Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Сивцевой П.С.
при участии:
- от заявителя: Исхаков М.Ю. по доверенности от 22.06.2016;
- от заинтересованного лица: Мартишин И.С. по доверенности от 29.12.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24989/2017) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2017 по делу N А56-29189/2017 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению ООО "Транс Лайн Поставка"
к Балтийской таможне
о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости
ООО "Транс Лайн Поставка" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Балтийской таможни (далее - Таможня) о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ от 25.12.2016 N 10216020/290916/0035007, от 12.01.2017 N 10216020/161016/0037109, от 13.01.2017 N 10216020/201016/0037662 и об обязании таможни восстановить нарушенные права общества путем принятия таможенной стоимости по ДТ NN 10216020/290916/0035007, 10216020/161016/0037109, 10216020/201016/0037662 по цене сделки с ввозимыми товарами.
Решением от 15.08.2017 суд удовлетворил исковые требования.
В апелляционной жалобе Таможня просит отменить решение суда в связи с тем, что документы и сведения, представленные ООО "Транс Лайн Поставка" при таможенном декларировании и в ходе контроля таможенной стоимости товаров, не подтверждают стоимость сделки, а соответственно таможенную стоимость товаров, заявленную декларантом.
Согласно отзыву ООО "Транс Лайн Поставка" против удовлетворения жалобы возражает, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Транс Лайн Поставка" на основании внешнеэкономического контракта от 05.05.2015 N 2015-05-05/IMP, заключенного с фирмой "LINKFAST TECHNICAL Co., Ltd" (Китай), в 2016 году ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - "шпилька оцинкованная, с резьбой по всей длине, DIN 975-4.6., с пределом прочности на растяжение 400 МПА, из некоррозионно-стойкой стали...", "DIN 933-5.8. болты высокопрочные, с шестигранной головкой, оцинкованные, из некоррозионно-стойкой стали, с пределом прочности на растяжение 500 МПА, полна резьба, без фланцев, буртов (без дополнительных элементов конструкции)...", "винты с головкой, снабженные резьбой, оцинкованные, самонарезающие, с острым наконечником, из некоррозионно-стойкой стали, без дополнительных элементов конструкции...", разных размеров (далее - товар).
В целях оформления ввоза на таможенную территорию Российской Федерации указанного товара ООО "Транс Лайн Поставка" представило в таможенный орган ДТ NN 10216020/290916/0035007, 10216020/161016/0037109, 10216020/201016/0037662 с приложением пакета документов. Таможенная стоимость товара определена ООО "Транс Лайн Поставка" в соответствии с методом определения таможенной стоимости товара - по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза".
Для подтверждения таможенной стоимости ввозимых товаров ООО "Транс Лайн Поставка" представлен комплект документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, согласно статье 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Перечню документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (Приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утв. Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376), в том числе: коносаменты, внешнеэкономический контракт, инвойс, договор транспортной экспедиции, приложение к договору транспортной экспедиции, счет за перевозку, паспорт сделки, техническая документация, экспортная декларация, письмо о нестраховании груза.
В ходе проверки заявленных в ДТ сведений Таможней приняты решения о проведении дополнительных проверок от 30.09.2016, 17.10.2016, 20.10.2016, запрошены дополнительные документы и пояснения в подтверждение заявленной таможенной стоимости:
- - по ДТ 10216020/290916/0035007: контракт со всеми действующими приложениями и дополнениями к нему, инвойсы на поставку партии товара, предъявленной к таможенному декларированию, банковские документы, отражающие исполнение обязательств по оплате партии товара по данной ДТ, бухгалтерские документы, отражающие движение денежных средств при исполнении обязательств по предыдущим поставкам, документальное подтверждение обстоятельств страхования, величины страхового покрытия и размера страховой премии, экспортная таможенная декларация страны отправления с отметками таможенного органа страны вывоза с переводом, прайс-лист производителя/продавца с переводом на русский язык, ценовые предложения на товары того же класса и вида других продавцов при продаже на экспорт в РФ, информация маркетинговых исследований, иных официальных источников мирового рынка, иные документы и сведения;
- - по ДТ N 10216020/161016/0037109: контракт со всеми действующими приложениями и дополнениями к нему, инвойс на поставку партии товара, предъявленной к таможенному декларированию, банковские документы, отражающие исполнение обязательств по оплате партии товара по данной ДТ, бухгалтерские документы, отражающие движение денежных средств при исполнении обязательств по предыдущим поставкам, документальное подтверждение обстоятельств страхования, величины страхового покрытия и размера страховой премии, экспортная таможенная декларация страны отправления с отметками таможенного органа страны вывоза с переводом, прайс-лист производителя/продавца с переводом на русский язык, ценовые предложения на товары того же класса и вида, иные документы и сведения;
- - по ДТ N 10216020/201016/0037662: банковские платежные документы по оплате данной поставки: платежные поручения, выписка с лицевого счета, прайс-лист производителя товаров с переводом, оригинал экспортной таможенной декларации страны отправления и заверенный ее перевод, внешнеторговый контракт со всеми приложениями и дополнениями, информация о стоимости однородных товаров, товаров того же класса и вида, в т.ч. реализуемых на внутреннем рынке РФ, договор реализации ввозимых товаров на внутреннем рынке РФ, счета-фактуры к нему по данной поставке, банковские платежные документы, расчет цены реализации ввезенного товара на внутреннем рынке, бухгалтерские документы о постановке на учет товаров.
В установленные сроки ООО "Транс Лайн Поставка" направило в адрес Таможни запрошенные документы и сведения, а также пояснения (письма исх. от 21.11.2016 исх. N 349, от 12.12.2016 исх. N 362, от 12.12.2016 исх. N 369).
Товары выпущены под обеспечение уплаты таможенных платежей по ДТ N 10216020/290916/0035007 по таможенной расписке от 01.10.2016 N 10216020/011016/ТР-7016377 на сумму 206979,18 руб.; по ДТ N 10216020/161016/0037109 по таможенной расписке от 17.10.2016 N 10216020/171016/ТР-7037034 на сумму 260984,89 руб.; по ДТ N 10216020/201016/0037662 по таможенной расписке от 21.10.2016 N 10216020/211016/ТР-7037059 на сумму 49053,6 руб.
По результатам дополнительной проверки таможенным органом было приняты решения о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного на таможенную территорию РФ по спорным ДТ, по резервному методу (метод 6).
Посчитав решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных заявителем по спорным ДТ, противоречащим закону и нарушающим его права и законные интересы, ООО "Транс Лайн Поставка" оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление ООО "Транс Лайн Поставка" в полном объеме, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного Союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Пунктом 12 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
В силу пункта 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 указанного Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения.
Указанной нормой установлены также ограничения для применения основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза").
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.
Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" и пункту 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В силу статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.
В силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 установлено, что при оценке обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 4 и пунктов 1 и 3 статьи 5 Соглашения, имея в виду, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения.
Выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза".
Как следует из материалов дела, ООО "Транс Лайн Поставка" при таможенном оформлении товаров по спорным ДТ представило Таможне комплект документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, предусмотренный статьей 183 ТК ТС, в том числе внешнеторговый контракт, инвойс, коносамент, другие документы. Эти обстоятельства таможенным органом не оспариваются.
В решении о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ 10216020/290916/0035007 Таможня приводит следующие причины корректировки:
- отсутствуют документы, подтверждающие дополнительные начисления к цене сделки на условиях поставки FOB: тарифы на ТЭО, документы о погрузке (перегрузке) товаров в порту, документы об оплате за транспортно-экспедиционные услуги.
- с использованием сведений о реализации однородного товара, аналогичного товара по ценам, отличным от тех, которые заявил декларант, выявлен риск недостоверного декларирования таможенной стоимости. Так, по ДТ N 10702020/070916/0024709 таможенная стоимость товара 3842615,34 руб., вес нетто 48986,44 кг.
Причинами принятия Таможней решения о корректировки таможенной стоимости товаров по ДТ 10216020/161016/0037109 явилось следующее:
- - не были представлены учредительные документы ООО "Транс Лайн Поставка";
- - договор поставки ТЛП-2-03/08/15 имеет срок действия до 31.12.2015, сведения о его продлении не представлены;
- - представленные платежные документы не имеют ссылки на конкретные инвойсы, за которые произведена оплата;
- - значительное расхождение таможенной стоимости от имеющейся в распоряжении таможенного органа информации о стоимости товаров.
В качестве причин для корректировки таможенной стоимости товара по ДТ 10216020/201016/0037662 Таможней указывается следующие:
- - представленный прайс-лист содержит только те наименования товара, что и задекларированы в данной ДТ, ссылается на определенный контракт и не является публичным предложением товара. Других прайс-листов и оферт декларантом не представлено;
- - в комплект документов не представлена реализация данной партии товаров, отсутствие дополнительной оплаты, причитающейся продавцу после реализации не подтверждено документально;
- - в комплекте из банковских документов представлено лишь заявление на перевод, однако отметок о проведении платежа, выписок по счету, ведомости банковского контроля не представлено;
- - значительное расхождение таможенной стоимости от имеющейся в распоряжении таможенного органа информации о стоимости товаров.
Форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву (пункт 2 статьи 1209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора (пункт 1 статьи 429.1 ГК РФ).
Пунктом 1.1. контракта от 05.05.2015 N 2015-05-05/IMP установлено, что продавец продает, а покупатель (ООО "Транс Лайн Поставка") покупает на условиях FOB-Шанхай/Нингбо/Тяньцзинь(Синьган)/Циндао/Гаосюн (Инкотермс 2000) товары в ассортименте и количестве, указанном в соответствующих инвойсах (счетах-фактурах), являющихся неотъемлемой частью контракта.
Согласно пункту 1.2 контракта от 05.05.2015 N 2015-05-05/IMP цена за товар устанавливается в долларах США и включает стоимость упаковки, тары, маркировки и поставки на условиях: FOB - Порт отгрузки. Цена на товары указывается в соответствующих инвойсах (счетах-фактурах).
Из содержания представленного ООО "Транс Лайн Поставка" контракта и инвойсов видно, что перечисленные выше нормы российского законодательства сторонами внешнеторговой сделки соблюдены, стороны в контракте от 05.05.2015 N 2015-05-05/IMP предусмотрели согласование и поставку товара на основании выставленных инвойсов, которые являются неотъемлемой частью контракта ООО "Транс Лайн Поставка".
При поставке товара, оформленного по спорным ДТ, сторонами согласованы инвойсы от 10.08.2016 N 163176LF, от 10.08.2016 N 163179LF от 02.09.2016 N 163187LF, в которых указан ассортимент, количество товара каждой позиции и количество упаковок, цена в долларах США/1000 шт. по каждой позиции товара в зависимости от размера, общая стоимость, вес нетто и брутто. Все указанные в инвойсах данные о товаре приведены ООО "Транс Лайн Поставка" в ДТ.
Согласно решениям о корректировке таможенной стоимости замечаний к инвойсам, представленным при подаче ДТ, у Таможни не имелось.
Довод Таможни об отсутствии сведений о транспортных расходах апелляционным судом не принимается, поскольку ООО "Транс Лайн Поставка" представлены следующие документы бухгалтерские документы по оплате данной партии товара - заявление на перевод N 02224 от 25.11.2016, выписка по счету за 25.11.201 (пункт 5 сопроводительного письма от 12.12.2016 исх. N 369).
Таким образом, в рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что для целей подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров ООО "Транс Лайн Поставка" представило Таможне необходимый комплект документов, предусмотренных статьей 183 ТК ТС. ООО "Транс Лайн Поставка" дополнительно представлены документы в качестве доказательств обоснования применения первого метода определения таможенной стоимости и пояснения по ним. Представленные ООО "Транс Лайн Поставка" документы соответствуют предъявляемым к ним требованиям, отражает сведения о содержании сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информацию об условиях поставки и оплаты за товары. Достоверность этих сведений в установленном порядке Таможней не доказана и не опровергнута.
Как правомерно указал суд, наличие информации о более высоких ценах на идентичный/однородный товар, отличных от тех, которые заявил декларант, является всего лишь возможным признаком недостоверности заявленной таможенной стоимости товара и основанием для проведения проверки, но не основанием для ее корректировки, если все сведения о стоимости товара являются достоверными и подтверждаются представленными документами.
Суд первой инстанции, подробнейшим образом оценив материалы дела, пришел к обоснованному выводу о том, что представленные документы подтверждают заявленную ООО "Транс Лайн Поставка" таможенную стоимость товаров по стоимости сделки (по 1 методу), доказательств недостоверности сведений о цене сделки либо о наличии условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, Таможня не представила. Невозможность использования документов, представленных ООО "Транс Лайн Поставка" в Таможню в обоснование правомерности определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (в их совокупности и системной оценке), Таможней не подтверждена.
Таким образом, Таможня не представила доказательств наличия предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" оснований, препятствующих применению заявленного ООО "Транс Лайн Поставка" первого (основного) метода определения таможенной стоимости товаров.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что указанные в решении о корректировке обстоятельства, равно как и доводы апелляционной жалобы, не опровергают достоверность заявленной ООО "Транс Лайн Поставка" таможенной стоимости товаров.
Суд также правомерно обязал Таможню восстановить нарушенные права ООО "Транс Лайн Поставка" путем принятия таможенной стоимости по ДТ NN 10216020/290916/0035007, 10216020/161016/0037109, 10216020/201016/0037662 по цене сделки с ввозимыми товарами. Решение суда в данной части соответствует требованиям статьи 201 АПК РФ и не ограничивает право Таможни на осуществление таможенного контроля в период, определенный в статье 99 ТК ТС в случае, если будут получены дополнительные документы и сведения в отношении декларанта, его иностранного контрагента или поставляемого товара. На основании представленных в материалы дела и исследованных судом документов, подтверждающих применение первого метода, Таможня обязана исполнить решение суда и принять в отношении задекларированного по спорным ДТ товара таможенную стоимость по цене сделки. При этом, вопреки доводам Таможни, суд при вынесении решения не подменяет собой таможенный орган, а в пределах своей компетенции оценивает представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и принимает решение в соответствии с требованиями статьи 201 АПК РФ, согласно пункту 3 части 5 которой решение должно содержать, в том числе обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2017 по делу N А56-29189/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.11.2017 N 13АП-24989/2017 ПО ДЕЛУ N А56-29189/2017
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2017 г. N 13АП-24989/2017
Дело N А56-29189/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Сивцевой П.С.
при участии:
- от заявителя: Исхаков М.Ю. по доверенности от 22.06.2016;
- от заинтересованного лица: Мартишин И.С. по доверенности от 29.12.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24989/2017) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2017 по делу N А56-29189/2017 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению ООО "Транс Лайн Поставка"
к Балтийской таможне
о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости
установил:
ООО "Транс Лайн Поставка" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Балтийской таможни (далее - Таможня) о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ от 25.12.2016 N 10216020/290916/0035007, от 12.01.2017 N 10216020/161016/0037109, от 13.01.2017 N 10216020/201016/0037662 и об обязании таможни восстановить нарушенные права общества путем принятия таможенной стоимости по ДТ NN 10216020/290916/0035007, 10216020/161016/0037109, 10216020/201016/0037662 по цене сделки с ввозимыми товарами.
Решением от 15.08.2017 суд удовлетворил исковые требования.
В апелляционной жалобе Таможня просит отменить решение суда в связи с тем, что документы и сведения, представленные ООО "Транс Лайн Поставка" при таможенном декларировании и в ходе контроля таможенной стоимости товаров, не подтверждают стоимость сделки, а соответственно таможенную стоимость товаров, заявленную декларантом.
Согласно отзыву ООО "Транс Лайн Поставка" против удовлетворения жалобы возражает, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Транс Лайн Поставка" на основании внешнеэкономического контракта от 05.05.2015 N 2015-05-05/IMP, заключенного с фирмой "LINKFAST TECHNICAL Co., Ltd" (Китай), в 2016 году ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - "шпилька оцинкованная, с резьбой по всей длине, DIN 975-4.6., с пределом прочности на растяжение 400 МПА, из некоррозионно-стойкой стали...", "DIN 933-5.8. болты высокопрочные, с шестигранной головкой, оцинкованные, из некоррозионно-стойкой стали, с пределом прочности на растяжение 500 МПА, полна резьба, без фланцев, буртов (без дополнительных элементов конструкции)...", "винты с головкой, снабженные резьбой, оцинкованные, самонарезающие, с острым наконечником, из некоррозионно-стойкой стали, без дополнительных элементов конструкции...", разных размеров (далее - товар).
В целях оформления ввоза на таможенную территорию Российской Федерации указанного товара ООО "Транс Лайн Поставка" представило в таможенный орган ДТ NN 10216020/290916/0035007, 10216020/161016/0037109, 10216020/201016/0037662 с приложением пакета документов. Таможенная стоимость товара определена ООО "Транс Лайн Поставка" в соответствии с методом определения таможенной стоимости товара - по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза".
Для подтверждения таможенной стоимости ввозимых товаров ООО "Транс Лайн Поставка" представлен комплект документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, согласно статье 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Перечню документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (Приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утв. Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376), в том числе: коносаменты, внешнеэкономический контракт, инвойс, договор транспортной экспедиции, приложение к договору транспортной экспедиции, счет за перевозку, паспорт сделки, техническая документация, экспортная декларация, письмо о нестраховании груза.
В ходе проверки заявленных в ДТ сведений Таможней приняты решения о проведении дополнительных проверок от 30.09.2016, 17.10.2016, 20.10.2016, запрошены дополнительные документы и пояснения в подтверждение заявленной таможенной стоимости:
- - по ДТ 10216020/290916/0035007: контракт со всеми действующими приложениями и дополнениями к нему, инвойсы на поставку партии товара, предъявленной к таможенному декларированию, банковские документы, отражающие исполнение обязательств по оплате партии товара по данной ДТ, бухгалтерские документы, отражающие движение денежных средств при исполнении обязательств по предыдущим поставкам, документальное подтверждение обстоятельств страхования, величины страхового покрытия и размера страховой премии, экспортная таможенная декларация страны отправления с отметками таможенного органа страны вывоза с переводом, прайс-лист производителя/продавца с переводом на русский язык, ценовые предложения на товары того же класса и вида других продавцов при продаже на экспорт в РФ, информация маркетинговых исследований, иных официальных источников мирового рынка, иные документы и сведения;
- - по ДТ N 10216020/161016/0037109: контракт со всеми действующими приложениями и дополнениями к нему, инвойс на поставку партии товара, предъявленной к таможенному декларированию, банковские документы, отражающие исполнение обязательств по оплате партии товара по данной ДТ, бухгалтерские документы, отражающие движение денежных средств при исполнении обязательств по предыдущим поставкам, документальное подтверждение обстоятельств страхования, величины страхового покрытия и размера страховой премии, экспортная таможенная декларация страны отправления с отметками таможенного органа страны вывоза с переводом, прайс-лист производителя/продавца с переводом на русский язык, ценовые предложения на товары того же класса и вида, иные документы и сведения;
- - по ДТ N 10216020/201016/0037662: банковские платежные документы по оплате данной поставки: платежные поручения, выписка с лицевого счета, прайс-лист производителя товаров с переводом, оригинал экспортной таможенной декларации страны отправления и заверенный ее перевод, внешнеторговый контракт со всеми приложениями и дополнениями, информация о стоимости однородных товаров, товаров того же класса и вида, в т.ч. реализуемых на внутреннем рынке РФ, договор реализации ввозимых товаров на внутреннем рынке РФ, счета-фактуры к нему по данной поставке, банковские платежные документы, расчет цены реализации ввезенного товара на внутреннем рынке, бухгалтерские документы о постановке на учет товаров.
В установленные сроки ООО "Транс Лайн Поставка" направило в адрес Таможни запрошенные документы и сведения, а также пояснения (письма исх. от 21.11.2016 исх. N 349, от 12.12.2016 исх. N 362, от 12.12.2016 исх. N 369).
Товары выпущены под обеспечение уплаты таможенных платежей по ДТ N 10216020/290916/0035007 по таможенной расписке от 01.10.2016 N 10216020/011016/ТР-7016377 на сумму 206979,18 руб.; по ДТ N 10216020/161016/0037109 по таможенной расписке от 17.10.2016 N 10216020/171016/ТР-7037034 на сумму 260984,89 руб.; по ДТ N 10216020/201016/0037662 по таможенной расписке от 21.10.2016 N 10216020/211016/ТР-7037059 на сумму 49053,6 руб.
По результатам дополнительной проверки таможенным органом было приняты решения о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного на таможенную территорию РФ по спорным ДТ, по резервному методу (метод 6).
Посчитав решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных заявителем по спорным ДТ, противоречащим закону и нарушающим его права и законные интересы, ООО "Транс Лайн Поставка" оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление ООО "Транс Лайн Поставка" в полном объеме, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного Союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Пунктом 12 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
В силу пункта 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 указанного Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения.
Указанной нормой установлены также ограничения для применения основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза").
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.
Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" и пункту 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В силу статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.
В силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 установлено, что при оценке обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 4 и пунктов 1 и 3 статьи 5 Соглашения, имея в виду, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения.
Выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза".
Как следует из материалов дела, ООО "Транс Лайн Поставка" при таможенном оформлении товаров по спорным ДТ представило Таможне комплект документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, предусмотренный статьей 183 ТК ТС, в том числе внешнеторговый контракт, инвойс, коносамент, другие документы. Эти обстоятельства таможенным органом не оспариваются.
В решении о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ 10216020/290916/0035007 Таможня приводит следующие причины корректировки:
- отсутствуют документы, подтверждающие дополнительные начисления к цене сделки на условиях поставки FOB: тарифы на ТЭО, документы о погрузке (перегрузке) товаров в порту, документы об оплате за транспортно-экспедиционные услуги.
- с использованием сведений о реализации однородного товара, аналогичного товара по ценам, отличным от тех, которые заявил декларант, выявлен риск недостоверного декларирования таможенной стоимости. Так, по ДТ N 10702020/070916/0024709 таможенная стоимость товара 3842615,34 руб., вес нетто 48986,44 кг.
Причинами принятия Таможней решения о корректировки таможенной стоимости товаров по ДТ 10216020/161016/0037109 явилось следующее:
- - не были представлены учредительные документы ООО "Транс Лайн Поставка";
- - договор поставки ТЛП-2-03/08/15 имеет срок действия до 31.12.2015, сведения о его продлении не представлены;
- - представленные платежные документы не имеют ссылки на конкретные инвойсы, за которые произведена оплата;
- - значительное расхождение таможенной стоимости от имеющейся в распоряжении таможенного органа информации о стоимости товаров.
В качестве причин для корректировки таможенной стоимости товара по ДТ 10216020/201016/0037662 Таможней указывается следующие:
- - представленный прайс-лист содержит только те наименования товара, что и задекларированы в данной ДТ, ссылается на определенный контракт и не является публичным предложением товара. Других прайс-листов и оферт декларантом не представлено;
- - в комплект документов не представлена реализация данной партии товаров, отсутствие дополнительной оплаты, причитающейся продавцу после реализации не подтверждено документально;
- - в комплекте из банковских документов представлено лишь заявление на перевод, однако отметок о проведении платежа, выписок по счету, ведомости банковского контроля не представлено;
- - значительное расхождение таможенной стоимости от имеющейся в распоряжении таможенного органа информации о стоимости товаров.
Форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву (пункт 2 статьи 1209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора (пункт 1 статьи 429.1 ГК РФ).
Пунктом 1.1. контракта от 05.05.2015 N 2015-05-05/IMP установлено, что продавец продает, а покупатель (ООО "Транс Лайн Поставка") покупает на условиях FOB-Шанхай/Нингбо/Тяньцзинь(Синьган)/Циндао/Гаосюн (Инкотермс 2000) товары в ассортименте и количестве, указанном в соответствующих инвойсах (счетах-фактурах), являющихся неотъемлемой частью контракта.
Согласно пункту 1.2 контракта от 05.05.2015 N 2015-05-05/IMP цена за товар устанавливается в долларах США и включает стоимость упаковки, тары, маркировки и поставки на условиях: FOB - Порт отгрузки. Цена на товары указывается в соответствующих инвойсах (счетах-фактурах).
Из содержания представленного ООО "Транс Лайн Поставка" контракта и инвойсов видно, что перечисленные выше нормы российского законодательства сторонами внешнеторговой сделки соблюдены, стороны в контракте от 05.05.2015 N 2015-05-05/IMP предусмотрели согласование и поставку товара на основании выставленных инвойсов, которые являются неотъемлемой частью контракта ООО "Транс Лайн Поставка".
При поставке товара, оформленного по спорным ДТ, сторонами согласованы инвойсы от 10.08.2016 N 163176LF, от 10.08.2016 N 163179LF от 02.09.2016 N 163187LF, в которых указан ассортимент, количество товара каждой позиции и количество упаковок, цена в долларах США/1000 шт. по каждой позиции товара в зависимости от размера, общая стоимость, вес нетто и брутто. Все указанные в инвойсах данные о товаре приведены ООО "Транс Лайн Поставка" в ДТ.
Согласно решениям о корректировке таможенной стоимости замечаний к инвойсам, представленным при подаче ДТ, у Таможни не имелось.
Довод Таможни об отсутствии сведений о транспортных расходах апелляционным судом не принимается, поскольку ООО "Транс Лайн Поставка" представлены следующие документы бухгалтерские документы по оплате данной партии товара - заявление на перевод N 02224 от 25.11.2016, выписка по счету за 25.11.201 (пункт 5 сопроводительного письма от 12.12.2016 исх. N 369).
Таким образом, в рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что для целей подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров ООО "Транс Лайн Поставка" представило Таможне необходимый комплект документов, предусмотренных статьей 183 ТК ТС. ООО "Транс Лайн Поставка" дополнительно представлены документы в качестве доказательств обоснования применения первого метода определения таможенной стоимости и пояснения по ним. Представленные ООО "Транс Лайн Поставка" документы соответствуют предъявляемым к ним требованиям, отражает сведения о содержании сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информацию об условиях поставки и оплаты за товары. Достоверность этих сведений в установленном порядке Таможней не доказана и не опровергнута.
Как правомерно указал суд, наличие информации о более высоких ценах на идентичный/однородный товар, отличных от тех, которые заявил декларант, является всего лишь возможным признаком недостоверности заявленной таможенной стоимости товара и основанием для проведения проверки, но не основанием для ее корректировки, если все сведения о стоимости товара являются достоверными и подтверждаются представленными документами.
Суд первой инстанции, подробнейшим образом оценив материалы дела, пришел к обоснованному выводу о том, что представленные документы подтверждают заявленную ООО "Транс Лайн Поставка" таможенную стоимость товаров по стоимости сделки (по 1 методу), доказательств недостоверности сведений о цене сделки либо о наличии условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, Таможня не представила. Невозможность использования документов, представленных ООО "Транс Лайн Поставка" в Таможню в обоснование правомерности определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (в их совокупности и системной оценке), Таможней не подтверждена.
Таким образом, Таможня не представила доказательств наличия предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" оснований, препятствующих применению заявленного ООО "Транс Лайн Поставка" первого (основного) метода определения таможенной стоимости товаров.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что указанные в решении о корректировке обстоятельства, равно как и доводы апелляционной жалобы, не опровергают достоверность заявленной ООО "Транс Лайн Поставка" таможенной стоимости товаров.
Суд также правомерно обязал Таможню восстановить нарушенные права ООО "Транс Лайн Поставка" путем принятия таможенной стоимости по ДТ NN 10216020/290916/0035007, 10216020/161016/0037109, 10216020/201016/0037662 по цене сделки с ввозимыми товарами. Решение суда в данной части соответствует требованиям статьи 201 АПК РФ и не ограничивает право Таможни на осуществление таможенного контроля в период, определенный в статье 99 ТК ТС в случае, если будут получены дополнительные документы и сведения в отношении декларанта, его иностранного контрагента или поставляемого товара. На основании представленных в материалы дела и исследованных судом документов, подтверждающих применение первого метода, Таможня обязана исполнить решение суда и принять в отношении задекларированного по спорным ДТ товара таможенную стоимость по цене сделки. При этом, вопреки доводам Таможни, суд при вынесении решения не подменяет собой таможенный орган, а в пределах своей компетенции оценивает представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и принимает решение в соответствии с требованиями статьи 201 АПК РФ, согласно пункту 3 части 5 которой решение должно содержать, в том числе обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2017 по делу N А56-29189/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.ЮРКОВ
И.В.ЮРКОВ
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Н.И.ПРОТАС
Л.В.ЗОТЕЕВА
Н.И.ПРОТАС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)