Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2016 N 07АП-868/2016 ПО ДЕЛУ N А67-7623/2015

Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2016 г. по делу N А67-7623/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. с использования средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Атаманова Е.П. по доверенности от 16.11.2015 (на 1 год),
от заинтересованного лица: Масленниковой Л.Н. по доверенности от 11.01.2016 (до 30.12.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТомскЛесПромРесурс"
на решение Арбитражного суда Томской области от 23 декабря 2015 года по делу N А67-7623/2015 (судья И.М. Казарин)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТомскЛесПромРесурс" (ОГРН 1107017018305, ИНН 7017271435, 634024, г. Томск, ул. Профсоюзная, 15/2, пом. 7)
к Томской таможне (ОГРН 1027000882204, ИНН 7021024125, 634034, г. Томск, ул. Белинского, 57)
о признании недействительными ненормативных актов,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ТомскЛесПромРесурс" (далее - ООО "ТомскЛесПромРесурс", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Томской таможне о признании недействительными решений от 29.10.2015 N 18-28/00225, N 18-28/00226, N 18-28/00227 об отказе в выпуске товаров.
Решением от 23.12.2015 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит состоявшийся судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что таможенным органом было отказано в выпуске товара по причине расхождения сведений о юридическом адресе общества в представленных разовых лицензиях и поданных декларациях на товары, при этом Таможенный кодекс Таможенного союза не предусматривает такого основания для отказа в выпуске товара.
Противоречия относительно несовпадения юридического адреса в декларациях на товары и разовых лицензиях были устранены обществом путем подачи объяснений и документов, подтверждающих изменение юридического адреса.
В соответствии с пунктом 18 Правил выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров заявитель обязан обратиться с заявлением об аннулировании лицензии в случае изменения места нахождения юридического лица. В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта, таким образом, представленные обществом разовые лицензии являлись действующими и соответствовали нормам действующего законодательства.
Подробно доводы общества изложены в апелляционной жалобе.
Томская таможня в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы апелляционной жалобы отклонила, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ТомскЛесПромРесурс" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1107017018305.
Обществом 27.10.2015 на Томский таможенный пост поданы ДТ N 10611020/271015/0007499, N 10611020/271015/0007509, N 10611020/271015/0007519 в отношении товаров - лесоматериалов сосны обыкновенной для помещения под таможенную процедуру экспорта с приложением соответствующих лицензий на осуществление экспортных операций с товарами.
В результате проверки представленных документов таможенным органом установлены расхождения в декларациях и лицензиях в части сведений об адресе декларанта - ООО "ТЛПР".
На запрос таможенного органа о наличии выявленных расхождений обществом представлены пояснения о смене адреса организации после получения лицензий.
Таможенным органом предложено обществу представить лицензии с действующим адресом либо внести соответствующие изменения в ДТ к товарам, к которым применяется ставка вывозной таможенной пошлины - 80%, но не менее 55,2 евро за 1 м3.
Поскольку обществом не представлено соответствующих документов, Томской таможней 29.10.2015 приняты решения N 18-28/00225, N 18-28/00226, N 18-28/00227 об отказе в выпуске товаров, декларируемых в ДТ N 10611020/271015/0007499, N 10611020/271015/0007509, N 10611020/271015/0007519.
Не согласившись с указанными решениями, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности отказа Томской таможней в выпуске товаров, декларируемых в ДТ N 10611020/271015/0007499, N 10611020/271015/0007509, N 10611020/271015/0007519, ввиду не устранения обществом выявленных несоответствий в декларациях на товары и разовых лицензиях.
Апелляционная инстанция находит выводы суда первой инстанции правильными и обоснованными.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения заинтересованного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие данного решения закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно пункту 1 статьи 366 Таможенного кодекса Таможенного союза данный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу.
Согласно пункту 1 статьи 152 Кодекса перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Подпунктом 1 части 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами, если таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
Статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Исходя из пункта 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза, при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
При декларировании товаров представляются, в частности, разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 настоящего Кодекса и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Приказом ФТС России 29.12.2011 N 2652 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, направленных на реализацию Положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров (далее - Инструкция).
В силу пункта 19 Инструкции в процессе осуществления таможенных операций, связанных с выпуском лицензируемых товаров, должностные лица таможенного органа (структурного подразделения) проверяют соответствие сведений, указанных в декларации на товары, сведениям, указанным в заверенной копии лицензии, а также соответствующем листе исполнения.
Если при проведении таможенного контроля лицензируемых товаров выявленные несоответствия не устранены декларантом или таможенным представителем, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в соответствии со статьей 201 Кодекса.
Как установлено судом первой инстанции, в декларациях на товары N 10611020/271015/0007499, N 10611020/271015/0007509, N 10611020/271015/0007519, поданных обществом на Томский таможенный пост, в графе 14 "Декларант" указано: общество с ограниченной ответственностью "ТомскЛесПромРесурс", Россия, Томская область, г. Томск, ул. Профсоюзная 2/15, пом. 7.
При этом в разовых лицензиях на экспорт N 284RU15034000063 и N 284RU15034000064 в графе 5 "Заявитель" указано: общество с ограниченной ответственностью "ТомскЛесПромРесурс", г. Томск, ул. Ачинская, д. 18, кв. 10.
В результате проведенной Томской таможней в соответствии с Инструкцией проверки соответствия сведений, указанных в декларации на товары, сведениям, указанным в заверенной копии лицензии, выявлен факт расхождения сведений об адресе ООО "ТЛПР".
Таможенный орган направил обществу запрос о представлении лицензий с действующим адресом либо о внесении изменений в ДТ к товарам, к которым применяется ставка вывозной таможенной пошлины - 80%, но не менее 55,2 евро за 1 м3.
Принимая во внимание, что по запросам таможенного органа выявленные несоответствия не устранены обществом, Томской таможней правомерно в соответствии с положениями Инструкции отказано в выпуске товаров, декларируемых в ДТ N 10611020/271015/0007499, N 10611020/271015/0007509, N 10611020/271015/0007519.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что таможенным органом при вынесении решения нарушены требования статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, отклоняется судом апелляционной инстанции как не состоятельная.
Подпунктом 1 части 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами, если таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза.
Поскольку в процессе проверки сведений, предоставленных обществом, выявлен факт не соответствия сведений, указанных в декларации на товары, сведениям, указанным в лицензии, и данные нарушения не устранены, таможенный орган правомерно вынес оспариваемые решения в соответствии с пунктом 19 Инструкции.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на то, что противоречия относительно несовпадения юридического адреса в декларациях на товары и разовых лицензиях были устранены обществом путем подачи объяснений и документов, подтверждающих изменение юридического адреса, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Из представленных обществом 28.10.2015 по запросу Томской таможни пояснений, датированных 29.09.2015, следует, что на момент оформления лицензий юридическим адресом ООО "ТЛПР" являлся - г. Томск, ул. Ачинская, 18, кв. 10; 03.08.2015 собранием учредителей ООО "ТЛПР" принято решение о смене руководителя и адреса предприятия.
Вместе с тем данные пояснения не восполняют недостатков представленных документов и не устраняют расхождений сведений в декларациях и лицензиях в части юридического адреса общества.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на статью 54 Гражданского кодекса, в которой закреплено понятие места нахождения юридического лица, не принимается судом апелляционной инстанции.
Согласно подпункту 5 пункта 6 Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199, в графе 5 заявления на выдачу лицензии указываются следующие сведения о заявителе: для юридических лиц - полное официальное наименование и юридический адрес, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество (при наличии) и сведения о документе, удостоверяющем личность (серия, номер, когда и кем выдан).
Таким образом, графа 5 лицензии должна содержать полное официальное наименование и юридический адрес заявителя.
Порядок заполнения декларации на товары, вывозимые с таможенной территории, установлен Инструкцией по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.
Подпунктом 12 пункта 15 Инструкции по заполнению декларации на товары, вывозимые с таможенной территории, установлено, что в графе 14 "Декларант" указываются сведения о декларанте: для организации - краткое наименование организации и место ее нахождения (краткое название страны в соответствии с классификатором стран мира, административно-территориальная единица, населенный пункт, улица, номер дома (корпуса, строения), квартиры (комнаты, офиса)), а также адрес электронной почты при его наличии (для Республики Беларусь).
Таким образом, при оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров под местом нахождения понимается именно адрес такого юридического лица.
Согласно пункту 18 Правил выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, являющихся приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, в случае если внесены изменения в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменены паспортные данные заявителя, являющегося физическим лицом, заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения.
Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 19 Правил выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров уполномоченный орган вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии в случае обращения заявителя, представленного в письменной форме или в форме электронного документа, если это предусмотрено законодательством государства-члена.
Таким образом, общество вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлениями о прекращении действия лицензий на экспорт N 284RU15034000063 и N 284RU15034000064 и о получении новых лицензий, содержащих сведения о надлежащем юридическом адресе общества, соответствующем данным таможенных деклараций.
Как установлено судом первой инстанции, обществом поданы в Управление Минпромторга России по Западно-Сибирскому району заявления о прекращении действия лицензий на экспорт N 284RU15034000063 и N 284RU15034000064 в связи со сменой юридического адреса и о предоставлении новых лицензий на тот же товар с указанием надлежащего юридического адреса общества. Переоформленные лицензии получены обществом, и задекларированный товар выпущен с территории Российской Федерации.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, представленным доказательствам дана правильная правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Общество при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой перечислено 3000 рублей. Между тем, согласно статье 110 АПК РФ, части 1 статьи 333.21 НК РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ) и пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер подлежащей уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе составляет 1500 рублей. В связи с чем уплаченная по платежному поручению от 18.02.2016 N 2142 государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 23 декабря 2015 года по делу N А67-7623/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТомскЛесПромРесурс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТомскЛесПромРесурс" (ОГРН 1107017018305, ИНН 7017271435, 634024, г. Томск, ул. Профсоюзная, 15/2, пом. 7) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 рублей по платежному поручению от 18.02.2016 N 2142.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
Н.А.УСАНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)