Судебные решения, арбитраж
Классификация товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 29.08.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.09.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Лепихина Д.Е., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2016
по делу N А40-63733/16, принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению ООО "ЮКОЛА-нефть" (410028, Саратов, ул. Соборная, дом 9)
к Центральной энергетической таможне (119034, Москва, ул. Пречистенка, дом 9)
- о признании незаконным решения;
- при участии:
- от заявителя - Бурнос Д.Л. по доверенности от 11.09.2014;
- от заинтересованного лица - Щербаков О.В. по доверенности от 15.12.2015;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2016 признано незаконным решение Центральной энергетической таможни от 29.04.2016 N 01-18/4092 об отказе в выпуске декларации на товары и на таможенный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя в установленном законом порядке в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Таможенный орган, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители таможенного органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 01.07.2014 от имени и по поручению декларанта ООО "ЮКОЛА-нефть" таможенным представителем ООО "Даэрс-финанс" отделу таможенного оформления и таможенного контроля N 1 Межрегионального энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни в электронном виде подана временная декларация на товары в отношении перевозимого по единой таможенной территории Таможенного союза из Российской Федерации в Республику Казахстан товара Таможенного союза: нефть сырая, в количестве 3 150 000 кг, которой таможенным органом присвоен номер ВТД N 10006061/010714/0003798.
02.07.2014 таможенным органом принято решение о выпуске товара, о чем свидетельствует оттиск штемпеля "выпуск разрешен".
15.07.2014 должностным лицом Самарского таможенного поста Самарской таможни декларанту ООО "ЮКОЛА-нефть" направлено требование о предъявлении товаров, сведения о которых содержатся в таможенной декларации N 10006061/010714/0003798, для осуществления таможенного контроля в целях обеспечения реализации п. 3 ст. 95 Таможенного кодекса Таможенного союза и уведомление от 15.07.2014 о принятом решении о проведении в соответствии со ст. 116 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенного досмотра нефти сырой, перевозимой ООО "ЮКОЛА-нефть" по единой таможенной территории Таможенного союза из Российской Федерации в Республику Казахстан.
С исполнением требования о проведении отдельных форм таможенного контроля должностные лица Самарского таможенного поста Самарской таможни связывали проставление в порядке ч. 7 ст. 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" на транспортных (перевозочных) документах технологических отметок, разрешающих убытие российских товаров в Республику Казахстан.
ООО "ЮКОЛА-нефть" не исполнено требование таможенного органа о представлении к досмотру товара, поскольку транспортные средства, груженные нефтью, не имели права отклоняться от маршрута в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов. Таможенный орган в свою очередь, не проставил необходимые технологические отметки на транспортных документах.
01.01.2015 таможенному органу Центральной энергетической таможни от имени и по поручению декларанта ООО "ЮКОЛА-нефть" таможенным представителем ООО "Даэрс-финанс" подана полная и надлежащим образом заполненная таможенная декларация в отношении нефти (сырой), которой присвоен регистрационный номер ПВД N 10006061/010115/0000008 (л.д. 14).
11.01.2015 Межрегиональным энергетическим таможенным постом Центральной энергетической таможни в адрес ООО "Даэрс-финанс" направлено письмо N 35-11/1, в котором указано, что таможенным органом на основании п. 1 ст. 201 Таможенного кодекса Таможенного союза принято решение об отказе в выпуске товаров, задекларированных в ДТ N 10006061/010115/0000008.
Основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в выпуске товаров явилось выявление фактов несоблюдения условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, а именно: отсутствие на транспортных документах технологических отметок, предусмотренных ч. 7 ст. 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
30.04.2015 ООО "ЮКОЛА-нефть" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной энергетической таможни от 11.01.2015 об отказе в выпуске таможенной декларации N 10006061/010115/0000008.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2015 года по делу N А40-82168/15 признано незаконным решение Центральной энергетической таможни от 11.01.2015 об отказе в выпуске таможенной декларации N 10006061/010115/0000008 (ст. 69 АПК РФ).
08.06.2015, в период рассмотрения дела N А40-82168/15, таможенным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 10006000-101/2015 в отношении ООО "ЮКОЛА-нефть" по факту несоблюдения установленных сроков подачи полной таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
05.08.2015 таможней вынесено постановление N 10006000-101/2015, которым ООО "ЮКОЛА-нефть" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10.000 руб.
Постановление о привлечении к административной ответственности обжаловано ООО "ЮКОЛА-нефть" в Арбитражный суд Саратовской области.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.01.2016 по делу N А57-21752/2015 постановление по делу об административном правонарушении N 10006000-101/2015 по факту несоблюдения установленных сроков подачи полной таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации признано незаконным и отменено.
01.02.2016 по поручению декларанта ООО "ЮКОЛА-нефть" таможенным представителем ООО "Даэрс-финанс" в ОТО и ТК N 1 Межрегиональным энергетическим таможенным постом зарегистрирована ДТ N 10006061/010216/0000405.
12.02.2016 Центральной энергетической таможней в адрес ООО "Даэрс-финанс" направлено письмо, которым сообщалось о принятии решения об отказе в выпуске товаров на основании п. 1 ст. 201 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В обоснование принятого решения таможенный орган ссылался то, что в ходе проведения документального контроля на выявленные факты несоблюдения условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенному органу не представлены транспортные (перевозочные) либо иные документы, позволяющие подтвердить принадлежность (идентификацию) задекларированного товара по ПВД N 10006061/010216/0000405 к ранее выпущенной ВТД N 10006061/010714/003798 в рамках применении временного таможенного декларирования.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что таможенный орган не имел правовых оснований для отказа в выпуске таможенной декларации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 6 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995 "О Таможенном союзе", с учетом положений п. 1 данной статьи, Договаривающиеся Стороны отменят таможенный контроль на общей границе при безусловном обеспечении надежного таможенного контроля на своих внешних границах.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Соглашения Соглашение стран СНГ от 20.01.1995 "О Таможенном союзе" Правительство Республики Беларусь и Правительство Российской Федерации, с одной стороны, и Правительство Республики Казахстан, с другой стороны, именуемые Договаривающимися Сторонами, формируют единый Таможенный союз, цели и принципы формирования, механизм и этапы создания, порядок функционирования которого, а также распределение таможенных пошлин, налогов и сборов, условия введения временных ограничений и таможенного контроля определяются Соглашением о Таможенном Союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.1995.
Договаривающиеся Стороны принимают на себя в полном объеме права, и обязательства, вытекающие из Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.1995, в том, что касается целей, принципов функционирования, механизма и этапов создания Таможенного союза, распределения таможенных пошлин, налогов и сборов, условий введения временных ограничений, таможенного контроля.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 95 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу (Таможенного союза) и (или) подлежащих декларированию в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.
Частью 5 ст. 195 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" вывоз товаров, имеющих статус товаров Таможенного союза в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза осуществляется без ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на Государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" с 01.07.2011 отменен таможенный, транспортный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль на государственной границе Российской Федерации и Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на Государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" установлено требование таможенного декларирования товаров, классифицируемых в 27 группе единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, в случае их вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, осуществляемого в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
Установленное п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на Государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" требование таможенного декларирования товаров, классифицируемых в 27 группе единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, в случае их вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС не отменяет положения международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми сформирован Таможенный союз, Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 об отмене, таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на Государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" основанием для проведения должностными лицами таможенных органов Таможенного союза таможенного досмотра товаров, предусмотренным подп. 1 п. 2 ст. 95 Таможенного кодекса Таможенного союза равно как не отменяет и не изменяет установленное Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" положение о вывозе российских нефтепродуктов в Республику Казахстан без ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, независимо от целей последующего использования и назначения указанных товаров.
Статьей 195 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий: таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров; лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с п. 2 ст. 202 настоящего Кодекса - международными договорами государств - членов таможенного союза; п. 3 ст. 202 настоящего Кодекса - законодательством государств - членов таможенного союза; в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.
Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в ст. 196 настоящего Кодекса. Выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, если иной порядок не установлен решением Комиссии таможенного союза, путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений - в информационные системы таможенного органа.
Согласно п. п. 1, 4 ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом. При этом, сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с телетайпограммой ФТС России от 27.01.2011 N ТФ-62 для целей расчета сумм вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых в товарных позициях 2709 - 2713 и 2902 ТН ВЭД ТС и вывозимых с территории Российской Федерации с использованием временного периодического таможенного декларирования товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан транспортом, отличным от трубопроводного, днем фактического вывоза указанных товаров считать дату проставления таможенным органом отметки "выпуск разрешен" на транспортном документе, на основании которого товары фактически убывают с территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 201 Таможенного кодекса Таможенного союза при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также в случаях, указанных в п. 6 ст. 193 Таможенного кодекса Таможенного союза и в п. 2 ст. 201 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Согласно ч. ч. 9, 10 ст. 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что классификация товаров является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку. В целях проведения дополнительной проверки таможенный орган назначает таможенную экспертизу или запрашивает дополнительные документы и сведения. Для получения дополнительных документов и сведений таможенный орган незамедлительно в письменной форме уведомляет декларанта о необходимости предоставления сведений о характеристиках товаров, влияющих на классификацию этих товаров, и о том, какими именно документами данные сведения должны быть подтверждены. Декларант вправе предоставить имеющиеся у него другие документы, содержащие сведения о товарах.
Если дополнительная проверка не может быть окончена в сроки, определенные ст. 196 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ для выпуска товаров, выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения дополнительной проверки. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В указанном случае выпуск товаров производится таможенным органом не позднее одного дня, следующего за днем предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно п. п. 3, 4 п. 2 ст. 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза допускается исключительно в случаях проведения дополнительной проверки в соответствии со ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза - до предоставления соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов; проведения дополнительной проверки с целью определения классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) в соответствии с ч. ч. 9, 10 ст. 106 настоящего Федерального закона - до окончания проверки.
Пунктом 2 ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные ст. 196 настоящего Кодекса для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со ст. 88 настоящего Кодекса.
Таким образом, продление сроков выпуска товаров предусмотрено проведением дополнительной проверки с целью определения классификации товаров по ТН ВЭД. В таком случае выпуск товаров не производится до окончания проверки, поэтому решение об отказе в выпуске товаров не может быть принято до окончания проверочных мероприятий.
Указанные требования таможенным органом не соблюдены.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что таможенный орган не имел правовых оснований отказать в выпуске таможенной декларации N 10006061/010115/0000008.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, обжалуемое решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2016 по делу N А40-63733/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2016 N 09АП-37539/2016 ПО ДЕЛУ N А40-63733/16
Разделы:Классификация товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2016 г. N 09АП-37539/2016
Дело N А40-63733/16
Резолютивная часть постановления оглашена 29.08.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.09.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Лепихина Д.Е., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2016
по делу N А40-63733/16, принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению ООО "ЮКОЛА-нефть" (410028, Саратов, ул. Соборная, дом 9)
к Центральной энергетической таможне (119034, Москва, ул. Пречистенка, дом 9)
- о признании незаконным решения;
- при участии:
- от заявителя - Бурнос Д.Л. по доверенности от 11.09.2014;
- от заинтересованного лица - Щербаков О.В. по доверенности от 15.12.2015;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2016 признано незаконным решение Центральной энергетической таможни от 29.04.2016 N 01-18/4092 об отказе в выпуске декларации на товары и на таможенный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя в установленном законом порядке в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Таможенный орган, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители таможенного органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 01.07.2014 от имени и по поручению декларанта ООО "ЮКОЛА-нефть" таможенным представителем ООО "Даэрс-финанс" отделу таможенного оформления и таможенного контроля N 1 Межрегионального энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни в электронном виде подана временная декларация на товары в отношении перевозимого по единой таможенной территории Таможенного союза из Российской Федерации в Республику Казахстан товара Таможенного союза: нефть сырая, в количестве 3 150 000 кг, которой таможенным органом присвоен номер ВТД N 10006061/010714/0003798.
02.07.2014 таможенным органом принято решение о выпуске товара, о чем свидетельствует оттиск штемпеля "выпуск разрешен".
15.07.2014 должностным лицом Самарского таможенного поста Самарской таможни декларанту ООО "ЮКОЛА-нефть" направлено требование о предъявлении товаров, сведения о которых содержатся в таможенной декларации N 10006061/010714/0003798, для осуществления таможенного контроля в целях обеспечения реализации п. 3 ст. 95 Таможенного кодекса Таможенного союза и уведомление от 15.07.2014 о принятом решении о проведении в соответствии со ст. 116 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенного досмотра нефти сырой, перевозимой ООО "ЮКОЛА-нефть" по единой таможенной территории Таможенного союза из Российской Федерации в Республику Казахстан.
С исполнением требования о проведении отдельных форм таможенного контроля должностные лица Самарского таможенного поста Самарской таможни связывали проставление в порядке ч. 7 ст. 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" на транспортных (перевозочных) документах технологических отметок, разрешающих убытие российских товаров в Республику Казахстан.
ООО "ЮКОЛА-нефть" не исполнено требование таможенного органа о представлении к досмотру товара, поскольку транспортные средства, груженные нефтью, не имели права отклоняться от маршрута в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов. Таможенный орган в свою очередь, не проставил необходимые технологические отметки на транспортных документах.
01.01.2015 таможенному органу Центральной энергетической таможни от имени и по поручению декларанта ООО "ЮКОЛА-нефть" таможенным представителем ООО "Даэрс-финанс" подана полная и надлежащим образом заполненная таможенная декларация в отношении нефти (сырой), которой присвоен регистрационный номер ПВД N 10006061/010115/0000008 (л.д. 14).
11.01.2015 Межрегиональным энергетическим таможенным постом Центральной энергетической таможни в адрес ООО "Даэрс-финанс" направлено письмо N 35-11/1, в котором указано, что таможенным органом на основании п. 1 ст. 201 Таможенного кодекса Таможенного союза принято решение об отказе в выпуске товаров, задекларированных в ДТ N 10006061/010115/0000008.
Основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в выпуске товаров явилось выявление фактов несоблюдения условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, а именно: отсутствие на транспортных документах технологических отметок, предусмотренных ч. 7 ст. 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
30.04.2015 ООО "ЮКОЛА-нефть" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной энергетической таможни от 11.01.2015 об отказе в выпуске таможенной декларации N 10006061/010115/0000008.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2015 года по делу N А40-82168/15 признано незаконным решение Центральной энергетической таможни от 11.01.2015 об отказе в выпуске таможенной декларации N 10006061/010115/0000008 (ст. 69 АПК РФ).
08.06.2015, в период рассмотрения дела N А40-82168/15, таможенным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 10006000-101/2015 в отношении ООО "ЮКОЛА-нефть" по факту несоблюдения установленных сроков подачи полной таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
05.08.2015 таможней вынесено постановление N 10006000-101/2015, которым ООО "ЮКОЛА-нефть" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10.000 руб.
Постановление о привлечении к административной ответственности обжаловано ООО "ЮКОЛА-нефть" в Арбитражный суд Саратовской области.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.01.2016 по делу N А57-21752/2015 постановление по делу об административном правонарушении N 10006000-101/2015 по факту несоблюдения установленных сроков подачи полной таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации признано незаконным и отменено.
01.02.2016 по поручению декларанта ООО "ЮКОЛА-нефть" таможенным представителем ООО "Даэрс-финанс" в ОТО и ТК N 1 Межрегиональным энергетическим таможенным постом зарегистрирована ДТ N 10006061/010216/0000405.
12.02.2016 Центральной энергетической таможней в адрес ООО "Даэрс-финанс" направлено письмо, которым сообщалось о принятии решения об отказе в выпуске товаров на основании п. 1 ст. 201 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В обоснование принятого решения таможенный орган ссылался то, что в ходе проведения документального контроля на выявленные факты несоблюдения условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенному органу не представлены транспортные (перевозочные) либо иные документы, позволяющие подтвердить принадлежность (идентификацию) задекларированного товара по ПВД N 10006061/010216/0000405 к ранее выпущенной ВТД N 10006061/010714/003798 в рамках применении временного таможенного декларирования.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что таможенный орган не имел правовых оснований для отказа в выпуске таможенной декларации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 6 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995 "О Таможенном союзе", с учетом положений п. 1 данной статьи, Договаривающиеся Стороны отменят таможенный контроль на общей границе при безусловном обеспечении надежного таможенного контроля на своих внешних границах.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Соглашения Соглашение стран СНГ от 20.01.1995 "О Таможенном союзе" Правительство Республики Беларусь и Правительство Российской Федерации, с одной стороны, и Правительство Республики Казахстан, с другой стороны, именуемые Договаривающимися Сторонами, формируют единый Таможенный союз, цели и принципы формирования, механизм и этапы создания, порядок функционирования которого, а также распределение таможенных пошлин, налогов и сборов, условия введения временных ограничений и таможенного контроля определяются Соглашением о Таможенном Союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.1995.
Договаривающиеся Стороны принимают на себя в полном объеме права, и обязательства, вытекающие из Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.1995, в том, что касается целей, принципов функционирования, механизма и этапов создания Таможенного союза, распределения таможенных пошлин, налогов и сборов, условий введения временных ограничений, таможенного контроля.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 95 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу (Таможенного союза) и (или) подлежащих декларированию в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.
Частью 5 ст. 195 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" вывоз товаров, имеющих статус товаров Таможенного союза в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза осуществляется без ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на Государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" с 01.07.2011 отменен таможенный, транспортный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль на государственной границе Российской Федерации и Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на Государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" установлено требование таможенного декларирования товаров, классифицируемых в 27 группе единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, в случае их вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, осуществляемого в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
Установленное п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на Государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" требование таможенного декларирования товаров, классифицируемых в 27 группе единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, в случае их вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС не отменяет положения международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми сформирован Таможенный союз, Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 об отмене, таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на Государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" основанием для проведения должностными лицами таможенных органов Таможенного союза таможенного досмотра товаров, предусмотренным подп. 1 п. 2 ст. 95 Таможенного кодекса Таможенного союза равно как не отменяет и не изменяет установленное Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" положение о вывозе российских нефтепродуктов в Республику Казахстан без ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, независимо от целей последующего использования и назначения указанных товаров.
Статьей 195 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий: таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров; лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с п. 2 ст. 202 настоящего Кодекса - международными договорами государств - членов таможенного союза; п. 3 ст. 202 настоящего Кодекса - законодательством государств - членов таможенного союза; в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.
Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в ст. 196 настоящего Кодекса. Выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, если иной порядок не установлен решением Комиссии таможенного союза, путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений - в информационные системы таможенного органа.
Согласно п. п. 1, 4 ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом. При этом, сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с телетайпограммой ФТС России от 27.01.2011 N ТФ-62 для целей расчета сумм вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых в товарных позициях 2709 - 2713 и 2902 ТН ВЭД ТС и вывозимых с территории Российской Федерации с использованием временного периодического таможенного декларирования товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан транспортом, отличным от трубопроводного, днем фактического вывоза указанных товаров считать дату проставления таможенным органом отметки "выпуск разрешен" на транспортном документе, на основании которого товары фактически убывают с территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 201 Таможенного кодекса Таможенного союза при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также в случаях, указанных в п. 6 ст. 193 Таможенного кодекса Таможенного союза и в п. 2 ст. 201 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Согласно ч. ч. 9, 10 ст. 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что классификация товаров является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку. В целях проведения дополнительной проверки таможенный орган назначает таможенную экспертизу или запрашивает дополнительные документы и сведения. Для получения дополнительных документов и сведений таможенный орган незамедлительно в письменной форме уведомляет декларанта о необходимости предоставления сведений о характеристиках товаров, влияющих на классификацию этих товаров, и о том, какими именно документами данные сведения должны быть подтверждены. Декларант вправе предоставить имеющиеся у него другие документы, содержащие сведения о товарах.
Если дополнительная проверка не может быть окончена в сроки, определенные ст. 196 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ для выпуска товаров, выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения дополнительной проверки. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В указанном случае выпуск товаров производится таможенным органом не позднее одного дня, следующего за днем предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно п. п. 3, 4 п. 2 ст. 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза допускается исключительно в случаях проведения дополнительной проверки в соответствии со ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза - до предоставления соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов; проведения дополнительной проверки с целью определения классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) в соответствии с ч. ч. 9, 10 ст. 106 настоящего Федерального закона - до окончания проверки.
Пунктом 2 ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные ст. 196 настоящего Кодекса для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со ст. 88 настоящего Кодекса.
Таким образом, продление сроков выпуска товаров предусмотрено проведением дополнительной проверки с целью определения классификации товаров по ТН ВЭД. В таком случае выпуск товаров не производится до окончания проверки, поэтому решение об отказе в выпуске товаров не может быть принято до окончания проверочных мероприятий.
Указанные требования таможенным органом не соблюдены.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что таможенный орган не имел правовых оснований отказать в выпуске таможенной декларации N 10006061/010115/0000008.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, обжалуемое решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2016 по делу N А40-63733/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Ж.В.ПОТАШОВА
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Ж.В.ПОТАШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)