Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2017 N 09АП-42287/2017 ПО ДЕЛУ N А40-88602/17

Разделы:
Органы управления таможенными делами; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2017 г. N 09АП-42287/2017

Дело N А40-88602/17

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи С.Л. Захарова,
рассмотрев вопрос о принятии к производству апелляционной жалобы ООО "Синтех"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.07.2017 по А40-88602/17, принятое в порядке упрощенного производства судьей В.Д. Поздняковым (93-810),
по заявлению ООО "Синтех"
к ФТС России
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СИНТЕХ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Федеральной таможенной службы о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 27 апреля 2017 года N 10000000-42/2017 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 июля 2017 года (с учетом определения об исправлении опечаток) в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ в порядке упрощенного производства. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "СИНТЕХ", являющееся таможенным представителем, действующим на основании выданного ФТС России свидетельства о включении в Реестр таможенных представителей, было обязано в срок до 15 июля 2016 года включительно представить в ФТС России отчетность о деятельности таможенного представителя за период с 1 января по 30 июня 2016 года.
Указанная отчетность была представлена Обществом с нарушением установленного срока, а именно 8 сентября 2016 года.
27.04.2017 заместителем начальника Управления таможенных расследований и дознания ФТС России Серебро А.В. вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10000000-42/2017 от 27.04.2017, которым ООО "СИНТЕХ" привлечено к административной ответственности и ему назначено административное наказание.
Пунктом 3 статьи 16 Таможенного кодекса Таможенного союза установлена обязанность таможенного представителя представлять в таможенные органы отчетность, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.
Согласно части 6 статьи 177 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) таможенный представитель каждые шесть месяцев обязан представлять до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в таможенный орган отчетность о деятельности таможенного представителя.
Порядок и форма представления данной отчетности утверждены приказом ФТС России от 24 сентября 2014 года N 1860 "Об утверждении порядка представления и форм отчетности о деятельности таможенного представителя" (зарегистрирован Минюстом России 7 ноября 2014 года, рег. N 34588, опубликован в "Российской газете" 14 ноября 2014 года, далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка срок, указанный в части 6 статьи 177 Федерального закона, исчисляется с 1 января и с 1 июля отчетного года соответственно.
Отчетность, представляемая юридическими лицами, включенными в реестр таможенных представителей, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью и направляется в ФТС России в электронном виде с использованием сервиса "Личный кабинет" в разделе "Сбор статистических форм учета перемещения товаров ТС", размещенном на официальном сайте ФТС России, и регистрируется автоматически в Единой автоматизированной информационной системе ФТС России в момент поступления (пункты 2, 3 Порядка).
За нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, статьей 16.15 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Генеральный директор ООО "СИНТЕХ" Е.А. Сапронова письмом от 10 ноября 2016 года N С-2261, представленным ФТС России в материалы дела, сообщила, что положения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, регламентирующие порядок представления отчетности таможенного представителя, ей известны. Обязанность по формированию и представлению в ФТС России данной отчетности возложена на конкретного работника Общества, что закреплено в его должностной инструкции.
Отчетность за первое полугодие 2016 года была направлена в ФТС России только 8 сентября 2016 года, после того, как в ходе проведения в ООО "СИНТЕХ" очередной ежеквартальной проверки направления всех форм отчетности в государственные органы было обнаружено, что отчетность в ФТС России не отправлена. О причинах непредставления отчетности в установленный срок Е.А. Сапронова не сообщила.
Таким образом, представив в ФТС России отчетность с нарушением установленного срока ООО "СИНТЕХ" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "СИНТЕХ" с 2010 года является таможенным представителем, то есть профессиональным участником правоотношений в области таможенного дела, в связи с чем обязано при осуществлении своей деятельности строго соблюдать требования таможенного законодательства.
Вступая в таможенные правоотношения, Общество должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Оснований полагать, что выявленное правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Общества, не имеется, соответствующие доказательства отсутствуют.
Следовательно, ООО "СИНТЕХ" не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона, что свидетельствует о виновности Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения и вина ООО "СИНТЕХ" в его совершении подтверждаются материалами дела и не отрицаются заявителем.
Санкцией статьи 16.15 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность Общества, а также исключающих производство по делу об административном правонарушении не установлено.
ООО "СИНТЕХ", обращаясь в Арбитражный суд города Москвы, просило отменить указанное постановление ФТС России от 27 апреля 2017 года и прекратить производство по делу об административном правонарушении N 10000000-42/2017 в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что самостоятельно обнаружило сбой в направлении отчетности и представило ее в ФТС России до выявления таможенным органом факта непредставления отчетности в установленный законом срок. Также Общество ссылается на то, что в отчетном периоде не произошло существенных изменений в сведениях, включаемых в отчетность. С учетом данных обстоятельств, по мнению ООО "СИНТЕХ", факт несвоевременного направления отчетности в ФТС России не представляет существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
Вместе с тем, совершенное ООО "СИНТЕХ" административное правонарушение, предусмотренное ст. 16.15 КоАП РФ, посягает на общественные правоотношения в области таможенного дела. Нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и обстоятельства совершения рассматриваемого административного правонарушения, препятствующего осуществлению государственного учета и контроля за соблюдением таможенных правил, исключают возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Состав правонарушения, предусмотренный статьей 16.15 КоАП РФ, сконструирован как формальный, а не как материальный, то есть наступление вредных последствий не имеет значения для признания правонарушения оконченным. Указанная статья охраняет установленный таможенным законодательством Таможенного союза порядок представления отчетности, и в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права.
Отчетность о деятельности таможенного представителя содержит сведения, необходимые для осуществления ФТС России контроля за соблюдением условий включения в Реестр таможенных представителей, и их своевременное поступление необходимо таможенному органу независимо от того, насколько существенно они изменились. Однако ООО "СИНТЕХ" представило данные сведения с двухмесячным опозданием.
Направление Обществом в ФТС России отчетности до выявления таможенным органом достаточных данных, указывающих на нарушение срока ее представления, является устранением вредных последствий неисполнения ООО "СИНТЕХ" возложенной на него обязанности и не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Как следует из содержания статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения является правом, а не обязанностью административного органа.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление) указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Пунктом 18.1 Постановления предусмотрено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения, суд приходит к выводу, что назначенное наказание в виде предупреждения соразмерным характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения.
Утверждение Общества относительно нарушения норм процессуального права при вынесении обжалуемого решения суда не находят своего объективного подтверждения, поскольку все сроки, установленные определением Арбитражного суда города Москвы от 22 июня 2017 года судом первой инстанции соблюдены.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются судом несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.07.2017 по делу N А40-88602/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья
С.Л.ЗАХАРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)