество было направлено требования об уплате таможенных платежей от 06.03.2015 N 455. Согласно требованию подлежат уплате таможенные платежи в размере 491 502,22 руб., пеня за период с 01.11.2011 по 06.08.2015 включительно в размере 118 982,14 руб., на общую сумму 610 484,36 руб.
Полагая, что требование от 06.08.2015 N 455 об уплате таможенных платежей не соответствует закону, нарушает права и законные интересы, ООО "Внешавтотранс-Брянск Плюс" обратилось в суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования, правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" (далее - постановление N 147) установлена обязанность предоставлять в отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.
Постановление N 147 утратило силу 29.10.2012. В соответствии с решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 17 на территории Российской Федерации с 01.07.2010 года вступил в силу ТК ТС. Следовательно, на дату истечения таможенной процедуры временного ввоза товаров, задекларированных ООО "Внешавтотранс-Брянск Плюс" по ГТД N 10102100/311007/0006526 и N 10102100/040208/0000547 действовали нормы ТК ТС.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 366, пункту 6 статьи 370 ТК ТС, положения ТК ТС применяются к отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу. По отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу ТК ТС, оно применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 ТК ТС.
Товары, помещенные до вступления в силу ТК ТС под таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза в Республике Беларусь и Российской Федерации, временного ввоза товаров и транспортных средств и временного вывоза товаров и транспортных средств в Республике Казахстан, со дня вступления в силу ТК ТС признаются помещенными соответственно под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) и временного вывоза. В отношении этих товаров применяются положения ТК ТС и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза с учетом частей второй и третьей статьи 370 ТК ТС.
Таможенная процедура временного ввоза (допуска) действует до истечения сроков временного ввоза, установленных при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза (временного ввоза товаров и транспортных средств), с учетом возможности их продления в пределах сроков, предусмотренных статьей 280 ТК ТС.
Таким образом, в соответствии с действующим в настоящее время таможенным законодательством Таможенного союза, транспортное средство заявителя, помещенное под таможенный режим временного ввоза по ГТД N 10102100/311007/0006526 и N 10102100/040208/0000547, с момента вступления в силу ТК ТС (01.07.2010) получило статус помещенного под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), соответственно в отношении данного транспортного средства подлежат применению положения главы 37"Таможенная процедура временного ввоза (допуска)" ТК ТС.
На основании статей 277, пунктов 1, 2, 3 статьи 282 ТК ТС, временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) решениями Комиссии Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" (далее - решение N 331) утвержден Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и предписано предоставлять полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в перечне, срок временного ввоза которых не превышает одного года, если иное не предусмотрено в перечне.
Однако данным пунктом также предусмотрено, что часть вторая пункта 1 решения N 331 не распространяется на транспортные средства (из товарных позиций ТНВЭД ТС 8701, 8704 (кроме самосвалов) и 8716), помещенные под таможенный режим (процедуру) временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза до 01.07.2010 и используемые для международных перевозок грузов (перевозка начинается и (или) завершается за пределами таможенной территории Таможенного союза), включая перевозку в попутном направлении. В отношении таких транспортных средств срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов не может превышать 01.07.2015.
Пунктом 2 решения N 331 установлено, что в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза до вступления в силу решения N 331 (28.08.2010), сохраняются условия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) до истечения заявленного срока временного ввоза.
На основании изложенных норм в отношении транспортных средств, помещенных под таможенный режим (процедуру) временного ввоза до 01.07.2010 с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемых для международных перевозок, сохраняются условия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) до истечения заявленного срока временного ввоза, но на срок не более чем до 01.07.2015.
В соответствии с пунктом 6 решения N 331 до 01.09.2010 в отношении временно ввозимых товаров, указанных в приложении N 2, применяются нормы законодательств государств - членов Таможенного союза, действовавшие до вступления в силу настоящего решения.
Срок, указанный в пункте 6 данного документа, был продлен до 19.11.2010 решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 370.
Кроме того, письмом Федеральной таможенной службы России от 27.05.2011 N 01-11/25024 "О применении положений Решения Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 476" разъяснено, что в отношении автомобильных транспортных средств, помещенных под таможенный режим (процедуру) временного ввоза (допуска) до 01.07.2010, с учетом положений статьи 280 ТК ТС временный ввоз с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов может быть продлен до 01.07.2015.
Материалами дела подтверждается, что ввезенный обществом товар помещен под таможенную процедуру временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей до вступления в силу решения N 331, в связи с чем Брянской таможней обоснованно и правомерно был продлен срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов товаров, задекларированных обществом по ГТД N 10102100/311007/0006526 и N 10102100/040208/0000547 до 30.06.2015 и в отношении данного товара условия таможенной процедуры временного ввоза сохранялись до истечения заявленного срока временного ввоза.
Следовательно, таможня неправомерно ограничила срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов до 04.02.2012 в отношении товара по ГТД N 10102100/040208/0000547 и до 31.10.2011 по N 10102030/141008/0005306, помещенного под таможенный режим (процедуру) временного ввоза до вступления в силу ТК ТС.
В ходе камеральной налоговой проверки общество сообщило таможенному органу о том, что им исполнена обязанность по уплате периодических платежей при помещении товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на Брянском акцизном посту Центральной акцизной таможни.
Обществом" уплачены таможенные платежи в размере 334 615,21 руб. и полуприцеп автомобильный помещен под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления.
Так как таможенным органом был ограничен срок освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов до 04.02.2012, обществу начислены пени в размере 71 380,53 руб.
Частями 1, 2 статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что пенями признаются денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
По своей природе пеня относится к мерам государственного принуждения правовосстановительного характера, направленным на понуждение налогоплательщика к исполнению его конституционной обязанности по уплате соответствующих платежей.
В данном случае в акте камеральной таможенной проверки отражено, что по истечении срока полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей, в связи с помещением товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, таможенные пошлины, налоги, уплачены обществом в полном объеме за полуприцеп автомобильный.
Доказательств обратного не представлено, в связи с чем не усматривается оснований для начисления пеней по полуприцепу в сумме 71 380,53 руб.
По итогам камеральной проверки таможней установлено, что таможенным постом неправомерно предоставлено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин налогов и Общество обязано заплатить периодические таможенные платежи в размере 491 502,23 руб. за седельный тягач, в оспариваемое требование также включены пени по указанным платежам.
Как следует из материалов камеральной проверки и пояснений представителей общества, седельный тягач попал в дорожно-транспортное происшествие на Украине 14.05.2011. В результате ДТП тягач получил повреждения и автотранспортное средство восстановлению не подлежит.
До начала камеральной проверки общество неоднократно обращалось в таможню с письмами о повреждении транспортного средства и просило предоставить процедуру реэкспорта либо о выдаче разрешения на помещение товара под таможенную процедуру уничтожения (копии писем приложены в материалы дела).
Брянская таможня на письма общества отвечала, что обращения не содержит всех сведений и документов и отказывала в предоставлении запрошенных процедур.
По ходатайству общества судом первой инстанции назначена экспертиза автотранспортного средства, которая проведена экспертами Брянской торгово-промышленной палаты.
Согласно пункту 1 статьи 279 ТК ТС товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации).
Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных названным Кодексом. Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть завершено до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, в порядке и на условиях, предусмотренных названным Кодексом (пункт 1 статьи 281 ТК ТС).
В силу подпункта 3 пункта 4 статьи 283 ТК ТС сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза с полным условным или частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, при незавершении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктом 1 статьи 281 ТК ТС, является день истечения срока временного ввоза товаров.
При этом обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (пункт 1 статьи 283 ТК ТС).
Пунктом 1 статьи 80 ТК ТС предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает, в том числе, в соответствии со статьей 283 ТК ТС.
Однако пункт 2 статьи 80 и пункт 2 статьи 283 ТК ТС предусматривают случаи, когда у декларанта прекращается обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
К таким случаям относится уничтожение (безвозвратная утрата) товара вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения.
Под аварией согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 4 ТК ТС понимается вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Как следует из экспертного заключения от 25.01.2016 N 091-03-00064, предъявленные, на дату проведения экспертизы, агрегаты/узлы транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в Украине 14.05.2011 невозможно считать седельным тягачем RENAULT PREMIUM, шасси VF25VPA000002789 по причине приобретенных сложных повреждений с полным или частичным разрушением деталей, агрегатов/узлов или их деформацией, а также в связи с отсутствием агрегатов/узлов тягача.
Транспортное средство тягач RENAULT PREMIUM, шасси VF25VPA000002789 не подлежит восстановлению экономически выгодным путем в состояние, необходимое для использования его в качестве седельного тягача по причине приобретенных сложных повреждений агрегатов/узлов тягача с полным или частичным разрушением деталей/агрегатов, узлов или их деформацией, отсутствием части агрегатов/узлов.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что полученные указанным транспортным средством в результате ДТП повреждения свидетельствуют о его уничтожении (безвозвратной утрате), следовательно, имеются основания для применения подпункта 3 пункта 2 статьи 80 ТК ТС.
На основе имеющихся в деле доказательств суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование 06.08.2015 N 455 от об уплате таможенных платежей принято с нарушениями норм законодательства, нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем правомерно удовлетворил требования заявителя о признании решения таможни незаконным.
Доводы жалобы, суд апелляционной инстанции отклоняет, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 14.04.2016 по делу N А09-10485/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В.МОРДАСОВ

Судьи
М.А.ГРИГОРЬЕВА
В.Н.СТАХАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)