Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.05.2016 N 17АП-5119/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-55740/2015

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2016 г. N 17АП-5119/2016-АК

Дело N А60-55740/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Хановой Я.Р.
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Бутерус Ольги Рудольфовны (ОГРНИП 304667335800307, ИНН 666300038353): Ширяев В.М., предъявлен паспорт, доверенность от 31.03.2015
от заинтересованного лица - Екатеринбургской таможни (ОГРН 1036604386411, ИНН 6662022335): Аманов В.В., предъявлено удостоверение, доверенность от 11.01.2016
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Бутерус Ольги Рудольфовны,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 февраля 2016 года
по делу N А60-55740/2015
принятое судьей Киреевым П.Н.
по заявлению индивидуального предпринимателя Бутерус Ольги Рудольфовны
к Екатеринбургской таможне
о признании частично недействительным постановления об изъятии товаров
установил:

Индивидуальный предприниматель Бутерус Ольга Рудольфовна (далее - предприниматель, ИП Бутерус О.Р.) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Екатеринбургской таможне о признании незаконным постановления от 24.09.2015 об изъятии товаров на складе и в магазинах ИП Бутерус О.Р., принадлежащих комитентам: 1) ИП Киселевой Ю.В. - 85 шуб из меха норки; 2) Лункиной Л.И. - 73 шубы из меха норки и 21 шуба их меха овчины; 3) ИП Соскину М.И. - 44 шубы их меха норки; 4) ИП Фисенко М.Л. - 43 шубы из меха норки; 5) ИП Зиангирову Р.Ф. - 7 шуб из меха норки; 6) ИП Зиангировой Л.А. - 23 шубы из меха норки; 7) Пранг Е.Г. - 11 шуб из меха норки и 3 шубы из меха овчины; 8) Шелободову Е.В. - 1 шуба из меха норки; 9) Виноградовой Л.А. - 1 шуба из меха норки; 10) Левишко А.А. - 1 шуба из меха норки; 11) Волковой Г.А. - 2 шубы из меха норки; 12) Берсеневу Д.Е. - 1 шуба из меха норки; 13) Шевниной И.А. - 1 шуба из меха соболя баргузинского; 14) Стародубцевой Л.Г. - 1 шуба из меха соболя; 15) Семенчик Е.Р. - 1 шуба из меха соболя; 16) Вихаревой С.В. - 2 шубы из меха норки; 17) Свешниковой Ф.Р. - 2 шубы из меха норки; 18) Тепляковой А.С. - 1 шуба из меха норки; 19) Чирковой Л.Д. - 2 шубы из меха норки; 20) Шеломенцевой С.В. - 1 шуба из меха норки; 21) Магафуровой О.В. - 2 шубы из меха овчины; 22) ИП Верхорубовой М.Л. - 150 шуб из меха овчины; 23) ИП Думновой Д.В. - 153 шубы из меха овчины; 24) ИП Чепеленко А.А. - 450 шуб из меха овчины; 25) ИП Киселевой Е.К. - 97 шуб из меха овчины; а также приобретенных ИП Бутерус О.Р. по договору поставки N 129 от 01.06.2012 от ИП Ершова Е.Ф. в количестве 11 шт. из меха норки.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 февраля 2016 года по делу N А60-55740/2015, принятым судьей Киреевым П.Н., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Бутерус О.Р. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным суду первой инстанции о незаконности изъятия товаров у собственников, в отношении которых не проводилась таможенная проверка; незаконном изъятии шуб российского производства, приобретенных ИП Бутерус О.Р. по договору поставки; изъятии товара иностранного происхождения без проведения проверок и выяснения обязанности комитентов по уплате таможенных платежей, что повлекло грубое нарушение таможенного законодательства. Нарушение своих прав оспариваемым постановлением видит в лишении права на реализацию комиссионного товара в сезон продажи и получении предпринимательской выгоды; вынужденном декларировании товаров и оплаты таможенной пошлины во избежание наступления договорной ответственности комиссионера за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента.
Представитель предпринимателя в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал.
Таможенный орган по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Представитель таможни в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, установлено судом 02.02.2015 в таможню из Уральской оперативной таможни поступила информация о нарушении предпринимателем требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в части заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости, с использованием подложных документов, товаров - "изделия меховые женские из шкурок норки", продекларированных в зоне деятельности Кольцовской таможни. По сведениям Уральской оперативной таможни, упомянутые товары реализуются в магазинах, находящихся в г. Екатеринбурге по адресам: ул. 8 Марта, д. 128а (магазин "Северина"); ул. Свердлова, д. 62 (меховой магазин "Белка"); ул. 8 Марта, д. 52 (магазин "Европейские меха"); ул. Свердлова, д. 60 (магазин "Меховая Ярмарка"). Кроме того, предпринимателем для хранения товара используются помещения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Фронтовых бригад, д. 15а (складские помещения).
10.02.2015 Екатеринбургской таможней совместно с должностными лицами Уральской оперативной и Кольцовской таможни в соответствии со ст. 119 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) на основании предписаний на проведение таможенного осмотра помещений и территорий проведены таможенные осмотры помещений и территорий, в которых предприниматель осуществляет реализацию (хранение) товаров, ввезенных на территорию Таможенного союза.
10.02.2015 представителям предпринимателя таможней вручены запросы N 41-12/1529, N 41-12/1528, N 41-12/1527, N 41-12/1530 о предоставлении документов и сведений, подтверждающих таможенное декларирование товаров на территории таможенного союза и законность приобретения реализуемых (хранимых) товаров иностранного производства, а также разрешительных документов, подтверждающих соответствие требованиям ГОСТа этих товаров; срок представления документов - до 16 ч 00 мин. 10.02.2015.
По результатам проведенного таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий, в связи с непредставлением ИП Бутерус О.Р. документов, подтверждающих факт таможенного декларирования иностранных товаров на таможенной территории Таможенного союза, приобретения иностранных товаров, а также учитывая информацию о заявлении недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, продекларированных ИП Бутерус О.Р. по ДТ N 10508010/260912/0011351, 10508010/021012/0011726, 10508010/051112/0013328, 10508010/161112/0013960, 10508010/051212/0014868, 10508010/260413/0005562, 10508010/080813/0011003, таможней 10.02.2015 в соответствии со ст. 132 ТК ТС вынесено решение N 10502000/400/100215/Р0017 о проведении выездной таможенной проверки в отношении предпринимателя по вопросам заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров "изделия меховые женские из шкурок норки"; соблюдения требований таможенного законодательства в отношении указанных товаров, ввезенных на территорию таможенного союза и реализуемых в зоне деятельности Екатеринбургской таможни (т. 1 л.д. 24-25).
В рамках ст. 183 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) в ходе выездной таможенной проверки ИП Бутерус О.Р. в целях обеспечения сохранности товаров для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, осуществления отбора проб и образцов и назначения таможенной экспертизы, должностными лицами таможни приняты решения о наложении ареста, вынесены постановления о наложении ареста на товары от 10.02.2015 (т. 2 л.д. 149, т. 3 л.д. 1, 4, 7). По результатам ареста составлены акты о наложении ареста на товары от 10.02.2015 (т. 2 л.д. 150-151, т. 3 л.д. 2-3, 5-6, 8-9). Арестованные товары переданы на хранение ИП Бутерус О.Р. и представителям ИП Бутерус О.Р.
В рамках выездной проверки проведены таможенные осмотры помещений и территорий по адресу: ул. Фронтовых Бригад, д. 15а (место хранения товаров) с целью проверки соблюдения требований таможенного законодательства Таможенного союза в отношении товаров, на которые наложен арест, а также установления идентификационных признаков, необходимых для проведения таможенного контроля после выпуска товаров; направлены требования о предоставлении документов, подтверждающих таможенное декларирование; о предъявлении товаров и (или) представлении документов и сведений при выездной проверке.
В ходе предоставленных предпринимателем сведений о поставщиках товаров (по договорам комиссии), на которые был наложен арест соответствующие запросы о представлении документов, необходимых для осуществления таможенного контроля, направлены и в адрес комитентов.
По результатам выездной таможенной проверки ИП Бутерус О.Р. на основании представленных документов таможня пришла к следующим выводам: о подтверждении таможенного декларирования 896 единиц товара из установленных в наличии 2 212 единиц; незаконном перемещении через таможенную границу, не продекларированных в установленном порядке 1 315 единиц товара, подлежащих в соответствии с п. 1 ст. 168 Федерального закона N 311-ФЗ изъятию.
Результаты проверки отражены в акте выездной таможенной проверки N 10502000/400/240915/А0017/00 (т. 1 л.д. 79-153).
Установленные в ходе проверки факты незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза иностранных товаров (шубы из меха норки, соболя, дубленки из овчины) в количестве 1 315 единиц, послужили основанием для вынесения 24.09.2015 в порядке ст. 168 Федерального закона N 311-ФЗ постановления об изъятии товаров (т. 2 л.д. 1-32).
Полагая, что указанное постановление об изъятии товаров, в части изъятия товаров, принадлежащих комитентам, поименованным в заявлении, а также приобретенных предпринимателем по договору поставки N 129 от 01.06.2012 является незаконным, ИП Бутерус О.Р. обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При рассмотрении спора суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления таможни требованиям закона и отказал в удовлетворении требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с Кодексом.
В силу ст. 100 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства таможенного союза.
Формы таможенного контроля установлены ст. 110 ТК ТС и включают: проверку документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверку маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверку системы учета товаров и отчетности; таможенную проверку.
В ст. 98 ТК ТС предусмотрено декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах (п. 1). Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений (п. 2). В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами (п. 4).
На основании п. 2 ч. 2 ст. 119 ТК ТС таможенный осмотр помещений и территорий может проводиться таможенными органами у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, для проверки такой информации.
Основанием для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются, в том числе данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза (п. 2 ч. 4 ст. 132 ТК ТС).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ТК ТС при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа наделены полномочиями требовать у проверяемого лица коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам.
В свою очередь проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе (п.п. 2 п. 2 ст. 135 ТК ТС).
В силу п. 11 ч. 1 ст. 134 ТК ТС при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка.
Порядок наложения ареста на товары при проведении выездной таможенной проверки определен Федеральным законом N 311-ФЗ.
На основании положений ст. 183 Федерального закона N 311-ФЗ наложение ареста на товары и изъятие товаров производятся в целях, предусмотренных подп. 11 п. 1 ст. 134 ТК ТС (ч. 1 ст. 183 Закона). Одним из оснований для наложения ареста на товары является отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений, подтверждающих факты таможенного декларирования и (или) выпуска товаров, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории Российской Федерации, а также обнаружение недостоверности таких сведений либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны, если наличие таких документов обязательно в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации (п. 2 ч. 2 ст. 183 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 168 Федерального закона N 311-ФЗ при обнаружении в рамках таможенного контроля таможенными органами товаров, незаконно ввезенных в Российскую Федерацию, либо товаров, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, такие товары подлежат изъятию таможенными органами, если они не были изъяты и на них не был наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.
Изъятие товаров в соответствии с частью 1 названной статьи производится на основании мотивированного постановления начальника таможенного органа либо уполномоченного им должностного лица в присутствии лица, у которого обнаружены такие товары, либо его представителя, а также в присутствии не менее двух понятых (ч. 2 ст. 168 Закона).
В соответствии с ч. 5 ст. 168 Федерального закона N 311-ФЗ лица, указанные в части 1 названной статьи, вправе уплатить таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 81 ТК ТС, статьей 119 названного Федерального закона, представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и осуществить декларирование товаров в соответствии со статьей 217 названного Федерального закона. Пени на указанные суммы таможенных платежей не начисляются. В случае, если такие лица уплачивают таможенные платежи не позднее пяти дней со дня обнаружения у них товаров, указанных в части 1 названной статьи, такие товары не изымаются при условии, что требования по соблюдению ограничений в отношении таких товаров выполнены.
Как следует из материалов дела, основанием для назначения выездной таможенной проверки явилась информация, полученная по результатам оперативно-розыскной деятельности, согласно которой предпринимателем нарушены требования таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в части заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости, с использованием подложных документов на товары - "изделия меховые женские из шкурок норки", продекларированных в зоне деятельности Кольцовской таможни.
Таким образом, спорная проверка в отношении предпринимателя проведена при достаточных на то основаниях (п.п. 2 п. 4 ст. 132 ТК ТС).
Постановление таможни от 24.09.2015 об изъятии товаров вынесено в порядке п. 11 ч. 1 ст. 134 ТК ТС и статей 183, 168 Федерального закона N 311-ФЗ, является мотивированным и соответствуют требованиям действующего таможенного законодательства.
Из материалов дела усматривается, что фактически данное постановление таможенным органом реализовано не было, изъятие товаров на его основе не производилось; товар, обозначенный в нем, в связи перечислением заявителем в адрес Екатеринбургской таможни в добровольном порядке таможенных пошлин, налогов в соответствии с ч. 5 ст. 168 Федерального закона N 311-ФЗ (т. 2 л.д. 33-36), был выпущен в свободное обращение.
Апелляционным судом исследованы и отклонены доводы заявителя апелляционной жалобы, касающиеся товара, принадлежащего комитентам. Поскольку оспариваемое постановление в указанной части прав и законных интересов заявителя, не являющегося собственником товара, переданного ему по договорам комиссии, не нарушает, основания для удовлетворения требований ИП Бутерус О.Р. в соответствующей части у суда первой инстанции отсутствовали. Необходимая совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 АПК РФ, для признания постановления таможенного органа незаконным арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, вопреки доводам предпринимателя со ссылками на нарушение договорных обязательств, предусматривающих ответственность комиссионера перед комитентами за утрату имущества, лишения его прав на реализацию комиссионного товара, вынужденного в целях недопущения данных обстоятельств внести таможенные платежи за комитентов, не установлена. Вопросы, связанные с незаконностью изъятия товара, принадлежащего комитентам, могли быть решены в установленном порядке по заявлениям собственников товара, в адрес которых таможней, в том числе направлялись требования о предоставлении информации относительно декларирования спорных товаров. Однако, как указал суд, самостоятельных требований об исключении товара, реализуемого ИП Бутерус О.Р., из под ареста с представлением документов, подтверждающих законность его ввоза, комитенты, права которых непосредственно затрагиваются изъятием товара, в таможенный орган не представляли.
Доводам предпринимателя в отношении изъятия 11 норковых шуб российского производства, приобретенных им по договору поставки N 129 от 01.06.2012, судом первой инстанции, установившим при рассмотрении дела, в том числе из пояснений представителя таможенного органа в судебном заседании факт производства шуб торговой марки "Северина" как на территории РФ, так и на территории Китая, дана надлежащая правовая оценка.
Установленные судом обстоятельства невозможности с достоверностью установить происхождение спорных шуб, их производство на территории Российской Федерации, не опровергнутые предпринимателем (ст. 65 АПК РФ), не позволяют апелляционному суду прийти к иным суждениям.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 150 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 февраля 2016 года по делу N А60-55740/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.Ю.МУРАВЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)