Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2016 N 15АП-5480/2016 ПО ДЕЛУ N А32-34273/2015

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2016 г. N 15АП-5480/2016

Дело N А32-34273/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Манджиевым П.С.,
при участии:
- от Новороссийской таможни - представителя по доверенности от 10.05.2016 Даниленко Е.В.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НТТраст"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.03.2016 по делу N А32-34273/2015, принятое судьей Меньшиковой О.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НТТраст"
к Новороссийской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "НТТраст" (далее - ООО "НТТраст", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 31.08.2015 (изготовлено в полном объеме 01.09.2015) N 10317000-606/2015 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что сведения о декларации соответствия от 14.02.2013 N C-TR.AГ98.B.12627 заявлены ошибочно, и таможенный орган при проверке документов обязан был установить недействительность указанной декларации и отказать в выпуске товаров. Таким образом, общество полагает, что допущенная им ошибка не могла повлечь за собой несоблюдение ограничений, установленных действующим таможенным законодательством. Данное обстоятельство свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Кроме того, заявитель считает, что действующее законодательство не требует от декларанта представления документа о соответствии, ограничиваясь лишь требованием об указании реквизитов данного документа при декларировании товара. Следовательно, факт представления недействительного документа отсутствует.
В отзыве на апелляционную жалобу таможенный орган не согласился с доводами заявителя, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель таможни в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 05.05.2014 между компанией "Borossa Insaat Turizm ve Danismanlik Sanayi Tic.Ltd.STi", Турция, и ООО "НТТраст" на условиях CFR Новороссийск заключен контракт N BN-05 купли-продажи товаров (строительные материалы, оборудование и другие товары) в количестве, ассортименте и по ценам согласно инвойсу и спецификации, являющихся неотъемлемой частью контракта.
В порт Новороссийск 10.05.2014 прибыл т/х "JEAN PIERRE", с которого на территорию зоны таможенного контроля ОАО "Новорослесэкспорт" выгружены контейнеры N N FESU5117288, FESU5152437 с товарами: "оборудование, фитинги" в количестве 180 грузовых мест, весом брутто 14 360,84 кг.
В соответствии с коносаментом от 07.05.2015 N FJEA16NAMBNVS03 отправителем товара является компания "MERCAN ENTERNASYONAL TIC. SAN. LTD.STT", Турция, получателем товара ООО "НТТраст". Товар помещен в ЗТК ОАО "НЛЭ" и зарегистрирован по складскому учету ДО-1 N 10317090/100515/0008884/6.
В отдел таможенного оформления и таможенного контроля Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни 27.05.2015 специалистом по таможенному оформлению ООО "НТТраст" Халяпиной Е.В. подана в электронном виде декларация на товары N 10317090/270515/0006942 (далее - ДТ), в которой заявлены сведения о товарах двух наименований, в том числе о товаре N 1: "оборудование для производства пластиковых изделий: экструдерная линия для производства полипропиленовых труб, поставляется в разобранном виде, в комплекте с двумя книгами по сборке, всего 1 шт., 21 картонная коробка, 2 деревянных ящика, код ОКП (362700), изготовитель "SAREM MAKINA SAN VE TIC. LTD.STT", Турция, товарный знак отсутствует, марка SAREM MAKINA, код ТН ВЭД ТС - 8477200000, в количестве 23 грузовых мест, весом нетто 12 787 кг, весом брутто 12 902 кг.
В подтверждение соблюдения ограничений, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, специалист по таможенному оформлению ООО "НТТраст" представил в ОТО и ТК Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни сертификат соответствия от 14.02.2013 N C-TR.AГ98.B.12627, выданный органом по сертификации ООО "ЮгРесурс".
В ходе проведения проверки документов и сведений должностным лицом ОТОиТК Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни направлен запрос в отдел торговых ограничений и экспортного контроля Новороссийской таможни о соблюдении запретов и ограничений при декларировании товара N 1 по ДТ N 10317090/270515/0006942 с приложением сертификата соответствия от 14.02.2013 N C-TR.AГ98.B.12627.
Согласно заключению ОТОиЭК Новороссийской таможни от 01.06.2015 N 2626/0575 "О предоставлении информации но ДТ N 10317090/270515/0006942" товар "Оборудование для переработки полимерных материалов" включен в перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), утвержденного решением КТС от 18.10.2011 N 823, вступившего в силу с 15.02.2013. Представленный при таможенном декларировании сертификат соответствия от 14.02.2013 N С-ТК.АГ98.В.12627, выдан 14.02.2013, срок действия представленного сертификата соответствия истек 15.03.2015. Запреты и ограничения (в части соблюдения мер технического регулирования) по товару N 1, задекларированному по ДТ N 10317090/270515/0006942, с учетом представленного сертификата соответствия от 14.02.2013 N C-TR.AГ98.B.12627, не соблюдены.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для отказа 29.05.2015 в выпуске товара N 1, заявленного по ДТ N 10317090/270515/0006942.
По факту выявленного нарушения в отношении общества 24.07.2015 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением от 31.08.2015 N 10317000-606/2015 общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В силу статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию N 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - Положение о порядке ввоза).
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии со статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного союза одними из основных сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, являются сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что к таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
При таможенном декларировании товаров декларант обязан представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза (пункт 2 статьи 188 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий: таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
Из материалов дела следует и обществом по существу не оспаривается, что в ходе таможенного оформления ввезенного по спорной ДТ товара в целях подтверждения соблюдения ограничений, установленных действующим таможенным законодательством, представлен сертификат соответствия от 14.02.2013 N C-TR.AГ98.B.12627.
Указанный документ выдан на соответствие продукции требованиям технического регламента о безопасности машин и оборудования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 N 753, до дня вступления в законную силу технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", который в соответствии с пунктом 3.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 вступил в силу с 15 февраля 2013 года.
В соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция) до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 марта 2015 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, выданные до дня вступления в силу Технического регламента, действуют до окончания срока их действия, но не позднее 15.03.2015.
При таких обстоятельствах обществом при декларировании товара по спорной ДТ 27.05.2015 представлен недействительный документ - сертификат соответствия от 14.02.2013 N C-TR.AГ98.B.12627, срок действия которого истек 15.03.2015.
Вина общества выражается в непринятии всех необходимых и предусмотренных законом мер для соблюдения требований действующего технического регламента.
Общество знало или должно было знать о том, что сертификат, выданный до дня вступления в силу технического регламента "О безопасности машин и оборудования", в соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 действует до 15.03.2015.
Таким образом, в действиях общества имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе общество указывает, что сведения о декларации соответствия от 14.02.2013 N C-TR.AГ98.B.12627 заявлены ошибочно, и таможенный орган при проверке документов обязан был установить недействительность указанной декларации и отказать в выпуске товаров. Таким образом, общество полагает, что допущенная им ошибка не могла повлечь за собой несоблюдение ограничений, установленных действующим таможенным законодательством.
Указанный довод основан на неверном толковании действующих правовых норм.
По данному вопросу в пункте 11 постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" даны следующие разъяснения.
В силу частей 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотренная ими административная ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе неполные, сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения установленных запретов и ограничений.
При рассмотрении дел об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к указанной административной ответственности судам необходимо учитывать, что соответствующие административные правонарушения следует считать оконченными с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, содержащей такие сведения, поскольку в силу пункта 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, в частности для определения размера таможенных пошлин, налогов.
При этом уплата декларантом или таможенным представителем таможенных пошлин, налогов в надлежащем размере, а также представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до выпуска товаров или до составления протокола об административном правонарушении не может рассматриваться как основание освобождения от административной ответственности, а согласно пункту 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ может являться обстоятельством, смягчающим ее.
В рассматриваемом случае, минимальное наказание для юридического лица, установленное санкцией части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, составляет штраф в размере 100 000 рублей.
Оспариваемым постановлением обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Также заявитель считает, что действующее законодательство не требует от декларанта представления документа о соответствии, ограничиваясь лишь требованием об указании реквизитов данного документа при декларировании товара. Следовательно, факт представления недействительного документа отсутствует.
Между тем согласно пункту 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся и документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
При таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом. Порядок представления и использования электронных документов определяется таможенным законодательством таможенного союза (пункт 5 статьи 183 Таможенного кодекса таможенного союза).
Решением Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 N 494 утверждена Инструкция о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа (далее - Инструкция).
Пунктом 3 Инструкции установлено, что при совершении таможенных операций с использованием таможенной декларации в виде электронного документа (далее - ЭТД), в том числе при выпуске товаров до подачи ЭТД в соответствии со статьей 197 Кодекса, документы, предоставление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза (далее - документы), представляются в виде электронных документов и (или) документов на бумажных носителях, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.
В этой связи довод общества об отсутствии у него обязанности представления документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, является несостоятельным.
Общество также ссылается на то, что совершенное правонарушение имеет признаки малозначительного.
Указанный довод являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка со ссылкой на обстоятельства дела. Основания для переоценки соответствующего вывода суда первой инстанции у судебной коллегии отсутствуют, поскольку представление недействительного документа о соответствии ввезенного товара требованиям технического регламента на момент декларирования товара повлекло за собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. О времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом телеграммами от 14.07.2015 и от 24.08.2015 (том дела об административном правонарушении, л.д. 91-92, 152-153).
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2016 по делу N А32-34273/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)