Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 10.07.2017 N Ф07-6833/2017 ПО ДЕЛУ N А56-35996/2016

Требование: О взыскании излишне уплаченных таможенных платежей и процентов за нарушение срока возврата этих платежей.

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело
Обстоятельства: Таможенным органом оставлено без рассмотрения заявление общества о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2017 г. по делу N А56-35996/2016


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Куна" Гуркиной М.Ю. (доверенность от 25.04.2016), от Балтийской таможни Андреюшковой О.М. (доверенность от 29.12.2016 N 04-10/62261), рассмотрев 06.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КУНА" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2016 (судья Тетерин А.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 (судьи Есипова О.И., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-35996/2016,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "КУНА", место нахождения: 123001, Москва, Большой Козихинский пер., д. 27, стр. 1, ОГРН 1127746729285 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32-А, ОГРН 1037811015879 (далее - Таможня), 2 552 916,31 руб. излишне уплаченных таможенных платежей и процентов за нарушение срока возврата этих платежей.
Решением суда от 28.12.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017, требования Общества оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить судебные акты.
Податель жалобы не согласен с выводами судов о том, что непредставление Обществом скорректированных деклараций на товары при обращении с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин лишает последнее права на возврат таможенных платежей. Общество считает, что указанное требование таможенного органа противоречит статье 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ). По мнению Общества, факт излишней уплаты таможенных платежей подтверждается коммерческими и товаросопроводительными документами, полученными предварительными решениями Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы, которые подлежали самостоятельной оценке судов.
Для реализации права на обращение в арбитражный суд с имущественным требованием о взыскании с таможенного органа излишне уплаченных таможенных платежей, считает податель жалобы, нет необходимости внесения каких-либо изменений в спорные декларации на товары и представления оригиналов сертификатов А, которые уже представлялись Таможне. Кроме того, Общество обратилось 24.03.2016 с соответствующим заявлением в Таможню. Податель жалобы считает, что Таможня формально отклонила заявление Общества о возврате платежей.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что в период с 2013 по 2016 годы Общество в рамках внешнеторгового контракта от 22.01.2013 N КЕ01, заключенного с компанией "European Plastic Joint Stock Company" (Вьетнам), ввозило на таможенную территорию Таможенного союза следующие товары: меловой концентрат в виде гранул, на основе карбоната кальция - 80% и полипропилена, используемый в качестве наполнителя в процессах экструзии, литья под давлением в производстве полимеров (код товара 3902 10 000 0 ТН ВЭД); меловой концентрат в виде мелких гранул белого цвета, на основе карбоната кальция - 80% и полиэтилена, используемый в производстве полимерной продукции методом экструзии, литья под давлением (код товара 3901 10 900 0 ТН ВЭД).
В декабре 2015 года Общество обратилось в Центральное таможенное управление Федеральной таможенной службы с заявлением о принятии предварительного решения по классификации товаров - добавок красящих.
На основании информации, предоставленной Обществом, Центральным таможенным управлением 29.01.2016 приняты предварительные решения N RU/10100/16/0042, RU/10100/16/0043 по классификации указанного товара - добавка красящая по коду 3306 49 800 0 ТН ВЭД.
Общество 30.03.2016 обратилось в Таможню с заявлением от 24.03.2016 N 24/03 о возврате 2 566 807,74 руб. излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов по 99 декларациям на товары (далее - ДТ), поданным в спорном периоде. Общество сослалось на полученные в январе 2016 года предварительные решения о классификации товаров по ТН ВЭД.
Таможня оставила заявление без рассмотрения применительно к части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов (письмо от 05.04.2016 N 15-10/14228).
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Общество обратилось в суд с заявлением о взыскании с Таможни излишне уплаченных таможенных платежей.
Суды двух инстанций заявленные требования признали необоснованными и оставили заявление без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 77 ТК ТС).
Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 76 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 181 ТК ТС сведения об исчислении таможенных платежей, равно как и сведения, необходимые для исчисления таможенных платежей, указываются в декларации на товары. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 7 статьи 190 ТК ТС).
Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза (пункт 2 статьи 191 ТК ТС).
Согласно пункту 12 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании его обращения.
В соответствии с положениями статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 1).
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (часть 2).
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ (часть 4).
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как излишне внесенных в бюджет зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений можно сделать вывод, что заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Как указано в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18), внесенные в ДТ сведения могут быть изменены (дополнены) после выпуска товаров по инициативе декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 2 статьи 191 ТК ТС и пункт 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Комиссии от 10.12.2013 N 289).
В пункте 29 Постановления N 18 также разъяснено, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что заявитель не внес соответствующие изменения в спорные ДТ, его заявление о возврате платежей оставлено Таможней без рассмотрения.
Оценив представленные заявителем документы, суды пришли к выводу, что представленные ДТ не подтверждают излишнюю уплату таможенных платежей. Суды исходили из того, что код товара был заявлен Обществом, а при таможенном декларировании сведения о предоставлении тарифных преференций, о чем дополнительно Общество указало в заявлении в суд, им не подавались. С заявлением о восстановлении (применении) режима предоставления тарифных преференций по спорным ДТ Общество в таможенный орган не обращалось.
В ходе таможенного контроля Таможней вынесены решения о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по двум ДТ 10216110/120413/0022175, 10216110/250415/0015648, которые Обществом не обжалованы. Как следует из материалов дела, Общество не обжаловало и решение Таможни о возвращении без рассмотрения заявления от 24.03.2016 N 24/03.
Полученным предварительным решениям по спорному товару суды также дали оценку, правомерно указав на то, что их действие может распространяться на последующие поставки товара, а ввиду заявленных Обществом требований вопрос о возврате конкретных сумм платежей подлежит рассмотрению лишь при надлежащем соблюдении административного порядка их возврата.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что Общество в нарушение требований статьи 147 Закона N 311-ФЗ документально не подтвердило факт излишней уплаты таможенных платежей по спорным ДТ, не представило соответствующие документы.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 по делу N А56-35996/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КУНА" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Е.БУРМАТОВА

Судьи
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
Л.И.КОРАБУХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)