Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2016 ПО ДЕЛУ N А66-12721/2015

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. по делу N А66-12721/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 февраля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "КомплектСервис" Буцевой Е.Ю. по доверенности от 14.08.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Тверской таможни на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 октября 2015 года по делу N А66-12721/2015 (судья Белова А.Г.),
установил:

закрытое акционерное общество "КомплектСервис" (место нахождения: 123557, г. Москва, пер. Тишинский Б., д. 26, корп. 13 - 14; ОГРН 1027739101004, ИНН 7703012997; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий Тверской таможни (место нахождения: 170043, г. Тверь, пр. Октябрьский, д. 56; ОГРН 1026900519821, ИНН 6905010662; далее - таможня), выразившихся в выпуске ингаляторов ультразвуковых OMRON NE-U17 (NE-U17-E) и пикфлоуметров OMRON Peak Flow Meter PFM20 по декларации на товары N 10115040/030815/0001703 с оплатой налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 18% и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченной суммы НДС в размере 247 229 руб. 96 коп.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 27 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Таможенный орган с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласилось, считает решение суда - законным и обоснованным.
Таможня надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене в силу следующего.
Как следует из материалов дела, обществом 03.08.2015 в таможню представлена декларация на товары N 10115040/030815/0001703 для таможенного оформления ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товаров: ингаляторов ультразвуковых OMRON NE-U17 (NE-U17-E) и пикфлоуметров OMRON Peak Flow Meter PFM20.
При таможенном декларировании данных товаров общество представило регистрационные удостоверения на ввезенные медицинские изделия, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, от 04.04.2014 N ФСЗ 2009/04653, от 11.07.2014 N РЗН 2014/1733, в которых код общероссийского классификатора продукции (далее - ОКП) на товары указан 94 4160, 94 4460.
В связи с этим общество при таможенном оформлении посчитало, что ввозимый товар освобождается от уплаты НДС.
Таможня из представленных обществом документов сделала вывод, что ввезены медицинские изделия, а не важнейшая жизненно необходимая медицинская техника. В связи с этим в ходе совершения таможенных операций таможня решением от 04.08.2015 внесла изменения в сведения, указанные в спорной декларации на товары, о необходимости исчисления НДС в отношении товаров N 2 и N 3 в размере 18%, что составило 247 229 руб. 96 коп. Указанная сумма налога оплачена обществом.
Вместе с тем, общество, посчитав необоснованными действия таможни по выпуску спорного товара с оплатой НДС, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В силу статьи 74 названного Кодекса под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС определено, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в частности, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При этом не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 150 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в редакции до введения в действие Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 317-ФЗ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в редакции Закона N 317-ФЗ) установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе, важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19.
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Согласно пункту 1 статьи 38 указанного Закона медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу пункта 4 той же статьи на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с названной статьей постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила государственной регистрации). Данными Правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Несоответствия в терминологии устранены в связи с внесенными изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации Законом N 317-ФЗ. Так, абзац четвертый подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ изложен в следующей редакции: "важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
То обстоятельство, что Перечень не приведен в соответствие с федеральными законами, не может исключать право юридического лица на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
При этом само по себе отсутствие в выданном регистрационном удостоверении указания на то, что ввезенный товар относится к медицинской технике, не является основанием для отказа в применении льготы по НДС.
В данном случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, при наличии указанных противоречий в законодательстве в целях установления права на освобождение от налогообложения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, необходимо исходить из классификации ввозимых товаров, установленной Общероссийским классификатором продукции (ОКП).
Согласно представленным в материалы дела регистрационным удостоверениям спорные товары классифицированы по коду ОКП 94 4160 - приборы для измерения объема и газового состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и крови (класс 94 000 "медицинская техника", подкласс 94 4000 "приборы и аппараты медицинские", вид 94 4100 "приборы для функциональной диагностики измерительные") и 94 4460 - аппараты ингаляционного наркоза, вентиляции легких, аэрозольтерапии, компенсации и лечения кислородной недостаточности (класс 94 000 "медицинская техника", подкласс 94 4000 "приборы и аппараты медицинские", вид 94 4400 "приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма").
Пунктами 9 и 14 Перечня виды товаров "приборы для функциональной диагностики измерительные" по коду 94 4100 и "приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма" по коду 94 4400 отнесены к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, реализация которой на территории Российской Федерации не облагается НДС.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал действия таможни, выразившиеся в выпуске спорных товаров с оплатой НДС, незаконными и нарушающими права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него обязанность уплатить налог, уплата которого не предусмотрена законодательством.
Апелляционная жалоба таможни не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, по апелляционной жалобе таможня не уплачивает госпошлину в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 27 октября 2015 года по делу N А66-12721/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тверской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)