Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2017 N 15АП-16139/2017 ПО ДЕЛУ N А32-9203/2017

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2017 г. N 15АП-16139/2017

Дело N А32-9203/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.08.2017 по делу N А32-9203/2017 (судья Меньшикова О.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрутэк"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
об обязании выплатить проценты за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фрутэк" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным бездействия в оставлении без рассмотрения заявлений N 1, N 2, N 3 общества о выплате процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей, обязании выплатить 1 015 994 руб. 35 коп. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 45)).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2017 заявленные требования в уточненной редакции удовлетворены в полном объеме, с таможни в пользу общества взыскано 22 103 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована пропуском срока исковой давности, частичному своевременному возврату излишне уплаченных таможенных платежей.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, в 2012 году между ООО "Фрутэк" и компанией "GOLDEN TARIM URUN. NAK. AMBALAJLAMA VE DIS. TICARET LTD. STI.", Республика Турция (продавец), был заключен Контракт от 06.08.2012 N 01/2012.
В рамках вышеуказанного контракта в 2013 - 2014 г. г. на территорию Российской Федерации (Таможенного союза), на условиях CFR - г. (порт) Туапсе, был ввезен Товар - плодоовощная продукция, который в таможенном отношении был оформлен заявителем в Краснодарской таможне по следующим электронным декларациям на товары: N 10309180/010513/0000531, N 10309180/080513/0000566, N 10309180/100513/0000581, N 10309180/040114/0000011, N 10309180/090114/0000035, N 10309180/150114/0000063, N 10309180/150114/0000064, N 10309180/230114/0000110, N 10309180/280114/0000140, N 10309180/290114/0000144.
Таможенная стоимость ввезенного товара, оформленного по указанным ДТ, была заявлена ООО "Фрутэк" по 1 (первому) методу определения таможенной стоимости, то есть по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в соответствии со статьями 4 и ст. 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по указанным ДТ, декларантом, в соответствии со ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также в соответствии с п. 1 Приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 г. "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", были представлены необходимые документы.
В ходе таможенного оформления Краснодарская таможня не согласилась с заявленным обществом первым методом (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) определения таможенной стоимости в отношении товаров, оформленных по вышеуказанным ДТ: N 10309180/010513/0000531, N 10309180/080513/0000566, N 10309180/100513/0000581, N 10309180/040114/0000011, N 10309180/090114/0000035, N 10309180/150114/0000063, N 10309180/150114/0000064, N 10309180/230114/0000110, N 10309180/280114/0000140, N 10309180/290114/0000144 и в процессе таможенного оформления приняла решения о проведении дополнительной проверки. В адрес заявителя Краснодарской таможней были направлены: расчеты размера обеспечения уплаты таможенных платежей, произведенные на основании данных ИАС "Мониторинг-Анализ", решения о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости: от 01.05.2013 по ДТ N 10309180/010513/0000531, от 09.05.2013 по ДТ N 10309180/080513/0000566, от 11.05.2013 по ДТ N 10309180/100513/0000581, от 05.01.2014 по ДТ N 10309180/040114/0000011, от 10.01.2014 по ДТ N 10309180/090114/0000035, от 16.01.2014 по ДТ N 10309180/150114/0000063, от 16.01.2014 по ДТ N 10309180/150114/0000064, от 24.01.2014 по ДТ N 10309180/230114/0000110, от 29.01.2014 по ДТ N 10309180/280114/0000140, от 30.01.2014 по ДТ N 10309180/290114/0000144, содержащие перечень документов, которые декларанту необходимо представить в установленные сроки, а именно: прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение, экспортные таможенные декларации страны отправления (если их заполнение предусмотрено в стране отправления) и заверенный их перевод, пояснения относительно условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, качества и репутации на рынке ввозимых товаров, бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта), банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по декларируемой партии товаров или по предыдущим поставкам в адрес получателя, ведомость банковского контроля.
Так как на момент таможенного оформления остальные, дополнительно запрошенные документы у декларанта отсутствовали, они таможенному органу не были предоставлены.
Краснодарской таможней, в процессе таможенного оформления, до выпуска вышеуказанных товаров, в связи с тем, что декларантом заявленная таможенная стоимость товаров имеет низкий ценовой уровень по сравнению с ценой на однородные товары по данным системы оперативного мониторинга, выявлены с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, а также не предоставлены дополнительно запрошенные документы, были приняты нижеследующие Решения о корректировке таможенной стоимости товаров по вышеуказанным ДТ.
В результате произведенной корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по Краснодарской таможней с общества были излишне взысканы таможенные пошлины и налоги на общую сумму 4 776 175 руб. 63 коп.
Посчитав незаконными принятые Краснодарской таможней решения о корректировке таможенной стоимости, в отношении товаров оформленных по указанным ДТ, заявитель в 2015 году обратился в Краснодарскую таможню с заявлениями о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств: от 15.12.2015 исх.N 50/2013/T, от 21.12.2015 исх. N 56/2014/T, взысканных с него в результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ.
Краснодарская таможня отказала в рассмотрении данных заявлений, о чем известила ООО "Фрутэк" письмами: от 23.12.2015 исх. N 20.4-04/28265, от 29.12.2015 исх. N 20.4-04/28764.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Краснодарской таможни в возврате излишне взысканных таможенных платежей указанным ДТ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2016 по делу N А32-2438/2016 заявленные требования удовлетворены. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2016, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.10.2016 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2016 по делу N А32-2438/2016 оставлено без изменения.
Посчитав, что Краснодарская таможня обязана выплатить проценты за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей, общество обратилось в Краснодарскую таможню с заявлением о взыскании процентов.
В силу пункта 4 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Согласно пункту 1 статьи 129 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании норм пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
В силу пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление N 18) в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда.
При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется.
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований общества об уплате процентов подтверждается вступившим в законную силу судебным актом по делу N А32-2438/2016.
Обязанность таможенного органа по возврату излишне уплаченных платежей по спорным ДТ в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Письмом ФТС России от 30.03.2012 г. N 01-11/15247 было указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366.
Учитывая, что таможенные платежи уплачены обществом в связи с принятыми таможенным органом решениями о корректировке таможенной стоимости товара, они являются излишне взысканными и проценты подлежат начислению с даты, следующей за датой взыскания, по дату, предшествующую дате возврата.
Расчет заявителя выполнен арифметически и методологически верно, таможней контррасчет не представлен.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2017 по делу N А32-9203/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)