Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2016 N 09АП-11127/2016 ПО ДЕЛУ N А40-191937/15

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2016 г. N 09АП-11127/2016

Дело N А40-191937/15

Резолютивная часть постановления объявлена 07.04.2016
Постановление в полном объеме изготовлено 08.04.2016
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: Кочешковой М.В., Мухина С.М.,
при ведении протокола помощником судьи Шакк С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЛА МАРЕ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2016 по делу N А40-191937/15,
принятое судьей Поляковой А.Б.,
по заявлению ООО "ЛА МАРЕ"
к Внуковской таможне
о признании незаконным решения от 14.07.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров,
при участии:
- от заявителя: Зубкова Д.А. по дов. от 20.03.2016;
- от заинтересованного лица: Пилипосян С.А. по дов. от 27.01.2016;

- установил:

ООО "ЛА МАРЕ" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Внуковской таможне ФТС РФ о признании незаконным решения от 14.07.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров.
Решением суда от 20.01.2016 в удовлетворении требований отказано полностью.
Общество не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, основываясь на следующем.
02.02.2015 между ООО "ЛА МАРЕ" (далее - декларант, заявитель) и Компанией "BULGAN TARIM TICARET SAN.ITN.IHR.STI" (Турция) был заключен контракт N 002/2015, в рамках исполнения которого общество ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товары - свежесрезанные цветы, декоративную зелень, горшечные растения, посадочные материалы, семена, луковицы, клубни, рассаду и прочую цветущую продукцию и упаковочный материал.
ООО "ЛА МАРЕ" решением ФТС России включено в реестр уполномоченных экономических операторов (далее - УЭО) (Свидетельство о включении в реестр УЭО N 10000/0141Б от 27.04.2015), с Внуковской таможней ФТС РФ заключено соглашение о взаимодействии таможенного органа и УЭО N 10000/0141Б от 27.04.2015, в связи с этим в соответствии со ст. 197 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) ООО "ЛА МАРЕ" представляется специальное упрощение, в том числе, выпуск товаров до подачи таможенной декларации.
Выпуск вышеуказанных товаров был произведен 02 апреля 2015 года без каких-либо ограничений таможенным постом Аэропорт Внуково (грузовой) по обязательству (регистрационный N 10001020/020415/ОБ000133), с установлением срока подачи декларации на товар - 10.05.2015. Срок подачи таможенной декларации - до 10 мая 2015 года.
Заявителем 05 апреля 2015 года товар был реализован по договору N 1929 от 28.11.2014 года, товарной накладной НП-202344 от 05 апреля 2015 года с последующей подачей декларантом (10.05.2015) ДТ N 10001020/100515/0006335.
Таможенная стоимость товара, задекларированного заявителем в указанной ДТ, определена по первому методу определения таможенной стоимости (по цене сделки с ввозимыми товарами) в размере 1326491, 65 руб.
Таможенным органом 10 мая 2015 года было принято решение о проведении дополнительной проверки в отношении уже выпущенного товара по ДТ N 10001020/100515/0006335 с требованием о представлении дополнительных документов в срок до 09 июля 2015 года.
Запрашиваемые документы 15 июля 2015 года в рамках дополнительной проверки и пояснения по каждому пункту решения о проведении дополнительной проверки были предоставлены заявителем в адрес таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой) Внуковской таможни ФТС РФ на бумажном носителе, о чем есть отметка таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой) Внуковской таможни ФТС РФ (вх. N 7923 от 16 июня 2015 года).
14.07.2015 таможенным органом принято оспариваемое решение о корректировке таможенной стоимости товара.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 197 ТК ТС, одним из условий выпуска товаров до подачи таможенной декларации является представление декларантом обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации, содержащего сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары.
Вместе с тем, обязательство не является видом таможенной декларации (статья 180 ТК ТС), при его подаче таможенная стоимость товаров не определяется и не заявляется.
Определение, декларирование и контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, регламентируются ТК ТС, Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г., Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости".
Таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) (далее - декларант) таможенному органу при таможенном декларировании товаров в декларации на товары (далее - ДТ) и декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) в соответствии с Порядком декларирования, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок декларирования).
В соответствии с пунктом 3 Порядка контроля данный порядок применяется: при осуществлении таможенного контроля до выпуска товаров; при проведении дополнительной проверки в целях принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров; при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, по которым уже принято решение в отношении их таможенной стоимости.
Согласно пункту 2 Порядка декларирования таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Таким образом, контроль таможенной стоимости товаров проводится таможенным органом после ее определения и заявления декларантом в ДТ.
Перечень специальных упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору, предусмотренных статьей 197 ТК ТС, является исчерпывающим, и не предполагает иных упрощений, например, в части контроля таможенной стоимости товаров.
Применительно к товарам, ввозимым на таможенную территорию Таможенного союза уполномоченными экономическими операторами, в отношении которых решение по таможенной стоимости не принято, декларирование, контроль и корректировка таможенной стоимости товаров осуществляются в общеустановленном порядке.
В соответствии со статьей 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку. Если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные статьей 196 ТК ТС для выпуска товаров, то выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Если таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки и выпуск товаров осуществляется при условии представления декларантом (таможенным представителем) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, то "наибольшая величина стоимости товаров" (пункт 2 статьи 88 ТК ТС), исходя из которой, рассчитывается сумма обеспечения, является основой для расчета суммы обеспечения. Необходимо учитывать, что сумма обеспечения не должна отождествляться с суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, в случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости по результатам дополнительной проверки.
Следует отметить, что до принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным. По результатам дополнительной проверки таможенным органом принимается либо решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров, либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
При декларировании ввезенных ООО "ЛА МАРЕ" товаров в декларации на товары N 10001020/100515/0006335 в форме электронного декларирования таможенному органу подана декларация таможенной стоимости (ДТС - 1), в которой таможенная стоимость товаров определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами согласно статьи 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).
Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, на основании пункта 3 статьи 65 ТК ТС утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
При использовании резервного метода (метод 6) в соответствии со статьей 10 Соглашения, используются те же методы, предусмотренные в статьях 4, 6 - 9 Соглашения, при гибкости их применения. В частности, допускается следующее: для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров за основу может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые (ввозимые) товары; при определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров на основе стоимости сделки с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных статьей 6 или 7 настоящего Соглашения 17 требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть проданы для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезены на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (возимых) товаров.
При этом таможенная стоимость товаров не должна определяться на основе цены на товары на внутреннем рынке таможенного союза, произведенной на таможенной территории Таможенного союза; системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей; цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза; иных расходов, нежели расходы, включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения; цены товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны; минимальной таможенной стоимости; произвольной или фиктивной стоимости.
В случае если настоящая статья применяется таможенным органом, то таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе.
Довод заявителя о том, что решение о дополнительной проверке принято таможенным органом необоснованно, не состоятелен, поскольку основанием для принятия решения о проведении дополнительной проверки, согласно пункту 11 Порядка проведения дополнительной проверки, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", являются признаки недостоверности выявленных сведений о таможенной стоимости товаров.
Согласно пунктам 1 и 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ) признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов. Оценивая правомерность решения таможенного органа о проведении дополнительной проверки, судам необходимо исходить из того, что перечень признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, предусмотренный пунктом 11 Порядка, не является исчерпывающим.
В решении таможенного органа от 10.05.2015 о проведении дополнительной проверки отражено, что в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса таможенного союза в ходе проверки декларации на товары N 10001020/100515/0006335 обнаружены следующие признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены: более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. В качестве источника ценовой информации для расчета суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенным органом использованы сведения от производителя товара, указанные в таможенных декларациях на товары и приведенные в расчете суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по ДТ N 10001020/220415/0020184 и N 10609050/070415/0001799.
Кроме того, в отношении партии товара в рамках СУР выявлен риск о содержании в представленных документах для таможенных целей неполных и (или) противоречивых сведений, а также сведений, вызывающих сомнения в их достоверности. Обязательными к применению прямыми мерами профиля риска является "запрос дополнительных документов и сведений с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах", код 615.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости (формирование структуры цены товара) таможенным органом дополнительно запрошены документы и установлен разумный срок их предоставления до 09.07.2015 г., с учетом исполнения обязательств по контракту.
Довод заявителя о том, что 14.07.2015 решение о корректировке таможенной стоимости таможенным органом принято необоснованно, не состоятелен, поскольку основанием для принятия решения о корректировке таможенной стоимости согласно пункту 2 Порядка корректировки таможенной стоимости, являются результаты проведения дополнительной проверки.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Соглашения об определении ТС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В установленные таможенным органом сроки 16.06.2015 от декларанта (входящее письмо N 7923 от 16.06.15.) были получены дополнительные документы и даны пояснения (далее - Пояснения), в которых он сообщает, что по п. 1 решения - Контракт N 002/2015 от 02.02.2015, приложение к контракту N 1 от 02.02.2015 (все документы - заверенные декларантом копии); по п. 2 решения - документы не предоставлены, по этому пункту декларант предоставил копии прайс-листа продавца и инвойса, заверенные декларантом, а также прайс-листы "конкурентов"; по п. 3 решения - пояснение, что товар не страховался; по п. 4 решения - пояснение по способу доставки товаров; документы, подтверждающие стоимость транспортировки товаров, не предоставлены; по п. 5 решения - документы не предоставлены, по п. 6 решения - документы о реализации декларируемых товаров (заверенные декларантом копии): договор поставки цветов N 1929 от 28.11.2014, товарная накладная N НП-202344 от 05.04.2015, счет-фактура N НП-202344 от 05.04.2015, расчет себестоимости товара по ДТ; документы о реализации идентичных товаров по предыдущим поставкам в рамках данного контракта не предоставлены; по п. 7 решения - документы не предоставлены; по п. 8 решения - документы не предоставлены; по п. 9 решения - документы не предоставлены; также декларант предоставил по своему желанию экспортную ДТ без перевода и пояснения по условиям продажи.
Представленные пояснения не устраняют сомнений таможенного органа в достоверности и документальной подтвержденности сведений, заявленных в ДТ.
На этапе таможенного контроля в отношении партии товара, в рамках СУР, применены формы таможенного контроля: назначение дополнительной проверки; запрос дополнительных документов в отношении партии товара.
По результатам применения форм таможенного контроля и анализа представленных документов установлено, что представлено приложение к контракту N 1 от 02.02.2015, однако, при декларировании товаров указанное приложение не заявлено в ДТ. При предоставлении спецификации, инвойса на оплату и прайс-листа поставка считается согласованной между сторонами. Прайс-лист выставлен продавцом BULGAN TARIM TICARET SAN.ITH.IHR.LTD.STI, а не производителем товара. Также в представленном продавцом цветочной продукции прайс-листе за период с 01.01.2015 по 15.05.2015 отсутствует информация о производителях и торговых марках, оказывающих непосредственное влияние на формирование цены товара, не учитывается сезонность и конъюнктура рынка (в зависимости от сезонности), при этом цена единицы товара (в зависимости от длины стебля) указана одинаковая по всем сортам цветов. Кроме того, цены установлены на условиях поставки СРТ-Москва и, согласно прайс-листу, стоимость продукции включает стоимость доставки груза. Учитывая, что прайс-листы должны содержать независимую информацию производителя о ценах на товары, представленный прайс-лист не может рассматриваться в качестве публичной оферты, подтверждающей заявленную декларантом стоимость товаров, требование к которой определено ст. 494 ГК РФ.
Декларантом предоставлены копии прайс-листа продавца, заверенные декларантом. Предоставленные прайс-листы "конкурентов" также не заверены ТПП и, кроме того, не содержат условий поставки, при которых действительны указанные в них цены.
Следовательно, данные документы содержат противоречивую информацию и не могут быть приняты в качестве достоверных для целей определения таможенной стоимости.
Предоставлен упаковочный лист от 28.03.2015 N 054032/Р, однако, при декларировании товаров указанный документ не предоставлялся. Сведения о сортах цветов, указанные в упаковочном листе, отсутствуют в спецификации и инвойсе.
Исходя из пояснений декларанта, продукция доставляется автомобильным транспортом с использованием рефрижераторов для поддержания необходимого температурного режима в грузовом отсеке по маршруту: Турция -Москва (Внуково). В пути следования автомобиль двигается транзитом через территории Болгарии, Румынии, Молдовы, Украины. При этом товар находится в неизменном состоянии, не выгружается и нигде не складируется (то есть не подвергается погрузочно-разгрузочным операциям). Обязанность по доставке груза в пункт назначения лежит на продавце и регулируется договорными отношениями с транспортно-экспедиционными компаниями, оказывающими услугу по доставке груза покупателю в Москву. Детали их взаиморасчетов и договоренности между ним продавцом не раскрываются, так как не предусмотрено их разглашение условиями поставки СРТ-Москва.
В оптовой и мелкооптовой сети цены на цветы изменяются в зависимости от вида, размера, сезонности, страны происхождения. В последнее время особое значение приобрели курсы основных мировых валют, так как закупки цветочной продукции осуществляются именно в валюте. В среднем, цены на розничном рынке на розы в зависимости от длины расположены в диапазоне 20-150 руб., хризантемы 35-100 руб., тюльпаны 7-3 0 руб., герберы 35-65 руб. Ввиду особенности ценообразования на цветочную продукцию, оптовые продавцы вынуждены устанавливать ежедневно и, поэтому в открытом доступе практически не представлены оптовые цены. Кроме того, существуют различные системы скидок для клиентов. На московском рынке наиболее известными поставщиками/продавцами цветов являются компании 7 цветов, Азалия, Старлайт, OBI.
Согласно пункту 2.2 контракта от 02.02.2015 N 002/2015, "Продавец может предоставить информацию о ценообразовании на Товар после рассмотрения мотивированного письменного запроса Покупателя по своему "усмотрению", данные пояснения носят формальный характер и не могут расцениваться в качестве документального подтверждения заявленных сведений о товаре по оспариваемой ДТ (отсутствуют обращения к контрагенту о предоставлении запрашиваемых таможенным органом документах и отказе в их предоставлении, не указан способ доставки конкретной партии товара до Москвы, не указаны цены на розничном рынке конкретно на гвоздики, поставка которых осуществляется в оспариваемой ДТ).
Как верно отметил суд первой инстанции, предоставленный в качестве экспортной декларации документ не имеет перевода, в связи с чем затруднительно провести его анализ и собственно определить является ли представленный документ экспортной декларацией.
На основании изложенного, документы содержат противоречивую информацию и не могут быть использованы в качестве достоверных для определения таможенной стоимости.
В соответствии с пунктом 21 Порядка, если в установленный таможенным органом срок, декларантом (таможенным представителем) не представлены дополнительно запрошенные документы, сведения, пояснения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, то должностное лицо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
Таким образом, представленные таможенному органу документы не устраняют основания для проведения дополнительной проверки.
Нормами, регламентирующими таможенные правоотношения, таможенные органы наделены контрольными функциями в сфере определения таможенной стоимости ввозимых товаров на территорию Таможенного союза, круг полномочий по осуществлению которых определен положениями статей 66 - 69 ТК ТС, Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".
В силу п. 3 ст. 1 Соглашения таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяется в соответствии с указанным Соглашением с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994).
Оценка ввезенного товара должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара. Под "действительной стоимостью должна приниматься цена, по которой во время и в месте, определенных законодательством страны-импортера, такой товар продается или предлагается для продажи при нормальном течении торговли и условиях свободной конкуренции.












































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)