Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2017 N 05АП-3907/2017 ПО ДЕЛУ N А51-3871/2017

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2017 г. по делу N А51-3871/2017


Резолютивная часть постановления оглашена 17 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Е.Л. Сидорович, Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-3907/2017
на решение от 10.04.2017
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-3871/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЭ ПИН ЯН" (ИНН 2511069750, ОГРН 1102511001724)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)
о взыскании процентов в размере 52769,10 руб., начисленных на излишне взысканные таможенные платежи по ДТ N 10714040/281212/0050537
при участии:
- от Находкинской таможни: Герасимова В.В., доверенность от 09.06.2017, сроком на 1 год, удостоверение, Бермишева Е.С., доверенность от 04.10.2016, сроком на 1 год, удостоверение;
- от ООО "ТЭ ПИН ЯН": Одариченко С.В., доверенность от 07.09.2016, сроком на 3 года, паспорт,
установил:

Общество ограниченной ответственностью "ТЭ ПИН ЯН" (далее - общество, декларант, ООО "ТЭ ПИН ЯН") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Находкинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по декларации на товары (далее - ДТ) N 10714040/281212/0050537, в сумме 52 769,10 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.04.2017 требование общества удовлетворено в полном объеме, суд первой инстанции взыскал с таможни в пользу ООО "ТЭ ПИН ЯН" требуемую сумму процентов.
Не согласившись с указанным судебным актом, таможня обжаловала его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указал, что в рассматриваемом случае возврат излишне взысканных таможенных платежей не производился. Таможенные платежи уплачены декларантом при таможенном оформлении товаров. Следовательно, нарушения срока возврата таможенных платежей таможней допущено не было.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при расчете подлежащей уплате суммы процентов применяется ставка рефинансирования равная ставке, действовавшей в период нарушения срока возврата. В связи с этим, по мнению таможни, обществом ошибочно применяется ставка рефинансирования, действовавшая в период, следующий за днем взыскания по день фактического возврата, поскольку нарушения срока возврата допущено не было, следовательно, течение периода нарушения срока возврата необходимого для определения ставки рефинансирования и расчета процентов не началось.
Учитывая, что таможней не нарушен срок возврата излишне взысканных таможенных платежей, а обществом неверно применена ставка рефинансирования Банка России, таможня считает произведенный обществом расчет процентов неправильным.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы опроверг, озвучил позицию, по содержанию соответствующую тексту письменного отзыва на жалобу и дополнений к нему, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 163 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 12.07.2017 объявлялся перерыв до 13.07.2017 до 09 часов 55 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда в отсутствие представителя общества, в связи с чем суд апелляционной инстанции после перерыва на основании части 5 статьи 156, статьи 266 АПК РФ продолжил рассмотрение апелляционной жалобы таможни в отсутствие представителя ООО "ТЭ ПИН ЯН".
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В декабре 2012 года обществом "ТЭ ПИН ЯН" на таможенную территорию Российской Федерации ввезены товары, в целях таможенного оформления которых декларантом в таможенный орган подана ДТ N 10714040/281212/0050537. Таможенная стоимость товаров определена обществом по шестому резервному методу таможенной оценки на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами.
Указанная таможенная стоимость скорректирована таможенным органом в рамках заявленного декларантом метода, о чем таможенным органом принято решение от 29.12.2012.
Окончательная таможенная стоимость принята таможней 29.12.2012, в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2 проставлена отметка "ТС принята от 29.12.2012". В связи с принятием указанного решения сумма дополнительно начисленных таможенных платежей составила 120 941,74 руб.
Полагая, что основания для принятия решения по таможенной стоимости товара, определенной обществом резервным методом на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами, скорректированной таможней, у таможенного органа отсутствовали, общество оспорило его в арбитражном суде.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.03.2013 по делу N А51-3644/2013, вступившим в законную силу, решение таможни от 29.12.2012 по таможенной стоимости товаров, ввезенных по ДТ 10714040/281212/0050537, оформленное в виде проставления отметки в форме ДТС-2 "таможенная стоимость принята 29.12.2012" признано незаконным как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.
В связи с признанием незаконным решения о корректировке таможенной стоимости от 29.12.2012 на декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2 таможней проставлена отметка "Документ аннулирован от 31.07.2013".
Ввиду отмены ранее принятого решения по таможенной стоимости таможенным органом заполнена "минусовая" форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1) от 31.07.2013.
17.06.2013 общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в общей сумме 9 414 446,52 руб., в том числе по рассматриваемой ДТ в сумме 120 941,74 руб.
По результатам рассмотрения указанного заявления таможня письмом N 10-15/21937 от 16.07.2013 сообщила обществу об отсутствии оснований для возврата спорных денежных средств ввиду непредставления им документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов.
Указанное решение общество также оспорило его в арбитражном суде.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.11.2013 по делу N А51-25537/2013, вступившим в законную силу, решение таможни в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10714040/280912/0037445, 10714040/091012/0039011, 10714040/101012/0039136, 10714040/301012/0041899, 10714040/081112/0043042, 10714040/121112/0043532, 10714040/051212/0047094, 10714040/281212/0050537, 10714040/250113/0003522, оформленное письмом от 16.07.2013 N 10-15/21937, признано незаконным.
Далее, декларант вновь самостоятельно заявил таможенную стоимость спорных товаров, уплатил исчисленные им таможенные платежи в сумме 386 593,20 руб., оформил "минусовую" КТС-1.
Возврат излишне взысканных сумм таможенных платежей произведен таможней 03.04.2014.
Поскольку возврат таможенных платежей, квалифицированных декларантом в качестве излишне взысканных осуществлен таможней без учета суммы процентов, начисляемых в порядке части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, ООО "ТЭ ПИН ЯН" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленное обществом требование, суд первой инстанции также исходил из того, что спорные таможенные платежи являются излишне взысканными.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, дополнениях к нему, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит изменению.
По правилам статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 90 ТК ТС предусмотрено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с частью 6 этой же статьи возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из анализа положений части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 по делу N А51-10499/2014, следует, что возврат как излишне уплаченных, так и излишне взысканных таможенных платежей должен быть осуществлен таможенным органом в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При этом, в случае нарушения таможенным органом указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей подлежат начислению проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Из материалов дела следует, что в связи с принятием таможней таможенной стоимости товаров по ДТ N 10714040/281212/0050537 по методу, отличному от первого, обществом излишне уплачены в бюджет суммы таможенных платежей в размере 120 941,74 руб., что подтверждается данными формы КТС-1.
Как уже указывалось выше, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 19.03.2013 по делу N А51-3644/2013 признано незаконными решение Находкинской таможни по таможенной стоимости товаров, оформленное в виде проставления отметки "Таможенная стоимость принята" в указанной декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2; вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 08.11.2013 по делу N А51-25537/2013 признано незаконным решение Находкинской таможни в части отказа в возврате ООО "ТЭ ПИН ЯН" излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10714040/281212/0050537, оформленное письмом от 16.07.2013 N 10-15/21937.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что таможенные платежи, взысканные таможней по основаниям необоснованного увеличения таможенной стоимости товаров по указанной ДТ, являются излишне взысканными.
Вместе с тем, апелляционная коллегия отмечает, что к излишне взысканным таможенным платежам в данном случае следует отнести только сумму платежей в размере 120 941,74 руб.
Таможенные платежи в размере 386 593,20 руб. коллегия признает излишне уплаченными. Их уплата произведена декларантом добровольно в отсутствие соответствующего решения таможенного органа.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в постановлении от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18) следует, что судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Если квалификация таможенных платежей как поступивших в бюджет излишне обусловлена внесением по инициативе плательщика соответствующих изменений в указанные в декларации сведения о товарах после их выпуска, предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты начисляются не ранее дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей.
Пунктом 27 названного Постановления предусмотрено, что при разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, судам следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей.
Следовательно, добровольное внесение изменений в декларацию на товары и перечисление таможенных платежей в соответствии с внесенными во исполнение решения таможенного органа изменениями со стороны декларанта не является препятствием для последующего возврата таких платежей, как излишне взысканных.
Учитывая вышеприведенные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции, руководствуясь порядком принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов (глава 18 Закона N 311-ФЗ), исходя из того, что таможенные платежи при помещении ввозимых товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления должны быть уплачены до выпуска товаров (пункт 3 части 1 статьи 195, часть 1 статьи 201, части 1, 3 статьи 211 ТК ТС), пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку датой фактического взыскания излишне начисленных таможенных платежей по спорной ДТ является дата выпуска товаров - 29.12.2012, а возврат денежных средств фактически осуществлен только 03.04.2014, заявитель правомерно при осуществлении их возврата в соответствии со статьей 147 Закона N 311-ФЗ на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, пеней начислил проценты со дня, следующего за днем взыскания; соответственно, период начисления процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей составляет с 30.12.2012 по 03.04.2014 включительно, определен заявителем правомерно.
При этом, как уже указывалось выше, данный подход в рассматриваемом случае справедлив лишь для суммы таможенных платежей в размере 120 941,74 руб., тогда как в отношении таможенных платежей в размере 386 593,20 руб. доказательств их уплаты декларантом (т.е. взыскания) во исполнение решения таможенного органа в материалах дела не имеется.
По справедливому суждению суда первой инстанции со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 02.06.2015 по делу N 303-КГ 14-7912, независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
В отношении излишне уплаченных сумм таможенных платежей проценты начисляются со дня, следующего за днем нарушения срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей (18.07.2013).
Как следует из положений пункта 33 Постановления N 18, расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
При расчете процентов по спорной ДТ обществом правильно применено количество дней в 2013, 2014 годах, равное 365 дням, в 2012 году - 366 дням.
С 14.09.2012 по 31.12.2015 действовала ставка рефинансирования 8,25% (Указание Банка России от 13.09.2012 N 2873-У).
Таким образом, на сумму излишне взысканных сумм таможенных платежей в размере 120 941,74 руб. подлежат начислению проценты в размере 12 574,47 руб. за период с 30.12.2012 по 03.04.2014, на сумму излишне уплаченных таможенных платежей в размере 386 593,20 руб. подлежат начислению проценты в размере 22 718,97 руб. за период с 18.07.2013 по 03.04.2014.
Вопреки позиции апеллянта, из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Таким образом, возможность взыскания процентов на сумму незаконно доначисленных таможенных платежей законодатель связывает с моментом возникновения незаконного удержания данных таможенных платежей, а не с датой подачи заявления о возврате этих платежей.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О). Данная позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912.
Таким образом, требования истца подлежат частичному удовлетворению - на сумму процентов в размере 35 293,44 руб.
На основании статьи 110 АПК РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом удовлетворения требований частично (на 66,88%), а также оплаты истцом при подаче заявления 2 111 руб. госпошлины, с таможни в пользу ООО "ТЭ ПИН ЯН" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 412 руб. (66,88% от 2 111 руб.) Остальные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления (699 руб.) остаются на заявителе.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению в части подлежащих взысканию с таможенного органа сумм процентов и суммы государственной пошлины за рассмотрение заявления.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.04.2017 по делу N А51-3871/2017 изменить.
Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТЭ ПИН ЯН" проценты, начисленные на сумму излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10714040/281212/0050537 в размере 35 293, 44 руб. (тридцать пять тысяч двести девяноста три рубля 44 копейки).
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТЭ ПИН ЯН" судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 1 412 (одна тысяча четыреста двенадцать) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
В.В.РУБАНОВА
Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Г.М.ГРАЧЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)