Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 31.07.2017 N Ф06-22793/2017 ПО ДЕЛУ N А72-1648/2016

Требование: О признании недействительными решения и требования таможенного органа.

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело
Обстоятельства: Таможенный орган изменил код ввозимого обществом товара.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2017 г. N Ф06-22793/2017

Дело N А72-1648/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
ответчика - Бычковой Т.Н., доверенность от 09.03.2017 N 01-09-34/01992, Куракиной И.А., доверенность от 21.10.2016 N 01-09-35/09688,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ульяновской таможни,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.01.2017 (судья Каргина Е.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А72-1648/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью ТП "Руста-Брокер", г. Москва, (ИНН: 7731406739, ОГРН: 1117746360940) к Ульяновской таможне, г. Ульяновск, (ИНН: 7303012819, ОГРН: 1027301490985) с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц: Межгосударственного авиационного комитета некоммерческой организации, г. Москва, (ИНН: 7728006226, ОГРН: 1037739135125), Министерства транспорта Российской Федерации, г. Москва, Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), г. Москва, об оспаривании акта ненормативного характера,

установил:

общество с ограниченной ответственностью ТП "Руста-Брокер" (далее - ООО ТП "Руста-Брокер", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными решения Ульяновской таможни (далее - Ульяновская таможня, таможенный орган), по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 18.12.2015 NN РКТ-10414000-15/000511; РКТ-10414000-15/000512 (письмо Ульяновской таможни от 18.12.2015 N 01-04-2 А72-1648/2016 15/11793), о признании недействительным требования Ульяновской таможни от 13.01.2016 N 2 об уплате таможенных платежей (письмо Ульяновской таможни от 13.01.2016 N 04-01-28/00129).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.01.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Ульяновская таможня просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представители заявителя, третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами, ООО ТП "Руста-Брокер", действовавшее от имени и по поручению ООО "Авиакомпания "Летные технологии", в целях таможенного оформления поместило под таможенную процедуру "временный ввоз" на Засвияжском таможенном посту Ульяновской таможни товар - самолет BEECHCRAFT KING AIR 350, модель В300, гражданской авиации с количеством пассажирских мест - семь, серийный номер FL-744, регистрационный номер VQ-BNO (ДТ N 10414030/021012/0003794).
При декларировании на основании единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза", заявлен код товара 8802300002: "самолеты гражданские, пассажирские с количеством мест не более чем на 50 человек" (ставка ввозной таможенной пошлины 0%).
Для завершения таможенной процедуры временного ввоза подана ДТ N 10414030/270213/0000655 с аналогичными сведениями о технических характеристиках товара.
По результатам камеральной таможенной проверки ООО "Авиакомпания "Летные технологии", проведенной после выпуска товара, Ульяновская таможня приняла решения от 18.12.2015 N РКТ-10414000-15/000511, N РКТ-10414000-15/000512 о классификации товара в товарной подсубпозиции 8802300007 и 8802300008 ТН ВЭД ЕАЭС, что привело к изменению ставки ввозной таможенной пошлины.
Основанием послужило оборудование самолета автоматизированной системой летной проверки (аппаратурой летного контроля AD-AFIS-112 (01) N 001 в комплектации согласно описанию AD-AFIS-112; - system passport AD-AFIS-0112 (01). В связи с прекращением деятельности ООО "Авиакомпания "Летные технологии" вследствие банкротства Ульяновская таможня направила в адрес ООО ТП "Руста-Брокер" требование об уплате таможенных платежей от 13.01.2016 N 2 на сумму 17 724 997 руб. 45 коп.
Заявитель, полагая, что решение и требование таможни противоречат закону и нарушают его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 50 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
Пунктом 1 статьи 52 ТК ТС предусмотрено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 ТК ТС в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 утвержден "Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)", которым установлены основные правила интерпретации Таможенного кодекса Таможенного союза (ОПИ).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ).
Пунктом 7 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение), определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: 7.1. Определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 данного Положения; 7.2. Определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 данного Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 данного Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции).
Следовательно, при классификации товара по ТН ВЭД сначала определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
В то же время пунктом 6 Положения предусмотрено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а. При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3в - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б.
Судами установлено, что воздушное судно Beechcraft King Air 350, заявленное в ДТ N 10414030/021012/0003794, N 10414030/270213/0000655, является многоцелевым пассажирским самолетом деловой авиации, обеспечивающим высокий уровень комфорта на борту, в базовой версии самолет оборудован комфортабельными пассажирскими креслами, системой развлечений - мониторами для просмотра фильмов, информации о полете и т.п., системой кондиционирования, дозаторами горячих/холодных напитков, туалетом, багажным отсеком с возможностью доступа в полете. Установка автоматической системы летных проверок AD-AFIS-112 представляет собой модификацию воздушного судна, которая не является обязательной и принципиальной и не затрагивает основные системы воздушного судна.
С учетом изложенного, суды признали, что установка на самолет системы AD-AFIS-112 не является "переоборудованием" самолета и не отменяет его основную функцию, заложенную производителем, - перевозку пассажиров; установку указанной системы следует считать не "переоборудованием" самолета, а его "модификацией", в результате которой он приобрел возможность выполнять дополнительную функцию.
При этом, Ульяновской таможней не опровергнуто, что указанный самолет изначально сконструирован и произведен для целей перевозки пассажиров, поскольку он не перестал быть пассажирским самолетом после установки системы AD-AFIS-112 и не стал самолетом, способным выполнять только функции самолета-лаборатории.
Судами отмечено, что вопрос о видах деятельности, которые могла осуществлять эксплуатирующая самолет организация, не имеет значения для решения вопроса о классификации конкретного товара по ТН ВЭД. Следовательно, ОПИ 1, использованное Ульяновской таможней с целью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД по субпозиции, в рассматриваемом случае не подлежит применению.
Классификация многофункциональных (многокомпонентных) устройств определена ОПИ 3, согласно которому в случае, если в силу правила 2б или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется в соответствии с правилами 3а, 3б, 3в, которые применяются в указанной последовательности. Согласно правилу 3а ОПИ предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями (субпозициями) с более общим описанием.
Судами отклонен довод Ульяновской таможни о невозможности применения правила 3а ОПИ ввиду наличия исключения, якобы имеющего отношение к рассматриваемому случаю, а именно: когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
Как указали суды, поскольку самолет является единым конечным продуктом, готовым к использованию; самолет нельзя считать ни материалом или веществом, входящим в состав смеси или многокомпонентного изделия, ни частью товаров, представленных для розничной продажи.
При этом отсутствуют доказательств невозможности использования правила 3а ОПИ, следовательно, не имелось оснований для перехода к правилу 3в ОПИ, применяемого только в случае невозможности применения правил 3а и 3б ОПИ.
Также судами отмечено, что согласно правилу IX примечаний к правилу 3 ОПИ ТН ВЭД многокомпонентными товарами, изготовленными из различных компонентов, следует считать не только те товары, в которых эти компоненты присоединены друг к другу, образуя практически неразрывное целое, но и товары с разделяемыми компонентами. Таким образом, многокомпонентным изделием является товар, состоящий из двух или более частей - компонентов, как соединенных друг с другом, так и разделяемых. Спорный товар (самолет) сертифицирован соответствующими государственными органами, уполномоченными в области сертификации воздушных судов, как единое целое - пассажирский самолет, имеющий дополнительную модификацию AD-AFIS-112.
Суды верно указали, что поскольку самолет не является ни смесью, ни многокомпонентным изделием, при классификации товара следовало руководствоваться правилом 3 ОПИ и исходить из наиболее полного и подробного описания товарной позиции.
Такие подсубпозиции, как, например, "самолеты-лаборатории" или "самолеты, предназначенные для проведения летных проверок" в ТН ВЭД отсутствуют, а подсубпозиция "прочие" по коду 8802 30 000 7 не содержит никакого конкретного описания, которое бы подходило под указанный самолет.
Классификация товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8802 30 000 2 "летательные аппараты прочие (например, вертолеты, самолеты); космические аппараты (включая спутники) и суборбитальные и космические ракеты-носители: самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата более 2000 кг, но не более 15000 кг: - самолеты гражданские пассажирские с количеством пассажирских мест не более чем на 50 человек" содержит более полное и конкретное описание товара по сравнению с классификацией по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8802 30 000 7: "летательные аппараты прочие (например, вертолеты, самолеты); космические аппараты (включая спутники) и суборбитальные и космические ракеты-носители: - самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата более 2000 кг, но не более 15 000 кг: - прочие".
При рассмотрении спора суды также учитывали позицию по делу Межгосударственного авиационного комитета и Федерального агентства воздушного транспорта, указавших, что самолет BEECHCRAFT KING AIR 350, модель В300, гражданской авиации, серийный номер FL-744, регистрационный номер VQ-BNO, относится к категории пассажирских, и установка системы AD-AFIS-112 категорию самолета не изменяет.
С учетом изложенных обстоятельств судебные инстанции обоснованно посчитали, что товар, ввезенный по спорным ДТ, правомерно классифицирован заявителем в товарной подсубпозиции 8802 30 000 2 ТН ВЭД ТС "самолеты гражданские, пассажирские с количеством мест не более чем на 50 человек".
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены принятых судебных актов, кассационным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.01.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 по делу N А72-1648/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)